casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Внешние факторы в развитии Мурманской области
Внешние факторы в развитии Мурманской области Печать E-mail

6.1. Внешние факторы в развитии Мурманской области

Внешние факторы в социально-экономическом развитии региона можно с определенной долей условности разделить на три большие группы.

Первая - это обстоятельства, на которые органы государственной власти и муниципального управления, представители бизнеса и гражданского общества повлиять практически никак не могут, например: колебания спроса и цен на мировых рынках или аналоги современного финансового кризиса.

Вторая группа - факторы, на которые влияние региона минимально, но все-таки возможно: перераспределение полномочий в сфере государственного управления и укрепление централизма, в том числе в сфере бюджетной политики; международная ситуация, в том числе в борьбе за ресурсы Арктики (в частности, делимитация акваториальных границ).

Наконец, третья группа - где все управленческие и общественные институты должны действовать интегрировано в целях защиты интересов Мурманской области: взаимодействие с отдельными заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе по реализации федеральных целевых программ и проектов; диалог с управляющими компаниями (холдингами) по вопросам развития соответствующих предприятий и организаций; приграничное сотрудничество и т.п.

В стратегической перспективе освоение ресурсов шельфа Арктики не имеет альтернатив, и мировой финансовый кризис на эти процессы не повлияет. Однако в среднесрочном периоде с учетом технологических возможностей ввод новых объектов, в частности Штокмановского месторождения, вероятнее всего, сдвинется не менее чем на 5 лет, т.е. до 2017 г.

Финансовый кризис значительно усложнил возможность реализации дорогостоящих проектов, снизил капитализацию и кредитоспособность крупнейших сырьевых корпораций, однако, учитывая устойчивость реального сектора экономики и уменьшение доказанных запасов углеводородного сырья развитых стран, потребность в энергоносителях восстановится в ближайшие 3-4 года. Для отечественной экономики освоение шельфа Западной Арктики является стратегической необходимостью с позиций как закрепления на важнейших акваториях, так и значительного улучшения инновационной динамики, в том числе с учетом прогнозных изменений климата.

В среднесрочном периоде (даже с активным привлечением зарубежного опыта) нефтегазовый сектор, в условиях снижения цен и отсутствия готовых технологических решений, для добычи при наличии ледового покрова и возможности появления айсбергов, а также для транспортировки на большие расстояния при отрицательных температурах воды может не найти быстрых проектных решений с приемлемыми показателями рентабельности. Как показывает работа норвежских операторов на шельфе, с момента утверждения проекта до получения первой продукции проходит не менее семи лет.

С учетом структуры запасов углеводородов шельфа Западной Арктики и необходимости диверсификации экспорта наиболее перспективным является Северо-Американский рынок сжиженного природного газа. Вместе с тем, учитывая устойчивые тенденции по снижению энергоемкости производства развитых стран и цен, целесообразно применение специальных хозяйственных инструментов, в качестве которых могут выступать соглашения о разделе продукции и особые экономические зоны.

В настоящее время доминирующим как по нефти, так и по газу для российской экономики является Европейский рынок, куда экспортируется более 90% этих продуктов. Начатое движение на Азиатско-Тихоокеанский рынок, с позиций диверсификации, должно быть дополнено развитием экспорта сжиженного природного газа на САР из Арктического бассейна. Этому способствуют два обстоятельства.

Первое - что запасы собственного природного газа в США практически истощены, а Канада, ближайший стратегический партнер, имеет высокий уровень прогнозной обеспеченности только по нефти. Второе - необходимость для отечественных компаний развития высокотехнологичных производств с одновременным повышением мобильности экспорта, при этом морские перевозки СПГ в стоимостном отношении оказываются сопоставимыми с трубопроводным транспортом.

Вместе с тем как Европейский Союз, так и США формируют стратегические программы по снижению энергоемкости ВВП к 2025 г. не менее чем на 30%. В Америке дополнительно планируется в том же периоде обеспечить до 30% общей потребности технологическим (био) газом. В этих условиях весьма вероятны долговременная тенденция к снижению цен на природный газ и возрастание трудностей с формированием консорциумов и получением кредитов при освоении сложных объектов Арктического шельфа. Соглашения о разделе продукции в таких обстоятельствах могут выступить важным экономическим инструментом финансовой наполняемости проектов. Однако при этом категорическим требованием должна выступать предусмотренная законодательством норма уровня привлечения операторами проектов отечественных компаний - производителей оборудования.

В последние 10 лет последовательно снижается государственная поддержка северных территорий, включая Мурманскую область, в том числе в связи с прекращением в 2005 г. действия Закона «О государственном регулировании социально-экономического развития России». Централизация государственного управления и бюджетных потоков сопровождается унификацией подходов к регионам, в то время как специфические условия хозяйствования и жизнедеятельности на Севере от этого не исчезли.

После утверждения Правительством РФ (Постановление № 176 от 1 апреля 2005 г.) правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда большая часть пенсионеров не может воспользоваться своим правом на компенсацию проезда на отдых, поскольку не имеет возможности приобретать путевки в места организованного отдыха или желает провести свой отдых в других местах (проживания у родственников и т.п.). В области регулирования трудовых правоотношений на Севере со стороны федеральных органов власти и управления наметилась отчетливая тенденция исключения из действующих нормативных актов преференциальных норм для северных регионов или в существенной ревизии данных норм, значительно снижающей их эффективность в этих регионах. Наиболее показательным примером в дополнение к вышесказанному является принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г.№ 122-ФЗ, которым была ликвидирована гарантия, предусматривающая выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет; норма, устанавливающая право на бесплатный проезд авиационным транспортом один раз в год туда, и обратно, иногородним студентам очной формы обучения и аспирантам государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения, постоянно проживающим в районах Севера.

В то же время большую часть документов составляют не законы, а нормативные акты исполнительных органов государственной власти. Результатом этого является отсутствие системности и стабильности в правовом регулировании многих вопросов развития Севера. Широко распространено неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых нормативных актов, отсутствуют надлежащий контроль и ответственность за их реализацию. Так, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 198

Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера практически не выполняется. В последние годы четко обозначилась тенденция, направленная на постепенную ликвидацию как отдельных федеральных законов, регулирующих проблемы Севера, так и устранение из других федеральных законов конкретных норм по этой тематике.

Что касается третьего направления, т.е. взаимодействия с корпорациями, то здесь противостояние вызовам и угрозам возможно, но оно осуществляется в условиях жесткой конъюнктурной борьбы.

Можно напомнить, что проектировавшаяся в 2001-2002 гг. схема транспортировки нефти на Северо-Американский рынок через Мурманский порт по всем направлениям (экономика, экология, диверсификация поставок и т.п.) превосходила Балтийскую трубопроводную систему, однако политический выбор был сделан в пользу последней.

Комплексная оценка внешних факторов, влияющих на развитие Мурманского транспортного узла, позволяет считать наиболее важными из них:

- состояние (конъюнктуру) основных мировых рынков энергоресурсов (Европейский, Северо-Американский, Азиатско-Тихоокеанский), в совокупности потребляющих более 70% углеводородного сырья;

- политика основных потребителей нефтегазовых ресурсов в сфере энергосбережения, появление новых экономических, технических и технологических решений, а также альтернативных видов топлива;

- темпы модернизации железных дорог, определяющих поступление основных грузов в порты Мурманской области (насыпных, генеральных, частично наливных) и роста их пропускной способности;

- меры Российской Федерации в области развития портов Балтийского моря, являющихся из-за отсутствия специализации и кооперации естественными конкурентами портов Баренцева и Белого морей;

- тарифная политика ОАО «Российские железные дороги», в том числе определяющая динамику номенклатуры грузов на Транссибирской магистрали и Октябрьской железной дороге;

- климатические изменения и политика Российской Федерации в возрождении отечественного судостроения, в первую очередь ледового класса, в совокупности определяющих возможность оживления грузопотоков на трассе Северного морского пути.

В то же время можно отметить недостатки и ограничения в рассматриваемой сфере:

- отсутствие на государственном уровне четко выраженных и обоснованных приоритетов по освоению нефтегазовых провинций (арктическая, западносибирская, восточносибирская и др.), а также по транспортировке углеводородного сырья на основные мировые рынки;

- недостаточная привлекательность российских (северных) портов и российского флага для судоходных компаний;

- неподготовленность отдельных участков Октябрьской железной дороги для резкого нарастания грузопотоков, обусловленных масштабным освоением шельфа и возможной динамикой генеральных грузов в рамках программы развития Мурманского транспортного узла.

Задачами деятельности органов государственной власти Мурманской области по усилению позитивных факторов и противодействию возникающим вызовам будут организация целенаправленного и долговременного взаимодействия с бизнесом, а также комплекс мер по мобилизации возможностей гражданского общества.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию региона в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности стратегические задачи могут быть сформулированы следующим образом:

1) защита интересов Мурманской области в Правительстве Российской Федерации, министерствах и ведомствах, в том числе через участие в работе Федерального собрания, Государственного Совета РФ, Межпарламентской ассоциации, Общественной палаты.

Усиление участия региона в федеральных целевых программах, национальных проектах, проектах Государственного инвестиционного фонда и т.п.;

2) снижение административных барьеров во всех сферах хозяйственной деятельности, активное противодействие условиям и фактам проявления коррупции;

3) создание условий для развития предпринимательства и конкуренции, активизации механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

4) активная деятельность органов государственной власти Мурманской области совместно с заинтересованными корпорациями и компаниями по лоббированию интересов экономики региона в Правительстве Российской Федерации, отечественных и зарубежных организациях;

5) формирование условий для масштабного создания новых частных предприятий и компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства;

6) усиление участия Мурманской области в отраслях предпринимательства, связанных с развитием инфраструктуры и обеспечением социальной сферы с созданием равных условий для конкуренции на тех направлениях, где наряду с государственными функционируют частные компании;

7) поддержание экономической стабильности и инвестиционной привлекательности региона;

8) развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

9) поддержка инициатив бизнеса на участие в развитие социальной сферы и человеческого капитала;

10) активная поддержка региональных компаний в приграничной деятельности и ресурсопользовании на Арктическом шельфе, защита интересов бизнеса в случае нарушения его прав;

11) расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти Мурманской области, связанных с регулированием экономики.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":

Экономическое и социальное развитие Мурманской области

Начало развития Мурманского транспортного узла

Назначен министр экономического развития Мурманской области

Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год)

Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области

Социально-экономическое развитие Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.145.98.11

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������