Главная Экономическая и социальная ситуация в Мурманской области в первом полугодии 2007 г.
Экономическая и социальная ситуация в Мурманской области в первом полугодии 2007 г. Печать E-mail

Аналитический обзор развития Мурманской области по итогам первого полугодия 2007 года

Экономическая и социальная ситуация не вызывает беспокойства

Большинство показателей экономического и социального развития области в первом полугодии 2007 года (1П 2007) сохранили положительную динамику. В экономической сфере можно выделить существенный рост прибыли крупных и средних предприятий области в сравнении с аналогичным периодом 2006 г.; возросли также объемы торгового оборота, услуг транспорта, производства сельскохозяйственной продукции. В социальной сфере позитивными изменениями отмечены уровень доходов населения, занятости, улучшились демографические показатели (повысился уровень рождаемости, снизилась смертность и сократился миграционный отток населения).

Вместе с тем, ряд отраслей экономики продолжал испытывать трудности: сократились объемы строительных работ, что обусловило ухудшение финансовых результатов деятельности строительных организаций (большинство из них стало убыточными). Проблема убыточности характерна также для предприятий энергетики, автомобильного транспорта, связи. При общем улучшении большинства социальных показателей и в данной сфере не все благополучно: темп роста реальных доходов населения в Мурманской области вновь стал отставать от среднего по России, возросла степень дифференциации населения по уровню доходов.

Экономическое развитие

Промышленность: объемы производства снизились, но не в ущерб доходам

В 1П 2007 года Мурманская область оказалась единственным регионом Северо-Западного Федерального округа (СЗФО) в котором сократился реальный объем промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. (на 3,9%). Такое снижение произошло главным образом за счет уменьшения физических объемов производства на предприятиях обрабатывающей промышленности (в среднем на 7,3%), поскольку объем добычи полезных ископаемых немного возрос (на 1,5%), а производство и распределение электроэнергии газа и воды сократилось на 3,4%.

Динамика промышленного производства, % прироста к соответствующему периоду предыдущего года

2003 2004 2005 2006 1П 2007
Мурманская область 2,7 2,0 0,5 2,2 - 3,9
Россия 7,0 6,1 4,0 3,9 7,7

Источник: Мурманскстат

Несмотря на снижение физических объемов производства, денежные доходы предприятий промышленности выросли по сравнению с 1П 2006 г. в среднем на 25,7% (сумма выручки в текущих ценах возросла 52 до 65,4 млрд. руб.). Наиболее благоприятно ценовая конъюнктура сложилась для предприятий обрабатывающих производств, среди которых в Мурманской области доминируют предприятия цветной металлургии (их доля в стоимости данного вида деятельности составляла в 1П 2007 г. 82,2%). Сумма доходов обрабатывающих производств за отгруженную продукцию в 1П 2007 г. составила 34,5 млрд. руб., что на 41% больше чем в 1П 2006 г. Таким образом, несмотря на наибольшее сокращение физических объемов производства, обрабатывающие производства увеличили свою долю в стоимостной структуре промышленного производства области, что произошло за счет ценового фактора (см. рис.).

Структура промышленности по видам деятельности, % продаж

Структура промышленности Мурманской области по видам деятельности, % продаж

Источник: Мурманскстат

Сокращение в 1П 2007 по сравнению с тем же периодом 2006 г. физических объемов производства электроэнергии (на 4,4 %, при производстве 8813,1 млн. кВт-ч) и теплоэнергии (на 0,5 % - 7,9 млн. Гкал) нельзя рассматривать как негативный результат, поскольку это может быть связано со снижением энергоемкости экономики. Последнее является важнейшей составляющей решения задачи ресурсосбережения и минимизации вредного воздействия на окружающую природную среду.

В рыболовстве снизились уловы, в сельском хозяйстве продолжился подъем

В отличие от нескольких предшествующих лет, в течение которых наблюдался рост физических объемов вылова рыбы и добычи других морепродуктов, в 1П 2007 г. зарегистрирован их спад. Он составил 11% или 32,1 тыс. т (с 292,2 в 1П 2006 г. до 260,1 тыс. тонн). Однако в денежном выражении доходы рыбодобывающих предприятий заметно выросли. Их номинальный прирост по сравнению с 1П 2006 составил 32,3%, достигнув 9,2 млрд. руб.

В сельском хозяйстве рост физических объемов производства даже ускорился по сравнению с прошлым годом. Общий прирост в 1П 2007 против 1П 2006 года составил 14,4% (аналогичный показатель в 2006 г. был 12,6%), в том числе, например, производства мяса всех видов 35,4% или 1 тыс. т. (7,5% в 2006 г.).

В стоимостном выражении объем продаж сельскохозяйственной продукции составил в 1П 2007 г. 957,2 млн. руб., что на 20% больше уровня 1П 2006 г. Это означает, что несмотря на существенный прирост физических объемов производства, относительный прирост номинальных доходов сельскохозяйственных предприятий был ниже чем промышленных и рыбодобывающих, где такие объемы сократились.

Росту сельскохозяйственного производства способствовали меры государственной поддержки. Общая сумма субсидий сельскохозяйственным производителям области в 1П 2007 г. составила 157 млн. руб. (118,4% к уровню 1П 2006 г.), из которых 134,4 – из областного бюджета, 22,6 – из федерального. Субсидии из федерального бюджета идут в основном на поддержку северного оленеводства. Существует также программа по развитию оленеводства в рамках приграничного сотрудничества между Правительством Мурманской области и Министерством сельского хозяйства Финляндии, в соответствии с которой в Ловозерском районе построен цех по переработке оленины и мастерская по изготовлению сувениров, закуплено оборудование, на общую сумму более 1 млн.евро.

Транспорт: объем перевезенных грузов возрос, но загрузка морских портов снизилась.

В 1П 2007 год объем перевезенных грузов предприятиями транспорта общего пользования составил 16,1 млн.тонн, что на 2,6% больше, чем за тот же период 2006 г. Прирост объема перевозок зарегистрирован на всех видах транспорта кроме автомобильного: железнодорожном – на 1.2%, морском – на 12.6%, воздушном – на 18,5%.

Объем перегрузки грузов в морских портах области, напротив, снизился. Их объем составил 11.4 млн. тонн, что на 8% ниже уровня 1П 2006 г.

На такое снижение повлияло сокращение транзитных перевозок на экспорт через порты Мурманской области нефти и нефтепродуктов (на 12%), угля (на 3,5%), а также экспортных поставок из области апатитового концентрата (на 8%).

Потребительский рынок: рост розничной торговли продолжает ускоряться

В 1П 2007 г. продолжилась устойчивая тенденция ускорения реальных темпов роста оборота розничной торговли, которая наблюдается уже более пяти лет. Тем не менее, такой темп прироста был все-таки ниже, чем в среднем по России и регионам СЗФО (соответственно 12,6% против 14,2 и 14,9%). Это обусловило снижение доли Мурманской области в объеме розничного товарооборота России (см. табл.)

Объем розничной продажи товаров Объем розничной продажи товаров Доля в России, %
в текущих ценах, млрд. руб. Темп реального прироста, %
29,2 1,9 0,78
2003 34,2 2,7 0,76
2004 39,3 5,0 0,71
2005 45,6 7,4 0,66
2006 53,1 9,0 0,67
1П 2007 31,5 12,6 0,66

Источник: Мурманскстат

Темп прироста оборота непродовольственных товаров как и в прошлом году значительно превышал темп прироста оборота продуктов питания (17% против 9% к 1П 2006 г.), что обусловило дальнейшее снижение доли продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли до 52,9% против 53.2% в 2006 году.

Продолжает также повышаться уровень организации розничной торговли. Об этом свидетельствует, в частности, сокращение доли продаж на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (с 21,2% в 2006 г. до 17,3%).

В 1П 2007 г. резко замедлился темп роста реальных объемов платных услуг населению. Они выросли всего на 1,5% против среднегодовых темпов прироста 7.5% в 2006 и 13.1% в 2005 году. Тем не менее, значительно выше средних были темпы роста услуг организаций физической культуры и спорта (13,3%), туризма (12,8%), связи (9,8%). Сократились реальные объемы услуг культуры (89.9% к уровню 1П 2006 г.), коммунальных услуг (94.2%), санаторно-оздоровительных услуг (96.5%).

Инвестиции: резкий спад вместо ожидаемого бума

В предыдущих наших обзорах экономических процессов в регионе уже отмечалось, что Мурманская область испытывает хронический недостаток инвестиций и что в последнее время появились предпосылки начала инвестиционного бума в связи с планами реализации ряда крупных инвестиционных проектов. Однако данные об объемах инвестиций в первом полугодии 2007 г. показывают, что пока не удается поддерживать даже имевшийся ранее уровень инвестиций. Их спад по сравнению с 1П 2006 г. составил 22,8%, что является худшим показателем среди всех регионов СЗФО, а в среднем по России прирост инвестиций за этот же период составил 22,3% (см. табл.)

Инвестиции в основной капитал

2003 2004 2005 2006 1П 2007
В текущих ценах, млн. руб. 13697 13532 18783 24505 8447,2
Реальный темп прироста, %:Мурманская обл. 23,8 -4,4 13,2 12,6 - 22,8
Россия 12,8 10,9 10,7 13,0 22,3

Источник: Мурманскстат

В структуре источников финансирования инвестиций резко сократилась доля привлеченных средств (с 50,6% в 1П 2006 до 31,9% в 1П 2007 г.), причем за счет такого их вида как «средства вышестоящих организаций» (холдингов) (с 37,7 до 9,4%). Соответственно возросла доля собственных средств предприятий (с 49,4 до 68,1%), а также бюджетных инвестиций (с 6,7 до 12,8%). Таким образом можно сделать вывод, что сокращение объемов инвестиций в области связано главным образом с сокращением финансирования, выделяемого на цели инвестирования по решению штаб квартир холдингов и финансово-промышленных групп, в которые входят практически все крупные предприятия области.

Сокращение объема инвестиций обусловило спад в строительстве. Реальный объем строительных подрядных работ уменьшился против 1П 2006 г. на 16,9%, в то время как в среднем по СЗФО он вырос на 7,5%, а по России на 25,5%.

Инфляция: темп роста цен в Мурманской области вновь выше, чем в среднем по стране

Ситуация прошлого года, когда темп роста потребительских цен в области был несколько ниже, чем в среднем по России не повторилась в текущем году. Средний индекс цен на товары и услуги в июне 2007 к декабрю 2006 г. в области был выше среднероссийского на 0,6 процентных пункта (п.п.) (см. табл.), а также на 0,2 п.п. выше аналогичного показателя прошлого года. Таким образом задача снижения темпов инфляции, уровень которой весьма ощутим для населения, особенно в части роста цен на продукты питания и услуги, пока не находит решения.

Индексы потребительских цен, июнь 2007 в % к декабрю 2006 г.

товары и услуги в том числе в том числе в том числе
продовольственные товары непродовольственные товары платные услуги населению
Российская Федерация 105,7 106,1 102,2 109,8
СЗФО 106,3 107,4 102,3 109,7
Мурманская область 106,3 106,9 102,9 109,8

Источник: Росстат

Средний рост цен производителей промышленной продукции в Мурманской области был также несколько выше, чем аналогичный показатель в среднем по стране. Их прирост в июне 2007 к декабрю 2006 составил, соответственно, 14,8 и 14,5%. Заметно опередил среднероссийский уровень темп роста тарифов в области на грузовые перевозки (соответственно 11,3 и 4,8%).

Внешнеторговый оборот продолжает ускоряться

Высокие темпы роста внешнеторгового оборота, которые были характерны для Мурманской области в предшествующие несколько лет, еще больше ускорились в 1П 2007 г. (см. табл.). В итоге сумма внешнеторгового оборота за 1П 2007 года превысила годовой оборот за 2004 г. (составлявший $1396 млн.). Особенностью внешнеэкономической деятельности предприятий области в 1П 2007 явилось также то, что темп прироста импорта более чем в два раза превысил темп прироста экспорта (соответственно, 87,1 и 41,2%), хотя доля импорта по-прежнему не превышает 10% внешнеторгового оборота.

Рост экспорта связан продолжавшимся повышением мировых цен на цветные металлы, которые преобладают в экспортных поставках из области (например, цены на никель выросли за год более чем в два раза). В результате доля металлов в стоимостной структуре экспорта достигла 68,2%,. что на 8 п.п. выше, чем в 1П 2006 г., несмотря на то, что физический объем экспорта металлов несколько сократился.

На втором месте по доле в товарной структуре экспорта из Мурманской области группа «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье», которая представлена в основном рыбой и морепродуктами. В 1П 2007 г. эта доля составляла 19,4% и сократилась по сравнению с 1П 2006 г. на 5 п.п., тем не менее в абсолютном размере сумма экспорта данной группы возросла на $30 млн. Абсолютный рост экспорта в денежном выражении характерен также и для группы товаров «минеральные продукты» (в области это в основном железорудный и апатитовый концентраты), хотя ее доля в структуре экспорта также сократилась (с 13,4 до 10,6%).

Показатели внешнеторгового оборота

2005 1П2006 1П2007
Внешнеторговый оборот,млн.$ 1781,7 1086,3 1564,8
годовой прирост,% 27,6 23,6 44,1
экспорт: млн.$ 1569,8 1018,1 1437,3
годовой прирост, % 25,5 28,9 41,2
импорт: млн.$ 211,9 68,2 127,5
годовой прирост, % 46,3 -23,6 87,1
Торговый баланс, млн.$ +1357,9 +949,9 +1309,8

Источник: Мурманскстат

В географической структуре экспорта наибольшую долю, как и по итогам 2006 г., занимают такие страны как Нидерланды (37,6%), Китай (11,2%), Норвегия (10,7%). В 1П 2007 г. наибольший относительный прирост экспорта был в Финляндию - почти в три раза по сравнению с 1П 2006 (с $23,8 млн. до $70,5 млн.). Импорт товаров, в основном был связан с закупкой морских судов транспортного флота, машин и оборудования, химических продуктов и пластмасс для предприятий, а также продовольствия для населения области. Наибольшая доля импорта была из Китая (19,5%), Германии (16,2%), Финляндии (14,5%).

Иностранные инвестиции: уменьшился объем, но улучшилась структура

В 1П 2007 г. резко уменьшился объем иностранных инвестиций по сравнению с тем же периодом 2006 г., однако по сравнению со всеми предшествующими годами, этот показатель можно рассматривать как вполне удовлетворительным. Более того, впервые за многие предшествующие годы резко возросла сумма прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а не кредитов. Эти инвестиции пришли из Великобритании и вложены в предприятие обрабатывающей промышленности. Такой характер вложений можно рассматривать как позитивный сдвиг в структуре иностранных инвестиций.

Динамика иностранных инвестиций, млн. $

Динамика иностранных инвестиций, млн. $

Источник: Мурманскстат

Помимо Великобритании, доля которой в общей сумме иностранных инвестиций за 1П 2007 г. составила 56,8%, другими заметными странами-источниками инвестиций были Норвегия (15%) и Кипр (6,8%).

Развитие предпринимательства и финансовые результаты: есть прогресс, но и проблемы обостряются

В 1П 2007 г. в области сохранились положительные тенденции в развитии малого предпринимательства: возросло их число (на 3,5%, достигнув 3057 ед.), увеличилась численность занятых в них постоянных работников (на 1,2%, достигнув, по оценке, 28,8 тыс. чел.) а также вырос объем производимой ими продукции, выполняемых работ и услуг. Вместе с тем, масштаб деятельности сектора малого предпринимательства в области остается низким (менее 0,5% от оборота только промышленных предприятий области).

В целом, если судить по финансовым результатам деятельности всего предпринимательского сектора, то по итогам 1П 2007 г. значительным достижением можно считать существенный рост общей суммы сальдированной прибыли (прибыль минус убытки). Ее величина достигла 20,8 млрд. руб. , что в 2,2 раза больше, чем за тот же период 2006 г.

Однако почти 80% общей суммы прибыли обеспечили предприятия цветной металлургии благодаря росту цен на свою продукцию. Что касается других отраслей, то сохраняется высокая доля убыточных предприятий (33,7%), а сумма полученных ими убытков выросла по сравнению с 1П 2006 г. на 42%.

В тяжелом финансовом положении находятся предприятия занятые распределением и передачей электроэнергии, пара и воды (из-за превышения на оптовом рынке покупных тарифов на электроэнергию над отпускными), строительства (из за сокращения объемов подрядных работ), автомобильного транспорта, связи.

Общественный сектор и социальное развитие

Бюджет Мурманской области: профицит и рост расходов на образование и охрану здоровья

Консолидированный бюджет области был исполнен с профицитом, сумма которого значительно возросла в абсолютном и относительном выражении (см. табл.). Прирост доходов к 1П2006 составил 31,5% и был обеспечен главным образом за счет роста поступлений по налоговым доходам. Объемы поступлений по финансовой помощи остались на уровне 1П2006, а в процентном отношении в общей сумме доходов бюджета их доля снизилась (см. табл.).

Консолидированный бюджет Мурманской области

1П2006 1П2006 1П2007 1П2007
Млрд. руб. доля, % Млрд. руб. доля, %
Доходы, в том числе: 13,0 100 17,1 100
налоговые доходы 9,0 69,3 12,9 75,4
неналоговые доходы* 0,5 3,8 0,7 4,1
финансовая помощь 3,5 26,9 3,5 20,5
Расходы, 11,8 100 14,0 100
в том числе:
ЖКХ 1,8 14,9 1,2 8,6
Образование 3,9 32,8 4,6 32,9
Здравоохранение 2,0 16,5 2,5 17,8
Другие 4,1 35,8 5,7 40,7
Баланс (профицит) +1,2 9,2 +3,1 18,1

*Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Источник: Мурманскстат

Возросли расходы на образование и здравоохранение (как в абсолютном, так и в долевом выражении), что связано с продолжением реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье». Расходы на ЖКХ снизились, а их доля в общей структуре расходов сократилась почти в 2 раза.

Уровень жизни: темп роста доходов снизился

Ситуация в сфере доходов населения характеризуется рядом позитивных тенденций: ростом реальных доходов населения, реальной заработной платы, снижением уровня бедности. Реальный среднемесячный доход на душу населения увеличился на 8,6% по сравнению с тем же периодом 2006 г., прирост реальной среднемесячной заработной платы составил 12,8%.

В то же время темп роста реальных доходов населения снизился по сравнению с 2006 г., и был ниже, чем в среднем по России (см. табл.).

Отставание темпов роста средней заработной платы в области от средней по России обусловило продолжение тенденции сближения их абсолютных размеров. Их различие оказалось минимальным за последние несколько десятилетий (см. табл.). Превышение средней заработной платы в Мурманской области ее средней величины по России не покрывает разрыв в стоимости жизни, обусловленный действием в области северных удорожающих факторов.

Денежные доходы населения

2005 2005 1П 2006 1П2007
Изменение реальных доходов на душу населения, %*
Мурманская область 9,5 11,0 11,4 8,6
Россия 11,1 10,0 15,2 11,2
Среднемесячная заработная плата, руб.
Мурманская область 12522 14984 14071 18172**
Россия 8550 10736 9897 13810**
Отношение средней зарплаты в области к средней по России, раз 1,46 1,39 1,42 1,31

Источник: Мурманскстат

* к соответствующему периоду предыдущего года
**за июнь, предварительные данные

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 1П2007 снизилась (см. табл.) .

Динамика уровня бедности, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

1П2004 1П2005 1П2006 1П2007
Мурманская область 21,7 19,7 20,1 16,7
Россия 21,5 н.д. н.д. н.д.

Источник: Мурманскстат

Прожиточный минимум во 2 квартале 2006 г. равнялся 5570 руб. Средний душевой доход обеспечивал 2,6 прожиточного минимума, что выше уровня 2006 г. (2,3). Положительные результаты в преодолении бедности достигнуты как за счет мер федерального правительства, таких как, например, повышение заработной платы в бюджетных отраслях, так и благодаря реализации Плана мероприятий Правительства Мурманской области по реализации основных направлений преодоления бедности в Мурманской области на 2006-2008 годы.

Дифференциация населения по уровню доходов продолжала усиливаться: децильный коэффициент в 1П2007 составил 13,3 при 12,9 в 1П2006. Степень дифференциации населения области по доходам традиционно ниже, чем по России в целом, при этом в среднем по РФ этот показатель также увеличился (15,4 в 1П2007 при 14,9 в 1П2006). Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) возрос с 0,377 в 2006 до 0,390 в 1П2007. В целом по стране индекс остался практически на уровне 2006 года (0, 411 против 0,410 в 2006), что означает, что темп дифференциации населения по уровню доходов в Мурманской области был выше, чем в среднем по стране.

В использовании денежных доходов отмечается рост доли средств, направленных на покупку товаров и услуг (67,4% в 1П2007 против 66,5% в 1П2006), на оплату обязательных платежей и добровольные взносы (10,1% против 9,7), а также некоторый прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах (6,2 против 5,7%). Доля средств, направленных на покупку валюты и жилых помещений, заметно снизилась (2,8 против 4,1%).

Рынок труда и демография: безработица впервые ниже средней по России, демографическая ситуация несколько улучшилась
В 1П2007 тенденция улучшения ситуации на рынке труда продолжилась. В июне 2007 г. по сравнению с июнем 2006 показатель общей безработицы снизился на 0,8, а официально зарегистрированной безработицы - на 0,5 п. п. (см. табл.). Впервые с начала 1990-х гг. уровень общей безработицы в области стал ниже среднероссийского.

Уровень безработицы, %

2005 2006 Июнь 2006 Июнь 2007
Мурманская область
общая безработица 10,2 8,7 6,9 6,1
официально зарегистрированная 3,9 3,5 3,4 2,9
Россия
общая безработица 7,6 7,6 7,1 6,7
официально зарегистрированная 2,4 2,4 2,3 2,0

Источник: Мурманскстат

Территориальная дифференциация по уровню безработицы несколько уменьшилась, хотя по-прежнему довольно значительна: превышение среднеобластного уровня в сельских районах достигает 6,8 раза (7,2 в 1П2006).

В демографической ситуации наблюдаются отдельные позитивные сдвиги: несколько повысилась рождаемость, снизилась смертность, уменьшился миграционный отток населения. Коэффициент рождаемости составил 10,1 родившихся на 1000 чел. населения (9,9 в 1П2006).

Коэффициент смертности – 11,9 умерших на 1000 чел. населения (13,3 в 1П2006). Отрицательное сальдо миграции составило 2263 чел., что на 2,8% меньше, чем в 1П 2006 г. По предварительной оценке Мурманскстата численность населения области на 1 июля 2007 составила 853,9 тыс. чел. (99,1% к уровню 2006).

Точка зрения

Региональная политика в Российской Федерации и ее влияние на Мурманскую область

В период 1990х – начала 2000х годов в качестве основной цели региональной политики в России устанавливалось «выравнивание» уровня социально-экономического развития территорий. Однако, несмотря на принимаемые меры , степень дифференциации уровней такого развития возрастала, достигая по некоторым показателям разрыва в десятки и даже сотни раз.

В сентябре 2004 г. в структуре управления страной появилось новое подразделение - Министерство регионального развития РФ. В числе его задач – формирование и реализация региональной политики. 30 июня 2005 года Минрегионразвития представил правительству РФ Концепцию

Стратегии социально-экономического развития регионов РФ. Её суть заключается в приоритетном развитии наиболее успешных и перспективных территорий. На их основе планируется создать региональные кластеры, способствующие вовлечению неразвитых регионов в процесс регионального развития. В соответствии с Концепцией, в РФ планируется создание иерархической территориальной системы. На вершине этой пирамиды находятся несколько наиболее сильных регионов (полюса роста, локомотивы роста), ниже – группа промышленно развитых регионов, осуществляющих ресурсную поддержку кластера, в самом низу пирамиды – группа наименее развитых регионов, тех самых, которые были основными получателями бюджетных средств в условиях «политики выравнивания». Теперь же отстающие регионы должны включиться в производственный кластер в качестве источника трудовых, природных и других ресурсов, что, по мнению авторов Концепции, будет способствовать их дальнейшему развитию.

Таким образом, важным требованием Концепции является перераспределение бюджетных потоков и частных инвестиций в пользу наиболее успешных субъектов федераций. Депрессивные регионы должны получать деньги лишь на исполнение социальных обязательств перед гражданами РФ.

В январе 2007 г. на официальном сайте Министерства регионального развития была опубликована «Типология социально-экономического развития субъектов РФ» . Всего выделены три типа регионов: регионы – локомотивы роста, опорные регионы и депрессивные регионы.

Каждый из типов, в свою очередь, разделен на два подтипа. Локомотивы роста делятся на мировые города и центры федерального значения, опорные регионы – на сырьевые и старопромышленные регионы, а депрессивные регионы – на фоновые и кризисные .

Сопоставление этой типологии и решений в области регионального развития, принятых за последнее время, позволяет говорить о том, что новая региональная политика в духе Концепции уже активно реализуется, несмотря на то, что Стратегия социально-экономического развития регионов до сих пор не принята. В доказательство этого тезиса можно привести три наблюдаемых процесса. Первый - отказ от политики выравнивания на уровне федеральных целевых программ. Еще в начале 2000-х гг. целевые программы рассматривались как один из каналов выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Однако в последнее время произошло резкое сокращение числа «региональных программ». Сейчас таковых осталось лишь восемь, причем две из них касаются «локомотивов роста». Вместо «региональных программ» правительство сделало ставку на отраслевые программы, выделение средств на которые осуществляется на конкурсной основе.

Очевидно, что шансы победы в таких конкурсах выше у наиболее развитых регионов, где преимущественно сосредоточены потенциальные получатели таких средств.

Второй процесс – формирование особых экономических зон в РФ. В мировой практике ОЭЗ являются методом повышения инвестиционной привлекательности наименее развитых регионов. Однако в России распределение ОЭЗ между регионами произошло по другим правилам. Семь зон приходятся на «локомотивы роста» и «опорные регионы», в то время как только шесть зон размещены в «депрессивных» и «кризисных» регионах . При этом из этих шести в двух регионах подобные зоны существуют уже давно.

В качестве третьего свидетельства можно привести пример конкурса инновационных образовательных программ вузов на 2007 – 2008 годы. Из сорока победителей 24 вуза представляют регионы-локомотивы роста, девять – опорные регионы и лишь семь – депрессивные.

Таким образом, в условиях новой региональной политики создаются новые правила межрегиональной конкуренции, по крайней мере, за федеральные инвестиции. Судя по всему, в наиболее выигрышном положении оказываются регионы-«локомотивы роста» и «опорные регионы». А для «депрессивных регионов» наступает совершенно новый этап. Соревноваться с субъектами федерации из числа лидеров они могут лишь при наличии серьезного лоббистского потенциала. В противном случае региональным элитам необходимо начать осознавать роль своих регионов как вспомогательной части производственных кластеров и разрабатывать стратегии наиболее эффективного использования своих ресурсов в этих совершенно новых для них рамках.

К таким регионам относится и Мурманская область. По классификации Минрегионразвития, она входит в группу 32-х депрессивных фоновых регионов со следующими характеристиками: низкий уровень жизни населения, устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров.

Отнесение Мурманской области к типу депрессивных регионов ухудшает ее шансы на получение финансовых средств из федерального бюджета для реализации различных программ развития. Однако в настоящее время существуют предпосылки того, что область через несколько лет за счет реализации на ее территории крупномасштабных инвестиционных проектов и формирования новых производственных кластеров может преодолеть стагнацию и обеспечить экономический рост. Такие проекты связаны с началом освоения нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа и, прежде всего, Штокмановского газоконденсатного месторождения, а также развитием Мурманского морского транспортного узла. В области ведется также подготовка к реализации ряда проектов в традиционной для региона горнодобывающей промышленности, связанных с освоением новых месторождений минерального сырья. Один из интересных возможных проектов, который пока находится на стадии предварительного согласования между его потенциальными участниками, является переработка руды, добываемой на месторождении Сокли (северо-восток Финляндии), на Ковдорском горно-обогатительном комбинате в Мурманской области .

В случае реализации такого проекта это будет хороший пример для развития трансграничной экономической интеграции в рамках Баренцева региона, что послужит дополнительным импульсом улучшения социально-экономической ситуации как в Мурманской области, так и в соседних регионах.

Авторы: к.э.н. Дидык В.В., к.э.н. Рябова Л.А., ИЭП КНЦ РАН, Апатиты

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 11 2007 г.

Еще статьи на тему "Мурманской области":

Конкурсу «Лучшие товары и услуги Мурманской области» - 15 лет

Краткая характеристика Мурманской области

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Господдержка в сфере туризма в Мурманской области

Мурманской области распределена субсидия

Геополитическое положение Мурманской области

Спецпереселенцы в истории Мурманской области

Экономическая и социальная ситуация в Мурманской области в первом полугодии 2007 г. 2250 из 1500 на основе 5000 оценок. 1350 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.188.154.238

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .