Выборы Президента России

На выборах Президента РФ вы проголосуете
 

Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области
Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области Печать E-mail

6.2. Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области

Специфика системы управления экономикой в РФ, особенности межбюджетных отношений, а также факторы «северности» предопределяют особую значимость учета влияния макроэкономической ситуации на Мурманскую область. Учет особенностей влияния внешней среды на социально-экономическое развитие Мурманской области во многом определяет правильность выбора перспектив развития региона в долгосрочном периоде.

Выделение 2000 г. как начала нового, современного этапа развития России обусловлено резким изменением Правительством и Президентом РФ подхода к управлению, связанным в первую очередь с усилением присутствия государства в экономике. Отметим, что ряд специфических особенностей данного этапа - это факторы, усилившие развитие кризисных процессов в 2009 г., поэтому их описание представляет несомненный интерес для познания современных особенностей и выявления перспектив развития и национальной экономики, и экономики Мурманской области, в частности.

На протяжении 2000-2007 гг. в России наблюдался устойчивый экономический рост. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 2000-2007 гг. составили 7%, объема промышленного производства - 6, инвестиций в основной капитал - 12%. Быстрыми темпами увеличиваются золотовалютные резервы (табл. 28), резко снизился объем государственного внешнего долга - с 154,7 млрд долл. на конец 1998 г. до 39,6 млрд долл. на конец III квартала 2007 г. Экономика характеризуется не только бурными темпами развития, но и позитивными качественными изменениями - снижается инфляция (см. табл. 28), улучшается инвестиционный климат1, уровень среднедушевых реально располагаемых доходов населения достиг в 2007 г. уровня 1991 г. и т.д.


1(Ситуация здесь не столь однозначна. Согласно рейтингу компании A.T.Kearney, опубликованному в 2006 г. (дословно - индекс доверия прямых иностранных инвесторов), используемому инвесторами для прямых инвестиций, Россия переместилась с 11-го места на 6-е. Столь высокое место было обусловлено в основном повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор, а также большим простором для инвестиций, относительно низким их предложением, интенсивным экономическим ростом валовых показателей. Фактически рейтинг свидетельствует, что потенциальная рентабельность прямых инвестиций в России выше, чем в Германии (9-е место), Японии (15-е место), Канаде (21-е место). Согласно суверенному рейтингу России у всех трех ведущих международных рейтинговых агентств (Standart and Poor's, Moody's, Fitch) с 1999 г. российский суверенный рейтинг неуклонно рос и достиг инвестиционного уровня. Согласно рейтингу CalPERS, опубликованному в 2006 г. (калифорнийской пенсионной программы государственных служащих, одного из крупнейших в мире инвесторов долгосрочных инвестиционных ресурсов - пенсионных резервов), используемому для оценки инвестиционной привлекательности страны для портфельных инвестиций, Россия поднялась на 21-е место. Согласно результатам детального экспертного анализа установлено нижеследующее. По всем параметрам, принимаемым во внимание в этом рейтинге, достаточно высокие позиции России обусловлены улучшением оценки следующих макрофакторов: качества финансового рынка, системы регулирования финансового рынка и прав кредиторов, прозрачности денежно-кредитной политики, эффективности системы расчетов в России. Вместе с тем позиции России недостаточны для инвестирования пенсионных резервов.
Это связано с тем, что низкую оценку получили следующие макрофакторы.
Уровень политической стабильности (Россия делит предпоследнее место с Пакистаном, опережая только Венесуэлу), независимость судебной системы и уровень частных предпочтений при принятии решений государственными органами, свобода прессы (Россия делит последнее место с Пакистаном, Египтом, Китаем). (Подробнее см.: Инвестиционный климат в России (доклад к 15 съезду РСПП) // Вопросы экономики, 2007. № 5.1. С. 49-52.)


Итоги 2007 г. характеризуются одними из самых высоких показателей реформенного периода: темп прироста ВВП 8,1%, рост промышленности 6,3%, прирост инвестиций превысил 20%, объем иностранных инвестиций составил более 100 млрд долл. (против 55 млрд долл. В 2006 г.), наблюдается существенный рост потребления домашних хозяйств, составивший 12,5%1(По данным Росстата, приведенным в исследовании: Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 4).

Т а б л и ц а 28

Динамика некоторых показателей российской экономики в 2000-2007 гг.*

Показатели Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Темпы прироста ВВП, %  10,0 5,1 4,7 7,3 7,2 6,4 6,7 8,1
 Темпы инфляции, %  20,2 18,6 15,1 12 11,7 10,9 9,0 11,9
Золотовалютные резервы на конец
года, млрд долл.
27,9 36,5 47,7 77,8 124,5 182,2 303,0 476,0

 

 

 


*По данным Росстата, приведенным в исследовании: Некипелов А., Голанд Ю.
От замораживания к инвестированию: новые подходы к денежно-кредитной и валютной политике // Вопросы экономики. № 3. 2008. С. 4.

Макроэкономическую стабилизацию в стране особенно ярко характеризует усиление доверия к финансовой системе населения страны. Так, в период 2000-2007 гг. ежегодно наблюдается заметный прирост банковских депозитов населения. Они увеличились с 453,2 млрд руб. на начало 2001 г. до 4806,8 млрд руб. - на конец III квартала 2007 г. При этом уменьшилась доля наличных денег в общей денежной массе: в период 2000-2007 гг. она сократилась с 36,3 до 27,9%2(По данным Росстата, приведенным в исследовании: Гринберг Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 54). Эти факты свидетельствуют о массовом переводе личных сбережений населения страны в банки.

Экономика Мурманской области в целом повторяет тенденции развития национальной экономики, а именно: повысился уровень жизни населения, наблюдается рост производства в базовых отраслях экономики области, сформировались и устойчиво функционируют механизмы интеграции региональной экономики в национальное хозяйство и взаимодействия с другими регионами, созданы предпосылки для дальнейшего развития экономики и социальной сферы региона.

Вместе с тем макроэкономическая ситуация характеризуется и рядом тревожных тенденций, оказывающих влияние на развитие Мурманской области. Отметим, что эти тенденции сказались на современном, кризисном этапе национальной экономики.

Первая - сильная зависимость национальной экономики от сырьевых отраслей. Согласно оценкам Экономической экспертной группы1(См.: Шаститко А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 85) добыча и экспорт природных ресурсов только в нефтегазовом комплексе обеспечивают в последние годы свыше 1/3 доходов расширенного бюджета. На сырьевые компании в 2006-2007 гг. приходится 2/3 капитализации отечественного фондового рынка.

По общепризнанному мнению экспертов, устойчивые темпы экономического роста обусловлены действием трех факторов, связанных с притоком нефтедолларов: 1) растущим спросом на сырьевые ресурсы со стороны мирового рынка; 2) увеличением внутреннего потребительского спроса и соответствующего роста импорта; 3) инвестиционным спросом со стороны неторгуемых отраслей (оптово-розничной торговли, сферы услуг, транспорта, недвижимости и т.д.)2(См.: Инвестиционный климат в России... С. 53-59; Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора (экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия») // Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 29-31).

В 90-е годы во многом экспортно-ориентированный характер региональной промышленности обусловил меньший спад производства, чем в стране в целом - на 11,4%. Вместе с тем закрепление сырьевой специализации страны во многом предопределило нереализованность возможностей Мурманской области по диверсификации экономики.

Например, обращает внимание слабое развитие туристского комплекса относительно уникальных возможностей региона. Причина заключается в традиционной ориентации федеральной, региональной и местных властей на поддержание отношений с крупным бизнесом сферы промышленного производства. Однако мировой и пока еще немногочисленный отечественный опыт регионов России свидетельствует, что развитие туристского комплекса влечет рост числа малых и средних предприятий, содействует занятости населения, дает мощный толчок развитию сектора услуг, инновациям, свидетельствует о стабильности социально-экономической и политической ситуации региона. 

Узконаправленный характер экономики создает серьезные барьеры на пути устойчивого социально-экономического развития региона. Так, в отраслевой структуре валового регионального продукта промышленное производство традиционно составляет более 50%. Поэтому темпы прироста (уменьшения) промышленного производства области близки с темпами прироста (уменьшения) валового регионального продукта.

В этой связи сокращение в 2007 г. реального объема производства на 1,8% является признаком того, что размер валового регионального продукта в 2007 г., по-видимому, уменьшился (статорганами не рассчитывался).

Экспортно-ориентированный характер региональной промышленности (максимальная доля промышленного производства приходится на горнопромышленный, топливно-энергетический, рыбопромышленный комплексы) предопределяет зависимость достигнутой экономической стабильности Мурманской области от внешнеэкономической ситуации.

В этой связи очевидно, что в период кризиса наблюдается и будет продолжаться тенденция существенного падения производства.

Причем слабая диверсификация экономики не позволит нивелировать проблему падения цен на ресурсы недр поддержанием развития других секторов экономики Мурманской области, ориентированных на внутристрановый и внутрирегиональный спрос.

Вторая тревожная особенность макроэкономической ситуации - рост сырьевых и неторгуемых секторов - сопровождается ухудшением положения многих обрабатывающих отраслей.

Это характерно и для Мурманской области, поскольку наблюдается уменьшение выпуска продукции в сфере металлургического производства и производства готовых металлических изделий (индекс производства в 2007 г. 95% относительно 2006 г.), пищевых продуктов (96,3%), текстильного и швейного производства (78,2%), обработки древесины и производства изделий из дерева (75,5%), целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности (67,4%), производства резиновых и пластмассовых изделий (64,3%) и в ряде других обрабатывающих производств.

Позитивной особенностью является устойчивое увеличение масштабов химического производства (индекс производства в 2007 г. - 111,2%; в 2006 г. - 110,1; в 2005 г. - 105,2% относительно предшествующего года) и производства прочих неметаллических минеральных продуктов (в 2007 г. - 110,1%; в 2006 г. - 117,8%; в 2005 г. - 101,8%).

Основной причиной этой ситуации в области является не только проблема повышенных издержек производства, обусловленных действием северных факторов, но и макроэкономическая особенность - неравенство возможностей развития отраслей народного хозяйства.

В Мурманской области относительно низкий объем инвестиций в обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающим сектором и сферой услуг. Таким образом, материальной предпосылкой примитивизации промышленности области является сложившаяся структура инвестиций в основной капитал. Отдельно фиксируется острая потребность экономики и социальной сферы региона в капиталовложениях в транспортную и энергетическую инфраструктуру региона.

Среди препятствий для инвестиционной деятельности руководители предприятий традиционно называют: недостаток собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, высокие риски, недостаточный спрос на выпускаемую продукцию.

В условиях нарастания кризисных процессов инвестиционные потоки еще более сократятся. Наибольшее сокращение будет наблюдаться в обрабатывающей промышленности и непрофильных видах экономической деятельности региона. Это приведет к закреплению тенденции примитивизации экономики Мурманской области, в частности в промышленной сфере. Очевидно, что эта особенность является существенным ограничивающим фактором будущего устойчивого и сбалансированного развития региона.

Третья макроэкономическая особенность - нарастание технологического отставания национальной экономики, в том числе в топливно-сырьевом секторе. Эта проблема проявляет себя и в Мурманской области, способствуя закреплению следующих системных проблем экономики и социальной сферы региона - значительный износ основных фондов производственного, добывающего секторов, электроэнергетики, ЖКХ; низкая конкурентоспособность и технологическое отставание обрабатывающих отраслей промышленности; острая необходимость модернизации системы здравоохранения, образования; высокая дифференциация доходов населения Мурманской области.

В этой сфере базовой проблемой области является то, что, несмотря на в целом позитивную динамику инвестиций в основной капитал (рост на 20% в 2005 г., на 12% в 2006 г.), их объемов явно недостаточно для модернизации экономики и социальной сферы. Критического уровня достиг коэффициент износа основных фондов.

В целом по Мурманской области в 2006 г. коэффициент износа 47,7%, при этом: в добыче полезных ископаемых - 43,3%; рыболовстве и рыбоводстве - 53,8; обрабатывающем производстве - 43,0; обязательном социальном обеспечении - 56,8; образовании - 38,4; здравоохранении - 44,4; предоставлении коммунальных услуг - 43%. Как следствие - для Мурманской области ухудшаются условия перехода к инновационному типу развития.

Эта же тенденция характерна и для национального хозяйства: инвестиции не поступают в нужном объеме в наукоемкие отрасли1(Для справки: в 2006 г. в добывающий сектор было вложено почти в 7 раз больше инвестиций, чем в машиностроительный комплекс).

В результате не наблюдается реальный прогресс в становлении инновационных секторов, инновации внутри страны не востребованы, исчезают или слабо развиты отрасли, способные преобразовать их в конечный продукт и конкурентоспособный потенциал.

Проблема технологического отставания еще более усилится в кризисный период в связи с ограниченными возможностями инвестирования в развитые факторы экономического роста страны и регионов. Вместе с тем, очевидно, что кризис не бесконечен, и в условиях выхода из него технологическое отставание будет являться основным фактором препятствия инновационно-ориентированному пути развития экономики Мурманской области.

Четвертая тревожная макроэкономическая особенность - высокие темпы инфляции (см. табл. 28). По субъективному восприятию граждан, инфляция в 2006 г. составила 25%, причем только 1/6 граждан считала, что цены выросли на 10% и менее, а большинство людей старше 40 лет, в основном с невысокими доходами, оценивали рост в 20% и более1(См.: Итоги 2006 года и будущее экономики России. С. 27-29; О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. №5. С. 36-39). По официальным данным, инфляция 2006 г. в России составила 9%. Но даже по данным Росстата, снижение инфляции, наблюдавшееся с 1999 г., сменилось существенным ускорением роста цен в 2007 г.: индекс потребительских цен подскочил с 9 до 12%, а цен производителей превысил 25%.

В Мурманской области в 2007 г. сводный индекс цен производителей составил 102,8% по отношению к декабрю 2006 г. Существенно меньший по сравнению с общероссийским рост среднего индекса цен производителей промышленной продукции во многом обусловлен влиянием цветной металлургии, для продукции которой характерна нестабильность цен мирового рынка. Средние цены производителей цветных металлов в 2007 г. снизились по сравнению с 2006 г. на 19%; вместе с тем индекс цен на добычу полезных ископаемых составил 118,1%; выросли цены на железорудный (116,8%), апатитовый (119%), нефелиновый (110,4%) концентраты, прирост фактических тарифов на грузовые перевозки составил 9,6%.

Особенно остро инфляционные процессы сказываются в Мурманской области на потребительском рынке - рост цен на 12,5%, что выше, чем по России в целом. Наибольший вклад в уровень инфляции региона внесли рост цен на продовольственные товары (6,2%)2(Наиболее высокие темпы роста цен в регионе в 2007 г. по сравнению с 2006 г. сложились на следующие виды продовольственных товаров: на сыр - в 1,5 раза; подсолнечное масло, муку и безалкогольные напитки - в 1,4; на сливочное масло, молоко и молочную продукцию, яйца, хлеб майонез, овощи, фрукты - в 1,3 раза. Наиболее высокие темпы роста цен на услуги: прачечных - в 1,8 раза; проводного вещания - в 1,5; банков, страхования, подключения к сети Интернет - в 1,3 раза), рост тарифов на платные услуги (3,5%), увеличение стоимости
нефтепродуктов (дизельного топлива на 7,9%, автомобильного бензина на 5,1%).

Превышение ориентира по инфляции в Мурманской области во многом обусловлено именно макроэкономической спецификой. Во-первых, усиливающимся воздействием на нее немонетарных факторов - ростом тарифов ЖКХ и естественных монополий, корректировкой потребительских цен в соответствии с ценами мирового рынка, так называемая импортируемая инфляция и т.д.

Во-вторых, монетарными факторами - существенной корректировкой бюджетных расходов в сторону их повышения в 2007 г., а также увеличением уровня монетизации экономики1(См.: Итоги 2006 года и будущее экономики России. С. 28). В-третьих - увеличением скорости обращения денег из-за повышения инфляционных ожиданий населения, относительной легкости получения кредитных ресурсов населением.

Таким образом, рост денежных доходов населения Мурманской области и потребительского спроса влияет на инфляцию лишь в ограниченной степени. Причины инфляции требуют не столько мер, предпринимаемых региональными властями по сдерживанию роста цен, сколько кардинального улучшения качества макроэкономической политики.

Обозначенные макроэкономические процессы привели к возникновению целого комплекса социальных, экономических, политических проблем, непосредственно определяющих устойчивость социально-экономического развития регионов РФ, в частности Мурманской области. В связи с этим необходимо формирование региональной политики нового типа, мобилизующей усилия всех общественных групп, бизнеса, власти и населения на преодоление указанных проблем и достижение намеченных целей развития.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":

Экономическое и социальное развитие Мурманской области

Начало развития Мурманского транспортного узла

Назначен министр экономического развития Мурманской области

Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год)

Социально-экономическое развитие Мурманской области

Сценарии социально-экономического развития Мурманской области 

Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.91.16.95

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD