Главная Часть 16
Часть 16 Печать E-mail

Старпом для капитана что младший брат - учить его надо, а верить, как себе. Последнее время на старпомов не везло.

В команду РПК помощника мне подобрали удачно. Улыбчивый, спокойный, интеллигентный Игорь Выговский вел уверенно, спокойно судовые дела, а их у старпома - не перечесть, от тряпично-прачечно-камбузных до административных. Игорь напоминал мне надежностью, преданностью штурманскому братству молодого Александра Ивановича Кухтина, когда он, в начале моей капитанской карьеры, был на БМРТ «Тридцатилетие Победы» старпомом.

Надо же, время как летит! Прокручивая в памяти ленту времени, убеждаешься: у каждого на море - своя судьба! Одному везет - несколько десятков лет отморячит без особых приключений, а у другого - каждый метр на берегу и на море дается с надрывом, на пределе человеческих возможностей...

Попали мы тогда с Кухтиным в ситуацию: главный двигатель находился в аварийном состоянии. Ремонт его был сложный - занял четырнадцать суток. Как обычно, когда не ждешь, беда приходит. Нагрянул шторм, начал сносить траулер на канадский берег. Помощь мы запросили, но буксиры находились в Сент-Джонсе, и до нас им - двое суток топать! Ближе всех, на расстоянии примерно в сто двадцать миль, штормовал БМРТ «Сулой», которым командовал Клавдий Валерьянович Ардеев. Но идти ему к нам на помощь - на волну, не очень-то разгонишься! Вышли мы на радиосвязь с Ардеевым.

Клавдий Валерьянович кричит:

- Иваныч, держись, волны режем, труба красная, готовь брагу, чтоб сразу вас на буксир взять.

Старпом рядом стоит, ничего не поймет:

- Какую брагу? Он что, хватанул горячительного?

Я и сам сначала не врубился. А потом понял, что Ардеев говорит о надежном приспособлении для буксира, заведенном через якорные клюзы.

Качало, конечно, жуть! Крен иногда доходил до сорока градусов. Готовились к самому худшему. По расчетам, подойти вовремя БМРТ «Сулой» никак не успевал, и нас ожидала участь быть выброшенными на канадский берег. Кухтин показал себя безупречно. Он спокойно, уверенно руководил аварийной командой, успокаивал нервных.

Конечно, командиры напрягали свои извилины. Чтобы выиграть время, сделали глубоководный якорь для уменьшения дрейфа, поставили сшитый из брезента парус-стаксель, чтобы волна била не точно в борт, а с кормовых углов. Профессионалом в морском деле человек становится, пройдя через испытания в практической работе, через экстремальные ситуации. Никакой сверхгениальный человек не может стать настоящим капитаном сразу после окончания учебного заведения, не пройдя лестницу морской иерархии, выработанной многолетним опытом мореплавания.

Бог помог - ветер зашел в парус, и траулер понесло на расстоянии восьми миль параллельно берегу. Вскоре, благодаря мужеству и профессионализму машинной команды под руководством старшего механика Вячеслава Семеновича Маслова, ремонт главного двигателя был закончен, его запустили. Траулер мог двигаться самостоятельно, и помощь БМРТ «Сулой» и буксиров не потребовалась. И потом, много лет спустя, бывшие механики «Тридцатилетия Победы» Юрий Руденко, Петр Сподобаев, электромеханик Юрий Воробцов, попавшие тогда в необычную ситуацию, с честью прошедшие через испытание, преподнесенное судьбой, вполне заслуженно с определенной долей гордости вспоминали тот рейс.

Да, испытание тогда крепко сплотило экипаж, и работали дальше, как говорится, с песнями. Удалось даже план рейса выполнить и перевыполнить без всяких корректировок за потерянное на ремонт главного двигателя и механизмов время. А рыбку-то ловили золотую - палтус, которую достать со дна морского в районе Лабрадора среди льдов непросто.

После рейса дружно всем экипажем отметили благополучное завершение плавания в мурманском ресторане «Встреч». И кто-то за столом во время ужина пошутил, довольно безобидно, относительно достоинств капитана. Что было! Старпом чуть не стульями кидаться стал, защищая капитана. До сих пор стоит эта сцена перед глазами! Но время сейчас другое, люди меняются на глазах. Правда, я верю, что дружба, возникшая на пике особых ситуаций, когда рядом дышала смерть, не предается.

... Вот такие воспоминания навеяла скверная уругвайская погода, когда сидел я в каюте и готовил отчетные документы по окончании ремонта, когда трудности остались позади, когда команда подбирала «хвосты» - мелкие ремонтные недоделки - и ожидала прилет экипажа, который пойдет в рейс.

Читать следующую часть

Капитанский дневник


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.141.244.201

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .