Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области
Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области Печать E-mail

6.2. Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области

Специфика системы управления экономикой в РФ, особенности межбюджетных отношений, а также факторы «северности» предопределяют особую значимость учета влияния макроэкономической ситуации на Мурманскую область. Учет особенностей влияния внешней среды на социально-экономическое развитие Мурманской области во многом определяет правильность выбора перспектив развития региона в долгосрочном периоде.

Выделение 2000 г. как начала нового, современного этапа развития России обусловлено резким изменением Правительством и Президентом РФ подхода к управлению, связанным в первую очередь с усилением присутствия государства в экономике. Отметим, что ряд специфических особенностей данного этапа - это факторы, усилившие развитие кризисных процессов в 2009 г., поэтому их описание представляет несомненный интерес для познания современных особенностей и выявления перспектив развития и национальной экономики, и экономики Мурманской области, в частности.

На протяжении 2000-2007 гг. в России наблюдался устойчивый экономический рост. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 2000-2007 гг. составили 7%, объема промышленного производства - 6, инвестиций в основной капитал - 12%. Быстрыми темпами увеличиваются золотовалютные резервы (табл. 28), резко снизился объем государственного внешнего долга - с 154,7 млрд долл. на конец 1998 г. до 39,6 млрд долл. на конец III квартала 2007 г. Экономика характеризуется не только бурными темпами развития, но и позитивными качественными изменениями - снижается инфляция (см. табл. 28), улучшается инвестиционный климат1, уровень среднедушевых реально располагаемых доходов населения достиг в 2007 г. уровня 1991 г. и т.д.


1(Ситуация здесь не столь однозначна. Согласно рейтингу компании A.T.Kearney, опубликованному в 2006 г. (дословно - индекс доверия прямых иностранных инвесторов), используемому инвесторами для прямых инвестиций, Россия переместилась с 11-го места на 6-е. Столь высокое место было обусловлено в основном повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор, а также большим простором для инвестиций, относительно низким их предложением, интенсивным экономическим ростом валовых показателей. Фактически рейтинг свидетельствует, что потенциальная рентабельность прямых инвестиций в России выше, чем в Германии (9-е место), Японии (15-е место), Канаде (21-е место). Согласно суверенному рейтингу России у всех трех ведущих международных рейтинговых агентств (Standart and Poor's, Moody's, Fitch) с 1999 г. российский суверенный рейтинг неуклонно рос и достиг инвестиционного уровня. Согласно рейтингу CalPERS, опубликованному в 2006 г. (калифорнийской пенсионной программы государственных служащих, одного из крупнейших в мире инвесторов долгосрочных инвестиционных ресурсов - пенсионных резервов), используемому для оценки инвестиционной привлекательности страны для портфельных инвестиций, Россия поднялась на 21-е место. Согласно результатам детального экспертного анализа установлено нижеследующее. По всем параметрам, принимаемым во внимание в этом рейтинге, достаточно высокие позиции России обусловлены улучшением оценки следующих макрофакторов: качества финансового рынка, системы регулирования финансового рынка и прав кредиторов, прозрачности денежно-кредитной политики, эффективности системы расчетов в России. Вместе с тем позиции России недостаточны для инвестирования пенсионных резервов.
Это связано с тем, что низкую оценку получили следующие макрофакторы.
Уровень политической стабильности (Россия делит предпоследнее место с Пакистаном, опережая только Венесуэлу), независимость судебной системы и уровень частных предпочтений при принятии решений государственными органами, свобода прессы (Россия делит последнее место с Пакистаном, Египтом, Китаем). (Подробнее см.: Инвестиционный климат в России (доклад к 15 съезду РСПП) // Вопросы экономики, 2007. № 5.1. С. 49-52.)


Итоги 2007 г. характеризуются одними из самых высоких показателей реформенного периода: темп прироста ВВП 8,1%, рост промышленности 6,3%, прирост инвестиций превысил 20%, объем иностранных инвестиций составил более 100 млрд долл. (против 55 млрд долл. В 2006 г.), наблюдается существенный рост потребления домашних хозяйств, составивший 12,5%1(По данным Росстата, приведенным в исследовании: Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 4).

Т а б л и ц а 28

Динамика некоторых показателей российской экономики в 2000-2007 гг.*

Показатели Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Темпы прироста ВВП, %  10,0 5,1 4,7 7,3 7,2 6,4 6,7 8,1
 Темпы инфляции, %  20,2 18,6 15,1 12 11,7 10,9 9,0 11,9
Золотовалютные резервы на конец
года, млрд долл.
27,9 36,5 47,7 77,8 124,5 182,2 303,0 476,0

 

 

 


*По данным Росстата, приведенным в исследовании: Некипелов А., Голанд Ю.
От замораживания к инвестированию: новые подходы к денежно-кредитной и валютной политике // Вопросы экономики. № 3. 2008. С. 4.

Макроэкономическую стабилизацию в стране особенно ярко характеризует усиление доверия к финансовой системе населения страны. Так, в период 2000-2007 гг. ежегодно наблюдается заметный прирост банковских депозитов населения. Они увеличились с 453,2 млрд руб. на начало 2001 г. до 4806,8 млрд руб. - на конец III квартала 2007 г. При этом уменьшилась доля наличных денег в общей денежной массе: в период 2000-2007 гг. она сократилась с 36,3 до 27,9%2(По данным Росстата, приведенным в исследовании: Гринберг Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 54). Эти факты свидетельствуют о массовом переводе личных сбережений населения страны в банки.

Экономика Мурманской области в целом повторяет тенденции развития национальной экономики, а именно: повысился уровень жизни населения, наблюдается рост производства в базовых отраслях экономики области, сформировались и устойчиво функционируют механизмы интеграции региональной экономики в национальное хозяйство и взаимодействия с другими регионами, созданы предпосылки для дальнейшего развития экономики и социальной сферы региона.

Вместе с тем макроэкономическая ситуация характеризуется и рядом тревожных тенденций, оказывающих влияние на развитие Мурманской области. Отметим, что эти тенденции сказались на современном, кризисном этапе национальной экономики.

Первая - сильная зависимость национальной экономики от сырьевых отраслей. Согласно оценкам Экономической экспертной группы1(См.: Шаститко А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 85) добыча и экспорт природных ресурсов только в нефтегазовом комплексе обеспечивают в последние годы свыше 1/3 доходов расширенного бюджета. На сырьевые компании в 2006-2007 гг. приходится 2/3 капитализации отечественного фондового рынка.

По общепризнанному мнению экспертов, устойчивые темпы экономического роста обусловлены действием трех факторов, связанных с притоком нефтедолларов: 1) растущим спросом на сырьевые ресурсы со стороны мирового рынка; 2) увеличением внутреннего потребительского спроса и соответствующего роста импорта; 3) инвестиционным спросом со стороны неторгуемых отраслей (оптово-розничной торговли, сферы услуг, транспорта, недвижимости и т.д.)2(См.: Инвестиционный климат в России... С. 53-59; Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора (экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия») // Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 29-31).

В 90-е годы во многом экспортно-ориентированный характер региональной промышленности обусловил меньший спад производства, чем в стране в целом - на 11,4%. Вместе с тем закрепление сырьевой специализации страны во многом предопределило нереализованность возможностей Мурманской области по диверсификации экономики.

Например, обращает внимание слабое развитие туристского комплекса относительно уникальных возможностей региона. Причина заключается в традиционной ориентации федеральной, региональной и местных властей на поддержание отношений с крупным бизнесом сферы промышленного производства. Однако мировой и пока еще немногочисленный отечественный опыт регионов России свидетельствует, что развитие туристского комплекса влечет рост числа малых и средних предприятий, содействует занятости населения, дает мощный толчок развитию сектора услуг, инновациям, свидетельствует о стабильности социально-экономической и политической ситуации региона. 

Узконаправленный характер экономики создает серьезные барьеры на пути устойчивого социально-экономического развития региона. Так, в отраслевой структуре валового регионального продукта промышленное производство традиционно составляет более 50%. Поэтому темпы прироста (уменьшения) промышленного производства области близки с темпами прироста (уменьшения) валового регионального продукта.

В этой связи сокращение в 2007 г. реального объема производства на 1,8% является признаком того, что размер валового регионального продукта в 2007 г., по-видимому, уменьшился (статорганами не рассчитывался).

Экспортно-ориентированный характер региональной промышленности (максимальная доля промышленного производства приходится на горнопромышленный, топливно-энергетический, рыбопромышленный комплексы) предопределяет зависимость достигнутой экономической стабильности Мурманской области от внешнеэкономической ситуации.

В этой связи очевидно, что в период кризиса наблюдается и будет продолжаться тенденция существенного падения производства.

Причем слабая диверсификация экономики не позволит нивелировать проблему падения цен на ресурсы недр поддержанием развития других секторов экономики Мурманской области, ориентированных на внутристрановый и внутрирегиональный спрос.

Вторая тревожная особенность макроэкономической ситуации - рост сырьевых и неторгуемых секторов - сопровождается ухудшением положения многих обрабатывающих отраслей.

Это характерно и для Мурманской области, поскольку наблюдается уменьшение выпуска продукции в сфере металлургического производства и производства готовых металлических изделий (индекс производства в 2007 г. 95% относительно 2006 г.), пищевых продуктов (96,3%), текстильного и швейного производства (78,2%), обработки древесины и производства изделий из дерева (75,5%), целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности (67,4%), производства резиновых и пластмассовых изделий (64,3%) и в ряде других обрабатывающих производств.

Позитивной особенностью является устойчивое увеличение масштабов химического производства (индекс производства в 2007 г. - 111,2%; в 2006 г. - 110,1; в 2005 г. - 105,2% относительно предшествующего года) и производства прочих неметаллических минеральных продуктов (в 2007 г. - 110,1%; в 2006 г. - 117,8%; в 2005 г. - 101,8%).

Основной причиной этой ситуации в области является не только проблема повышенных издержек производства, обусловленных действием северных факторов, но и макроэкономическая особенность - неравенство возможностей развития отраслей народного хозяйства.

В Мурманской области относительно низкий объем инвестиций в обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающим сектором и сферой услуг. Таким образом, материальной предпосылкой примитивизации промышленности области является сложившаяся структура инвестиций в основной капитал. Отдельно фиксируется острая потребность экономики и социальной сферы региона в капиталовложениях в транспортную и энергетическую инфраструктуру региона.

Среди препятствий для инвестиционной деятельности руководители предприятий традиционно называют: недостаток собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, высокие риски, недостаточный спрос на выпускаемую продукцию.

В условиях нарастания кризисных процессов инвестиционные потоки еще более сократятся. Наибольшее сокращение будет наблюдаться в обрабатывающей промышленности и непрофильных видах экономической деятельности региона. Это приведет к закреплению тенденции примитивизации экономики Мурманской области, в частности в промышленной сфере. Очевидно, что эта особенность является существенным ограничивающим фактором будущего устойчивого и сбалансированного развития региона.

Третья макроэкономическая особенность - нарастание технологического отставания национальной экономики, в том числе в топливно-сырьевом секторе. Эта проблема проявляет себя и в Мурманской области, способствуя закреплению следующих системных проблем экономики и социальной сферы региона - значительный износ основных фондов производственного, добывающего секторов, электроэнергетики, ЖКХ; низкая конкурентоспособность и технологическое отставание обрабатывающих отраслей промышленности; острая необходимость модернизации системы здравоохранения, образования; высокая дифференциация доходов населения Мурманской области.

В этой сфере базовой проблемой области является то, что, несмотря на в целом позитивную динамику инвестиций в основной капитал (рост на 20% в 2005 г., на 12% в 2006 г.), их объемов явно недостаточно для модернизации экономики и социальной сферы. Критического уровня достиг коэффициент износа основных фондов.

В целом по Мурманской области в 2006 г. коэффициент износа 47,7%, при этом: в добыче полезных ископаемых - 43,3%; рыболовстве и рыбоводстве - 53,8; обрабатывающем производстве - 43,0; обязательном социальном обеспечении - 56,8; образовании - 38,4; здравоохранении - 44,4; предоставлении коммунальных услуг - 43%. Как следствие - для Мурманской области ухудшаются условия перехода к инновационному типу развития.

Эта же тенденция характерна и для национального хозяйства: инвестиции не поступают в нужном объеме в наукоемкие отрасли1(Для справки: в 2006 г. в добывающий сектор было вложено почти в 7 раз больше инвестиций, чем в машиностроительный комплекс).

В результате не наблюдается реальный прогресс в становлении инновационных секторов, инновации внутри страны не востребованы, исчезают или слабо развиты отрасли, способные преобразовать их в конечный продукт и конкурентоспособный потенциал.

Проблема технологического отставания еще более усилится в кризисный период в связи с ограниченными возможностями инвестирования в развитые факторы экономического роста страны и регионов. Вместе с тем, очевидно, что кризис не бесконечен, и в условиях выхода из него технологическое отставание будет являться основным фактором препятствия инновационно-ориентированному пути развития экономики Мурманской области.

Четвертая тревожная макроэкономическая особенность - высокие темпы инфляции (см. табл. 28). По субъективному восприятию граждан, инфляция в 2006 г. составила 25%, причем только 1/6 граждан считала, что цены выросли на 10% и менее, а большинство людей старше 40 лет, в основном с невысокими доходами, оценивали рост в 20% и более1(См.: Итоги 2006 года и будущее экономики России. С. 27-29; О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. №5. С. 36-39). По официальным данным, инфляция 2006 г. в России составила 9%. Но даже по данным Росстата, снижение инфляции, наблюдавшееся с 1999 г., сменилось существенным ускорением роста цен в 2007 г.: индекс потребительских цен подскочил с 9 до 12%, а цен производителей превысил 25%.

В Мурманской области в 2007 г. сводный индекс цен производителей составил 102,8% по отношению к декабрю 2006 г. Существенно меньший по сравнению с общероссийским рост среднего индекса цен производителей промышленной продукции во многом обусловлен влиянием цветной металлургии, для продукции которой характерна нестабильность цен мирового рынка. Средние цены производителей цветных металлов в 2007 г. снизились по сравнению с 2006 г. на 19%; вместе с тем индекс цен на добычу полезных ископаемых составил 118,1%; выросли цены на железорудный (116,8%), апатитовый (119%), нефелиновый (110,4%) концентраты, прирост фактических тарифов на грузовые перевозки составил 9,6%.

Особенно остро инфляционные процессы сказываются в Мурманской области на потребительском рынке - рост цен на 12,5%, что выше, чем по России в целом. Наибольший вклад в уровень инфляции региона внесли рост цен на продовольственные товары (6,2%)2(Наиболее высокие темпы роста цен в регионе в 2007 г. по сравнению с 2006 г. сложились на следующие виды продовольственных товаров: на сыр - в 1,5 раза; подсолнечное масло, муку и безалкогольные напитки - в 1,4; на сливочное масло, молоко и молочную продукцию, яйца, хлеб майонез, овощи, фрукты - в 1,3 раза. Наиболее высокие темпы роста цен на услуги: прачечных - в 1,8 раза; проводного вещания - в 1,5; банков, страхования, подключения к сети Интернет - в 1,3 раза), рост тарифов на платные услуги (3,5%), увеличение стоимости
нефтепродуктов (дизельного топлива на 7,9%, автомобильного бензина на 5,1%).

Превышение ориентира по инфляции в Мурманской области во многом обусловлено именно макроэкономической спецификой. Во-первых, усиливающимся воздействием на нее немонетарных факторов - ростом тарифов ЖКХ и естественных монополий, корректировкой потребительских цен в соответствии с ценами мирового рынка, так называемая импортируемая инфляция и т.д.

Во-вторых, монетарными факторами - существенной корректировкой бюджетных расходов в сторону их повышения в 2007 г., а также увеличением уровня монетизации экономики1(См.: Итоги 2006 года и будущее экономики России. С. 28). В-третьих - увеличением скорости обращения денег из-за повышения инфляционных ожиданий населения, относительной легкости получения кредитных ресурсов населением.

Таким образом, рост денежных доходов населения Мурманской области и потребительского спроса влияет на инфляцию лишь в ограниченной степени. Причины инфляции требуют не столько мер, предпринимаемых региональными властями по сдерживанию роста цен, сколько кардинального улучшения качества макроэкономической политики.

Обозначенные макроэкономические процессы привели к возникновению целого комплекса социальных, экономических, политических проблем, непосредственно определяющих устойчивость социально-экономического развития регионов РФ, в частности Мурманской области. В связи с этим необходимо формирование региональной политики нового типа, мобилизующей усилия всех общественных групп, бизнеса, власти и населения на преодоление указанных проблем и достижение намеченных целей развития.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":

Экономическое и социальное развитие Мурманской области

Начало развития Мурманского транспортного узла

Назначен министр экономического развития Мурманской области

Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год)

Социально-экономическое развитие Мурманской области

Сценарии социально-экономического развития Мурманской области 

Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.156.90.21

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD