Главная Внешние факторы в развитии Мурманской области
Внешние факторы в развитии Мурманской области Печать E-mail

6.1. Внешние факторы в развитии Мурманской области

Внешние факторы в социально-экономическом развитии региона можно с определенной долей условности разделить на три большие группы.

Первая - это обстоятельства, на которые органы государственной власти и муниципального управления, представители бизнеса и гражданского общества повлиять практически никак не могут, например: колебания спроса и цен на мировых рынках или аналоги современного финансового кризиса.

Вторая группа - факторы, на которые влияние региона минимально, но все-таки возможно: перераспределение полномочий в сфере государственного управления и укрепление централизма, в том числе в сфере бюджетной политики; международная ситуация, в том числе в борьбе за ресурсы Арктики (в частности, делимитация акваториальных границ).

Наконец, третья группа - где все управленческие и общественные институты должны действовать интегрировано в целях защиты интересов Мурманской области: взаимодействие с отдельными заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе по реализации федеральных целевых программ и проектов; диалог с управляющими компаниями (холдингами) по вопросам развития соответствующих предприятий и организаций; приграничное сотрудничество и т.п.

В стратегической перспективе освоение ресурсов шельфа Арктики не имеет альтернатив, и мировой финансовый кризис на эти процессы не повлияет. Однако в среднесрочном периоде с учетом технологических возможностей ввод новых объектов, в частности Штокмановского месторождения, вероятнее всего, сдвинется не менее чем на 5 лет, т.е. до 2017 г.

Финансовый кризис значительно усложнил возможность реализации дорогостоящих проектов, снизил капитализацию и кредитоспособность крупнейших сырьевых корпораций, однако, учитывая устойчивость реального сектора экономики и уменьшение доказанных запасов углеводородного сырья развитых стран, потребность в энергоносителях восстановится в ближайшие 3-4 года. Для отечественной экономики освоение шельфа Западной Арктики является стратегической необходимостью с позиций как закрепления на важнейших акваториях, так и значительного улучшения инновационной динамики, в том числе с учетом прогнозных изменений климата.

В среднесрочном периоде (даже с активным привлечением зарубежного опыта) нефтегазовый сектор, в условиях снижения цен и отсутствия готовых технологических решений, для добычи при наличии ледового покрова и возможности появления айсбергов, а также для транспортировки на большие расстояния при отрицательных температурах воды может не найти быстрых проектных решений с приемлемыми показателями рентабельности. Как показывает работа норвежских операторов на шельфе, с момента утверждения проекта до получения первой продукции проходит не менее семи лет.

С учетом структуры запасов углеводородов шельфа Западной Арктики и необходимости диверсификации экспорта наиболее перспективным является Северо-Американский рынок сжиженного природного газа. Вместе с тем, учитывая устойчивые тенденции по снижению энергоемкости производства развитых стран и цен, целесообразно применение специальных хозяйственных инструментов, в качестве которых могут выступать соглашения о разделе продукции и особые экономические зоны.

В настоящее время доминирующим как по нефти, так и по газу для российской экономики является Европейский рынок, куда экспортируется более 90% этих продуктов. Начатое движение на Азиатско-Тихоокеанский рынок, с позиций диверсификации, должно быть дополнено развитием экспорта сжиженного природного газа на САР из Арктического бассейна. Этому способствуют два обстоятельства.

Первое - что запасы собственного природного газа в США практически истощены, а Канада, ближайший стратегический партнер, имеет высокий уровень прогнозной обеспеченности только по нефти. Второе - необходимость для отечественных компаний развития высокотехнологичных производств с одновременным повышением мобильности экспорта, при этом морские перевозки СПГ в стоимостном отношении оказываются сопоставимыми с трубопроводным транспортом.

Вместе с тем как Европейский Союз, так и США формируют стратегические программы по снижению энергоемкости ВВП к 2025 г. не менее чем на 30%. В Америке дополнительно планируется в том же периоде обеспечить до 30% общей потребности технологическим (био) газом. В этих условиях весьма вероятны долговременная тенденция к снижению цен на природный газ и возрастание трудностей с формированием консорциумов и получением кредитов при освоении сложных объектов Арктического шельфа. Соглашения о разделе продукции в таких обстоятельствах могут выступить важным экономическим инструментом финансовой наполняемости проектов. Однако при этом категорическим требованием должна выступать предусмотренная законодательством норма уровня привлечения операторами проектов отечественных компаний - производителей оборудования.

В последние 10 лет последовательно снижается государственная поддержка северных территорий, включая Мурманскую область, в том числе в связи с прекращением в 2005 г. действия Закона «О государственном регулировании социально-экономического развития России». Централизация государственного управления и бюджетных потоков сопровождается унификацией подходов к регионам, в то время как специфические условия хозяйствования и жизнедеятельности на Севере от этого не исчезли.

После утверждения Правительством РФ (Постановление № 176 от 1 апреля 2005 г.) правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда большая часть пенсионеров не может воспользоваться своим правом на компенсацию проезда на отдых, поскольку не имеет возможности приобретать путевки в места организованного отдыха или желает провести свой отдых в других местах (проживания у родственников и т.п.). В области регулирования трудовых правоотношений на Севере со стороны федеральных органов власти и управления наметилась отчетливая тенденция исключения из действующих нормативных актов преференциальных норм для северных регионов или в существенной ревизии данных норм, значительно снижающей их эффективность в этих регионах. Наиболее показательным примером в дополнение к вышесказанному является принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г.№ 122-ФЗ, которым была ликвидирована гарантия, предусматривающая выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет; норма, устанавливающая право на бесплатный проезд авиационным транспортом один раз в год туда, и обратно, иногородним студентам очной формы обучения и аспирантам государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения, постоянно проживающим в районах Севера.

В то же время большую часть документов составляют не законы, а нормативные акты исполнительных органов государственной власти. Результатом этого является отсутствие системности и стабильности в правовом регулировании многих вопросов развития Севера. Широко распространено неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых нормативных актов, отсутствуют надлежащий контроль и ответственность за их реализацию. Так, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 198

Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера практически не выполняется. В последние годы четко обозначилась тенденция, направленная на постепенную ликвидацию как отдельных федеральных законов, регулирующих проблемы Севера, так и устранение из других федеральных законов конкретных норм по этой тематике.

Что касается третьего направления, т.е. взаимодействия с корпорациями, то здесь противостояние вызовам и угрозам возможно, но оно осуществляется в условиях жесткой конъюнктурной борьбы.

Можно напомнить, что проектировавшаяся в 2001-2002 гг. схема транспортировки нефти на Северо-Американский рынок через Мурманский порт по всем направлениям (экономика, экология, диверсификация поставок и т.п.) превосходила Балтийскую трубопроводную систему, однако политический выбор был сделан в пользу последней.

Комплексная оценка внешних факторов, влияющих на развитие Мурманского транспортного узла, позволяет считать наиболее важными из них:

- состояние (конъюнктуру) основных мировых рынков энергоресурсов (Европейский, Северо-Американский, Азиатско-Тихоокеанский), в совокупности потребляющих более 70% углеводородного сырья;

- политика основных потребителей нефтегазовых ресурсов в сфере энергосбережения, появление новых экономических, технических и технологических решений, а также альтернативных видов топлива;

- темпы модернизации железных дорог, определяющих поступление основных грузов в порты Мурманской области (насыпных, генеральных, частично наливных) и роста их пропускной способности;

- меры Российской Федерации в области развития портов Балтийского моря, являющихся из-за отсутствия специализации и кооперации естественными конкурентами портов Баренцева и Белого морей;

- тарифная политика ОАО «Российские железные дороги», в том числе определяющая динамику номенклатуры грузов на Транссибирской магистрали и Октябрьской железной дороге;

- климатические изменения и политика Российской Федерации в возрождении отечественного судостроения, в первую очередь ледового класса, в совокупности определяющих возможность оживления грузопотоков на трассе Северного морского пути.

В то же время можно отметить недостатки и ограничения в рассматриваемой сфере:

- отсутствие на государственном уровне четко выраженных и обоснованных приоритетов по освоению нефтегазовых провинций (арктическая, западносибирская, восточносибирская и др.), а также по транспортировке углеводородного сырья на основные мировые рынки;

- недостаточная привлекательность российских (северных) портов и российского флага для судоходных компаний;

- неподготовленность отдельных участков Октябрьской железной дороги для резкого нарастания грузопотоков, обусловленных масштабным освоением шельфа и возможной динамикой генеральных грузов в рамках программы развития Мурманского транспортного узла.

Задачами деятельности органов государственной власти Мурманской области по усилению позитивных факторов и противодействию возникающим вызовам будут организация целенаправленного и долговременного взаимодействия с бизнесом, а также комплекс мер по мобилизации возможностей гражданского общества.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию региона в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности стратегические задачи могут быть сформулированы следующим образом:

1) защита интересов Мурманской области в Правительстве Российской Федерации, министерствах и ведомствах, в том числе через участие в работе Федерального собрания, Государственного Совета РФ, Межпарламентской ассоциации, Общественной палаты.

Усиление участия региона в федеральных целевых программах, национальных проектах, проектах Государственного инвестиционного фонда и т.п.;

2) снижение административных барьеров во всех сферах хозяйственной деятельности, активное противодействие условиям и фактам проявления коррупции;

3) создание условий для развития предпринимательства и конкуренции, активизации механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

4) активная деятельность органов государственной власти Мурманской области совместно с заинтересованными корпорациями и компаниями по лоббированию интересов экономики региона в Правительстве Российской Федерации, отечественных и зарубежных организациях;

5) формирование условий для масштабного создания новых частных предприятий и компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства;

6) усиление участия Мурманской области в отраслях предпринимательства, связанных с развитием инфраструктуры и обеспечением социальной сферы с созданием равных условий для конкуренции на тех направлениях, где наряду с государственными функционируют частные компании;

7) поддержание экономической стабильности и инвестиционной привлекательности региона;

8) развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

9) поддержка инициатив бизнеса на участие в развитие социальной сферы и человеческого капитала;

10) активная поддержка региональных компаний в приграничной деятельности и ресурсопользовании на Арктическом шельфе, защита интересов бизнеса в случае нарушения его прав;

11) расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти Мурманской области, связанных с регулированием экономики.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":

Экономическое и социальное развитие Мурманской области

Начало развития Мурманского транспортного узла

Назначен министр экономического развития Мурманской области

Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год)

Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области

Социально-экономическое развитие Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.117.153.38

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .