Мончегорская система образования за 75 лет |
1 сентября 1932 года над тундрой и брезентовыми палатками первопроходцев прозвенел первый школьный звонок. За прошедшие 75 лет пройден большой путь становления Мончегорской системы образования. Вместе с покорителями Монче-тундры по этому пути шагали учителя Анна Гайдукова, Михаил Тригубович, Петр Париевский, Елизавета Байбакова, Владимир Сизов и многие другие. И уже в самом начале в школах и детских садах был заложен фундамент сегодняшних успехов и достижений. Многочисленные перемены в обществе не нарушили мончегорскую систему образования. Ее отличают многообразие программ, стремление к обновлению их содержания, ориентация на запросы и способности учащихся. Мончегорское учительство сохранило высокий профессиональный уровень, не утратило интереса к творчеству, самосовершенствованию, поиску нетрадиционных подходов к решению образовательных проблем. Педагогов Мончегорска объединяет нравственная позиция — педагогическое подвижничество, тяга к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Самым главным достижением нашей школы является сохранение традиционно высокого уровня подготовки выпускников. Об этом свидетельствует количество школьников, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учебе». Растет количество победителей областных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов. Набирают силу городские конкурсы «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Интеллект». Участники конкурсов награждаются премиями главы города, памятными подарками. Образовательная система города формирует единое, открытое, личностно ориентированное пространство, включающее 36 муниципальных учреждений. За последние годы были созданы центр психолого-педагогической помощи детям, детский экологический центр, лицей им. В. Г. Сизова и другие. Определились формы совместной деятельности управления образованием, образовательных учреждений, отдела культуры, комитета по физической культуре и спорту, отдела по делам молодежи, других структурных подразделений администрации в рамках реализации совместных целевых программ. Система образования города сумела сохранить в переходный период ядро управленческих и педагогических кадров, основные фонды, управляемость. Сформировалась управленческая структура образования — система городских служб и учреждений, осуществляющих методическое, информационно-аналитическое обеспечение образовательных учреждений, мониторинг процессов образования, экспертизу инновационной деятельности. Управление муниципальной системой образования приобретает государственно-общественный характер. Завершается работа по формированию в школах органов общественного управления. Разрабатываются современные модели и методы управления муниципальным образованием. Меняются целевые ориентиры, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. В последние годы в развитии сферы муниципального образования наблюдаются следующие тенденции: – образование играет все большую роль в процессе становления новых общественно-экономических отношений и соответствующих им жизненных установок и ориентиров. Современные выпускники отличаются динамизмом, предприимчивостью, коммуникабельностью, наличием практических знаний, способностью самостоятельно принимать решения в ситуации выбора; – сформировалась система муниципальной поддержки одаренных детей, формируется система грантов; – растут объемы финансирования муниципального образования, его доля в бюджете города постоянно увеличивается; – развивается система социальной и правовой защиты педагогов, обучающихся, родителей; – растет число педагогов и педагогических коллективов, работающих по инновационным технологиям, имеющих собственные программы и концепции развития. Вопросы функционирования и развития образования города неоднократно предлагались к обсуждению на городском Совете. Благодаря этому сегодня имеется целый ряд нормативных актов, позволяющих обеспечить эффективное использование внутренних возможностей для поддержания и развития достигнутого уровня образования. Инновационная деятельность
Ежегодно на базе муниципальных образовательных учреждений открываются различные инновационные площадки. Данная структура позволила четко спланировать деятельность управления и образовательных учреждений по участию в национальных проектах. В соответствии с региональной программой развития разработана и принята городским Советом муниципальная программа «Образование Мончегорска 2010», разработан и успешно реализуется сетевой план реализации приоритетного национального проекта «Образование». Муниципальная власть несет свою долю ответственности за реализацию нацпроекта «Образование». На уровне муниципалитета принято решение о выделении дополнительных муниципальных грантов. Нацпроект вызвал интерес у руководства Кольской горнометаллургический компании, которое также установило денежные поощрения педагогам и образовательным учреждениям города. Успешные результаты участия в конкурсах обеспечены сложившейся в городе структурой инновационной деятельности – это 15 городских инновационных и экспериментальных площадок на базе школ, которые ежегодно открываются постановлением администрации города и находят со стороны местной власти материальную поддержку и стимулирование. Сегодня инновационные площадки – это центры методической работы и обобщения передового педагогического опыта, лаборатории апробации инновационного содержания и технологий образовательного процесса. Продуктивна деятельность городской инновационной площадки «Здоровье» на базе школы № 14. Работа по валеологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса и внедрению здоровьесберегающих технологий заинтересовала Российскую Академию Образования, институт возрастной физиологии. Сегодня они сотрудничают на договорной основе по проблемам разработки и внедрения оздоровительной технологии в образовательный процесс. Опыт десятилетнего содружества школы № 8, победительницы конкурса в рамках национального проекта «Образование», действительного члена Ассоциации демократических школ России, с Московским научно-педагогическим объединением «Школа самоопределения» позволил в рамках инновационной площадки широко пропагандировать идеи демократического уклада школьной жизни, идеи толерантности (директор школы заслуженный учитель РФ Т. Дементьева). С 1995 года школа № 12, победительница конкурса национального проекта «Образование», является членом Международной Ассоциации «Развивающее обучение», активно сотрудничает с Психологическим институтом развития личности Российской Академии Образования, участвует в опытно-экспериментальной работе в рамках федеральной площадки «Подростковая школа» (директор школы В. Выбач). В течение последних пяти лет в рамках региональной экспериментальной площадки успешно решают задачи реализации идей Концепции профильного обучения коллективы школ № 5 и № 7. (директора Л. Целикова, Т. Бурмистрова, заслуженный учитель РСФСР Л.Склярова). Победителем Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» стала школа № 14. Победителем Всероссийского конкурса «Создание и развитие системы специальных центров в рамках федеральной программы «Дети России» стала специальная коррекционная школа – интернат № 4. Диплом 1 степени Всероссийского конкурса «Модели ученического самоуправления-2004» получила школа № 8 с углубленным изучением английского языка. Гимназия №1 – лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие школы России». Школа № 10 – дипломант Всероссийского конкурса «Растим патриотов России». Активная инновационная деятельность образовательных учреждений обеспечивает рост профессионального мастерства педагогов: 81% педагогов имеют квалификационные категории, более 15% имеют высшую квалификационную категорию. Ежегодно от 20 до 25 педагогических работников получают отраслевые награды. Инновационный характер их методической системы проявляется в апробации нового содержания образования, в разработке авторских программ, в широком использовании проектного метода обучения, в организации творческой исследовательской деятельности учащихся, вовлечения их в активную внешкольную работу. Неповторим опыт работы в качестве классного руководителя Заслуженного учителя Российской Федерации, учителя русского языка и литературы лицея им. В. Г. Сизова Ольги Игоревны Коноваловой, победительницы конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образование». Более 10 лет она работает в лицейских классах, сформировала особый «пушкинский дух», традиции и неповторимость в системе воспитательной работы. Высокую оценку на международной научно-практической конференции «Государственный общественный характер управления как механизм формирования духовно-нравственных ценностей» получил опыт работы учителя истории школы № 8 Ирины Алексеевны Рощиной, победительницы конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образование». Выпускница этой школы Маргарита Потехина стала участницей саммита «юношеской восьмёрки» в Германии. Показательным стал опыт работы учителя истории гимназии № 1 Ирины Владимировны Молодец, победительницы конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образование», на Всероссийском семинаре «Образование в сфере прав человека в школе». С особой благодарностью вспоминают ученики своих наставников, учителей-новаторов, К. Сорбалэ (школа № 5), Е. Лобанову (школа № 14), И. Скрутелёву (лицей им. В. Г. Сизова), Е. Зубкову, М. Алаеву (гимназия № 1), Н. Геривенко (школа № 8), педагогов-победителей конкурсного отбора национального проекта «Образование» Г. Бекурину, Г. Березкину, А. Лучникову, И. Червякову (гимназия № 1), Н. Антипову, В. Королёву, (школа № 8), М. Филиппову, (школа № 10), Г. Степанову (школа № 7). Этот перечень талантливых, творческих, духовно богатых педагогов можно еще продолжать и продолжать… Сегодня усилено внимание к работе классных руководителей. Проблемы организации их деятельности нашли отражение в работе городских инновационных площадок: «Молодежное движение «Память», «Юный патриот», «Инициатива. Исследование. Творчество». Система образования города в целом отвечает современным требованиям и позволяет решать вопросы, связанные с ее развитием. Самым главным результатом является уровень качественного образования, который сегодня предоставляют образовательные учреждения города. Выпускники достойно проходят государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена, подтверждая школьные «4» и «5». Достаточно высоким остается количество выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении». Отмечается положительное стремление выпускников к продолжению дальнейшего обучения: 78% продолжают обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в том числе 23% в столичных вузах. В этом большая заслуга мончегорских педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений, ветеранов педагогического труда: Г. Медынской, Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина города, Л. Баскиной, Заслуженного учителя РФ, Л. Скляровой, Заслуженного учителя РСФСР, С. Золочевской, Заслуженного учителя РФ, Н. Родионовой, Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина города. Исследование содержательного компонента воспитания показало, что, несмотря на достаточно существенные различия, обусловленные особенностями коллективов образовательных учреждений, имеется много общего в содержании воспитания и стратегии его отбора. В СОШ № 7 ведется работа по построению эффективной воспитательной системы, формирующей личность с активной жизненной позицией, способную к совершенствованию, самореализации и адаптации в изменяющемся мире. В гимназии № 1 при определении целевых ориентиров используется технология проектирования образа выпускника. В качестве главных критериев и показателей воспитательного процесса выступает воспитанность детей, сформированность жизненно важных потенциалов личности, интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. С целью познания самих себя, отработки навыков регуляции поведения, эмоций для учащихся 5-11 классов в течение нескольких лет апробировался воспитательно-образовательный курс «Самосовершенствование личности». В начальной школе ведутся занятия по «Этической грамматике». В СКОШИ № 4 одним из основополагающих факторов системы воспитания является трудовое обучение. Одной из важнейших целевых установок при организации воспитательного процесса в школах стало гражданско-патриотическое воспитание. Особое место в формировании гражданского сознания и поведения учащихся занимает развитие детского общественного движения и школьного самоуправления. Отсутствие монополии одной организационной структуры обуславливает развитие патриотических, туристических, экологических, эстетических объединений, советов творческих дел, клубов, групп юных журналистов. Важным элементом функционирования школ является самоуправление, в том числе ученическое. Органы школьного самоуправления существуют во всех образовательных учреждениях города. Опорной школой в решении этого вопроса стала СОШ № 8, которая сотрудничает с Московской школой № 734 А.Н. Тубельского. Опыт работы школы № 8 по моделированию деятельности органов ученического самоуправления обобщен и направлен на Всероссийский конкурс. Воспитанники детского экологического центра реализуют масштабный проект по созданию на территории города экологического парка. Их усердием вычищены родники близ Мончегорска. То есть труд педагогов дополнительного образования востребован и необходим. Александр Архипов, начальник управления образования, кандидат педагогических наук Специальный выпуск журнала "СЕВЕР промышленный" - "Мончегорску-70!"
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6556 |