Главная с моря
…с моря Печать E-mail

- Один за другим прилетают из Атлантики циклоны, приносят снег или дожди да штормовые ветры, которые хулиганят в снастях мачт: то тихо сопят и посвистывают, то грохочут, как реактивный самолет пред взлетом,

- так начинает свой промысловый дневник капитан управления «Севрыбпромразведка» А.И.Колесов, рассказывая о работе рыбаков на изломе 1998 года.

Пересказывать рассказ прекрасного литератора или что-то добавлять от себя к словам отличного капитана я не буду. - А промысловых дней до конца года остается все меньше и меньше. Поэтому напряженно, а нередко и нервно проходят радиосоветы капитанов в Баренцевом море, которые организует начальник промрайона В.С.Олениченко, находящийся на борту научно исследовательского МИ-776 «Фритьоф Нансен».

Когда на промысле 230 траулеров Российской Федерации и до сотни иностранных, организовать эффективную работу флота непросто. Баренцево море явно перегружено судами. Промысловые концентрации трески, пикши плотными группами траулеров разбиваются быстро, поэтому капитаны, обнаружившие первыми хорошие рыбные записи на экранах приборов, стараются не давать достоверную информацию на радиосоветах, приглашая в такие квадраты только «своих» на согласованных частотах радиосвязи. На скандалы по поводу искажения информации капитаны-передовики не реагируют. «Рынок! Я нашел, и это мое, мне зарплату платят за мастерство и находчивость», - парируют они критику...

После закрытия промысла на востоке суда начали переходить в смежный район - на северо-западный склон Мурманской банки, иные пошли и подальше - в островную зону Шпицбергена. Сразу же активизировали свою деятельность корабли береговой охраны Норвегии. Их усилия не пропали даром - по результатам проверок траулеров норвежцы объявили о закрытии участка моря для тралового лова к северо-западу от острова Медвежий из-за ... прилова маломерной трески более 15 процентов по норвежским(!) правилам. Как показывал анализ уловов, проведенных научными группами траулеров по российским правилам рыболовства, прилов маломерной рыбы не превышал 15 процентов.

Капитаны чесали затылки: что делать? По всем документам по рыболовству предписано в островной зоне работать по российским правилам, а норвежцы настойчиво требуют выполнения их правил и добиваются своего - заставляют капитанов срезать траловые мешки с ячеей 125 мм и ставить тралмешки с ячеей 135 мм. А про работу в закрытом ими районе и говорить нечего - силой выталкивают. В июле 1998 года из-за нежелания выполнять норвежские правила был арестован БМРТ «Новокуйбышевск», на котором находился легендарный начальник промрайона А.Ф.Цимбалюк. Вот шуму-то было! Рыбаки надеялись: наконец-то лед тронется - наши власти всех уровней и талантливые дипломаты надолго решат эту проблему с добрейшими друзьями - норвежцами. Но, увы, победила «дипломатия времени»: все скорее сдать кому угодно, чтоб меньше хлопот было. Курилы - японцам, островную зону Шпицбергена - норвежцам, а потом будет очередь за смежными районами рыболовства, которые норвежцы также считают своей зоной в Баренцевом море...

Поживем - увидим. Но пока рыбу надо ловить, несмотря на происки непогоды, норвежских инспекторов и закрытые районы. Еще более взволнованно зазвучал в эфире на радиосоветах голос руководителя научных групп В.В.Комличенко: «Надо сохранить район промысла в островной зоне, не давать повода норвежским инспекторам закрывать районы по прилову маломерной трески, потому что отступать некуда». Виктор Васильевич предложил капитанам перейти в этом районе на режим работы по норвежским правилам и более внимательно относиться к прилову маломерки. Сие предложение он обосновал тревогой за выбор квоты, отсутствием запасных районов промысла и закончил выступление довольно интересно: «Я тоже державник, казак, но здесь надувание щек ни к чему, район потеряем - и ловить будет негде. Государства почти что нет, и защищать нас некому. Отступаем мы только в биологическом плане, с точки зрения сохранения молоди для будущих поколений». Большинство капитанов его поддержали...

Суровые декабрьские условия промысла заставляют нешуточно волноваться и руководителей флотов. Свою обеспокоенность они, бывает, проявляют в желании лично разобраться с причинами нестабильной работы. Вот и управляющий ГП «Севрыбпромразведка» П.В.Виноградов попытался в радиотелефонном разговоре из своего кабинета с капитаном СТМ «Обва» «ликвидировать отставание» в довольно жесткой форме:

- Когда начнете работать? Одни убытки от вашего траулера.

Капитан траулера В.С.Пальцев, опытный промысловик, сдержанно ответил:

- Как снабжены, так и работаем.

Дальнейший разговор был излишне эмоционально насыщенным и вызвал отрицательную реакцию капитанов других траулеров, слышавших его. Несомненно, не все из возможного сделал экипаж, и в этом Виноградов прав. Но и невозможно отрицать, что обеспеченность орудиями лова, техническое состояние судов последнего государственного флота намного хуже, чем однотипных судов тралфлота или «Карелрыбфлота», не говоря уже о траулерах Союза рыбопромышленников Севера.

С 1994 года, с момента искусственно (и искусно!) сделанного банкротства предприятия, оно находится в кризисной ситуации. Надо же было додуматься чиновникам до массированного нападения на последний островок госсобственности, еще не разворованной и не перекочевавшей в руки вольных дельцов! Объяснение здесь может быть одно: чиновники спешили доложить в Москву, что работа в Мурманске в этом направлении начата... Именно с того момента кризисная ситуация на предприятии обернулась оттоком лучших кадров, снабжением судов по минимальным нормам, задержками зарплаты от 6 до 12 месяцев. И самое главное - люди потеряли веру в справедливость. Без веры как отдельно взятому предприятию, так и стране в целом из кризиса не выйти. При таких условиях призывать моряков засучить рукава и «вкалывать» на благо неизвестно кого не очень корректно...*

· Будни промысла глазами профессионала, «РМ» от 15 января 1999 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.22.70.9

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .