Главная Постановка целей комплексного инвестиционного плана развития города Кировска
Постановка целей комплексного инвестиционного плана развития города Кировска Печать E-mail

2.2. Постановка целей комплексного инвестиционного плана развития и разработка сценариев будущего

Главной целью плана развития является рост качества жизни населения города Кировска на основе его устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития.

В качестве основных задач, обеспечивающих достижение главной цели выступают:

1. Диверсификация экономики города и создание условий для развития малого бизнеса:

- строительство двух новых всесезонных туристских комплексов;

- модернизация и развитие существующей инфраструктуры туристских услуг.

2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры города:

- реконструкция очистных сооружений города;

- ремонт жилого фонда;

- модернизация и ремонт инженерной инфраструктуры города;

- модернизация основных фондов системы здравоохранения, образования и учреждений культурно-досугового типа.

3. Улучшение системы транспортного сообщения:

- строительство транспортной развязки на въезде в город;

- реконструкция улично-дорожной сети.

4. Повышение уровня экологической безопасности:

- перенос металлолитейного производства за черту города;

- вывод из работы 4 действующих на территории города мазутных котельных.

В рамках разработки комплексного плана развития города Кировска анализируются два сценария - инерционный и инновационный.

Инерционный сценарий

Реализация инерционного сценария основана на использовании природных ресурсов как основном конкурентном преимуществе развития города. Горнопромышленный комплекс остается ведущим в структуре экономики города. Модернизация предприятий комплекса и применение новой, более мощной и экономичной техники позволяет сохранять достигнутые ранее объемы производства, уровень издержек и производительности труда в условиях ухудшения условий добычи и качества сырья. Конъюнктура спроса и цен на продукцию градообразующего предприятия относительно стабильна в ближайшие годы и может изменяться в любую сторону в более отдаленной перспективе. Возможность получения финансовой поддержки с федерального и регионального уровня для преодоления монопрофильного характера экономики города отсутствует.

Инвестиционная политика градообразующего предприятия и местного бизнес сообщества в области развития и модернизации туристской инфраструктуры носит спонтанный характер и зависит от внутренних финансовых возможностей.

Таким образом, инерционный сценарий предполагает стабильное функционирование градообразующего предприятия и сохранение неопределенности, связанной с возможными изменениями конъюнктуры спроса и цен на его продукцию.

С одной стороны такое развитие, с достаточно высокой степенью прогнозирования, предполагает ежегодный рост уровня средней заработной платы на уровне 10-15 %. Учитывая достаточно высокую степень социальной ответственности градообразующего предприятия можно прогнозировать дальнейшие инвестиции в социально-экономическое развитие города и развитие инфраструктуры дочерних компаний.

С другой стороны, имеется ряд негативных последствий от реализации данного сценария. Во-первых, это полное сохранение зависимости экономики города от деятельности градообразующего предприятия и от его финансового состояния. Во-вторых, развитие непрофильной инфраструктуры и реализация социальных программ также полностью будет зависеть от деятельности предприятия. В-третьих, развитие человеческого потенциала будет тормозиться из-за ограниченного круга возможностей для профессионального и личностного развития, самореализации и низкого уровня качества жизни. По этой причине, с достаточно высокой степенью, прогнозируется ежегодное снижение численности постоянного населения на уровне 300-400 человек. В-четвертых, развитие малого и среднего бизнеса в существующих сферах и возможность появления новых направлений бизнеса сохраняются на низком уровне и зависят от платежеспособного спроса населения. В-пятых, отсутствие финансовых средств на реконструкцию и модернизацию инфраструктуры спортивного комплекса на северном склоне горы Айкувенчорр приведет к выводу данного комплекса из состава действующих туристско-рекреационных объектов. В связи с тем, что данный комплекс является основной рекреационной зоной привлекательной для туристов и местом занятия спортом, поскольку рельефы склона допускают выбор трасс различного уровня сложности, прогнозируется снижение туристского потока до 17 - 20 тыс.человек в год.

Что в свою очередь приведет к значительному снижению заинтересованности бизнеса в развитии инфраструктуры туризма и прекращению инвестирования в данный вид деятельности.

Реализация инерционного сценария не позволит диверсифицировать экономику города, риски ухудшения социально-экономической обстановки достаточно высоки и зависят в основном от факторов влияющих на финансовое состояние градообразующего предприятия.

Инновационный сценарий

Реализация инновационного сценария предполагает сочетание следующих факторов развития города:

- конъюнктура спроса и цен на продукцию градообразующего предприятия относительно стабильна в ближайшие годы и может изменяться в любую сторону в более отдаленной перспективе;

- получена финансовая поддержка с федерального и регионального уровней в размере, необходимом для запуска процессов активной диверсификации;

- инвестиционная политика градообразующего предприятия остается социально-ответственной и оно готово поддержать мероприятия направленные на диверсификацию экономики города в рамках государственно - частного партнерства;

- местное бизнессообщество в высокой степени заинтересовано в диверсификации экономики и развитии новых направлений деятельности.

Таким образом, инновационный сценарий в полной мере отвечает возможностям диверсификации экономики города.

С целью привлечения частных инвесторов в строительство новых туристских комплексов, модернизации и развития существующих объектов инфраструктуры туризма на территории города создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. За счет выделенных средств федерального бюджета осуществляется строительство необходимой для развития новых комплексов, инженерной и транспортной инфраструктуры. Производится реконструкция очистных сооружений города с целью обеспечения необходимого уровня и качества водопотребления при реализации проектов развития туризма.

С целью обеспечения безопасного движения автотранспорта при росте туристских потоков на территории города и приведения в соответствие существующей планировки пересечения проезжих частей требованиям нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах осуществляется реконструкция пересечения автодорог на въезде в город.

За счет инвестиций участников особой экономической зоны осуществляется строительство необходимой инфраструктуры новых современных комплексов, способных предоставить весь спектр туристских услуг.

За счет частных инвестиций и финансовой поддержке государства, в рамках государственно-частного партнерства, осуществляется модернизация и строительство существующей инфраструктуры спортивных объектов.

С целью повышения уровня экологической обстановки с территории города на промышленные площадки ОАО «Апатит» переносится металлолитейное производство и осуществляется строительство завода по демеркуризации (обезвреживании) ртутных ламп и приборов.

Выполняется строительство тепломагистрали от Апатитской ТЭЦ до г. Кировска, с целью вывода из работы 4 мазутных, морально устаревших, котельных и возможности их консервации, а после окупаемости проекта и снижения тарифов на теплоноситетели для населения и промышленности города. Реализация данного проекта в значительной степени окажет благоприятное воздействие на экологическую обстановку в городе.

Начало реализации мероприятий направленных на развитие туристской инфраструктуры приведет к росту туристского потока и соответственно увеличению финансовых поступлений из внешней среды в экономику города, что в свою очередь создаст благоприятные условии для развития малого, среднего бизнеса и самозанятости населения. Бюджетная составляющая по налогам на совокупный доход к 2020 году составит до 13 - 15 % собственных поступлений.

Таблица 2.2

Прогноз доходов бюджета города до 2020 года

Наименование

ед. измерения

Период

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2020 г.

1

Собственные доходы бюджета

Млн.

руб.

680,8

789,3

872,3

942,2

1017,2

1088,6

1640,9

2

Налоги на совокупный доход

Млн.

руб.

21,9

34,6

42,8

46,9

50,5

54,3

213,3

3

Туристский поток

Тыс.

чел.

39,4

42,9

45,4

48,9

52,9

58,0

108,0

4

Входящий финансовый поток из внешней среды в малый бизнес

Млн.

руб.

591,0

750,7

839,9

904,6

1005,1

1100,1

2500,0

Кроме того, уже на первом этапе реализации мероприятий направленных на модернизацию туристской инфраструктуры и сферы обслуживания создаются дополнительные рабочие места привлекательные для молодежи. В связи с этим значительно снизится миграционный отток населения, миграционные потоки станут положительными.

При прочих равных условиях (приблизительно близких внешних факторах) социально-экономический эффект при реализации второго сценария значительно выше не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе.

Таблица 2.2

Прогноз основных показателей социально-экономического развития в 2020 г.

Показатели

1 сценарий

2 сценарий

Доля объема промышленного производства ОАО «Апатит» в общем объеме промышленного производства, %

98,0

94,5

Доля занятых в ОАО «Апатит», %

34,0

24,0

Среднесписочная численность населения, тыс. чел.

29,8

35,4

Численность трудоспособного населения, тыс. чел.

20,5

22,6

Численность занятых в экономике, тыс. чел.

15,7

19,4

Численность безработных, тыс. чел.

0,84

0,56

Численность занятых в малом бизнесе, тыс.чел.

1,3

4,1

Туристский поток, тыс. чел.

18,0

108,0

Входящий финансовый поток из внешней среды в малый бизнес, тыс. руб.

350000,0

2500000,0

Доля собственных доходов бюджета города от субъектов малого бизнеса, %

3,0

13,0

Доля собственных доходов местного бюджета, %

46,0

100,0

Таким образом, реализация инновационного сценария приводит к значительному эффекту развития города. Снижение зависимости от финансового состояния градообразующего предприятия, диверсификация экономики и, в конечном счете, достижение устойчивого - социально-экономического и экологически сбалансированного развития города возможно лишь на основе реализации данного сценария.

Угрозы для реализации инновационного сценария развития заключаются в частичном финансировании мероприятий плана со стороны вышестоящих бюджетов и как следствие отставание в комплексной реализации плана.

Поскольку город расположен в зоне распространения экосистем с низкой способностью к нейтрализации негативных последствий хозяйственной деятельности то в результате развития как зимнего, так и летних видов туризма существует риск нарушения биоразнообразия и природного рекреационного потенциала. Что может привести к негативному воздействию на функционирование экосистем.

Кроме того с ростом туристского потока возрастает риск ухудшения криминогенной обстановки на территории города, что может негативно отразится на привлекательности города как туристского центра.

План модернизации моногорода Кировск

Еще статьи на тему "Развитие":

Западные теории регионального развития

Туризм на Кольском полуострове: есть потенциал для развития

Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития?

Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области

Сценарии социально-экономического развития Мурманской области

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Предпринимательство - основа развития муниципального образования


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.137.218.215

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .