Главная Компании России в приоритете на Штокмановском ГКМ
Компании России в приоритете на Штокмановском ГКМ Печать E-mail

Мурманская область для компании «Штокман Девелопмент АГ» имеет приоритетное значение

Сомнения, бытующие по поводу реальности сроков реализации Штокмановского проекта (подача газа в трубопровод в 2013 году и отгрузка первой партии СПГ в 2014) были развеяны в Мурманске 12 февраля во время встречи представительной делегации «Штокман Девелопмент АГ» (SDAG) возглавляемой Главным исполнительным директором этой компании Юрием Комаровым с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым. Более того, Юрий Комаров сказал, что мировой финансовый кризис не только не повлияет на эти сроки, но и позволит удешевить стоимость проекта в результате падения цен на металл, оборудование и комплектующие изделия.

От теории — к конкретным делам. Ждать осталось недолго

- Чтобы избежать непредвиденных ситуаций при воплощении в конкретные дела Штокмановского проекта, мы серьезно подошли к разработке технологических решений и проведению изыскательских работ, - сказал Юрий Комаров. - Сейчас в мире бушует серьезный финансовый кризис, который приводит к замораживанию многих проектов, но компания «Штокман Девелопмент АГ» делать этого не намерена. У нас есть и силы, и средства, и желание воплотить намеченные планы в жизнь в установленные ранее сроки. Реализация проекта имеет стратегическое значение и для России, и для иностранных компаний.

Юрий Комаров отметил, что предпринимаются серьезные шаги по максимально возможному использованию потенциала российских компаний, в том числе, базирующихся в Мурманской области, в данном проекте. С учетом использования новейших иностранных технологий, для российских компаний появляется возможность получить к ним доступ, что будет стимулировать развитие промышленного производства. Но получить подряды будет непросто. Необходимо побеждать в тендерах, обеспечив высокое качество продукции, цену ниже, чем у конкурентов и установленные сроки поставок оборудования, товаров и услуг.

Первый заместитель исполнительного директора «Штокман Девелопмент АГ» Эрве Мадео напомнил присутствующим цифры, характеризующие первую фазу Штокмановского проекта. В течение 25 лет ежегодно будет добываться 23,7 млрд м3 газа, из которых 50% будет направляться по наземному газопроводу Териберка – Волхов, а 50% подвергаться сжижению и отправляться в виде 7,5 миллиона тонн СПГ потребителям в европейские страны и на Северо-Американский континент. 5% газа будет оставаться на нужды Мурманской области. Уже сейчас по заказу ОАО «Газпром» институт «Газпроект» ведет проработку планов газификации Мурманской области.

Участников встречи, среди которых были не только члены Правительства Мурманской области, но и руководители крупнейших предприятий региона, специалисты компании «Штокман Девелопмент АГ» познакомили с деталями самого проекта.

Морской добычной комплекс будет насчитывать три устьевых комплекса (донные плиты), размерами 35 х 20 х 10 метров, на которых расположится фонтанная аппаратура, каждый блок которой весит 60 тонн и обеспечивает безопасную эксплуатацию скважин. С каждого устьевого комплекса, с использованием плавучей буровой установки будет пробурено 8 скважин, глубиной 3000 метров. Под водой разместится и устройство запуска диагностического оборудования. Добытый газ будет поступать на плавучую добычную установку.

Первоначально рассматривалось два варианта плавучей добычной установки: SPAR и FPU. Принято окончательное решение в пользу FPU – плавучей добычной установки судового типа. На этом гигантском сооружении, шириной 50 и длиной 300 метров разместится технологическое оборудование, энергетическая установка и жилой блок. От скважин газ будет поступать на плавучую добычную установку для подготовки к транспортировке по подводному газопроводу: произойдет отделение газа, газоконденсата, воды, осушение. Всего предполагается добывать 70 млн.м3 газа в сутки.

Вообще же, на суше, в долине губы Завалишина возле поселка Териберка предстоит выполнить колоссальный объем работ. Через пять лет здесь должны появиться крупнейший в мире завод СПГ, хранилище сжиженного природного газа, экспортный терминал, зона подготовки газа, портофлот, жилая зона на 10 тысяч человек и административная зона. Достаточно сказать, что объем буро-взрывных работ составит 23 млн.м3. Объем выемки и подсыпки грунта – 13 млн.м3. Только для этих работ будет использовано более 700 большегрузных самосвалов, а весь автомобильный парк будет насчитывать более 1000 автомобилей.

Технологические линии первой фазы завода СПГ будут состоять из 160 000 тонн металлоконструкций и 250 000 кубометров бетона. При монтаже завода СПГ будут использоваться технологические модули. Обеспечение электроэнергией береговых объектов и завода СПГ будет осуществляться от автономной электростанции, мощностью 600-650 мегаватт.

Сейчас идет подготовка к выполнению FEED и ТЭО проекта, определен генеральный проектировщик, которым стало ОАО «Гипроспецгаз» и головная организация по научному обеспечению – ООО «ВНИИГАЗ», которая разработала комплексный метод обустройства месторождений арктического шельфа.

В настоящее время «Газпромом» решаются первоочередные задачи по созданию морского добычного комплекса для Штокмановского ГКМ, строительству в Выборге двух полупогружных буровых установок для бурения эксплуатационных скважин; созданию эффективной технологии транспорта продукции в двухфазном состоянии, включая разработку технологии подготовки газа на платформе; оптимизации состава и мощностей энергетического комплекса.

Более того, идет юридическое оформление ООО «Газпром добыча шельф», которое получит все шельфовые лицензии «Газпрома». Именно это ООО займется геологоразведкой и добычей, согласовывая работу оператора освоения первой фазы месторождения «Штокман Девелопмент» с мероприятиями по второй и третьей фазам. ООО «Газпром добыча шельф» будет заниматься подготовкой строительства завода по сжижению природного газа.

Юрий Комаров заявил, что уже завершено принятие основных технологических решений и компания выходит на стадию проведения государственной экспертизы проекта. В 2010 году будут приняты окончательные инвестиционные решения и начнутся реальные работы на производственной площадке.

Мурманск или Хаммерфест

Одна из серьезных проблем, которую предстоит решить – создание базы обеспечения Штокмановского проекта с учетом потребностей не только первой, но и его второй и третьей фазы. Здесь будет находиться буровое оборудование, храниться химреагенты, цемент, оборудование для подготовки буровых растворов, погрузочно-разгрузочные устройства, способное перемещать грузы весом до 200 тонн, склады, ремонтные цеха. Общая площадь составит 400 000 м2. Такие масштабы не случайны. Здесь будут храниться 95000 труб, весом 550 тысяч тонн. Эта база снабжения должна отвечать ряду требований: иметь возможность получать и отправлять грузы морем, по железной и автомобильной дорогам, быть обеспеченной электроснабжением и иметь возможность доставить грузы на Штокмановское ГКМ не более чем за 30 часов. И это не все. Необходимо иметь возможность без проволочек получать разрешение на вход и выход из порта, таможенное оформление грузов, выполнение миграционных процедур для иностранных специалистов. В настоящее время стоит вопрос с поиском места будущего расположения базы снабжения. И не факт, что она расположится в Мурманске.

Во время презентации проекта участникам совещания, явно не случайно, показывали аналогичную базу в Хаммерфесте, готовую к работе. Более того, на сайте BarentsObserver.com цитируется заявление руководителя шельфовой части Штокмановского проекта, сотрудника компании «Штокман Девелопмент АГ» Томаса Бернта о том, что он не исключает возможности создания на время фазы строительства базы снабжения в Хаммерфесте или Киркенесе, которые, по его словам, обладают лучшей инфраструктурой, чем в Мурманске. Интересно, а если бы российская компания участвовала в освоении норвежского месторождения «Белоснежка» и предложила бы базу снабжения по данному проекту создать в Мурманске? Как к этому отнеслось бы руководство Норвегии, жители Хаммерфеста и норвежские компании? Ответ очевиден. России же, осваивающей своё (!!!) Штокмановское месторождение, которое по своим объемам газа равноценно всем открытым запасам газа на норвежском шельфе, предлагается согласиться с таким абсурдным предложением.

Подобные заявления чиновников такого уровня без согласования с вышестоящим руководством не делаются. Остается гадать, кто дал «добро» на это высказывание. России, конечно же, нужны технологические наработки норвежцев и их опыт, но нельзя забывать и о своих национальных интересах, о своих компаниях, промышленных предприятиях и о Мурманской области, для которой размещение базы снабжения было бы не лишним с точки зрения обеспечения занятости населения, привлечения инвестиций и налоговых поступлений.

К сожалению, Юрий Комаров отметил, что Норвегия имеет хорошие стартовые позиции, но ее базы снабжения учитываются, как запасной вариант. Мурманская область, сказал он, для компании «Штокман Девелопмент АГ» имеет приоритетное значение. Но очень часто «запасные» варианты становятся основными. Не получилось бы так и в этот раз.

Ведь в «пользу» неприятного для Мурманской области варианта размещения базы снабжения в Хаммерфесте может стать факт приличных финансовых затрат «Штокман Девелопмент АГ» на создание с нуля такой базы на территории Кольского полуострова. Объяснить такое решение финансовыми соображениями и экономией средств будет несложно. Нельзя сбрасывать со счетов и предложение Норвегии предоставить свою газотранспортную систему для использования транспортировки российского газа на экспорт. Стремление Норвегии понятно: собственные запасы газа истощаются, а транспортировка огромных объемов российского газа в Европу с использованием их газопроводов обеспечат стабильные поступления финансовых средств в течение десятилетий. В случае согласия «Газпрома» Норвегия может «попросить» о встречной услуге, а именно, использовании базы снабжения в Хаммерфесте. Ведь это сотни рабочих мест, загрузка имеющихся мощностей работой, поступление налоговых средств в местный бюджет.

По-видимому, не случайно, в борьбу за отстранение Мурманска от строительства здесь базы снабжения высказался региональный менеджер норвежской компании «ИНТСОК» Владимир Ряшин, который заявил, что «именно через Архангельск пойдут основные поставки оборудования на Штокман, в том числе из Европы, поскольку Мурманская железная дорога не рассчитана на требующийся объем материалов и оборудования». Более чем странное заявление. Никто не против участия предприятий и порта Архангельска в международном мега проекте. Но зачем так топорно принижать возможности Мурманска, которые несколько в ином свете оценивали неоднократно бывавшие в столице Кольского Заполярья Президенты России Владимир Путин и Дмитрий Медведев, Председатели Правительства России Михаил Касьянов и Михаил Фрадков, руководители многих министерств. Именно они поддержали идею развития Мурманского транспортного узла, который должен еще шире распахнуть ворота России в Атлантику и стать базой для освоения арктического шельфа. Если же говорить об Архангельске, то его замерзающий мелководный порт не то место, откуда будет решаться стратегическая задача по освоению Штокмановского ГКМ.

На посадочном курсе друзей нет. В бизнесе тоже

Приход «Штокман Девелопмент АГ» и ОАО «Газпром» в Мурманскую область может привести к росту промышленного производства и ВВП в 2–3 раза. Машиностроительный, судоремонтный и строительный комплексы получат второе дыхание. И за это следует бороться.

Уже сейчас менеджеры «Штокман Девелопмент АГ» ведут поиск и составление базы данных потенциальных подрядчиков и поставщиков. В этой базе уже числится более 250 российских предприятий. В частности, предприятия Мурманской области могут быть задействованы в строительстве объектов, проведении изысканий, оказании транспортных услуг, поставках материалов. К поставщикам будут предъявляться жесткие требования: наличие опыта и квалифицированного персонала, соответствие требованиям компании по качеству продукции и услуг, по обеспечению безопасности и охране здоровья персонала, кредитоспособность и гарантия ответственности за выполнение заказа.

Юрий Комаров отметил, что «Штокман Девелопмент АГ» уже полгода занимается поиском и иностранных подрядчиков, которым будет рекомендовано наладить сотрудничество с российскими компаниями. К 2010 году руководство компании будет иметь полный тендерный пакет.

Предприятия Мурманской области, ряда регионов России и зарубежных стран готовит к участию в конкурсах на поставки оборудования, товаров и услуг «Штокман Девелопменту АГ» созданная в Мурманске 19 апреля 2006 года Некоммерческая организация «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», объединяющая в своих рядах более 170 предприятий и компаний, в том числе 30 иностранных.

Речь будет идти о многомиллионных заказах, о долгосрочной перспективе работы, обеспечении занятости своего населения. В этих условиях ни в коем случае нельзя допустить ущемления интересов отечественных компаний, и, прежде всего, Мурманской области. Приоритет в заключении контрактов по заказам должен быть отдан российским предприятиям.

Очень правильное решение было принято на последнем в 2008 году заседании Совета директоров «Газпрома», утвердившего предлагаемые министерством экономического развития России изменения в положение о порядке размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд газового концерна и его дочерних обществ, преимущественно на конкурсной основе. Правлению компании поставлена задача: обеспечить применение установленных этим решением преференций для поставщиков российских товаров при размещении заказов.

Теперь при сравнении в ходе конкурса цены российских и иностранных (включенных в особый список) товаров, к последним будет применяться повышающий 15%-ый коэффициент. С учетом изменений поставщик иностранных товаров сможет победить в аукционе, если предложит цену не менее чем на 15% ниже цены, установленной заказчиком. Кроме того, при равной цене предпочтение на торгах будет отдавать поставщику российских товаров.

Покупать у западных компаний необходимое оборудование и услуги, конечно же, придется, но главными поставщиками должны стать российские предприятия. Хотят западные страны сотрудничать, пусть продают России технологии, а выпускать россияне необходимое оборудование с их помощью смогут и сами. К слову, по такому пути шла и сама Норвегия на заре освоения своего шельфа.

Возможно, будет и НПЗ

Планы «Газпрома» относительно Мурманской области не ограничиваются строительством в Териберке завода СПГ и портового комплекса. Эта компания рассматривает возможность организации переработки нефти в Мурманской области в рамках проектов разработки Штокмановского и Приразломного месторождений, сообщил генеральный директор ООО "Севморнефтегаз" ("дочки" "Газпрома") Александр Мандель.

По его словам, схема разработки месторождения предусматривает поставки нефти на экспорт в Роттердам с использованием плавучего нефтехранилища (ПНХ) "Белокаменка", принадлежащего "Роснефти". "Первая нефть пойдет на экспорт", - сказал А.Мандель. Однако в настоящее время разрабатывается обоснование инвестиций для строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Териберке, который может быть построен через 5-7 лет после запуска месторождения. Если будет принято решение о его строительстве, "тогда вся нефть пойдет на завод".

Ориентировочная мощность завода оценивается в 5 млн тонн в год. Помимо нефти Приразломного (максимальный объем добычи на нем составит 6,6 млн. тонн в год) на НПЗ может поставляться и конденсат со Штокмановского месторождения (всего 600 тыс. тонн в год).

Если завод будет построен, его продукция будет нацелена на внутренний российский рынок, поскольку только потребность "Газпрома" в нефтепродуктах в этом регионе оценивается в 1,5 млн тонн в год. Кроме того, 4 млн тонн составляет потребность Мурманской и Архангельской областей, а также Республики Коми.

В настоящее время "Севморнефтегаз" занимается пересмотром технической схемы разработки месторождения, чтобы увеличить число скважин с двумя стволами. Это позволит повысить экономическую эффективность проекта. 2011 год рассматривается в качестве срока запуска Приразломного месторождения.

Чтобы ускорить завершение строительства верхних строений платформы "Приразломное" "Севмашпредприятие" привлекло субподрядчика - "Глобалстрой-Инжиниринг".

В текущем году "Севморнефтегаз" освоит на подготовку Приразломного более 20 млрд рублей.

Юрий Банько

Издание "СЕВЕР ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ", МАРТ 2009

Еще статьи на тему "Компании":

Как найти убийцу компании

Польские компании займутся совместной добычей газа

Деятельность компании «Статойл» по разработке технологий освоения нефтегазовых месторождений арктического шельфа

В Мурманске оштрафованы управляющие компании

Общий знаменатель любого спада в компании

Как налоговики собирают компромат на учредителя компании

Построение имиджа компании

«Черный список» от Компании ЕВРОКЛИМАТ

Самый мощный в мире трансформатор от компании АББ

Компании России в приоритете на Штокмановском ГКМ 11250 из 14500 на основе 655000 оценок. 3550 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.19.30.232

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .