…изнутри |
Банкротство, как дамоклов меч, висело над предприятием в конце 1990-х годов. Производство было убыточно. Уходили с флота лучшие специалисты.Люди не видели перспектив, утрачивали веру в руководителей. В коллективе рос глухой раздор: моряки кивали на береговые службы, а управленцы недоумевали, почему показатели работы на промысле хуже, чем на других флотах. Рейсовые задания, как правило, не выполнялись. На судах процветало воровство. До пяти процентов улова шло «на сторону», продавалось и промвооружение. Эти факты прозвучали на флотской профсоюзной конференции весной 1999 года. Собравшиеся требовали от руководства повышения зарплаты в соответствии с отраслевыми и областными соглашениями, в противном случае грозили коллективным трудовым спором. Управляющему П.В.Виноградову удалось направить дискуссию в другое русло: или постепенное повышение зарплаты наряду с повышением производительности труда и экономией ресурсов, или банкротство. - У нас люди не бедные! - запальчиво говорил Виноградов. - В рейсе моряка кормят на 71 рубль в день. Вне зависимости от выполнения плана начисляются 8 долларов суточных. Абсолютно все социальные льготы оплачиваем. Если бы не было денег, то не мог бы, например, проштрафившийся экипаж из собственных кошельков 58 тысяч кронS отдать норвежским таможенникам. Вот профком требует повысить рублевую ставку в два раза. А все ли рыбаки на сто процентов выполняют свои обязательства? Ни один не заинтересован работать на результат. Оттого, что механики плохо ухаживают за оборудованием, у нас большая аварийность. И крайнего не найдешь! Работник виноват в том, что не работал, а я - в том, что не могу с него спросить.* Самым тяжелым для «Севрыбпромразведки» стал 1997 год, который коллектив закончил с минусом в 70 миллионов рублей по основному производству (в сопоставимых ценах на конец ХХ века). 1998-й вытянули уже с плюсом, а 1999-й завершили со значительным положительным результатом. Выплаты заработной платы нормализовались, более того, зарплата подросла - в среднем по плавсоставу с 1,5 тысяч рублей до 2,8 тысяч. Подыграл предприятию и августовский дефолт, так как для тех, кто работает на внешний рынок, заработанный доллар обходится намного дешевле, чем расчеты по курсу Центробанка в собственных бухгалтериях. На этой разнице и играют предприятия. Для них главным является не величина прибыли, а достаточность денежных средств для производственной деятельности. - Говорить, что мы работаем с прибылью, значит, искажать реальную картину, - рассказывает в интервью нашему корреспонденту заместитель управляющего флотом по экономике Ю.В.Домбровский. - Экономического роста у нас на самом деле нет. Хуже того, мы пока не обеспечиваем и простого воспроизводства, средства на амортизацию основных фондов «проедаются». И так не только у нас. Единицы предприятий могут себе позволить сегодня обновлять флот. - «Севрыбпромразведка» - банкрот. За несколько лет банкротство для вас переросло с состояние, в режиме которого вы работаете до сих пор...- Да, мы привыкли работать в таких условиях. Банкротство затянулось, а предприятие тем временем стало отражать в своей отчетности прибыль. Смогли выжить в тяжелейших условиях, после значительных финансовых ударов. Сегодня мы даем рыбному комплексу Мурманска более тысячи рабочих мест плавсостава и 200 - работающим на берегу. Сама процедура банкротства социально значимого предприятия, которым была и остается «Севрыбпромразведка», касается в основном руководителя, а режим работы для остальных остался прежним. - Какие долги числятся за флотом?- Значительные. В 1993 году налоговая инспекция начислила штраф в размере 19 млн. долларов. Предприятие признало этот долг, отразив его в официальной отчетности. Это было принципиальной ошибкой, которую удалось избежать «Севрыбхолодфлоту», штрафы которого были в несколько раз выше, но флот их оспорил. Это вина государства, которое объективно и своевременно законодательно не урегулировало валютные и финансово-кредитные отношения. Поэтому считаю, что те долги должны быть прощены. За ними осталась значительная сумма по штрафным пеням и в Пенсионный фонд. С этими проблемами справиться в одиночку крайне сложно. - Для государственных предприятий, каковым является и «Севрыбпромразведка», существует ли возможность госзаказа на рыбопоставки?- Этого нет. Госзаказ или выигранный тендер на рыбопоставки должны подразумевать и льготную кредитную линию. С точки зрения специалиста, занимающегося материальным производством, скажу, что «вдохнуть жизнь», дать возможность флоту развиваться могут льготное кредитование под оборотные средства, инвестиционное кредитование под нормальные проценты и изменение налоговой базы.* S Курс Центробанка РФ на 10 марта 1999 года был около трех рублей за одну норвежскую крону. · Каков вылов - таков и доход, «РМ» от 12 марта 1999 года. · Живут и при банкротстве, «РМ» от 4 февраля 2000 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2772 |