Главная Чтобы лучше слышать друг друга и эффективнее решать дела
Чтобы лучше слышать друг друга и эффективнее решать дела Печать E-mail

В Мурманске обсуждался вопрос по обеспечению электроэнергией строительных работ, завода СПГ, и морского порта

Юрий БанькоКазалось бы совсем недавно, 14 декабря 2007 года в Мурманске состоялась рабочая встреча губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова с генеральным директором ООО «Севморнефтегаз» Юрием Комаровым, вице-президентом «StatoilHydro» Бенгт Ли Хансеном и вице-президентом Компании специального назначения Эрве Мадео. Прошло чуть более полумесяца и состоялся визит в Мурманск норвежского министра иностранных дел Йонаса Гар Стере и вице-президента «StatoilHydro» Бенгт Ли Хансена, который подписал с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым меморандум о взаимопонимании и технико-экономическом сотрудничестве между региональным правительством и норвежской нефтегазовой компанией.

Не обошел своим вниманием Мурманскую область и первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который, к тому же, является председателем совета директоров ОАО «Газпром». В ходе его визита 11 января 2008 года в Мурманск также была затронута проблема освоения Штокмановского ГКМ.

И вот новый визит. 12 февраля в Мурманск прибыла представительная делегация от ОАО «Газпром», ООО «Севморнефтегаз», французской компании «Total», норвежской «StatoilHydro», ОАО «Гипроспецгаз». Наиболее представительная делегация из 9 человек была от «Севморнефтегаза», которую возглавил его генеральный директор Юрий Комаров. «Газпром» представлял первый заместитель начальника департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти Николай Кабанов, от «StatoilHydro» был делегирован директор проекта Ян Норманн Лионес и от «Total» директор по береговым сооружениям «Компании специального назначения» Марк Девукт.

Эта встреча гостей Кольского полуострова с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым отличалась рабочим настроем, нацеленностью на решение конкретных проблем, связанные с реализацией Штокмановского проекта. Состоялась также встреча представителей компаний, участников консорциума по разработке Штокмановского ГКМ с руководителями предприятий региона, стремящимися стать поставщиками услуг для «Компании специального назначения».

Проблемы есть, но они решаемы

Во время рабочего совещания с участием Юрия Евдокимова и членов Правительства Мурманской области были озвучены проблемы, которые волнуют участников консорциума. Одной из основных, которая стояла на повестке дня - отвод земель под строительную площадку. Александр Селин, представитель ООО «Севморнефтегаз» в Мурманске отметил, что по программам землеустройства работы идут не просто по плану, а с опережением. Готов кадастровый план по передаче земель запаса и сельскохозяйственного назначения в промышленные. Среди поднятых проблем были достройка 40 километров грунтового участка автодороги к поселку Териберка, выделение земли под строительную площадку для возведения офиса «Севморнефтегаза» и «Компании специального назначения», решение вопроса с комитетом по природным ресурсам по изменению водотока ручья Орловка с сохранением его истока и устья.

Уже летом этого года предстоит начать земляные и взрывные работы на месте будущей промышленной площадки. Рабочим проектированием поселка и промышленной зоны занимаются специалисты «Total». И у них это неплохо получается. Если по первоначальному плану объем земляных работ планировался в размере 26 миллионов кубометров, то уже сейчас они уменьшены почти в три раза. А значит, сократятся и сроки выполнения работ, и финансовые затраты.

Предметно обсуждался вопрос и по обеспечению электроэнергией и строительных работ, и завода СПГ, и морского порта. Газпром рассматривает два варианта обеспечения объектов: от собственного источника и от местных ресурсов. Сейчас вопрос находится в стадии изучения и проработки. Возможно использование электроэнергии и от каскада Серебрянских ГЭС. Но однозначно было заявлено, что консорциум не будет инвестировать средства в развитие электроэнергетики, а лишь гарантирует загрузку генерирующих мощностей на долгосрочную перспективу.

Юрий Евдокимов успокоил гостей, заявив, что в Мурманской области есть конкретный план развития электроэнергетики до 2012 года, подписанный с руководителем РАО ЕЭС России Анатолием Чубайсом. Правительство Мурманской области в этом вопросе сработало на опережение.

Было отмечено, что достигнут серьезный прогресс в решении проблемы с выводом части территории муниципального образования Териберка из зоны с ограниченным посещением иностранными гражданами. В этом вопросе найдено взаимопонимание с ФСБ, Генштабом, Северным флотом и Главным штабом ВМФ, с пограничниками.

Юрий Комаров с удовлетворением отметил, что работы идут по плану. В феврале будет закончено создание «Компании специального назначения», а через два месяца после этого в Мурманске появится ее филиал. Затронул он и кадровую проблему, пообещав уделить первостепенное внимание обучению молодежи и необходимости максимально использовать имеющийся ресурс офицеров и мичманов, уволенных в запас.

Свою точку зрения высказал и Марк Девукт: «Я услышал много хороших новостей о том, что работы по проекту идут строго по плану. Этот проект будет способствовать развитию промышленности, социальной инфраструктуры Мурманской области. Мы обеспечим максимальное участие предприятий региона в выполнении работ. Для нас ключевой вопрос – оптимизация, улучшение проекта. В остальном все идет гладко».

До директорского корпуса довели фронт предстоящих работ

В этот же день под руководством заместителя губернатора Николая Бережного состоялось совещание представителей ООО «Севморнефтегаз» с руководителями предприятий Мурманской области, входящими в Ассоциацию поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурмансшельф». Николай Бережной назвал ряд компаний, имеющих серьезные шансы стать партнерами «Компании специального назначения». Среди них ОАО «ММП», Мурманский морской торговый порт, СРЗ «Нерпа» и 35 СРЗ, РЖД.

Свою позицию участникам совещания обозначил начальник Управления по обустройству сухопутных объектов ООО «Севморнефтегаз» Валерий Чирков. Он отметил, что работы на промышленной площадке будут выполняться с 1 июня 2008 по лето 2010 года. Пока будет готовиться площадка, предстоит разработать ТЭО завода по сжижению газа и порта. На первом этапе на строительных работах будет занято около 500 человек, которых предстоит обеспечить техникой, а это около 200 единиц строительных машин и механизмов, которые необходимо доставить морем из порта Мурманск в Териберку, жильем, материалами. Все это предстоит выполнить летом 2008 года. Полномасштабная реализация проекта с возведением завода СПГ, причального фронта порта начнется 1 июня 2010 года. Строительство завода будут осуществлять иностранные подрядчики с привлечением местных сил. Кто конкретно, говорить пока что преждевременно.

Юрий Харченко, начальник управления по обустройству подводного добычного комплекса, в сферу интересов которого входит морской подводный добычной комплекс, его подводное обустройство, прокладка подводных трубопроводов, отметил, что все эти объекты для нас новые. В России подобная техника не выпускается, а, потому, и подводный добычной комплекс, и платформы будут сдаваться нам под ключ иностранными компаниями. К их строительству будут привлекаться и отечественные предприятия.

В Мурманской области предстоит развернуть завод по подготовке (обетонированию) труб для подводного газопровода и их складированию. Его строительство займет два года (2009 – 2011). К бурению скважин «Компания специального назначения» приступит в 2010 году. К этому времени необходимо будет развернуть мощности по обеспечению процесса бурения. Этим уже сейчас занимается мурманский филиал ООО «Газфлот», создавший базу для буровой техники.

Юрий Харченко заверил директорский корпус, что к ремонту и обслуживанию подводных добычных комплексов, изготовлению запасных частей будут привлекаться предприятия Мурманской области. Большой комплекс работ связан с проведением изысканий по акватории порта, будущем месте размещения подводного добычного комплекса и трассе подводного газопровода. Этим уже занимаются мурманские специалисты из ОАО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции».

Александр Савелов, начальник Управления по морской транспортной системе ООО «Севморнефтегаз» вкратце познакомил с предстоящими работами по созданию не только специализированного порта, но и всего портового транспортно-технологического комплекса. Сейчас создается модель порта, определяется место размещения причального фронта в районе губы Орловка. ТЭО по всей инфраструктуре выполняет ОАО «Гипроспецгаз». Предстоит также построить базы обеспечения морских операций (комплектация, ремонт, эксплуатация).

Хочешь работать – докажи на что способен

Озвучив объемы предстоящих работ, представители ООО «Севморнефтегаз» захотели послушать руководителей предприятий Мурманской области, желающих принять участие в реализации Штокмановского проекта. Но в данном случае сработало русское «авось». За исключением генерального директора ОАО «Мурманское морское пароходство» Александра Медведева ни один из выступавших руководителей предприятий региона не смог внятно презентовать свою компанию, рассказать об имеющемся производственном и кадровом потенциале, который может быть востребован заказчиками.

Не случайно один из представителей ООО «Севморнефтегаз» с горечью констатировал: «Из ваших выступлений не видно строительных ресурсов, а объем стройки огромен. Мы плохо слышим друг друга».

Что касается выступления генерального директора ОАО «ММП» Александра Медведева, то он завершил его словами: «Мы не видим сложности в доставке строительных материалов и техники». И ни у кого не возникло сомнений в его словах. Выступление руководителя группы компаний ОАО «ММП» было подкреплено 66 слайдами. ОАО ММП – группа компаний, включающая в себя несколько компаний профильного бизнеса, в том числе, Северное речное, Северное морское пароходства, ОАО «Мурманскморстрой», ООО «Мурманскстройтранс», ОАО «Мурманскинжсельстрой», ОАО «Коласельхозсервис». Александр Медведев не только показывал на слайдах характеристики судов, но и проработанные схемы размещения в трюмах, доставки и выгрузки генеральных грузов, колесной и гусеничной техники, нефтегазового оборудования весом до 200 тонн, жилых модулей на необорудованный берег, подкрепляя рассказ конкретными примерами проведения транспортных операций.

А у Мурманского морского пароходства действительно накоплен уникальный 70 летний опыт работ по доставке грузов морским транспортом на необорудованное побережье арктических морей. Достаточно привести примеры последнего десятилетия: доставка теплоходом «Юрий Аршеневский» типа СА-15 труб нефтяникам; на палубе теплохода «Кола» судна «Метеор» в Обскую губу; в трюмах и на палубе теплохода «Виктор Ткачев» труб большого диаметра из Японии в Дудинку; на теплоходе «Капитан Данилкин» в 2002 году четырех сейнеров, весом в 120 и 70 тонн. Есть и более свежие примеры. В 2006 году для компании «Ванкорнефть» было доставлено крупногабаритное оборудование весом 200 тонн с перевалкой с судна типа река-море на теплоход ледового класса «Капитан Данилкин»; в 2007-м – нефтяное оборудование из Дзержинска в портопункт Прилуки на Енисее.

Судами пароходства можно доставлять грузы из Мурманска, Архангельска, Кандалакши и из зарубежных портов. В составе ОАО ММП есть суда снабженцы ледового класса типа СА-15 с мощным крановым оборудованием на 80 тонн и откидными аппарелями для погрузки-выгрузки техники весом до 56 тонн. В одном рейсе такое судно, к примеру, способно доставить 446 бетонированных труб большого диаметра. Специалисты компании разработали варианты перевозки колесной и гусеничной техники, генеральных грузов с выгрузкой на рейде. В арсенале пароходства имеется дноуглубительная техника, суда с малой осадкой, способные вплотную подходить к берегу. ОАО «Трест «Мурманскморстрой», вступивший в консорциум способен заниматься гидротехническими и строительными работами. В компании имеются понтоны, краны, автомобильная техника, бульдозеры и экскаваторы. Прозвучали и интересные предложения по размещению строителей объектов в поселке Териберка в плавучем общежитии на 164 места (82) каюты.

В том, что у «Компании специального назначения» не будет проблем с отправкой грузов морским транспортом заверил генеральный директор ОАО «Мурманский морской торговый порт» Виктор Морозов. Главное, что он попросил обеспечить, ритмичное поступление грузов.

О желании закрепить за строительными предприятиями региона реальные объемы работ говорил генеральный директор ассоциации «Мурманшельф» Григорий Стратий. По инициативе Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» в конце января 2008 года создан консорциум «Мурманшельф строительство», который объединит производственные, финансовые и интеллектуальные ресурсы всех строительных предприятий и организаций. К сожалению, ни один из собравшихся в зале директоров строительных компаний и фирм не смог внятно доложить об имеющихся у них технических возможностях и кадровом потенциале, способности выполнять заявленные объемы работ.

Не прочь занять свою нишу и получить заказы на выполнение работ судоремонтные предприятия «Нерпа» и 35 СРЗ, вошедшие в объединенную судостроительную корпорацию. На «Нерпе» готовы при проявлении интереса «Газпромом» завершить строительство завода по обетонированию труб большого диаметра, потребность в котором сомнению не подлежит.

Завершая встречу, Валерий Чирков сказал: «У «Севморнефтегаза» есть свое представительство в Мурманске. Кто хочет строить, подавайте резюме о своих возможностях, а там, посмотрим».

Юрий Банько

 Журнал "СЕВЕР промышленный" № 3 2008 г.


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.188.13.127

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .