Без перемен в порту не обойтись |
Положение в Мурманском морском рыбном порту еще в прошлом году было просто критическоеВладимир Соколов всего три месяца назад возглавил Мурманский морской рыбный порт. Но и за такое короткое время он сумел если не в корне изменить предкризисную ситуацию на предприятии, то, по крайней мере, преодолеть основные негативные тенденции, ведшие порт прямой дорогой к банкротству. И тут очередной «сюрприз» преподнесла Москва. Министерство экономического развития включила ММРП в список предприятий, подлежащих приватизации уже в текущем году с продажей стопроцентного пакета акций порта. О сегодняшнем положении дел в порту и перспективах на ближайшее будущее мы попросили рассказать самого Владимира Витальевича.И первый вопрос – не было ли чисто по-человечески обидно узнать о решении столичных чиновников в момент, когда разработана и начала уже выполняться антикризисная программа оздоровления одного из некогда ведущих предприятий областного центра и всего региона в целом?- Вообще-то такой уж неожиданностью все это для меня не было. Перед моим назначением данный вопрос проговаривался в Москве. Предусматривали возможность продажи акций предприятия и руководители Агентства по управлению федеральным имуществом. Положение-то в порту еще в прошлом году было просто критическое. Люди по четыре месяца, а то и более не получали зарплату. Назревал социальный взрыв. Сейчас ситуация несколько изменилась. Хотя, конечно, было бы неправильным говорить, что, вот мол, я пришел и сразу свернул горы. Но, во всяком случае, обстановка стабилизировалась. В порт пошли грузы. Если в первом квартале прошлого года убытки составляли 26 миллионов рублей, то за аналогичный период года нынешнего – только 2 миллиона рублей. Во многом это связано и с тем, что нам удалось привлечь рыбопродукцию. Прежде всего, благодаря гибкой тарифной политике. Снижены расценки на погрузочно-разгрузочные работы, на хранение в холодильниках. Совместно с судовладельцами провели целый ряд совещаний, после которых – спасибо им – они откликнулись на наши предложения, отнеслись с пониманием к проблемам предприятия. Уже в марте-апреле мы зримо ощутили первые изменения. Правда, в последнее время немного «скисла рыбалка» на сельдь и путассу. Зато мы активизировали работу с компаниями, занятыми прибрежным промыслом. Флот маломерных судов достаточно большой, к тому же прибрежникам мы сделали отдельную скидку по тарифам, в частности, на снабжение водой. Да и заправиться сейчас водой они могут практически у любого причала, раньше с этим были трудности. В дальнейшем, после соответствующих расчетов, есть планы сделать данную услугу для прибрежников вообще бесплатной, как принято в соседней Норвегии. В данный момент на подходе партии таких видов грузов, как пенопласт, снабжение для портовой котельной, идут переговоры по поставкам цемента. Что же касается акций ММРП, с чего мы начали разговор, то нами было подготовлено специальное обращение, и уже пришел на него ответ из Москвы. Продажу пакета акций планируется отложить до 2009 года. Всю необходимую документацию, а также обоснование целесообразности данной операции мы уже отправили в ФАУФИ. - Перенос сроков продажи выгоден для порта? - По крайней мере, мы успеем закрепить капитализацию предприятия, увеличить активы. Наконец, провести реорганизацию, чтобы к намеченной дате предстать в более выгодном свете. Сейчас в порту 13 подразделений, и только три из них работают «в плюс». Наша задача свести убытки остальных к минимуму, а затем и сделать по возможности прибыльными. Пока же придется где-то пойти на жесткие меры, вплоть до консервации отдельных участков. Есть у нас, например, такое большое подразделение, как угольная база. Даже в те времена, когда порт в целом работал хорошо, она давала одни минусы. И продолжает приносить ежемесячно до 1 миллиона рублей убытков. Оставить все как есть? Невозможно. При этом, конечно, об увольнении людей речь не идет. Интересы работников будут сохранены. Они будут переведены на другие объекты. Минимальные объемы перегрузки в рамках госзаказа (уголь для нужд отдаленных гарнизонов) при этом останутся, но саму базу придется хотя бы временно законсервировать. На других участках уже идет реконструкция, где целесообразно – слияние. Сегодня в порту работает 1434 человека. Средняя заработная плата по предприятию – 17 тысяч, у докеров – 27 тысяч рублей. В мае мы «закрыли» выплату положенного за апрель, то есть смогли сократить отставание до одного месяца. Намеченная цель – чтобы коллектив получал зарплату день в день. Всегда считал: люди в бедах предприятия не виноваты. Все проблемы начинаются «с головы». - Мурманские судовладельцы с удовлетворением отмечают, что если до Вашего назначения на должность они давненько на своих собраниях они не видели руководителя рыбного порта, то Ваше участие в них стало постоянной практикой. Живое обсуждение текущих проблем с флотоводцами также Ваша целенаправленная политика? - Ну а как иначе, если по большому-то счету мы все делаем одно дело. И потом: мы ведь все давно знакомы, я и сам бывший тралфлотовец, да и вообще, между прочим, коренной мурманчанин. А 10 лет работы в Москве, поверьте, ничего в моем характере не изменили. Только если опыта дали возможность набраться побольше. Я всегда стараюсь поставить себя на место судовладельца, тем более мне это не трудно после стольких лет работы в Мурманском траловом флоте. И, чего греха таить, сколько в свое время приходилось воевать с этим же самым портом! Так что я всегда готов пойти навстречу судовладельцам. Другое дело, что жизнь не стоит на месте и я прекрасно понимаю судовладельца, который ищет место, где ему выгоднее и комфортнее разгружаться. Конкуренция сегодня высока. До порта Мурманск только на Кольском полуострове пять пунктов пропуска, любой из которых рыбаки могут выбрать для выгрузки, заправки топливом и так далее. Кроме того, даже напротив порта на другом берегу залива действует небольшой частный грузовой район, где расценки ниже установленных в ММРП. И «срезать» их я лично не могу – мурманский порт пока предприятие стопроцентно государственное. С каждым своим предложением я должен ехать в Москву, а по столичному опыту работы я хорошо знаю, насколько тяжело и долго решается любой вопрос. То, что было в моих силах, я сделал – до 30 процентов тарифы в порту снижены. Большее при доставшейся в наследство еще с советских времен обширной инфраструктуре и коммуникациях сделать просто невозможно. Порт же задумывался как крупнейший объект стратегического назначения. Вот и получается, что мы часто проигрываем более мелким и оттого имеющим большую возможность для маневра конкурентам. - А ведь еще есть и не менее серьезные соперники среди крупных предприятий аналогичного профиля – порты Калининград, Санкт-Петербург. - И они имеют свои преимущества. До них короче и «плечо» с районов промысла, и места сбыта рыбопродукции в европейской части России ближе. У них больше возможностей «играть» тарифами. И еще раз повторю, мурманский порт в любом случае должен минимизировать свои расходы, в таких огромных размерах он себя в изменившихся экономических условиях не оправдывает. Возможно, есть смысл создать на его базе несколько дочерних предприятий. Они при своей большей разворотливости все равно сработают лучше. При том, что собственность останется в руках государства. Намечаемая же на 2009 год продажа акций предприятия для государства лишь выгодная сделка. - Грубо говоря, с глаз долой убыточное предприятие… - Если называть вещи своими именами, то можно сказать и так. А придет новый владелец, и может заявить: мне нужны, допустим, второй грузовой район и причалы, остальное содержать не вижу смысла. Вот и все. Я же вести себя как классический капиталист не имею права и не собираюсь. Я отвечаю за благополучие почти полутора тысяч работников и их семей. - Приближается День рыбака. Давайте, Владимир Витальевич, в преддверии праздника закончим все-таки наш разговор на оптимистичной ноте. - Обязательно! От всей души хочу поздравить и портовиков, и, конечно же, рыбаков. Как бы ни было нам сейчас трудно, но положение порта уже стабилизируется и, уверен, в дальнейшем будет только улучшаться. А с нового года мы планируем пусть пока небольшое, но все же повышение зарплаты. Уже устранена самая низшая в порту категория оплаты труда. Так что постараемся постепенно создать для коллектива достойные условия работы. Портовики это заслуживают.Беседовал Андрей Попов. Журнал "СЕВЕР промышленный" № 6-7 2007 г. Еще статьи на тему "Порт":Особая экономическая зона в порту Мурманск В порту Петербурга задержали 8 тонн креветок
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3206 |