Зарубежный опыт развития прибрежного рыболовства - окончание |
Продолжение. Начало статьи читать здесь. СШАРыболовство в США регулируется законом Магнусона-Стивенса от 11 октября 1996 года, которым предусматривается решение пяти основных задач:- предотвращение перелова и пополнение запасов переловленных популяций;- недопущение нерегламентированных уловов;- сведение к минимуму негативного влияния рыбного промысла на естественную среду;- исследования и мониторинг рыбного промысла;- контроль и безопасность в море.Исполнение закона осуществляется восемью Региональными Советами, члены которых назначаются Министром торговли из компетентных специалистов. Советы под наблюдением федеральных властей разрабатывают планы по управлению рыбными ресурсами. Магистральным направлением решения комплекса проблем, определяемым, в самом общем смысле, как национальная океаническая политика, стало внедрение системы океанического соуправления на всех уровнях разработки и принятия решений по вопросам изучения, использования и сохранения океанического потенциала. Основу системы соуправления составляет, во-первых, курс на расширение числа участников системы принятия решений, за счет неправительственных организаций, бизнеса, научного общества, укрепления партнерства между всеми сторонами, вовлеченными в выработку океанической политики и принятие решений по ее реализации; совершенствование системы научного и информационного обеспечения процессов соуправления в океанической сфере; внедрение океанической тематики в образовательные программы школ и вузов; целенаправленное содействие увеличению осведомленности общественности в отношении роли Мирового океана для США, препятствий на пути его освоения и направлений и инструментов их преодоления. Во-вторых, использование преимуществ подключения всех участников океанического процесса и их партнеров к разработке и принятию сбалансированных решений для максимально возможного учета общественных интересов и позиций конкретных сторон, а также использования их творческого потенциала, понимания истоков конфликтных ситуаций, разностороннего опыта и видения будущего.[10] Таким образом, управление осуществляется снизу и с учетом региональных особенностей - чего нет в России. ОДУ делится только между прибрежным и морским промыслами, объявляется его объем и время начала путины. Количество пользователей и судов не ограничивается. Промысел начинается и кончается одновременно для всех с выбором установленных объемов квот. Эта, так называемая «олимпийская» система, освободила государство от обязанностей наделения предпринимателей квотами, и главной ее целью было создать условия для быстрого развития рыболовства в стране. Подрыв запасов основных промысловых рыб вынуждает власти искать альтернативные методы регулирования промысла. Для добычи угольной рыбы и палтуса с 1995 года введены ИПК. Существует много форм ограничения доступа к ресурсам, но в США наиболее широко применяются две из них: лицензионное ограничение и индивидуальные передаваемые квоты. Лицензионные ограничения рыболовства осуществляются государством по аналогии с лицензированием, ранее проводимым в России (до отмены данного ограничительного механизма) и направлено на то, чтобы обеспечить доступ максимальному количеству заявителей заниматься данным видом деятельности. Однако, иные виды ограничений, в том числе посредством выделения квот, не позволяют заниматься всем желающим добычей (выловом) водных биоресурсов в планируемых ими объемах.Заслуживает внимания опыт наделения квотами морских биологических ресурсов местного населения Тихоокеанского побережья Аляски по программе «Квоты на развитие общин». Эта программа, принятая Северо-Тихоокеанским Советом по рыбопромысловому менеджменту в 1992 году, предусматривает выделение небольших квот в пределах допустимого улова по сайде, палтусу, угольной рыбе, северному терпугу, тихоокеанской треске и крабу напрямую союзам аборигенных общин Западной Аляски. Ими наделяется население поселков, располагающихся на расстоянии 50 миль от побережья Берингова моря. Заявки на получение квот должны содержать подробный бизнес-план развития общин. Простая перепродажа квот не разрешается. Представители местных общин должны непосредственно принимать участие в производственном процессе. Доходы, получение от реализации программы, должны инвестироваться в развитие рыболовецкой отрасли и стимулировать развитие стабильной экономики на западе штата Аляска. Около 56 общин, организованных в шесть региональных рыболовецких компаний, сегодня заняты коммерческим ловом рыбы в Беринговом море. С 1992 года программа квот на развитие общин позволила создать 9000 рабочих мест и получить доход в размере 60 млн. долларов США.[11]. ЯпонияС 1 января 1997 года начала действовать система ОДУ. Особенность ее введения - ограниченный перечень объектов промысла (на первых порах - шесть видов), по которым будет определяться ОДУ, на всей акватории 200 - мильной ИЭЗ. В августе 1996 года Центральным консультативным комитетом по рыболовству были определены шесть видов промысловых объектов по следующим критериям: 1. Высокие уловы и важное экономическое значение объекта;2. Плохое состояние запаса;3. Промысел объекта ведут иностранные лица.В соответствии со сферой ответственности, определяемой законом «О сохранении морских живых ресурсов и управления ими», ОДУ делится на две части - квоту под контролем министра (для морского рыболовства) и квоту под контролем губернаторов префектур (для прибрежного мелкомасштабного рыболовства). В свою очередь ОДУ для прибрежного рыболовства делится на квоты для каждой префектуры - от Хоккайдо до Когосимы. В ходе развития японского рыболовства управление ресурсами осуществлялось путем регулирования промысловых усилий. Вводимая новая система регулирования рыболовства предполагает дополнительные меры регулирования - наряду с традиционными (регулирование на входе) ввести квотирование по отдельным видам гидробионтов (регулирование на выходе из промысла). Эту систему можно отнести к «олимпийской» (подобные примеры есть в Дании, Франции, Испании, США), она дополнительно предусматривает меры ограничения промысла на промежуточном этапе.Опыт регулирования рыболовства по «олимпийской системе» в других странах показывает, что существует опасность неоправданно высокой конкуренции на промысле и излишней концентрации промысловых усилий. Избежать этого предполагается за счет нормирования уловов по результатам промысла и на основе внутрицеховых «соглашений» о саморегулировании промысловых усилий [12]. Таким образом, в большинстве стран используется с различными нюансами система передаваемых индивидуальных квот (ITQ) и «олимпийская система». Основой управления национальными рыбными ресурсами ведущих рыболовных стран являются, в первую очередь, принципы и условия соблюдения экономических и социальных интересов населения и предприятий этих стран, занимающихся рыболовством и сопряженными с ним видами деятельности. Правила распределения и регулирования квот на вылов водных биологических ресурсов, в каждой из рассматриваемых стран, имеют индивидуальные особенности. В то же время, общим для этих стран является принцип обязательной экономической выгоды для населения береговых регионов. Общим в достижении экономической выгоды для всех стран является:1. Обязательное обслуживание, ремонт судна в стране флага.2. Выгрузка улова (полностью или частично) в портах государства, выделяющего квоту.3. Поддержка устойчивого рыболовства путем приведения в соответствие возможностей рыболовного флота и рыбных ресурсов.Управление рыболовством в странах Европейского союза регулируется общей политикой рыбного хозяйства - Common Fisheries Policy (CFP), принятой в 1983 году с целью сохранения популяций рыбы, защиты морской среды, обеспечения экономической жизнеспособности европейских флотов, организации общего рынка и оптимизации внешних отношений в сфере рыбной промышленности. Эта политика подлежит пересмотру каждые 10 лет. К концу 80-х годов стало ясно, что количество рыбы в европейских морях неуклонно сокращается. По оценкам Еврокомиссии, только в Северном море за последние 30 лет, объем вылавливаемой ежегодно трески снизился более чем в восемь раз - с 344 тыс. тонн до 41 тыс. тонн. Похожая ситуация, и по другим выдам рыб, и не только в Северном море, но и в Средиземном. По данным ФАО, более 70% рыбных запасов сокращается, либо истощены. В свете этого CFP прошла через радикальную реформу в 2002 году, она была названа «Зеленой книгой». Реформа должна была в будущем обеспечить устойчивость рыболовства, стабильные доходы рыбакам. Основные меры достижения этого: 1. Жесткое квотирование объемов вылова по каждому виду рыбы и сокращение европейской флотилии.2.Создание конкретного механизма в области политики рыболовства - ограничение времени в море, в зависимости от качества рыбы (одно дело за сардиной, другое - за треской.) Государства ЕС пока еще могут платить компенсации из союзного бюджета за вынужденные невыходы в море.3.Прекращаются выплаты на модернизацию рыболовных судов (переходный период был предусмотрен для малых судов до 2004 года). С конца 2004 года отменено субсидирование постройки новых рыболовных судов.4. Заложены основы прозрачного и согласованного контроля над выполнением этих решений.5. Предусмотрено больше возможностей для участия самих рыбаков.Европейские министры рыбного хозяйства на заседании Совета Европейской комиссии в Брюсселе 25 мая 2009 года отметили 5 причин сохраняющейся чрезмерной эксплуатации промышленных рыбных запасов ЕС: 1. Чрезмерный промысел, избыток мощностей.2. Размытые цели.3. Отсутствие долгосрочных решений.4. Безответственность участников промысла.5. Общее несоблюдение требований, недостаток рыбоохраны.Экологи и представители рыболовной промышленности давно утверждали, что нынешние правила расточительны. Поскольку регулирование квот основывается на объемах выгруженного в портах улова, рыбаки зачастую выбрасывают в море малоценную рыбу и рыбу, выловленную сверх разрешенных квот. Министр рыбного хозяйства Дании предложила установить камеры наблюдения на рыболовных судах и электронные журналы. Нынешняя система управления рыболовством в ЕС, не работает и нуждается в децентрализации. Поэтому сейчас ищутся подходы и решения по изменению политики в области рыболовства Объединенной Европы. В октябре 2009 года министры Дании, Германии, Англии и Шотландии в совместном заявлении решили, что необходимо разработать новую политику рыболовства, основанную на управлении квотами. Эта политика должна быть основана на стимулах и документации, вместо регулирования и контроля. Рыбакам должна быть предоставлена возможность увеличить квоты вылова, при условии, что они оставляют весь улов, в том числе любые выбросы, и что они посредством камер видео наблюдения и электронных журналов обеспечат надежное документирование всех уловов. Другим фактором решения экономических задач рыболовства ЕС считает использование ИПК модели, которая в большей степени способна сбалансировать экономические результаты с социальными приоритетами. Основные отличия российской системы рыболовства от других:1. В отличие от большинства стран, в России разрешается осваивать квоты не только собственными судами, что создает условия для процветания «рантье» и сдерживает обновление флота;2. Наделение квотами организаций, суда которых утратили связь с отечественным берегом (отсутствие стимулирования выгрузок уловов в России);3. Во всех странах приоритет в наделении квотами отдается малому промысловому флоту, в России - океаническому;4. Отсутствует приоритет в наделении квотами жителей прибрежных поселений;5. В некоторых странах (Норвегия, Канада, Исландия) государство участвует в формировании цен, в России все отдано на откуп «невидимой руке» рынка;6. Во всех странах квотами наделяются суда, в России - организации;7. Наделение осуществляется на 10 лет (сейчас и в странах Евросоюза рассматривается вопрос о наделении квотами на 8 и более лет);8. Наряду с индивидуальными передаваемыми квотами в некоторых странах используется «олимпийская система»;9. Наличие в России сборов за биоресурсы;10. Отсутствие в России лицензирования судов;11. В большинстве стран существует строгий контроль освоения квот и выгрузок, российский - можно охарактеризовать как либеральный и несовершенный.12. В рыбной отрасли России наблюдается ситуация, обусловленная приоритетом и превалированием интересов первичного (добывающего) комплекса. Его представители не заинтересованы в объединении с береговыми предприятиями или создании собственного рыбоперерабатывающего производства, вследствие необходимости делиться рентными доходами.Список литературных источников Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 4 2011 Еще статьи на тему "рыболовства":Отделение промышленного рыболовства Районы прибрежного рыболовства О вступлении в силу новых правил рыболовства Есть будущее у прибрежного рыболовства! Концепция развития прибрежного рыболовства Развитие прибрежного рыболовства Новый импульс для развития прибрежного рыболовства Мурманской области Зарубежный опыт развития прибрежного рыболовства на основе 655000 оценок. 3550 обзоров пользователей.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8654 |