Роль архангельских губернаторов часть 7 |
В эти годы в полярных морях постоянно работали гидрографические экспедиции, трудами которых создавались первые лоции и навигационные карты будущей трассы Северного морского пути. К чести последних архангельских губернаторов, они активно участвовали в этом важном государственном деле. Результаты не заставили себя ждать. 11 июля 1913 года газета «Архангельск» под характерным заголовком «Срочное пароходство к устьям рек Оби и Енисея» поместила следующую информацию: «В конце января при Министерстве торговли и промышленности было образовано особое междуведомственное совещание о Северном морском пути в Сибирь. Это совещание признало, что пароходное сообщение через Карское море с устьями рек Оби и Енисея - не миф, а вполне осуществимое и желательное предприятие». В то же время прилагались большие усилия по обеспечению безопасности плавания в северных водах. Так, с конца 1912 года на Белом море и Северном Ледовитом океане приступили к организации гидрометеорологической службы, которая оповещала капитанов о состоянии погоды и моря; продолжалось строительство новых маяков, улучшалось навигационное ограждение опасных для плавания районов и судоходных фарватеров; проводились промерные работы и разного рода гидрографические работы в арктических морях. В областном архиве сохранилась конфиденциальная переписка под общим названием «Об охране морских рыбных и звериных промыслов». «Вследствие предложения от 27 июля минувшего года, имею честь представить нижеследующие соображения свои по разработанному межведомственною комиссиею при Морском Министерстве в 1906-1907 годах вопросу об установлении границ территориальных вод Северной России. Как свидетельствуют исторические данные, наши поморы ещё издавна стремились в глубь Северного океана, отправляясь промышлять и к Новой Земле, и к Шпицбергену. При этом принцип территориальности северных вод до последнего времени не применялся вовсе к местным рыбным и звериным промыслам. Впервые вопрос этот, собственно по отношению к Мурманскому промыслу, был затронут утверждённым в 1887 году Министерством Внутренних Дел Положением об административном пароходе "Мурман", согласно которому "под русскими территориальными водами... должно считать пространство в 3 морские мили от берега". Такое применительное к таможенным требованиям установление границ территориальных вод и по отношению рыбных и звериных промыслов объясняется, по всей вероятности, тем обстоятельством, что в то время на Мурмане ещё не замечалось появления сколько-нибудь значительного числа иностранных рыбопромышленников. Что же касается звериных морских промыслов, то уже в 1900 году шведско-норвежский посланник возбуждает вопрос о границах территориальных вод Беломорья вследствие столкновений, происходивших здесь между русскими и норвежскими зверопромышленниками. По этому поводу бывший архангельский губернатор А. П. Энгельгардт представил в Департамент Общих Дел «Записку», в которой коснулся вообще вопроса об определении границ территориальных вод Северного Ледовитого океана в пределах Европейской России. 1. Варангерский залив, который находится между русскими и норвежскими владениями, должен быть разделён пополам, причём границы залива следует назначать не от пограничной реки Ворьемы, а от Паз-реки и вести далее посредине Варангерского залива. 2. На всём протяжении Мурманского берега от Немецкого моря до Святого Носа границей русских территориальных вод должно считаться пространство океана расстоянием от берегов не на 3, а на 30 миль, то есть около 50 вёрст. 3. Белое море. Как и прежде, должно считаться внутренним морем южнее линии от Святого Носа до Канина Носа в расстоянии не 3, а 30 миль от этих пунктов. 4. Вся восточная часть Ледовитого океана между островами Колгуевым, Новой Землёй, Вайгачом и материком должна также считаться русским внутренним морем, так как она со всех сторон окружена русскими землями. 5. Всё пространство Северного океана от острова Колгуева вдоль Новой Земли считается русскою промыслового территориею на расстоянии 30 миль от берегов. 6. Всё Карское море должно считаться внутренним русским морем, так как с трёх сторон оно окружено русскими землями, а с севера загорожено полярными льдинами, ни для кого не проходимыми. Действительность вполне подтвердила правильность заключения А. П. Энгелъгардта о необходимости значительного расширения наших северных территориальных вод. При этом подчёркивалось, что при уменьшении полосы наших территориальных вод иностранные траулеры появятся в большом числе, хотя и вне этой полосы, но в тех же местах, где промышляют поморы ярусами, результатом чего неизбежно будут столкновения поморов с иностранцами. «Но Государственная Дума так и не приняла закона об увеличении ширины русских территориальных вод до 30 миль». В том же архивном деле имеется копия «Особого журнала Совета Министров» от 9 апреля 1910 года. Заседание, проходившее под председательством П. А. Столыпина, рассматривало вопрос «О некоторых мероприятиях по охране наших северных промысловых богатств от хищнической эксплоатации иностранцев». «В феврале текущего года, - записано в "Журнале", - в норвежской печати появилось известие о том, что Шкиперский союз в г. Тромсё, ссылаясь на давнее уже и беспрепятственное производство норвежцами в районе Новой Земли звериного и рыбного промысла, объявил часть названного острова, к северу от пролива Маточкин Шар, никому не принадлежащею землёю. Осведомившись о сём, Императорский российский Посланник в Христиании нашёл, что хотя приведённое постановление исходит от неофициального учреждения, тем не менее оно требует протеста с нашей стороны, так как может повести за собою ещё большее, чем наблюдавшееся за последние годы, усиление хищнической эксплуатации иностранцами наших северных промысловых богатств. Вследствие сего Гофмейстер Крупенский обратился в Норвежское Министерство Иностранных Дел с нотою, в коей отметил незаконность и неуместность выступления упомянутого союза и сообщил, вместе с тем, депешей о случившемся Гофмейстеру Извольскому (министру иностранных дел. - Г. П.) Вашему Императорскому Величеству, по всеподданнейшем докладе Министром Иностранных Дел означенной депеши, благоугодно было 14 марта 1910 года Собственноручно на ней начертать: "Этому надо немедленно положить предел". О таковой Монаршей воле Гофмейстер Извольский сообщил Председателю Совета Министров. Со своей стороны Статс-секретарь Столыпин внёс Запрос о необходимых в ограждение наших интересов на Севере мероприятиях на уважение Совета Министров. Приступив к обсуждению настоящего дела, Совет Министров принял на вид, что богатейшая в промысловом отношении окраина Русского Севера - остров Новая Земля, открытый в XI веке новгородцами и состоящий, таким образом, в нашем обладании уже в течение нескольких столетий, остаётся до сего времени почти не заселённым русскими и нами не исследованным. В то же время остров этот давно привлекает к себе внимание иностранцев, и за последние годы на нём возник ряд норвежских поселений. При таких условиях легко можно ожидать заявления незаконных притязаний со стороны иностранных держав на эту исконную часть Российской территории. В том же беспризорном состоянии, как остров Новая Земля, находятся и наши северные воды у берегов Мурмана. Иностранцы безнаказанно занимаются у названных берегов рыболовством, нанося этим серьёзный ущерб интересам местного населения. Несомненно, наилучшим средством ограждения наших природных богатств на упомянутой окраине было бы расширение границы территориальных вод России. Граница эта, согласно Высочайше утверждённому 10 декабря 1903 года Закону (Собр. узак., 1910, ст. 8), определяется ныне пространством воды в двенадцать морских миль от линии наибольшего отлива от морских побережий нашего Отечества. Вопрос о дальнейшем её удалении от берегов составляет уже предмет обсуждения в заинтересованных ведомствах. Но, не говоря уже о том, что означенная мера, требующая законодательного разрешения, может быть осуществлена лишь по истечении известного промежутка времени, она, конечно, будет иметь действительное значение лишь при условии надлежащей охраны наших территориальных вод, являющейся ныне на Севере далеко не удовлетворительною. Охрана эта возлагается до сих пор на ежегодно командируемый Морским министерством к берегам Мурмана военный транспорт "Бакан", недостаточно быстроходный и не приспособленный для плавания во льдах. Поэтому, прежде всего, необходимо усилить означенную охрану хотя бы путём посылки на место военного крейсера. Этому же судну могло быть дано, вместе с тем, и поручение безотлагательно удалить с Новой Земли самовольно водворившихся там норвежцев. По сему поводу Морской Министр заявил, что такому разрешению вопроса встречаются препятствия в неисследованности до сего времени омывающих северные берега Новой Земли вод. Это обстоятельство, в связи с тяжёлыми климатическими условиями плавания на Крайнем Севере (местность эта находится между 73-м и 77-м градусами широты), при отсутствии, притом, на месте надёжной базы грозит, в случае аварии посланного судна, потерею боевой единицы нашего флота. При таких условиях вице-адмирал Воеводский затруднился бы согласиться на командирование теперь же к Новой Земле быстроходного крейсера и полагал бы возложить задачу по удалению с этого острова норвежских поселенцев на транспорт "Пахтусов", обычно занятый промерами и описными работами у нашего северного побережья. На названное судно могла быть посажена вооружённая команда, снабжённая пулемётом, причём назначенному на транспорт офицеру надлежало бы преподать подробную инструкцию о порядке удаления с Новой Земли иностранцев, выработанную по соглашению Министерств Внутренних Дел и Иностранных Дел. В общем же, вся операция по охране нашей северной окраины в текущем году представилась бы в следующем виде. До начала возможной навигации у Маточкина Шара (в июле месяце) транспорт "Пахтусов", попутно с гидрографическими работами, мог бы принять на себя поручение по надзору за иностранными судами у Мурманского побережья. Засим, ко времени отплытия названного транспорта к северным берегам Новой Земли, на смену ему пришёл бы транспорт "Бакан", на коем к этому сроку завершено будет производящееся ныне испытание вновь установленных котлов. Означенные мероприятия, по мнению Морского Министра, окажутся вполне достаточными для достижения намеченной цели, а вместе с тем устранена будет и необходимость рисковать ослаблением нашего военного флота. Выслушав изложенное заявление Морского Министра и не настаивая ввиду представленных им соображений на немедленной посылке военного крейсера к Новой Земле, Совет Министров не мог, однако, не заметить, что едва ли охрана наших северных промысловых богатств от хищничества иностранцев будет в должной мере обеспечена возложением её на указанные вице-адмиралом Воеводским суда. Несоответствие требованиям охранной службы транспорта "Бакан" доказано уже опытом минувшего года. Что же касается транспорта "Пахтусов", то, не входя в оценку мореходных качеств этого судна, необходимо считаться с тем, что оно отвлечено будет выполнением специально поставленной ему задачи - удалить с Новой Земли водворившихся там норвежцев. Поэтому Морскому Министерству или Главному Управлению Землеустройства и Земледелия, как ведомству, наиболее заинтересованному в правильной постановке охраны наших промыслов, надлежало бы озаботиться приспособлением для сего хотя бы на будущее время какого-либо иного судна. В этом отношении заслуживает, по мнению Совета, серьёзного внимания возникшее предположение о приобретении в казну числящегося ныне в составе имущества Комитета для помощи поморам Русского Севера парохода "Андрей Первозванный" (он принадлежал Мурманской научно-промысловой экспедиции. - Г. П.), обладающего необходимыми для сторожевого судна качествами... Пока же, по необходимости, приходится ограничиться принятием проектированных вице-адмиралом Воеводским мер, причём на первую очередь, конечно, должно быть поставлено устранение возможности появления на Новой Земле иностранных поселений». 12 мая 1909 года Сосновский отправил морскому министру обстоятельную «Записку», в которой рассказал об истории заселения южного острова Новой Земли самоедами и русскими поселенцами, о рыбных и звериных промыслах в омывающих её водах и хищническом истреблении этих богатств иностранцами. Он напомнил, что в 1908 году только на двух норвежских судах было обнаружено 29 живых медвежат, 1000 звериных шкур и 2500 пудов звериного сала. Губернатор писал: «Особенно богата морским зверем и потому наиболее эксплуатируется норвежскими хищниками Северная часть Новой земли, где до сих пор не существует ни одного русского поселения, хотя бы из самоедов. Ввиду того, что северный остров ещё совершенно не исследован, причём во многих местах неизвестны даже его очертания, нельзя быть уверенным в том, что здесь не возникали норвежские становища, не только являющиеся базами для промысловых операций норвежцев, но и могущих со временем легко стать опорными пунктами для полного захвата ими северной, лучшей части Новой Земли, как составляющей, собственно говоря, отдельный остров, не находящийся фактически в нашем пользовании. За основательность подобных опасений говорит история Шпицбергена, открытого нашими поморами и находящегося долгое время в нашем обладании, затем безвозвратно нами утраченного.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1403 |