Постановка целей комплексного инвестиционного плана развития города Кировска |
2.2. Постановка целей комплексного инвестиционного плана развития и разработка сценариев будущего Главной целью плана развития является рост качества жизни населения города Кировска на основе его устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития.В качестве основных задач, обеспечивающих достижение главной цели выступают: 1. Диверсификация экономики города и создание условий для развития малого бизнеса:
- строительство двух новых всесезонных туристских комплексов; - модернизация и развитие существующей инфраструктуры туристских услуг. 2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры города:
- реконструкция очистных сооружений города; - ремонт жилого фонда; - модернизация и ремонт инженерной инфраструктуры города; - модернизация основных фондов системы здравоохранения, образования и учреждений культурно-досугового типа. 3. Улучшение системы транспортного сообщения:
- строительство транспортной развязки на въезде в город; - реконструкция улично-дорожной сети. 4. Повышение уровня экологической безопасности:
- перенос металлолитейного производства за черту города; - вывод из работы 4 действующих на территории города мазутных котельных. В рамках разработки комплексного плана развития города Кировска анализируются два сценария - инерционный и инновационный. Инерционный сценарий Реализация инерционного сценария основана на использовании природных ресурсов как основном конкурентном преимуществе развития города. Горнопромышленный комплекс остается ведущим в структуре экономики города. Модернизация предприятий комплекса и применение новой, более мощной и экономичной техники позволяет сохранять достигнутые ранее объемы производства, уровень издержек и производительности труда в условиях ухудшения условий добычи и качества сырья. Конъюнктура спроса и цен на продукцию градообразующего предприятия относительно стабильна в ближайшие годы и может изменяться в любую сторону в более отдаленной перспективе. Возможность получения финансовой поддержки с федерального и регионального уровня для преодоления монопрофильного характера экономики города отсутствует. Инвестиционная политика градообразующего предприятия и местного бизнес сообщества в области развития и модернизации туристской инфраструктуры носит спонтанный характер и зависит от внутренних финансовых возможностей. Таким образом, инерционный сценарий предполагает стабильное функционирование градообразующего предприятия и сохранение неопределенности, связанной с возможными изменениями конъюнктуры спроса и цен на его продукцию. С одной стороны такое развитие, с достаточно высокой степенью прогнозирования, предполагает ежегодный рост уровня средней заработной платы на уровне 10-15 %. Учитывая достаточно высокую степень социальной ответственности градообразующего предприятия можно прогнозировать дальнейшие инвестиции в социально-экономическое развитие города и развитие инфраструктуры дочерних компаний. С другой стороны, имеется ряд негативных последствий от реализации данного сценария. Во-первых, это полное сохранение зависимости экономики города от деятельности градообразующего предприятия и от его финансового состояния. Во-вторых, развитие непрофильной инфраструктуры и реализация социальных программ также полностью будет зависеть от деятельности предприятия. В-третьих, развитие человеческого потенциала будет тормозиться из-за ограниченного круга возможностей для профессионального и личностного развития, самореализации и низкого уровня качества жизни. По этой причине, с достаточно высокой степенью, прогнозируется ежегодное снижение численности постоянного населения на уровне 300-400 человек. В-четвертых, развитие малого и среднего бизнеса в существующих сферах и возможность появления новых направлений бизнеса сохраняются на низком уровне и зависят от платежеспособного спроса населения. В-пятых, отсутствие финансовых средств на реконструкцию и модернизацию инфраструктуры спортивного комплекса на северном склоне горы Айкувенчорр приведет к выводу данного комплекса из состава действующих туристско-рекреационных объектов. В связи с тем, что данный комплекс является основной рекреационной зоной привлекательной для туристов и местом занятия спортом, поскольку рельефы склона допускают выбор трасс различного уровня сложности, прогнозируется снижение туристского потока до 17 - 20 тыс.человек в год. Что в свою очередь приведет к значительному снижению заинтересованности бизнеса в развитии инфраструктуры туризма и прекращению инвестирования в данный вид деятельности. Реализация инерционного сценария не позволит диверсифицировать экономику города, риски ухудшения социально-экономической обстановки достаточно высоки и зависят в основном от факторов влияющих на финансовое состояние градообразующего предприятия. Инновационный сценарий Реализация инновационного сценария предполагает сочетание следующих факторов развития города:- конъюнктура спроса и цен на продукцию градообразующего предприятия относительно стабильна в ближайшие годы и может изменяться в любую сторону в более отдаленной перспективе; - получена финансовая поддержка с федерального и регионального уровней в размере, необходимом для запуска процессов активной диверсификации; - инвестиционная политика градообразующего предприятия остается социально-ответственной и оно готово поддержать мероприятия направленные на диверсификацию экономики города в рамках государственно - частного партнерства; - местное бизнессообщество в высокой степени заинтересовано в диверсификации экономики и развитии новых направлений деятельности. Таким образом, инновационный сценарий в полной мере отвечает возможностям диверсификации экономики города. С целью привлечения частных инвесторов в строительство новых туристских комплексов, модернизации и развития существующих объектов инфраструктуры туризма на территории города создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. За счет выделенных средств федерального бюджета осуществляется строительство необходимой для развития новых комплексов, инженерной и транспортной инфраструктуры. Производится реконструкция очистных сооружений города с целью обеспечения необходимого уровня и качества водопотребления при реализации проектов развития туризма. С целью обеспечения безопасного движения автотранспорта при росте туристских потоков на территории города и приведения в соответствие существующей планировки пересечения проезжих частей требованиям нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах осуществляется реконструкция пересечения автодорог на въезде в город. За счет инвестиций участников особой экономической зоны осуществляется строительство необходимой инфраструктуры новых современных комплексов, способных предоставить весь спектр туристских услуг. За счет частных инвестиций и финансовой поддержке государства, в рамках государственно-частного партнерства, осуществляется модернизация и строительство существующей инфраструктуры спортивных объектов. С целью повышения уровня экологической обстановки с территории города на промышленные площадки ОАО «Апатит» переносится металлолитейное производство и осуществляется строительство завода по демеркуризации (обезвреживании) ртутных ламп и приборов. Выполняется строительство тепломагистрали от Апатитской ТЭЦ до г. Кировска, с целью вывода из работы 4 мазутных, морально устаревших, котельных и возможности их консервации, а после окупаемости проекта и снижения тарифов на теплоноситетели для населения и промышленности города. Реализация данного проекта в значительной степени окажет благоприятное воздействие на экологическую обстановку в городе. Начало реализации мероприятий направленных на развитие туристской инфраструктуры приведет к росту туристского потока и соответственно увеличению финансовых поступлений из внешней среды в экономику города, что в свою очередь создаст благоприятные условии для развития малого, среднего бизнеса и самозанятости населения. Бюджетная составляющая по налогам на совокупный доход к 2020 году составит до 13 - 15 % собственных поступлений. Таблица 2.2
Прогноз доходов бюджета города до 2020 года
Кроме того, уже на первом этапе реализации мероприятий направленных на модернизацию туристской инфраструктуры и сферы обслуживания создаются дополнительные рабочие места привлекательные для молодежи. В связи с этим значительно снизится миграционный отток населения, миграционные потоки станут положительными. При прочих равных условиях (приблизительно близких внешних факторах) социально-экономический эффект при реализации второго сценария значительно выше не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе. Таблица 2.2
Прогноз основных показателей социально-экономического развития в 2020 г.
Таким образом, реализация инновационного сценария приводит к значительному эффекту развития города. Снижение зависимости от финансового состояния градообразующего предприятия, диверсификация экономики и, в конечном счете, достижение устойчивого - социально-экономического и экологически сбалансированного развития города возможно лишь на основе реализации данного сценария. Угрозы для реализации инновационного сценария развития заключаются в частичном финансировании мероприятий плана со стороны вышестоящих бюджетов и как следствие отставание в комплексной реализации плана. Поскольку город расположен в зоне распространения экосистем с низкой способностью к нейтрализации негативных последствий хозяйственной деятельности то в результате развития как зимнего, так и летних видов туризма существует риск нарушения биоразнообразия и природного рекреационного потенциала. Что может привести к негативному воздействию на функционирование экосистем. Кроме того с ростом туристского потока возрастает риск ухудшения криминогенной обстановки на территории города, что может негативно отразится на привлекательности города как туристского центра. План модернизации моногорода Кировск Еще статьи на тему "Развитие":Западные теории регионального развития Туризм на Кольском полуострове: есть потенциал для развития Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития? Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области Сценарии социально-экономического развития Мурманской области Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Предпринимательство - основа развития муниципального образования
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3215 |