Рожденные летать 9 |
30 ноября 1939 года началась война Советского Союза с Финляндией. С первых дней финской кампании большинство заполярных летчиков вошло в состав 3-го сводного отряда особой Петрозаводской авиагруппы ГВФ. 3-й сводный, приданный ВВС 14-й армии, представлял собой довольно значительную боевую единицу. Он обслуживал действующие части Красной Армии на Мурманском направлении. Летчики-аэрофлотовцы вывозили раненых с линии фронта, забрасывали разведчиков в тыл врага, бомбили его передовые позиции, доставляли нашим бойцам оружие и снаряжение. В боях с белофиннами отличились пилоты Борис Арензон, Михаил Карабанов, Сергей Скоренко, Степан Березин, авиатехники Геннадий Дроздецкий, Александра Подвальная, Михаил Бодров, Алексей Соколов.Приказом начальника Главного управления ГВФ от 22 апреля 1940 года за выполнение особых заданий по обслуживанию частей Красной Армии многие пилоты и техники 235-го отряда были удостоены наград.А вот приказ начальника Северного управления ГВФ, датированный первым июня 1940 года: «При выполнении специальных заданий по обслуживанию частей Ленинградского военного округа, действующих на фронте борьбы с финской белогвардейщиной, личный состав управления, его подразделения, а также и состав других ведомств и учреждений, обслуживающих действующие подразделения ГВФ, показали образцы сознательности и преданности делу защиты нашей социалистической Родины... Объявить благодарность Куликову Г. И., инженеру 235 ав. отр...» Дальше шел длинный список поощренных. Пилоту Михаилу Карабанову за мужество и отвагу вручили орден Красной Звезды....Война закончилась. Аэрофлотовцы вернулись к своим мирным делам. Весной и летом 1940 года в отряд пришло пополнение: пилоты Георгий Нарбут, Николай Колесников, Анна Люканова, Анатолий Иванов, Александр Воробьев, связист Геннадий Второв, авиатехник Дмитрий Цыпышев. А в сентябре из Тамбова приехали выпускницы училища ГВФ Анна Амосова и Евдокия Лобко. Кажется, самое время сказать здесь несколько добрых слов о женщинах двести тридцать пятого... Мы еще встретимся с ними на страницах книги. А пока представляю читателям некоторых из них. Дуся Лобко поступила в 1937 году в Батайскую летную школу. Здесь она познакомилась и подружилась с Аней Амосовой. Вскоре женскую эскадрилью перевели в Тамбов. Здесь в училище девушки тренировались на самолетах «ПО-2», прыгали с парашютом, проходили теорию. Словом, это была курсантская жизнь... В июле 1940 года подруги успешно сдали государственные экзамены. Их направили в Северное управление ГВФ, в 235-й авиаотряд. В то же время в отряде работала Александра Подвальная, авиационный техник. О ней, опытном специалисте, с уважением отзывались и летчики, и технический персонал. Хорошим, старательным работником зарекомендовала себя заведующая медпунктом Елизавета Веркина. Энергичная комсомолка занималась с личным составом по программе «Готов к санитарной обороне», по ее инициативе были созданы санитарные звенья по оказанию первой помощи пострадавшим. Кроме того, Лиза выполняла обязанности библиотекаря. Если не оказывалось на месте врача городской больницы, а кому-то именно сейчас, в эти минуты требовалась помощь, она садилась в кабину самолета и летела с экипажем по вызову в самые отдаленные населенные пункты Кольского полуострова. Заметную роль в жизни отряда играли женщины-мотористы Анна Милютина и Мария Тихомирова, пришедшие в авиацию по путевке Кировского горкома комсомола. Анна Философьевна и Мария Дмитриевна вплоть до выхода на пенсию работали в Кировском аэропорту. ...27 августа 1940 года была открыта новая местная линия: Мурманск - Териберка - Иоканга - Мурманск. Первый рейс выполнял Михаил Карабанов. А чуть позднее начались полеты и по другой трассе: Кировск-Ловозеро-Краснощелье-Кировск. Теперь практически все крупные пункты области были связаны регулярным воздушным сообщением с Кировском и Мурманском.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5403 |