Судьба рыбака, звезда рыбака часть 5 |
В Мурманском высшем инженерно-морском училище Юрий Задворный стал курсантом судоводительского факультета.Декан факультета Борис Павлович Долматов, вникнув в мое личное дело, предложил перейти на электромеханический факультет, более сложный и престижный по тем временам, так сказать. Ему казалось, что если я в «Макаровке» поступал на радиотехнический факультет и мне как бы ближе был электромеханический. Но сказать честно, я при поступлении в «Макаровку» еще просто не разобрался, что по окончании факультета меня направят не в море, а на береговое предприятие, а мне-то хотелось морской романтики. Поэтому в Мурманске я уже осознанно пошел на судоводительский факультет - хотелось быть именно капитаном! Юрий Васильевич рассказывает о юношеских планах, вовсе не стесняясь того, что в его мальчишеской душе жили такие «карьеристские» устремления! Да и с какой стати?! Во-первых, мы все воспитывались на суворовской заповеди «Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом». И каждый пацан, мечтающий о море с детства, непременно хотел стать великим пиратом или знаменитым капитаном типа Колумба, чтобы совершить далекие путешествия, посмотреть мир, пусть даже не открыв своих америк! А во вторых, было бы странно, если бы мальчишки мечтали не о чем-то большом и возвышенном, а о прозаическом и будничном, ведь то, что в море платят хорошие деньги и можно быстрее заработать на машину, мы начинали понимать только став взрослыми прагматиками. Кстати, в этом выборе еще раз проявилась такая черта его характера, как стремление ставить перед собой более трудные цели, для достижения которых надо прилагать не только те силы и знания, что уже имеются в распоряжении, но попутно и постигая новую науку, приобретая новые знания и умения. Это все равно, что бросить мяч в едва различимую цель, а самому припустить бегом наперегонки с мячом, да так, чтобы его обогнать и поймать за секунду до того, как он попадет в цель. Признаюсь, не много таких людей привелось мне встретить на своем жизненном пути, но все они неизменно восхищают цельностью, целенаправленностью, волей к победе и способностью концентрироваться на решении задачи. Им всегда мало просто освоить дело - им надо еще и встать во главе этого дела. И, как я убедилась, и Юрию Васильевичу это во многом удалось! - Годы учебы незабываемы, - рассказывает он, - как и имена преподавателей и ребят, с которыми учился, ходил на практику. Практиковались мы на судах Мурманского тралового флота и управления «Севрыбхолодфлот».На нашем курсе были крепкие ребята, и когда нам не хватало денег на наши нужды - ведь не каждому родители могли из дома постоянно присылать дополнительное «денежное довольствие» - мы ходили на разгрузку вагонов, благо нужда в рабочей силе на грузовом дворе была постоянно. Кроме денег это давало и физическую закалку не хуже, чем занятия спортом. Но главное, конечно, в том, что мы учились хорошо. Незаметно подошло и время выпуска. Тогда все лимитировалось и планировалось, и подразумевалось, что на судоводительском факультете могут быть только два отличника. Поэтому двое - В. Мищенко и С. Белоусов получили «красные дипломы», а я и Григорий Бабак на письменной работе по навигации получили по одной четверке. Но все равно вместе с «отличниками» мы были лучшими курсантами этого выпуска. После окончания училища в 1975 году курсантов распределяли в Одессу, в Севастополь, на Дальний Восток. Но я выбрал Мурманск! В «Севрыбхолодфлот» не захотел, потому что он занимался, в основном, транспортными перевозками, и мне скучно было становиться морским «извозчиком». В Мурманский тралфлот не пошел единственно из-за инспектора отдела кадров Жаркова - я об этом неоднократно уже говорил: он обходился с курсантами грубо, швырял наши санитарные книжки аж под самый порог, и навсегда вселил в меня отвращение. А пошел я в молодое предприятие «Мурмансельдь». Здесь флот интенсивно пополнялся новыми крупными судами, кадры были нужны, интересно было расти вместе с коллективом. Три года проходил Ю. В. Задворный в море, начиная с четвертого штурмана. Затем прошел все «ступеньки»: третий помощник, второй. За эти годы «кое-что» понял - и о море, и о рыбацкой премудрости. Все что видел и слышал - все анализировал, или, как учили древние, «подвергал сомнению». Первый опыт был особенно важным, потому что восприятие было еще свежим, «глаз не замылился», и молодой специалист еще не притерпелся к «имеющим место быть отдельным недостаткам и недочетам». - Я начинал осваивать рыбацкую науку в море под руководством своего первого капитана Сергея Евгеньевича Сидорова. А вторым моим учителем стал капитан Николай Владимирович Коваленко, с которым мне повезло сдружиться и как с человеком. Сергей Евгеньевич Сидоров был настоящим фанатом своей профессии, азартный рыбак, он привил мне настоящую любовь к рыбалке. Но, к сожалению, он был рыбаком старой закалки, - вспоминает своего учителя Юрий Васильевич. - Для него главным было как можно больше рыбы наловить, а вот на фабрику, где ковались деньги для экипажа, он мало думал. На переработку рыбы обращал внимания мало. В этом был просчет той, устаревшей технологии, и мне это стало понятно с течением времени. Особенно четко я это понимаю сейчас, когда уже поработал капитан-директором, руководителем коллектива в рыночных условиях. Да, в те годы еще не все понимали, что надо больше заниматься переработкой рыбы, ведь большое количество выловленной - это хорошо, но большие деньги платят за конечный продукт, который надо суметь сохранить, чтобы он пришел к покупателю не в виде сырья. Не только в виде мороженой рыбы, но уже в переработанном виде: соленая , копченая, вяленая рыба, и еще полуфабрикаты, консервы, пресервы - продукты долгого хранения. Ведь мировая практика показывает, что чем выше культура переработки рыбного сырья, тем больше прибыли. Не случайно поэтому, когда мы вошли в годы «перестройки» в рыночную экономику, то сразу стали перенимать передовую технологию обработки рыбы, а для этого пришлось переоснащать наши отечественные суда, которые - чего греха таить! - были заполнены, в основном, морально устаревшим оборудованием, и мы уступали передовым иностранным рыбопроизводителям по всем показателям. Даже если взять наши суда, где изготовляли филе трески, и сравнить их с современными судами иностранных владельцев, где тоже изготавливают филе трески, то сравнение далеко не в пользу той отечественной технологии: качество было у нас много хуже, и стандарты много ниже, чем те, по которым они работали тогда. Сегодня все понимают: чтобы получить прибыль, надо давать продукт высокого качества - валютную продукцию. Как видите, все просто, когда в действие приведены рыночные рычаги управления производством!Надо сказать, что молодой специалист рыбацкого промысла Юрий Задворный быстро понял: в современной рыбной промышленности профессионально расти и делать карьеру надо, опираясь не только на знания, полученные в МВИМУ. Рыбная отрасль, как огромная составная всей пищевой промышленности страны, нуждается в новых кадрах управленцев, грамотных руководителях рыбного производства, и чтобы стать таким грамотным руководителем, надо знать еще и экономику, и науку организации производства и управления им. Ему всегда было интересно узнавать новое, поэтому, когда ему предложили на берегу поработать в комитете комсомольской организации, а затем в парткоме, он не отказывался. И за 1978 - 1983 годы приобрел еще важный опыт - опыт работы в политических и общественных организациях. А затем вновь вернулся к работе на судах. Здесь он уже старший помощник, капитан-директор...А потом вновь берег и еще одна новая страница в биографии: работа в отделе кадров «Мурманрыбпрома», бывшей «Мурмансельди». Вот так, постепенно, расширялся его опыт, обогащался новыми практическими знаниями. Суммировать их, делать выводы Юрий Задворный умел тогда не плохо. Поэтому, исходя из жизненных наблюдений и своих выводов и соображений, думая о перспективе, он и пошел учиться в Ленинградский финансово-экономический институт им. Вознесенского. Надо сказать, что в те годы добиться разрешения на получение второго высшего образования было не так-то просто, но ему удалось добиться и этого. Институт он окончил в 1985 году и получил еще одну специальность: «Планирование народного хозяйства». Юрий Задворный - Судьба рыбака, звезда рыбака
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4300 |