Организация народного образования и ликвидация неграмотности среди спецпереселенцев |
Ликвидация неграмотности и малограмотности среди спецпереселенцев, всеобщее обучение их в школе, подготовка грамотных и квалифицированных специалистов — это была важнейшая политическая задача, стоявшая перед партийными, советскими и общественными организациями Мурманского округа. В местах проживания спецпереселенцев строились начальные и семилетние школы, открывались средние специальные учебные заведения.Дети спецпереселенцев школьного возраста подлежали всеобщему обучению и воспитанию. Большую работу проводили общественные организации и работники народного образования по обучению и воспитанию детей спецпереселенцев. Дети спецпереселенцев вовлекались в активную общественную и кружковую работу. Они вступали в пионеры и октябрята, участвовали в школьном соревновании, занимались в кружках по интересам. Хорошо было организовано народное образование среди детей спецпереселенцев в школах Кировска и его окрестностях. И хотя дети спецпереселенцев здесь составляли большинство от общего числа учащихся, работа этих школ не отличалась от других школ Мурманского округа. Отношения между детьми вольнонаемных и спецпереселенцев были дружескими и вполне здоровыми. В школах царила такая атмосфера, что ребята не чувствовали различия между собой ни в классовом, ни в социальном отношении. Все это создавало благоприятные условия для нормального развития и правильного воспитания детей спецпереселенцев.В школах Кировска на 1 января 1935 г. училось 2 698 детей спецпереселенцев, что составляло 65,5% от общего числа учащихся. Пионерская организация города была на 67% представлена детьми спецпереселенцев, а октябрятские отряды - на 70%. О состоянии народного образования, пионерского и октябрятского движения среди детей спецпереселенцев говорят данные предлагаемой таблицы 16. Таблица 16 Пионерское и октябрятское движение среди детей спецпереселенцев
Данные таблицы свидетельствуют о том, что дети спецпереселенцев в некоторых спецпереселенческих районах составляли подавляющее большинство пионеров и школьников. В 1934 г. посещаемость школ города Хибиногорска составила 97,0%. Это говорит о добросовестном отношении детей спецпереселенцев к овладению знаниями. В школьном соревновании принимало участие 4 909 детей, а в кружковой работе — 2 288 человек. Большинство детей спецпереселенцев активно участвовали во внеклассной и внешкольной работе. Значительная часть спецпереселенческой молодежи училась в горно-химическом и медицинском техникумах города, о чем говорилось выше. Кроме того, лучшей части ударников труда из числа спецпереселенцев было разрешено учиться на заочном отделении института Ленинградского геологоразведочного треста (ЛГРТ), филиал которого находился в городе Хибиногорске. Этот вопрос был специально рассмотрен на заседании Секретариата Хибиногорского горкома ВКП (б) от 29 ноября 1932 г. Секретариат принял постановление: «Допустить прием спецпереселенцев в заочный институт (ЛГРТ) Ленинградского филиала к общему числу вольнонаемных не менее 39% из числа молодежи—лучших ударников, закрепляя последних за базой». Во всех местах поселений спецпереселенцев с первых дней их пребывания была создана широкая сеть пунктов ликвидации безграмотности среди взрослых. В работе пунктов ликбеза принимали участие не только активисты партийных и советских органов, но и наиболее грамотные из числа спецпереселенцев. Наиболее организованно эта работа проводилась в Хибиногорске.В 1932 г. во всех пунктах ликбеза занимались 347 человек—неграмотных и 146 малограмотных, а в 1933 г. занимались соответственно 452 и 1 158 человек. На 1 января 1935 г. было выявлено неграмотных 406 человек и малограмотных—520, из них занималось 671 человек. СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ В ИСТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4661 |