Главная Междисциплинарные исследования в Арктике: Северный научный форум
Междисциплинарные исследования в Арктике: Северный научный форум Печать E-mail

Междисциплинарные исследования рассматриваются, как проблема исследовательской практики, а также перевода ее результатов в систему знания

(Сross-disciplinary researches in the Arctic: Northern Research Forum)

Borisov D.S., Kalenchenko M. M.

Development of Arctic regions is connected with the decision of a wide range of problems. It visually proves to be true a variety of research and educational projects directed on the decision of problems of development of the European North of Russia. These projects are initiated and supported at national level by the international structures or structures of the foreign states. However subjects of projects and their ways of performance in Russia essentially differ from foreign practice.

Борисов Д.С., Каленченко М.М., к.ю.н.

Освоение Арктики связано с решением широкого круга проблем. Это наглядно подтверждается разнообразием тем исследовательских и образовательных проектов, направленных на решение проблем развития Европейского Севера России. Эти проекты инициируются и поддерживаются на национальном уровне международными структурами или структурами иностранных государств. Однако тематика проектов и их способы выполнения в России существенно отличаются от зарубежной практики.

В настоящее время междисциплинарные исследования рассматриваются, прежде всего, как проблема исследовательской практики, а также перевода ее результатов в систему знания, а также в практическую плоскость. Главная задача состоит в том, чтобы преодолеть отмеченное в свое время И. Кантом противоречие между структурой реальности, закономерности организации которой нам не всегда известны, и наукой, организованной по научным дисциплинам с характерными для каждой из них базовыми допущениями, гипотезами и интерпретациями сведений о реальности и ее организации.

Следует четко понимать, что любая практическая задача носит междисциплинарный характер, то есть предполагает привлечение специалистов различных областей знания для решения проблем или осуществления разработок, нацеленных на долгосрочную перспективу.

Соответственно, к их выполнению должны привлекаться представители различных научных дисциплин, а также бизнеса и общественных организаций. Эта задача, хотя и не всегда в явной форме, стоит перед участниками междисциплинарных исследований любого масштаба.

Успешное осуществление междисциплинарных исследований предполагает одновременное решение трех видов проблем: методологических, организационных и информационных.

1. Междисциплинарные исследования

Междисциплинарные исследования - это способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных научных дисциплин.

Внимание к междисциплинарным исследованиям, даже выделение их в специальный тип исследовательской деятельности, относится ко второй половине XX века, хотя обсуждение различных аспектов междисциплинарного взаимодействия традиционно привлекало историков и философов науки. Традиционно рассматривались прежде всего два типа междисциплинарного взаимодействия. Во-первых, взаимодействие между системами дисциплинарного знания в процессе функционирования наук, их интеграции и дифференциации. Во-вторых, взаимодействие исследователей при совместном изучении различных аспектов одного и того же объекта. В дальнейшем проблематика, связанная с первым типом междисциплинарности, практически полностью стала изучаться в рамках исследований по классификации науки и ее развития.

За рубежом проблемы междисциплинарности на современном этапе являются предметом серьезного изучения. Поэтому к настоящему времени разработаны и предложены различные классификации способов организации научной деятельности, предполагающих взаимодействие специалистов в различных отраслях знания. Для примера приведем лишь одну из них, предложенную Дж. Т. Кляйном в 2004 году. Эта классификация противопоставляет дисциплинарность и междисциплинарность по следующим основаниям.

Сотрудничество практиков и теоретиков внутри одной дисциплины рассматривается как монодисциплинарность. В данном случае исследование опирается на традиции, теории и способы интерпретации, свойственные одной дисциплине. В случае, если речь идет о многопрофильном исследовании, говорят о междисциплинарном взаимодействии (сross-disciplinary collaboration) в одной из трех форм: мультидисциплинарном (multidisciplinary), интердисциплинарном (interdisciplinary) или трансдисциплинарном (transdisciplinary) взаимодействии.

Мультидисциплинарное исследование осуществляется представителями различных дисциплин, но направлено на решение вопросов или проблем, принадлежащих к одной из областей знания. Например, вопросы экономического развития исследуются специалистами в сфере собственно экономики, а также в рамках географии, демографии и права. Используются теории, методы и способы интерпретации различных дисциплин. Интерпретация результатов осуществляется впоследствии с опорой, в основном, на подходы одной из дисциплин, лидирующая роль которой выкристаллизовывается в ходе исследования.

Интердисциплинарное исследование требует большей степени координации между дисциплинами, чем при мультидисциплинарном подходе как при формулировании предмета исследования, так и при последующем анализе и интерпретации результатов. Проблематика часто существует в нескольких временных и пространственных контекстах, что характерно на практике для взаимодействия социальных и биологических систем. Могут использоваться комбинации методов и подходов, присущих разным дисциплинам. Специалисты, участвующие в проекте, принимают, понимают и даже применяют в своей работе методы и подходы, используемые в рамках дисциплин, представленных специалистами в других отраслях знания. Интердисциплинарное сотрудничество чаще, чем мультидисциплинарное, ведет к выявлению новых исследовательских задач и привнесению новых методов.

Проблематика трансдисциплинарных исследований характеризуется уникальностью формулировок и предполагает невозможность решения поставленных вопросов в рамках традиционных границ отдельных дисциплин. Участники проектов принимают и вырабатывают специфические способы получения знания, отсутствующие в дисциплинах, которые представлены в проекте. Для обозначения способов получения знания в рамках регулярных трансдисциплинарных исследований иногда предлагается термин метадисциплинарность. Некоторые специалисты (например, Б. Тресс) считают, что трансдисциплинарность предполагает взаимодействие ученых и практиков для выявления и исследования реальных проблем и поиска путей их решения.

Первый комплекс проблем связан с методологией исследований. Предмет исследований должен быть определен таким образом, чтобы его можно было изучать средствами дисциплин, представители которых привлекаются к участию в проекте. При этом полученные в ходе исследований результаты должны обладать способностью уточнять и совершенствовать исходные представления о реальности.

Организационный аспект междисциплинарных исследований предполагает создание сети обмена информацией и взаимодействия исследователей с тем, чтобы они могли профессионально участвовать в получении и обсуждении, а также привлекать к нему своих коллег из соответствующих дисциплин). Информационный аспект предполагает обеспечение передачи прикладных результатов междисциплинарного исследования в практику принятия решений и их технологического воплощения и одновременно передачу собственно научных результатов, полученных участниками, для экспертизы в системы дисциплинарного знания.

2. Российские исследовательские и образовательные проекты в Арктике

В России на федеральном, региональном или местном уровнях поддерживаются, в основном, исследовательские и образовательные проекты в сфере экономики, экологии или социального развития. Эти проекты выполняются узкоспециализированными организациями с различной ведомственной принадлежностью. Практически, возможность участия в проекте предопределяется ведомственной принадлежностью заинтересованных организаций. Например, Мурманский государственный технический университет (МГТУ) имеет мало шансов получить финансирование от Министерства образования и науки РФ, а Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ) вряд ли сможет получить поддержку какого-либо проекта от Федерального агентства по рыболовству, то же относится и к ММБИ КНЦ РАН и ФГУП ПИНРО.

Исключение, пожалуй, составляют некоторые программы Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), которые предполагают финансирование более разнообразной гуманитарной или естественно-научной тематики. Однако, финансируемые РФФИ проекты, как правило, реализуются представителями какой-либо одной из научных дисциплин. Если в рамках одного проекта и собираются представители различных дисциплин, то они представляют либо гуманитарные, либо естественные науки. Может быть поэтому, результаты таких исследований, за редкими исключениями, не используются за пределами научного или образовательного сообщества.

Проекты, поддерживаемые на Европейском Севере России структурами Евросоюза (в рамках программы Интеррег III) или Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), носят принципиально иной характер. Отличие заключается в том, что они направлены не на развитие фундаментальной науки, а на решение практических проблем.

Одним из способов преодоления разобщенности частных научных дисциплин является организация диалога представителей различных отраслей знаний по поводу решения той или иной практической проблемы. Примером такого диалога может служить Северный научный форум.

3. Северный научный форум - платформа для диалога

Северный научный форум (СНФ) (The Northern Research Forum, сокращенно NRF) является платформой для диалога представителей научного сообщества между собой, а также с политиками, предпринимателями, представителями органов власти различного уровня, политиков, бизнесменов, государственных служащих, руководителей регионального уровня, образовательных учреждений, общественных организаций и пр.

Под эгидой СНФ регулярно проходят такие мероприятия, как Экологический форум Аляски (США), Академя Калотта (Норвегия, Швеция, Финляндия), Зимняя конференция Йоккмокк (Швеция). В рамках этих мероприятий обычно проходят встречи членов Координационного совета.

Наиболее масштабным и комплексным мероприятием является регулярная Открытая ассамблея НРФ. Ассамблея проводится один раз в два года, начиная с 2000 г., а в сентябре 2011 года состоялась 6-я по счету Открытая ассамблея «Наш зависимый ото льда мир», в организации которой приняли активное участие посольство Китая в Исландии. В работе Ассамблеи приняли участие Президент Исландии г-н Олафур Рагнар Гримссон, Премьер-министр Гренландии Купик Клейст, Специальный представитель Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Международное «арктическое» экспертное сообщество было представлено исследователями научных центров Голландии, Исландии, Индии, Канады, Китая, Непала, России, США, Финляндии, Швейцарии. Широко обсуждались вопросы изменения климата, сохранения арктической природы, развития экономики, проблемы международного «мягкого» права, регулирующего деятельность человека в Арктике, в том числе судоходства.

В 2008 году на 5-й Открытой ассамблее СНФ было принято решение об организации работ по тематическим группам. Первая проектная тематическая группа (Тематическая сеть по геополитике и безопасности) была сформирована уже к 2009 году во взаимодействии с Арктическим университетом (Рованиеми, Финляндия). В деятельности Тематической сети участвуют представители различных научных дисциплин Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швейцарии. Помимо тематической сети в настоящее время в рамках СНФ действует 5 тематических групп по праву, экономике, энергетике, арктическому судоходству и климату. Каждая из тематических групп имеет двух координаторов, однако, участие в их работе открыто для всех желающих.

СНФ регулярно проводит, в том числе на территории России, научно-практические мероприятия, которые способствуют вхождению нашей страны в мировое научно-исследовательское сообщество, главной задачей которого, в настоящее время, является решение вопросов и проблем, относящихся к современному Северу и обостряющихся в связи с усиливающимся глобальным значением Арктики. В нашем регионе под эгидой СНФ регулярно проводится международный семинар под названием «Академия Калотта». Академия Калотта является образовательным проектом, в рамках которого известные специалисты и начинающие ученые рассказывают о своих исследованиях студентам различных учебных заведений Финляндии, Норвегии, Швеции и России. В частности, в мае-июне 2011 года Академия Калотта была организована в городах Инари (Финляндия), Киркенес (Норвегия) и Апатиты (Россия).

4. Особенности организации

СНФ начал свою работу в 1999 году с создания международного Координационного совета, почетным председателем которого стал Президент Исландии У.Р. Гримсон. С самого начала своей деятельности СНФ сосредоточил свои усилия на таких масштабных проблемах северных регионов, как устойчивое развитие, безопасность, экологические угрозы и риски, изменение климата Арктики, жизнеспособность населения, социальный и человеческий потенциал, знаниях и качестве жизни. Несложно заметить, что все указанные проблемы носят практический характер.

Принципиальные решения в СНФ принимает Координационный совет, в который входят 12 ученых и экспертов из 8 арктических государств.

Члены Координационного совета собираются, по мере необходимости, и осуществляют взаимодействие, в основном, по переписке. Постоянно действующим органом является секретариат, расположенный в настоящее время в Исследовательском центре Университета Акурейри (Akureyri) и Арктическом институте Стефанссона, Исландия.

В целом, тематика ассамблей достаточно разнообразна, однако, система ее проведения имеет следующие особенности. Во-первых, каждый раз Ассамблея проводится в разных городах. За период своего существования Ассамблея 2 раза проходила в Исландии (Акурейри и Ферагерди), по одному разу в Швеции (Лулео), России (Новгород), Канаде (Йеллоуйнайф) и США (Анкоридж). Во-вторых, обязательно приглашаются специалисты в разных областях научного знания (экономика, политика, право, география, биология, инженерные специальности, и т.п.), а также управленцы, практики, предприниматели и представители общественных организаций. В-третьих, предусмотрена специальная программа участия молодых ученых на основе принципов международного участия и междисциплинарности.

При этом начинающие исследователи выступают в пленарных заседаниях наравне с известными экспертами. В-четвертых, несмотря на наличие тематических сессий, представители различных отраслей знания имеют возможность познакомиться с результатами исследований, проведенных в рамках других дисциплин и принять участие в обсуждении, которое обязательно проводится после каждого доклада. В-пятых, перед началом Ассамблеи обеспечивается доступ к ключевым докладам (position papers) приглашенных докладчиков c тем, чтобы будущие участники в ходе Ассамблеи могли аргументировано дополнить позиции известных экспертов, высказать критические замечания или предложить собственное видение проблематики.

5. «Невидимый колледж»

Этот термин, введенный в науковедение Д. Берналом, означает неинституционализированную группу исследователей, согласованно работающую над общей проблематикой. Это понятие впоследствии было развернуто Д. Прайсом в гипотезу о «невидимых колледжах», как коммуникационных объединениях, имеющих определенную, достаточно устойчивую структуру, функции и объем.

Организация деятельности Северного научного форума, как раз характеризуется отсутствием формализованной организационно-правовой формы. Действительно, СНФ обладая признаками организации, не имеет статуса юридического лица, не имеет членства и формализованных правил участия. Это, по признанию руководителя СНФ Ласси Хейниненна, создает сложности при общении с потенциальными донорами, однако оставляет широкую свободу выбора при определении тематики и направлений исследования.

Таким образом, СНФ представляет собой так называемый «невидимый колледж». От себя заметим, что такой подход предполагает наличие особых, отсутствующих на сегодняшний день в России, структур и способов междисциплинарного взаимодействия в академической, отраслевой и вузовской науке.

Статья подготовлена на основе следующих материалов: Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980; Новая философская энциклопедия / Под редакцией В.С. Стёпина: в 4-х т. М.: Мысль, 2001; Перцик Е.Н. Районная планировка: территориальное планирование. М.: Гардарики, 2006; Klein J.T. 2004. Interdisciplinarity and complexity: An evolving relationship. Emergence: Complexity and Organization 6: 2-10; Tress B., Tress G., Fry G. 2003. Potential and limitations of interdisciplinary and transdisciplinary landscape studies. Pages 182-191 in Tress B,Tress G, van der Walk A, Fry G, eds. Interdisciplinary and Transdisciplinary Landscape Studies: Potential and Limitations. Wageningen (The Netherlands): Delta Program)).

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 5 2011

Еще статьи на тему "Исследования":

Модельные экосистемные исследования

Мультидисциплинарные исследования в Баренцевом регионе

Междисциплинарные исследования в Арктике: Северный научный форум

Бентосные исследования в ПИНРО

Совместные исследования по разработке системы борьбы с нефтеразливами в Арктике

Исследования в рамках обустройства сухопутных объектов Штокмановского ГКМ

Исследование недр Кольской земли


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.144.8.79

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .