Первая «пятилетка» действия стратегии завершена |
Пятилетие Стратегии социально-экономического развития Мурманской областиКаждый юбилей - даже самый маленький - повод подвести какие-то итоги, оценить пройденное, внести коррективы в уже имеющиеся планы и наметить перспективы. А потребность в этом, безусловно, есть. Вот и ПЯТИЛЕТИЕ принятия правительством Мурманской области Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2015 года все имеющие к его разработке специалисты и чиновники отметили как событие знаковое. Первый заместитель губернатора А. Селин подробно отчитался о проделанной работе в Минрегионразвития РФ и на заседании комиссии по реализации Стратегии. Впрочем, справедливости ради, необходимо отметить, что определенные сдвиги в экономике региона, намеченные в документе, действительно есть, и нужда в принятии пять лет назад четкой программы действий была однозначно. Но обо всем по порядку. Напомним, еще каких-то пять лет назад обстановка в сфере российской экономики была совсем не той что нынче. По крайней мере, на путь стабильности, о достижении которой уже сегодня так спешат отрапортовать иные наши высокопоставленные спецы-экономисты и политики, тогда страна еще только вставала. Или вернее сказать, его, этот путь, лишь нащупывали. А если учесть, что и сейчас-то не вполне ясно, верной ли дорогой мы идем в светлое капиталистическое будущее, то, что говорить о ситуации пятилетней давности. Тем более что у нас и за год-то магистральное направление развития могло (да еще и может) измениться кардинально. Поэтому необходимость в определении ориентиров движения, разработке пусть и довольно относительно, но конкретной программы развития остро стояла перед властями как в Центре, так и в еще большей степени на местах. Кстати, ныне предметом гордости разработчиков мурманской областной Стратегии является тот факт, что подобная программа здесь была принята даже раньше, чем в некоторых других, куда более экономически «продвинутых» регионах страны. Если по-простому, то надо было определиться: что мы имеем, чего хотим и чего можем добиться в ближайшей и относительно отдаленной перспективе.На заданный мной при встрече несколько «провокационный» вопрос, не принимался ли сей документ в тиши чиновничьих кабинетов для галочки, заместитель руководителя областного департамента экономического развития Сергей Семенов даже немного обиделся. Ведь официальному принятию предшествовало широкое обсуждение проекта программы в том числе и в средствах массовой информации, а в состав комиссии по реализации Стратегии вошли далеко не только чиновники, но - и в первую очередь - специалисты всех отраслей, ученые, представители предпринимательских объединений и промышленных предприятий, от которых прежде всего зависит рост экономического развития региона. Среди основных достижений за первую «пятилетку» действия Стратегии вице-губернатор Александр Селин называет, в частности, рост валового регионального продукта на 108,1 %. То есть, с 57,4 миллиарда рублей в 2000-м году до 134,6 миллиарда в году прошлом. Инвестиции в основной капитал по итогам прошлого года составили 18,76 миллиарда рублей, а это, между прочим, на треть больше, чем предусматривалось в Стратегии. «Перевыполнение» намеченного в программе достигнуто прежде всего в горнопромышленном комплексе. В частности, в прошлом году в ОАО «Ковдорский ГОК» вообще установлен рекорд по выпуску железорудного концентрата, аналогов которому не было за всю историю существования предприятия. Превышены прогнозируемые показатели в рыбохозяйственной отрасли региона, что стало в какой-то степени даже неожиданностью для специалистов, знакомых с истинным положением дел в сфере добычи и переработки. Цифры (превышение прогноза по вылову на 14 %, по производству товарной пищевой рыбной продукции - более чем в полтора раза) лишний раз дают им повод указать промысловикам и руководителям береговых предприятий на некоторое, скажем так, лукавство при освещении своих проблем. Интересная ситуация возникла в последние годы в топливно-энергетическом комплексе, где имеется некоторое отставание от заложенных в Стратегии показателей. В частности, по росту объемов производства. Среди объективных причин - теплые зимы последних лет, из-за чего и не потреблялось запланированное заранее количество тепла и электроэнергии. Но возвратимся к юбилею как поводу для внесения изменений в планы на ближайшее будущее. Здесь сама жизнь диктует свои законы, новые реалии. Появилась, наконец, стабильность во многих отраслях промышленности, в том числе и непосредственно влияющих на экономическое положение в Мурманской области. Нельзя не учитывать и сложившуюся сейчас благоприятнейшую внешнеэкономическую конъюнктуру, что связано с небывалым ростом цен на нефть. Благо это или вред в стратегическом плане, сказать трудно. Но в данный момент все-таки скорее хорошо. Высокие цены на нефть хотя бы позволили сформировать стабилизационный фонд и добиться заметного профицита федерального бюджета. Как эти «подарки судьбы» решатся использовать центральные власти - другой вопрос. В любом случае, считает Сергей Семенов, это реальность сегодняшнего дня и ею грех не воспользоваться. При изначальном составлении Стратегии еще не было полной ясности в части сроков начала освоения Штокмановского месторождения. Теперь уже четко видно, что скоро. Уже к концу первого полугодия должно проясниться, кто, как будет осваивать и какова роль Мурманской области в данном процессе. Во всяком случае, по заданию Газпрома подготовлен специальный меморандум, уже рассмотренный межведомственной комиссией по размещению производительных сил, где конкретно говорится о строительстве завода по сжижению газа на территории Мурманской области. Его ввод в эксплуатацию намечен на 2011 год. Местом размещения завода, скорее всего, станет Видяево. Внесения корректив в Стратегию требует и изменившаяся ситуация на рынке черных металлов. Во многом благодаря этому сегодня можно уверенно реализовывать более чем дорогостоящий проект строительства подземных рудников. Что уже хорошо. Что, по мнению Сергея Семенова, также совсем неплохо, так это то, что изменения экономической обстановки в регионе способствуют появлению благоприятной среды для развития инновационной инфраструктуры. В частности, давно ждущий своего воплощения в жизнь проекта превращения Апатитов в настоящий наукоград. Начало уже есть. Это «Технопарк Апатиты», Центр трансфера технологий, Областной инновационный бизнес-инкубатор. Всерьез теперь намечено заняться и вопросами развития малого бизнеса. Чего, кстати, давно ждут от региональных властей местные предприниматели. Из разговоров с ними видно, что пока они в программе ничего конкретного для себя не находили. Нельзя не сказать и том, что в областном правительстве не могли не учесть и рекомендации Минрегионразвития РФ, высказанные после представленного туда отчета о проделанной за пятилетие действия Стратегии работы. В целом они выглядят так:- дополнительный анализ системных проблем региона, оценки геополитического и экономического положения области с учетом изменений в мировой и российской экономике;- усиление внимания развитию транспортно-коммуникационного комплекса;- разработка мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации. Высококвалифицированных кадров, кстати, в области уже не хватает. В недалеком будущем, с учетом внедрения новых экономических проектов на территории региона, в данной сфере ожидаются еще более значительные трудности.Итак, видоизмененные и дополненные цели определены, задачи поставлены. За работу? Беседовал Андрей Попов ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 2 2006 Г. Еще статьи по теме "Стратегия":Эволюция стратегии эксплуатации живых ресурсов Баренцева и Норвежского морей Кадровое обеспечение Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года Национальные приоритеты Арктической стратегии Российской Федерации При разработке стратегии основными признаны три сценария Семинар по реализации корпоративной стратегии Госкорпорации «Росатом» От стратегии стабильности - к стратегии экономического роста
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4942 |