Формирование производственных кластеров |
9.2. Формирование производственных кластеровМировой и лучший отечественный опыт показывает, что формирование производственных кластеров1(Под производственными кластерами понимается группа сосредоточенных на определенной территории компаний и организаций, взаимосвязанных и/или взаимодополняющих друг друга, взаимодействие которых на основе использования специальных организационных структур, координирующих их деятельность, усиливает конкурентные преимущества отдельных компаний и группы в целом. Участники кластера, как правило, связаны договорами о стратегическом партнерстве, что не исключает сохранение конкурентной среды внутри кластера) является важнейшим средством достижения динамичного экономического развития региона, повышения конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций, внедрения инноваций. Значение кластеров и кластерной политики для Мурманской области состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению территории, способствовать диверсификации монопрофильной экономики, содействовать развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры, фирм малого и среднего бизнеса2(В 2007 г. разработана и одобрена «Концепция кластерной политики в Российской Федерации»). Тренд трансформации традиционной отраслевой и корпоративной структуры в направлении образования кластеров является главным содержанием перехода от структуры региона централизованного (иерархического) типа, к которому принадлежит Мурманская область, к современным более конкурентоспособным «сетевым» регионам. Кластерная политика должна быть органично встроена в контекст инновационного пути развития, постиндустриальной трансформации экономики региона, что связано с увеличением роли сектора услуг, возрастанием мобильности, гибкости и интеллектуальности основных производственных процессов.
Наиболее сложной проблемой при создании и реализации кластерных инициатив, на наш взгляд, является формирование институциональной и организационной среды для возникновения кластеров. Решение этой проблемы связано с созданием Координационного центра (Агентства регионального развития) - паритетного органа власти, бизнеса и науки, координирующего реализацию кластеров и осуществляющего оперативное управление ключевыми кластерными проектами. Это обусловлено тем, что кластеры являются продуктом совместных усилий, в создании которого на различных уровнях участвуют региональные государственные структуры, частные компании, инновационные организации, образовательные и исследовательские институты, предпринимательские объединения и институты гражданского общества. Принципы управления кластерами требуют от заинтересованных сторон открытости и доверия в бизнесе для осуществления совместных действий, т.е. формирования «института доверия» и «института партнерства», что также представляется очень сложным. При этом формирование кластеров является условием обретения областью долгосрочной конкурентоспособности и, следовательно, относится к числу приоритетов государственной политики регионального развития. Мурманская область располагает необходимыми условиями для создания кластеров, так как имеет ряд крупных конкурентоспособных компаний (причем конкурентных не только на национальном рынке, но и на мировом), значительный научно-технический потенциал, квалифицированную рабочую силу, развитые внешнеэкономические связи, дееспособные общественные организации и ассоциации предпринимателей. Хорошие предпосылки существуют для формирования на территории области следующих кластеров: 1) транспортно-логистический; 2) нефтегазовый; 3) горно-химический; 4) горно-металлургический; 5) рыбопромышленный; 6) туристский. Транспортно-логистический кластерПредпосылками формирования такого кластера являются: выгодное географическое положение области, наличие развитой транспортной инфраструктуры, в том числе портовых мощностей (действующих и проектируемых), располагающих судами разного профиля, ледокольным флотом, ремонтной базой, специализированными высококвалифицированными специалистами и управленческими кадрами. Собственниками компаний, действующими в морской транспортной сфере, являются представители частного бизнеса и государства, следовательно, есть возможность создания конкурентной среды и частно-государственного партнерства внутри кластера. Кластер обеспечит повышение конкурентоспособности портовых услуг, увеличит пропускную мощность портовых сооружений, их модернизацию, привлечет дополнительные инвестиции и трудовые ресурсы, появится возможность строительства пассажирского порта, все вместе будет способствовать социально-экономическому развитию Мурманской области и обеспечению национальных интересов Российской Федерации. Создание транспортно-логистического кластера позволит осуществить координацию планов развития морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта в рамках единой транспортной системы Российской Федерации1(Создание такого центра возможно на основе формирования портовой особой экономической зоны). В функции этого кластера включаются: обслуживание грузовладельцев, осуществляющих экспортно-импортные поставки через морские порты Мурманской области; транспортное обеспечение освоения месторождений нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа; реализация проекта грузового коридора «Азия - Северная Америка». Такого типа кластер создан и успешно работает в Норвегии, следовательно, можно использовать норвежский опыт. Также появляется возможность сформировать трансграничный кластер, совместно со Скандинавскими странами. Транспортно-логистический кластер по своей основе выходит за региональные рамки, так как требует использования высоких и наукоемких технологий, стимулирует развитие судостроительных отраслей, втягивает в свою орбиту образовательные и научные услуги, может способствовать развитию малого и среднего бизнеса (особенно на берегу), реализует глобальную транзитную функцию, т.е. имеет все черты, необходимые для формирования классического кластера. Морское побережье - важная зона многопрофильного Использование потенциала Северного морского пути, который является катализатором устойчивого развития российской Арктики, транзитной транспортной магистралью между западными и восточными странами, фактором контроля Россией над пространством Арктики, естественно, увеличивает геополитическое и экономическое значение этого кластера и для Мурманской области, и для России в целом. Созданию и развитию кластера будет способствовать наделение Мурманского морского порта статусом портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), а также образование российско-норвежской зоны промышленного и экономического сотрудничества «Поморская зона». Нефтегазовый кластерНеобходимость повышения конкурентоспособности углеводородного сырья месторождений Арктического шельфа является важной национальной задачей. Для этого в Западной Арктике имеются все необходимые условия: наличие устойчивого спроса на нефть и СПГ, конкуренция среди производителей внутри отрасли на национальном и международном уровнях, предприятия родственных и поддерживающих отраслей. На территории Мурманской области существуют необходимые предпосылки для создания нефтегазового кластера. В регионе расположен один из крупнейших комплексных научных центров по проведению фундаментальных исследований в области геологии, разработки месторождений, химии и технологии, морских проблем, экологии и экономики - Кольский научный центр РАН. Подготовкой специалистов занимаются 4 высших учебных заведения и более 20 филиалов вузов, в том числе Мурманский государственный технический университет, который готовит специалистов практически по всем направлениям морехозяйственной деятельности. В регионе действуют «Арктикморнефтегазразведка», одна из крупнейших в России геологоразведочных организаций в области углеводородного сырья, а также ряд геофизических организаций, выполняющих прикладные исследования. Следовательно, кластер обеспечен научным сопровождением и может существенно воздействовать на рынок труда и подготовку высококвалифицированных кадров. По существу, образование кластера связано только с началом масштабного освоения углеводородного сырья Западной Арктики, при этом не исключено появление на полуострове сопутствующих микрокластеров на базе различных аспектов промышленного освоения нефтегазовых месторождений1(В частности, проектируемый завод по сжижению природного газа, который является одним из крупнейших в мире, может способствовать появлению в поселке Териберка и соседних городах, включая г. Мурманск, комплекса инновационных средних и малых предприятий по обеспечению его деятельности). Кластер может оказать стимулирующее воздействие на предприятия машиностроения, металлообработки, оборонно-промышленный, судостроительный и транспортный комплексы, т.е. стать локомотивом развития высокотехнологичных отраслей в российской экономике в целом. Это должно обеспечиваться направлением в высокотехнологичные отрасли части финансовых потоков, создаваемых в топливно-энергетическом комплексе и сырьевых отраслях, обеспечивая мультипликативный эффект. Серьезных технологических решений потребуют и сам отбор, и транспортировка газа со Штокманского месторождения, что создает предпосылки для формирования крупных инновационных центров. Освоение Штокмановского газоконденсатного и нефтяного Приразломного месторождений создает реальные условия для формирования на Северо-Западе России конкурентоспособного и перспективного нефтегазового кластера, который уже в период до 2020 г. может перерасти в мегакластер. Создание в Мурманской области некоммерческой организации «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», учредителями которой являются Министерство промышленности, транспорта и энергетики Мурманской области, Союз промышленников и предпринимателей, Северная торгово-промышленная палата и в которую входят более 170 предприятий промышленности, строительства, транспорта, сервисных, логистических, финансовых и образовательных организаций, можно рассматривать как начальную фазу формирования промышленного кластера в соответствии с общепринятой методикой. Ассоциация «Мурманшельф» уже в значительной степени выполняет функции координационного центра и проводит активную политику подготовки предприятий-поставщиков и трудовых ресурсов к работе по обеспечению нефтегазовой отрасли. Членами Ассоциации являются также зарубежные компании, в ее работе участвует норвежская ассоциация поставщиков «Петра Арктик», т.е. присутствуют и трансграничные взаимодействия. Эксплуатация топливно-энергетических ресурсов шельфа Баренцева моря позволит повысить эффективность региональной экономики, привлечь крупные отечественные и иностранные инвестиции, трудовые и технологические ресурсы, играть значительную роль в обеспечении энергетической безопасности страны и в развитии международного сотрудничества, особенно со странами Скандинавии1(Интерес к ресурсам Баренцева моря в мире огромен. Министр иностранных дел Норвегии утверждает, что Баренцево море может стать новым европейским энергетическим центром глобального масштаба). Горно-химический и горно-металлургический кластерыВ Мурманской области существует реальная возможность формирования горно-химического кластера. На территории области работают две крупные горно-химические компании - ОАО «Апатит» и «Ковдорский ГОК», в стадии становления находится новый горно-химический комплекс под управлением «Северо-Западной Фосфорной Компании», входящей в холдинг «Акрон». Все компании производят близкий набор продукции (апатитовый концентрат, нефелиновый и др.), имеют своих поставщиков и потребителей. Помимо того, что компании создают конкурентную среду, они могут улучшить свои экономические показатели, имея общие сети конкурирующих поставщиков, потребителей, совместно участвовать в строительстве перерабатывающих и энергетических предприятий (например алюминиевый завод в городе Кандалакша), использовать новые технологии и методы переработки руд с привлечением научного потенциала Кольского научного центра и институтов Мурманска и Санкт-Петербурга, воздействовать на рынок рабочей силы в сотрудничестве с образовательными учреждениями области. Кластер также выходит за пределы региона, Кластер может способствовать формированию новых машиностроительных производств, стимулируя спрос на горное и транспортное оборудование. Основная сложность в формировании этого кластера: отсутствие доверия между основными компаниями и осознания ими необходимости работать вместе на интересы региона и России. Возможно также формирование горно-металлургического кластера на базе Кольской горно-металлургической компании, входящей в состав ОАО «Норильский никель» и двух новых предприятий по реализации проектов по отработке месторождений платиноидов «Федоро-Тундровское» (горно-обогатительным комбинатом ЗАО «Федорова Рисорсис») и месторождения хромитов «Сопчеозерское» (горно-обогатительным комбинатом на базе ООО «Северная хромовая компания»). Преимущества создания кластера на базе этих предприятий очевидны. Это, прежде всего, диверсификация производства, возможность совместного использования технологических наработок, проведение совместных маркетинговых исследований и т.д. Данный кластер также формирует спрос на машинно-техническую продукцию, горное оборудование, транспорт. Для предприятий этого направления формирование кластера может быть затруднено инициированием проекта по формированию глобального горно-металлургического холдинга1(План создания глобальной горно-металлургической группы от компаний «Норникель», «Интеррос», объединенной компании «Русал», а также компаний «Металлинвест», «Евраз», «Мечел» и «Уралкалий» подан Правительству РФ, но решений по этому поводу никаких не принято). Холдинги обычно имеют жесткую иерархическую вертикальную структуру, в то время как кластеры, преимущественно, используют гибкую сетевую структуру. В обоих случаях - при формировании и горно-химического, и горно-металлургического кластеров - центры решений и рычаги управления региональными предприятиями находятся за пределами региона, что в значительной степени осложняет возможность использования кластерных инициатив. Рыбопромышленный кластерИмеются определенные предпосылки для формирования в области рыбопромышленного кластера. В настоящее время предприятия и организации рыбопромышленного комплекса области дают около 15% ВРП, здесь занято более 20 тыс. человек. Этот вид экономической деятельности долго и сложно выходит из кризисного состояния, особенно в части перерабатывающих производств, которые, по данным Мурманскстата, используют производственные мощности на 47-50%. Из числа всех предприятий, работающих в этой отрасли, можно выделить 4-5 наиболее крупных, занимающих лидирующие позиции, которые составят ядро кластера. В этой промышленности представлены как добывающие, так и перерабатывающие предприятия, имеющие большой опыт работы. В Мурманске есть два крупных научно-исследовательских института (ПИНРО и ММБИ), ведущие научные исследования по проблемам рыбной отрасли, т.е. кластер будет иметь весомую научную и инновационную составляющую. В области также находятся судостроительные и судоремонтные предприятия, которые востребованы рыбной промышленностью, и кластер, при условии его создания, будет активным Налицо заинтересованность Администрации области и общественных объединений (Северная торгово-промышленная палата, Союз промышленников и предпринимателей, Союз рыбопромышленников Севера и других организаций) в развитии отрасли. Кластер вполне может стать трансграничным, так как связи рыбаков Мурманской области и Норвегии имеют давний и стабильный характер. Это позволяет использовать норвежский опыт, технологии, совместные проекты. В период кризиса предпосылки для формирования рыбопромышленного кластера не ухудшились, так как это один из секторов региональной экономики, который меньше других пострадал от кризиса: цены и спрос на рыбную продукцию на внутреннем рынке не снизились. Туристский кластерНа Кольском полуострове имеются широкие возможности для развития практически всех видов туризма. Это создает возможность для формирования регионального туристского кластера. Положительным моментом в организации такого кластера является то, что значительная часть туристских фирм зарегистрирована на территории области. Туристская деятельность имеет мультипликативное воздействие на сопутствующие виды деятельности, такие как сервисные услуги, строительство, связь, транспорт, финансовые услуги. Туристский кластер - это перспективное направление диверсификации экономики, повышения ее устойчивости. Это возможность сформировать новый, более привлекательный имидж региона. Это также возможность интенсификации межрегиональных, международных и приграничных связей, как в рамках России, так и в Баренцевом регионе, и в рамках Северной Европы. В качестве инструмента формирования туристских кластерных структур можно использовать особые рекреационные экономические зоны. Туристская деятельность в регионе испытывает сильную конкуренцию со стороны международных и отечественных фирм. Поэтому создание туристского кластера позволит противостоять этой конкуренции и усилит позиции регионального туристского комплекса. В целом, формирование и функционирование производственных кластеров в Мурманской области позволит обеспечить получение следующих положительных эффектов. 1. Снижение трансакционных издержек. В качестве наиболее важного интеграционного фактора выступают так называемые специфические активы взаимодействующих предприятий, т.е. конкретные характеристики ресурсного потенциала (основные фонды, кадры, ноу-хау), обеспечивающие эффективность кластеризации.
По мере возрастания уровня «специфичности» активов взаимодействующих хозяйствующих субъектов усиливается мотивация к заключению длительных двусторонних (многосторонних) контрактных отношений как альтернативы ориентации на самостоятельное рыночное поведение или на заключение разовых сделок. Экономия при устойчивом функционировании кластера, кроме того, может обеспечиваться: во-первых, на основе эффективной реализации заключенных долговременных контрактов как между промышленными предприятиями, так между ними и учреждениями финансово-кредитной сферы (банками, страховыми и инвестиционными компаниями), организациями торговли, научными и инновационными организациями; во-вторых, посредством эффективной работы координирующей организации, обеспечивающей централизацию выполнения ряда общих функций, и даже (в идеале) определенное высвобождение численности управленческого персонала компаний-участников кластера; в-третьих, путем внедрения общекластерной информационно-аналитической системы, резко ускоряющей информационный обмен между участниками, как по вертикали, так и по горизонтали. 2. Возможность обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ. Это обусловлено тем, что интеграционные решения органов управления компаний должны быть императивно нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ. При этом потенциал конкурентоспособности не отождествляется с показателями текущей прибыли, а рассматривается как комплекс факторов, гарантирующих долгосрочные преимущества на национальном и мировых рынках.3. Рост потенциала взаимовыгодных деловых долгосрочных отношений. Этому способствует: развитие системы взаимных поставок внутри кластера, основанной на доверительных принципах и экономии трансакционных издержек; общая сбытовая сеть на основе вертикальных и горизонтальных связей; интенсивный обмен информационными, финансовыми, кадровыми, инновационными ресурсами в рамках общей системы деловых отношений; готовность к снижению рисков функционирования за счет определенного снижения уровня рентабельности предприятий, входящих в кластер; следование приоритетам внутрикластерного планирования и поставленным целям и задачам; развитие системы перекрестного владения акциями внутри кластерных предприятий.4. Синергический эффект, состоящий: в операционной экономии на основе централизации и сокращения затрат на поставки и сбыт продукции; экономии за счет эффекта масштаба, более рационального использования всех ресурсов; диверсификация, обеспечивающая снижение рисков и формирование долговременных конкурентных преимуществ; кластеры можно рассматривать как одну из моделей частно-государственного партнерства, которая позволяет использовать регион в качестве уникальной агломерационной среды, повышающей как эффективность каждого участника, так и его устойчивость в рамках современной сетевой экономической многоуровневой структуры.Таким образом, с одной стороны, транспортно-транзитные возможности области, природные ресурсы, развитая промышленность, региональные инициативы по формированию особых экономических зон (Мурманская ПОЭЗ) и протокластерных организаций («Мурманшельф») создают благоприятную среду и реальные возможности для разработки кластерных проектов. С другой стороны, отсутствие необходимых институциональных и законодательных основ кластерной политики на региональном уровне, иерархическая структура экономики региона, обусловливающая зависимость от решений управляющих компаний, являются препятствиями для формирования и функционирования кластеров, как фактора экономического развития региона. Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи на тему "Кластеры":Горно-химический и горно-металлургический кластеры в Мурманской области Кластерная модель промышленного развития Кольского региона В 2012 году в Мурманской области будут созданы пять отраслевых кластеров Формирование кластера нефтегазовой промышленности в Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 12816 |