Главная Освоение шельфовых месторождений арктических морей
Освоение шельфовых месторождений арктических морей Печать E-mail

Весомый вклад в открытие месторождений на акватории Обской губы сделал Мурманский филиал ООО «Газфлот»

Юрий БАНЬКО

В начале июня состоялось заседание членов Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области. На нём выступил губернатор Дмитрий Дмитриенко, который является активным сторонником реализации проектов создания Мурманского транспортного узла и освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. На общем собрании Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области он обратил внимание «капитанов» областной индустрии именно на эти проекты. «И во время визита президента России Дмитрия Медведева в Норвегию, и во время пребывания в Мурманске премьер-министра России Владимира Путина было однозначно заявлено, что оба эти проекта будут реализованы», - сказал он.

В настоящее время идёт формирование федеральной целевой программы по Арктике. Возможно, уже на II Мурманском международном экономическом форуме в октябре этого года она будет озвучена. Предполагается создание госкорпорации, которая будет оперировать всеми работами в Арктическом регионе. Разработкой этой программы активно занимается Минрегионразвития. Дмитрий Дмитриенко уже дважды принимал участие в совещаниях по данному вопросу.

В июне во время приёма у президента России Дмитрия Медведева губернатор доложил ему о перспективах развития Кольского края. И ключевыми вопросами стали Штокмановский проект и Мурманский транспортный узел. Именно они могут придать динамику развитию экономического потенциала нашей области. Конечно же, возникает немало проблем, но главное, есть политическая воля к их реализации.

Инвестиционное решение не принято, но тендеры проводятся

Как сообщалось ранее, совет директоров компании Shtokman Development AG принял решение выделить в отдельный этап в рамках первой фазы строительство пускового комплекса для поставки трубопроводного газа, куда войдут морской добычный комплекс, трубопровод на берег и установка подготовки газа. Окончательное инвестиционное решение о производстве трубопроводного газа планируется принять в марте 2011 года, а о производстве СПГ - до конца того же года. По мнению акционеров компании, этот подход позволит начать добычу газа для поставки по трубопроводу в 2016 году и обеспечить производство СПГ в 2017 году.

Новым директором Shtokman Development AG назначен Алексей Загоровский, ранее работавший заместителем гендиректора ООО «Газпром добыча шельф», а до этого - старшим вице-президентом СИБУРа по финансам.

Топ-менеджер должен будет минимизировать расходы бюджета оператора проекта по освоению Штокмановского месторождения стоимостью $12-18 млрд. и предоставить акционерам ТЭО в октябре. Но пока компания работает с потенциальными поставщиками в рамках параметров, определённых её прежним руководством.

Инвестиционное решение по сжижению газа должно быть принято до конца следующего года. Если рыночная конъюнктура в атлантическом бассейне не изменится, то весь газ пойдет в газпромовскую трубу. Подготовительную работу по второй фазе проводит владелец лицензии «Газпром добыча шельф».

Первый заместитель главного исполнительного директора компании Эрве Мадео заявил, что одним из ключевых факторов принятия инвестиционного решения наряду с уровнем капитальных и операционных затрат, а также сроками реализации будет максимальное российское участие в проекте.

Впрочем не совсем ясно, что именно должно заставить крупных иностранных подрядчиков (масштаб проекта таков, что российские фирмы фактически не смогут претендовать на получение комплексных заказов) прибегнуть к услугам отечественных производителей. Эрве Мадео пообещал отдавать предпочтение тем участникам, которые будут активно вовлекать российские фирмы, а также подталкивать иностранцев к внедрению в России передовых технологий. Однако основными критериями для принятия решений остаются сроки, качество и цена в соответствии со стандартами открытого международного тендера.

В сфере проектирования плавучей платформы между собой изначально конкурируют два иностранных консорциума - Acer - Technip - SBN и Saipem - Samsung - SOFEC.

Сейчас продолжаются тендеры только по морской части проекта, то есть там, где российское участие объективно будет сведено к минимуму.

У российских компаний своя ниша

У российских компаний гораздо больше шансов по участию в береговой части проекта, где тендерные процедуры были заморожены на неопределённый срок. Россияне имеют обширный опыт реализации проектов на суше в условиях Крайнего Севера (за исключением строительства завода СПГ) и могут обеспечить до 100% всех работ. Срок возобновления конкурсов по сухопутным объектам инфраструктуры неизвестен. Хотя дорога от Териберки к месту строительства завода СПГ уже с 15 декабря 2009 года строится по заказу ООО «Газпром добыча шельф» компанией ООО «Стройгазконсалтинг». Датой завершения строительства определено 28 февраля 2011 года.

В марте совет директоров Shtokman Development AG утвердил бюджет компании на 2010 год и до принятия инвестиционного решения (март 2011 г.) в размере $970 млн. У руководства есть предложения по снижению затрат, в том числе в рамках схемы «двухфазного потока». По всем объявленным тендерам компания получила более трёх заявок, что повышает конкурентоспособность проекта.

Если говорить о второй и третьей фазах Штокмановского проекта, то технологии добычи и транспортировки газа в рамках этих фаз освоения разрабатывает сам «Газпром».

Конечно же, российские поставщики находятся в очень сложном положении: у них, как правило, нет ни опыта работы на больших шельфовых проектах, ни материальных ресурсов, ни финансовых возможностей. Но в стороне российские компании не останутся. Они будут поставлять поршневые насосы(это здесь - https://www.izhgm.ru/catalog/burnas/index_sub1.shtml), клапаны, запорную арматуру и бетонное покрытие для нанесения на трубу. Не останутся они в стороне и от более серьезных заказов. Ожидается, что в этом году «Газпром» объявит тендер на строительство четырех газовозов для обслуживания Штокмана дедвейтом в 155 тыс. куб. м (длина - 288 м, ширина - 44,2 м) и 215 тыс. куб. м (длина - 325 м, ширина - 53,5 м). В целом же для реализации первой фазы проекта потребуется восемь газовозов. Заказы предполагается разместить на российских судостроительных заводах.

«Газпром» вёл переговоры с «Северной верфью» и Выборгским судостроительным заводом. Срок сдачи кораблей - 2014 год.
Нельзя не отметить и то, что ОАО «Выборгский судостроительный завод» завершило строительство основания полупогружной буровой платформы (ППБУ) «Полярная звезда», строящейся по заказу ОАО «Газфлот» для работы на Штокмановском газоконденсатном месторождении. В конце июня основание платформы доставлено в Южную Корею где на неё будет установлено верхнее строение. Сдача буровой установки запланирована на четвёртый квартал 2010 года.

Вторую ППБУ «Северное сияние» планируется сдать в 2011 году. В качестве базового варианта выбрана платформа MOSS CS 50, спроектированная для эксплуатации в условиях северных морей. Стоимость двух ППБУ оценивалась в 59 млрд. рублей.

Если даже Shtokman Development AG не примет решение о строительстве завода СПГ при реализации первой фазы проекта, то они будут построены в рамках второй и третьей фаз.

Рассматриваются и другие варианты выхода России на рынок продаж сжиженного природного газа.

К 2018 году на Ямале планируется построить завод по производству сжиженного природного газа мощностью 15-16 миллионов тонн в год.

Завод будет возведён в условиях вечной мерзлоты и на сегодняшний день считается одним из наиболее сложных в мире энергетических проектов. Для его осуществления потребуется сочетание проверенных технологий и использование уникальной модели реализации.

Промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести добычу газа здесь к 2030 году до 310-360 млрд куб. м в год. На полуострове и прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефте-газо-конденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные запасы газа которых составляют порядка 16 трлн куб. м, перспективные и прогнозные ресурсы газа - около 22 трлн куб. м. Запасы конденсата оцениваются в 230,7 млн тонн, нефти - в 291,8 млн. тонн. Наиболее значительным по запасам газа месторождением Ямала является Бованенковское - 4,9 трлн куб. м.

В декабре 2008 года «Газпром» приступил к практической реализации мега проекта «Ямал». Были начаты работы по освоению Бованенковского месторождения и строительству системы магистральных газопроводов «Бованенково - Ухта». Проектный объем добычи газа на Бованенковском определён в 115 млрд. куб. м в год с увеличением в долгосрочной перспективе до 140 млрд. куб. м. По расчётам первый ямальский газ поступит в Единую систему газоснабжения России уже в III квартале 2012 года.

Прокладкой подводного газопровода через Байдарацкую губу занимается трубоукладочный комплекс «Дефендер», который базировался в Мурманске и до этого выполнял заказ НК «ЛУКОЙЛ» по прокладке двух ниток подводного нефтепровода от берегового резервуарного парка на берегу Печорского моря в районе посёлка Варандей до стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП).

Следует отметить, что свой весомый вклад в открытие месторождений на акватории Обской губы сделал Мурманский филиал ООО «Газфлот». За 15 лет, с 1994 по 2010 годы, ООО «Газфлот» открыл 3 нефтяных месторождения в Печорском море с запасами в 350 миллионов тонн нефти, а также 4 месторождения природного газа в Обской губе с общими запасами более триллиона кубометров. Именно на этот филиал возложена задача освоения шельфовых месторождений арктических морей в качестве главного подрядчика при выполнении работ на Штокмановском газоконденсатном, нефтяном Приразломном месторождениях и в Обско-Тазовской губе. Именно этой компанией была поставлена последняя точка в проведении доразведки Штокмановского ГКМ. Летом 2006 года, используя полупогружную буровую платформу «Deepsea Delta», арендованную у норвежской компании Norsk Hydro, ООО «Газфлот» выполнил бурение седьмой (последней) разведочной скважины на Штокмановском ГКМ, прирастив запасы газа на 400 миллиардов кубометров. Сегодня эта компания использует при выполнении геологоразведочных работ собственную самоподъёмную буровую установку (СПБУ) «Амазон», буровой комплекс (ПБК) «Обский», построенный по её заказу на Тюменском судостроительном заводе.

В ближайшие годы ООО «Газфлот» намерен существенно увеличить свой парк буровых установок. Среди них будет СПБУ «Арктическая», строительство которой завершается на СРЗ «Звездочка» и МЛСП «Приарзломная».

Разрабатываются и другие проекты по строительству заводов СПГ в России. К 2015 году появится терминал в Ненецком автономном округе стоимостью 3,9 миллиарда долларов, мощностью на уровне 4,2-8,4 миллиарда кубометров газа в год и с ориентацией в основном на потребителей юго-восточной Азии. Ожидается, что окончательное решение по постройке завода будет принято в 2011 году.

От противостояния к совместной разработке месторождений шельфа

Несмотря на развивающееся сотрудничество между Норвегией и Россией в освоении арктического шельфа, и в частности Штокмановского ГКМ, между нашими странами имеются некоторые противоречия, часть из которых была решена во время двухдневного визита президента России Дмитрия Медведева в Норвегию. В частности, достигнуты договорённости по разграничению морских территорий в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Похоже, подходит к концу 40-летний спор между Россией и Норвегией по поводу спорной территории в 175 тысяч километров морского пространства, на шельфе которого залегают большие запасы углеводородного сырья. «Мы вышли на то, чтобы урегулировать этот вопрос и закрыть его», - сказал Дмитрий Медведев.

Самым лучшим вариантом, по мнению нашего президента, стало бы создание совместного предприятия для эксплуатации месторождений, расположенных в «серой зоне». Специалистам осталось подготовить необходимые документы к подписанию. Дмитрий Медведев отметил, что позиции Норвегии и России в вопросах развития Арктического региона близки. Наши страны несут основную ответственность за ситуацию в Арктике, так как Норвегия и Россия непосредственно находятся в Арктическом регионе.

Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко, входивший в состав официальной делегации, подчеркнул, что Россия и Норвегия будут продолжать сотрудничество в вопросах освоения Штокмановского газоконденсатного и нефтяного Приразломного месторождений.
По поводу разграничения «серой зоны» Дмитрий Дмитриенко сказал: «Я считаю, что Россия не пошла ни на какие уступки в вопросе о разграничении морских территорий в Баренцевом море. Это было абсолютно прагматичное решение, учитывающее интересы обеих сторон.

Странам удалось решить вопрос, который на протяжении долгих лет мешал развитию взаимного сотрудничества, - подчеркнул Дмитрий Дмитриенко. - Принятое соглашение также открывает новые пути для совместной работы в освоении Арктического шельфа». Спорная территория в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане разделяется на две равных по значению части. Характер проведения пограничной линии удовлетворил оба государства.

Норвегия была крайне заинтересована в решении этого вопроса. Эта страна занимает шестое место в мире по объёму экспорта нефти. Однако разработка углеводородных ресурсов в Северном море ведётся уже почти 40 лет, поэтому месторождения сильно истощены, а затраты возрастают с каждым годом. Согласно информации Норвежского нефтяного директората, производство «черного золота» сокращается вот уже десятый год подряд и в 2010 г. составит 108,7 млн. куб. м (1,87 млн. баррелей в сутки) против 115,5 млн. куб. м (1,99 млн. баррелей в сутки) в прошлом году. Прогнозируется дальнейшее уменьшение добычи до 91,6 млн. куб. м к 2014 г. По оценкам на 1 января 2010 г. запасы месторождений Норвегии составляли 13 млрд. куб. м. В прошлом году в Норвегии было запущено в эксплуатацию рекордное число поисково-разведочных скважин - 65, при этом в 28 из них обнаружены углеводороды (семь скважин находятся в Норвежском море, остальные - в Северном). Норвегия готова приступить к разведке своей части «серой зоны» уже в 2012-2013 гг. «Сделка позволит оценить запасы региона и приступить к добыче», - сказал министр нефти и энергетики Норвегии Терье Рис-Юхансен.

По данным Минприроды, геологические и извлекаемые запасы нефти этого региона достигают соответственно 1,36 млрд. тонн и 410 млн. тонн, геологические запасы газа - 5,87 трлн кубометров.

Общие прогнозные ресурсы на шельфе Баренцева моря превышают 7 млрд. тонн условного топлива, потенциал добычи - более 20 млн. тонн углеводородов в год.

В ближайшее время Россия и Норвегия подготовят тексты соглашений по разделению территорий.

По мнению президента России, лучшее решение для разработки некоторых пограничных месторождений в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане - создание российско-норвежского совместного предприятия.

На встрече с деловыми кругами Норвегии Медведев, в частности сообщил, что Москва и Осло намерены сотрудничать при разработке Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Баренцева моря. Хотя, непонятно, в чем будет заключаться это сотрудничество. Ледостойкая буровая установка для этого месторождения, носящая название «Приразломная» уже практически построена «Севмашпредприятием» и предположительно в ноябре будет доставлена в Кольский залив для заливки бетонного балласта.

Если считать сотрудничеством попытку использования верхнего строения буровой платформы «Хаттон», купленной у Норвегии, то она оказалось непригодной к эксплуатации в суровых климатических условиях. Именно из-за необходимости практически полностью переделывать верхнее строение буровой платформы и объясняется задержка в её строительстве. Бурение скважин, добыча углеводородов, хранение и прямая отгрузка нефти на танкеры будет осуществляться с этой морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная».

В 2011 году должна начаться добыча нефти на месторождении Приразломное. Его начальные геологические запасы нефти оцениваются в 231,1 млн. т. Максимальный годовой объем добычи - 7 млн. т - будет достигнут на пятый год с начала разработки. Сырьё с Приразломного будет поставляться на экспорт, а в будущем - и на нефтеперерабатывающий завод, который предполагается построить в Мурманской области.

В рамках этого проекта на Адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга уже построены челночные танкеры «Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов», предназначенные для вывоза нефти. Обеспечивать снабжение платформы и нести постоянное аварийно-спасательное дежурство в районе Приразломного месторождения будут многофункциональные ледоколы «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов», которые сейчас работают на Сахалине. Перспективы наращивания поставок нефти из региона Печорского моря связаны также с разработкой Долгинского месторождения с доказанными запасами около 235 млн. т.

Новым шагом в развитии делового сотрудничества, направленного на освоение месторождений углеводородного сырья арктического шельфа станет Арктический международный экономический форум, который состоится в октябре 2010 года в Мурманске при поддержке Министерства иностранных дел и Министерства регионального развития Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 3 2010 Г.

Еще статьи по теме "Месторождений":

Строительные материалы из месторождений полезных ископаемых Кольского полуострова

Уроки переоценки запасов месторождений нераспределенного фонда недр западно-арктического шельфа России

Практика и перспективы оценки воздействия на авифауну эксплуатации морских месторождений

Перспективы применения волоконно-оптической технологии для исследования нефтегазовых месторождений

Концепция обеспечения геодинамической безопасности освоения шельфовых нефтегазовых месторождений

Шаги к освоению нефтегазовых месторождений

Разработка нефтегазовых месторождений на крайнем севере

Опыт международного экологического права и освоение арктических месторождений


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.87.61.215

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2019 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .