Главная Пустопорожние «властные» разговоры
Пустопорожние «властные» разговоры Печать E-mail

Больным вопросом была береговая рыбообработка для властных структур города и области. На протяжении всех девяностых годов прошлого века выдвигались и «задвигались» проекты и прожекты, на разных уровнях велись умные разговоры на эту животрепещущую тему.

Журналисты, естественно, освещали в своих изданиях и студиях эти разговоры, так что рядовой мурманчанин уже мог свободно ориентироваться и в сблокированных квотах, и в ценообразовании, и в разнице интересов промысловика и рыбопереработчика. По «долгу службы» писал обо всем этом и «Рыбный Мурман», хотя тональность подобных публикаций становилась все более скептической. Если в других областных СМИ посиделки с говорильней у микрофона занимали газетные развороты и целевые эфирные передачи, то мы у себя в еженедельнике ограничивались небольшими корреспонденциями. Например такими, как эта, подготовленная Леонидом Павловым. Наш корреспондент пишет:

- Реформа разбросала флоты и предприятия переработки в разные стороны. Как помочь им выйти из кризиса? Ответ на этот больной вопрос на днях пытались с председателем облсовпрофа Игорем Чернышенко сообща найти депутаты областной Думы, рыбопромышленники, руководители рыбообрабатывающих производств. По мнению собравшихся, попытка улучшить положение рыбообработчиков за счет сблокированной квоты не дала должных результатов. В один голос директора заводов заявили, что было бы разумнее на береговые предприятия выделять отдельной строкой долю из общей бассейновой квоты или просить целевую, дополнительную. Требуется порядка 20 тысяч тонн. Распределение поручить областной администрации. Они под квоту готовы в складчину даже купить промысловые суда.

Прозвучало предложение открыть спецсчет, на который бы зачислялись деньги от реализации на конкурсной основе сблокированной квоты.

Средства в виде беспроцентных кредитов можно выдавать береговым предприятиям. Витала идея создать единый рыбоперерабатывающий комплекс на трастовых началах с юридическим адресом, для чего контрольные пакеты акций необходимо сосредоточить в одних руках. Эта равноправная консолидация отнюдь не означает потерю самостоятельности составляющих субъектов. Она позволила бы выработать единую гибкую стратегию, эффективно распоряжаться ресурсами и производственными возможностями.

- Двоякое впечатление оставил этот большой разговор, - заканчивает свою статью Павлов. - С одной стороны, вроде важный, нужный, с другой - пустопорожний, в рамках намерений и благих пожеланий, без конкретики, в духе былых партхозактивов. Правда, депутаты обещали «оказать содействие, выступить с законодательной инициативой» и т.д. Собрались, поговорили всласть, разошлись, не найдя достойного выхода из экономического тупика. Все же искать его, видимо, надо на более высоком уровне власти. А комбинат по-прежнему агонизирует...*

Придя к власти, губернатор Мурманской области Ю.А.Евдокимов куратором рыбной отрасли сделал одного из своих замов - Юрия Мясникова. С приходом в областную администрацию этого человека проблемы только обострились, назрели все предпосылки для крупного кризиса. Вот, например, как повел себя куратор на одном из многочисленных совещаний с руководителями акционированных заводов бывшего рыбокомбината. С пространным докладом на том совещании в обладминистрации выступал гендиректор АО «Мурманский рыбокомбинат» М.Зуб. Он сделал попытку дать развернутый анализ состояния экономики рыбопереработки, подчеркнув, что в бедах рыбообработчиков прежде всего виноваты рыбаки и областные столоначальники. Первые - не везут сырье, вторые - отказывают в помощи.

Докладчик ратовал за государственное регулирование экспортных потоков рыбопродукции, тарифов рыбного порта, скорейшее создание оптового рынка, введение налога на биоресурсы. Последняя мера, с его точки зрения, даст возможность пополнить областной бюджет, обеспечит приток денег на развитие рыбоперерабатывающих производств. Прочие директора в чем-то поддержали корпоративного коллегу. Повторялись набившие оскомину фразы: нет оборотных средств, выделите квоты на рыбу, окажите финансовую поддержку и т.п.

Стенания директорского корпуса прервал Мясников. Он занял жесткую позицию:

- Существующие мощности рыбоперерабатывающей базы и устаревшие технологии никому не нужны, - сказал вице-губернатор. - Комбинату в прежнем виде не возродиться. Следует или провести реприватизацию с переходом снова под государственную опеку, или подвергнуть бесперспективные предприятия процедуре принудительных банкротств с замораживанием долгов на 18 месяцев, внешним, а, возможно, и конкурсным управлением с заменой ныне действующих директоров. И прежде чем говорить о будущем, предприятиям необходимо любым способом погасить многомиллиардные долги. Банкротству будут подвергнуты коптильный завод № 1, часть АО «Мурманский рыбокомбинат», долги которого в бюджеты превысили 5 миллиардов рублей. АО «Протеин» и коптильный завод № 2 подлежат объединению. На их основе намечено создать промышленный парк новых технологий. Структурная перестройка должна пройти на других предприятиях, поменяются управленческие схемы. Эта программа скоро будет представлена на утверждение областному комитету по рыболовству и коллегии администрации...*

Каково, на твой взгляд, уважаемый читатель, слышать такое руководителям заводов, да еще столь амбициозным, как Мунин и Зуб? Я не собираюсь сейчас говорить, прав или не прав был Ю.Н. Мясников в своих умозаключениях. Дело в другом - в менторском тоне, в уверенности, что он на голову выше всех хозяйственных руководителей. Это беда, кстати, многих российских чиновников.

Как всегда, время понемногу расставило все и всех по своим местам. Год за годом директорский корпус бывшего рыбокомбината продолжал отстаивать свои права, в первую очередь на сблокированную квоту. Правда, претендентов на нее к 2000 году стало меньше, так как два коптильных завода обанкротились. «Профукали» они при этом и свою квоту. Зато оставшимся пяти предприятиям - рыбомукомольному заводу, «Полярису», «Северной Пальмире», «Протеину» и АО «Мурманский рыбокомбинат» - квотная протекция помогла значительно улучшить экономические показатели. Все генеральные директора сполна отчитались за дополнительную ресурсную поддержку: кто наращиванием товарной продукции, кто увеличением числа рабочих мест, кто внедрением технологических новинок, а кто просто погашением бюджетных долгов.

В 2000-м производственников насторожило стремление куратора рыбной отрасли Юрия Мясникова назначить переработчикам рыбы партнеров-добытчиков. В то время у каждого директора завода были наработаны свои деловые связи с рыбаками. И была конкуренция среди промысловиков за право освоить сблокированную квоту. В первые годы заводчики уже «работали» с назначенными обладминистрацией партнерами, которые «кидали» своих береговых собратьев всяческими путями: давали некондиционное сырье, завышали его стоимость, вообще отказывались от расчетов за квоту или даже ее не осваивали. В этом уличались «Севрыба», «Мурманрыбпром», колхоз «Беломорский рыбак», «Севрыбпромразведка». Не помогли и арбитражные суды, даже не принимавшие во внимание подписанные в федеральном центре постановления...*

К началу третьего тысячелетия береговые рыбоперерабатывающие заводы использовали в основном мороженую рыбу, доставка которой в Мурманский порт тоже была под вопросом. Георгий Васильевич Тишков все эти годы без устали ратовал за строительство новых супертраулеров, которые позволяли бы привозить в порт как свежую, так и мороженую рыбу в больших объемах и таким образом полностью обеспечить сырьем всю береговую переработку. А в дальнейшем заменить устаревший промысловый флот. Тишков мыслил масштабно, переступая через амбиции руководителей мелких производств. В чем, очевидно, и была его если не вина, так беда. Он предлагал в условиях низкой покупательской способности россиян ориентировать перерабатывающие предприятия на выпуск продукции европейского качества с выходом на внешний рынок. Воссоздать всю технологическую цепь: добыча - переработка - продажа. Ведь именно полный цикл всего производства позволяет мировым компаниям успешно конкурировать и развиваться...*

Если все же попытаться из всего вышесказанного вычленить разумные доводы о том, как нам обустроить мурманскую рыбообработку, то автор этих строк приходит к выводу, что у решения задачи есть три составляющих: федеральная программа развития рыбоперерабатывающего комплекса, финансирование и квалифицированные кадры. Ни первого, ни второго в конце ХХ века у нас еще не было, а кадров - уже не стало.

· Собрались. Обсудили. Проформы ради? «РМ» от 14 июня 1996 года.

· Администрация ставит точку? «РМ» от 11 декабря 1997 года.

· Наконец добытчику потребовалась переработка, «РМ» от 14 января 2000 года.

· Перспективы рыбопереработки, «РМ» от 25 февраля 2000 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.12.41.106

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .