33 % социального неравенства |
покупка машин за валюту - это точно такие же привилегии, как и «спецкормушки» для партаппаратчиковЛюбопытную дискуссию с читателем повел корреспондент Петр Болычев, опубликовав свой материал «33 % социального неравенства».* Журналист попытался проанализировать столь непростую и болезненную для моряков тему, как валютные выплаты плавсоставу. Надо сказать, что к этой теме Болычев шел давно и не один месяц «вынашивал» материал. А когда на редакционной летучке заявил его к публикации, то наши «экономисты» высказались против, сказав, что «Рыбному Мурману» вообще лучше не касаться этой темы, чтобы не испортить отношений с моряками. Мол, с руководством «Севрыбы» и флотоводцами мы уже давно поссорились, так теперь и рядовой плавсостав обидим... И все же журналистский азарт победил здравый смысл. Дащинский как всегда рассудил правильно: мол, можно писать на любые темы, главное, как написать, как подать материал. Мне сейчас уже кажется, что наш редактор, видя крах компартии и неизбежность более радикальных перемен, в какой-то мере даже подталкивал газету к этим переменам. «Рыбный Мурман» ему стал тесноват. Профессиональное чутье и амбиции заставляли Дащинского искать новое место приложения своего опыта и немалых способностей. Впрочем, у нас еще будет возможность порассуждать на эту тему, так что вернемся к социальному неравенству, которое узрел молодой и подающий большие надежды журналист в системе оплаты труда плавсостава. Информационным поводом для статьи стали радиограммы с моря, в которых звучали требования оградить установленную правительством выплату морякам инвалюты в размере 33-х процентов должностного оклада от попыток Минрыбхоза установить выплату валюты дифференцированно от результатов работы того или иного судна. Опытные капитаны знали, что инвалюта по существующему положению выплачивается в виде компенсации за отсутствие полноценного отдыха в морских условиях, а не по статье повременно-премиальной оплаты труда. И в середине, а также в конце полугодовых рейсов экипаж обязательно делал заходы в иностранный порт. Хотя, как язвительно подмечает Болычев, «суда «Севрыбхолодфлота» уже несколько раз заходили в Бостон, но еще ни один советский рыбак не посетил концерт знаменитого Бостонского симфонического оркестра». И далее журналист пишет: - Что скрывать, испокон века наши рыбаки на свою заработанную валюту покупали и везли в Союз семье и на продажу то коврики с арабом, умыкающим на горячем скакуне пышнотелую блондинку, то нейлоновые рубашки и плащи «болонья», то мохер и джинсы. Это была часть их законного заработка, но тогда еще не самая существенная. А как сейчас? Картина разительно изменилась. Во-первых, валюты теперь платят больше, во-вторых, введены новые таможенные правила, и в портовые города страны хлынул поток подержанных авто иностранных марок. Кто-то везет их себе, кто-то на продажу \самая «модная» цена на импортный автомобиль - 20 тысяч рублей\. Есть еще чеки ВТБ, за полугодовой рейс капитан их получает около 500 \цена на «черном» рынке известна - 20-25 рублей за чек\. Таким образом, за рейс предприимчивый капитан может помимо зарплаты выручить 30 тысяч рублей. Это, извините, уже в несколько раз больше официального вознаграждения за выполнение плана. Далее Петр Болычев приводит пример, как два промысловых экипажа, находясь в одном районе промысла и в одно время, по-разному сработали, что и отразилось на зарплате рыбаков. Заработок матроса на отстающем траулере составил 1059 рублей, то на передовом - 1253. Разница небольшая, а вот валюту получили все одинаково. Валюту, которая выплачивается независимо от производственного успеха или провала, которая не стимулирует повышения производительности труда, а является гарантированным, причем основным, доходом. Конечно же, не все моряки записались в коробейники, но очень многие плюс к тому продают за рубежом часы и фотоаппараты и везут-везут на родину импортный дефицит: колготки, косметику, машины, радиотехнику, компьютеры. Наш изголодавшийся рынок рад качественным товарам. Но давайте взглянем на последствия подобной купли-перепродажи чуть с иного ракурса, предлагает журналист: - Продавая привезенный импорт оптом, рыбаки «кормят» так ненавидимых нами спекулянтов. Рубль обесценен, валюта - в цене. Постепенно мы превращаемся в страну, где царит натуральный обмен, а не торговля за деньги. Но это еще не все. Рыбак «выпал» из нашей жизни. Сначала - из семьи: полугодовые рейсы не способствуют укреплению брачных уз. Потом - из политики: работая за рыбоделом по 16 часов в сутки, получая газеты с месячным опозданием, невозможно уследить за бурной политической жизнью в Союзе. Переводя себя на валютное самообеспечение, рыбак уходит и из нашей экономики. При этом, имея валюту, он может купить все. А учительница, которая воспитывает детей рыбака, получает рубли и не может купить ничего. Или я ошибаюсь, или мы имеем социальную несправедливость, устранить которую можно, введя конвертируемость рубля... Вот такие мысли изложил наш корреспондент в своих «33-х процентах социального неравенства». Изложил коротко и доходчиво. Предусмотрев даже неизбежный настрой писем-откликов на статью: «Я не черню рыбаков, разве написанное здесь - ложь и клевета? Мной не движет элементарная «береговая» зависть к длинному рыбацкому рублю. Хочу как раз другого: чтобы моряки зарабатывали больше, но не в ущерб остальным». Так Болычев заканчивает фактическую часть своего материала. Уже в следующем номере газеты· редакция публикует три письма читателей. И просит авторов уважать точку зрения журналиста, потому что пришлось убрать из этих писем наиболее «эмоционально окрашенные места». Так что остановимся на менее «эмоционально окрашенных» цитатах: - Что же это такое? «Рыбный Мурман» всегда боролся за рыбаков, старался облегчить их тяжелый труд, все вкупе взятые факторы, подрывающие здоровье... Почитайте некрологи, сколько умирает рыбаков, тех же капитанов. Иногда и до пенсии не дотянув. С большим трудом добились было какого-никакого материального вознаграждения за свой труд, и вдруг эта корреспонденция. 33-х процентов валюты не все и вкусили... Отвечу за себя. На флоте работаю прилично, а какое у меня социальное превосходство? Прошу в гости. Дачи нет, машины нет, сбережений нет. Моей рейсовой зарплаты иногда не хватает. Валюты еще не видел в глаза и, судя по всему, не увижу... - Вы решили избавить нас от спекуляции, инфляции и, что особенно ценно, социального неравенства... В.И.Ленина надо перечитывать, который говорит, что социальное равенство достижимо лишь при окончательной победе коммунизма. Социализм же, поскольку он происходит из капитализма, сохраняет некоторые его черты, в том числе и социальное неравенство, которое служит стимулом к труду. Об это споткнулись якобинцы, непонимание этого породило нашу уравниловку, принудительную коллективизацию и многие другие беды. - ...Зачем «мелочиться», копаться в делах рыбаков, если в марте по ЦТ директор Внешэкономбанка прямо заявил, что если спекуляцией занимаются частные лица, то почему этим нельзя заниматься государству? Рыбаки везли и везут в Союз и мохер, и джинсы, но почему вы молчали, когда государство продавало своим гражданам импортные джинсы по цене 100-120 рублей, которые закупались за гроши?.. А сколько еще советских граждан выезжают за рубеж, вплоть до высших чинов, которые на получаемую валюту не только живут, но и что-то везут сюда? Зачем же отбирать валюту только у рыбаков? Возьмите и у дипломатов. Давайте у всех отнимем валюту. И всем разделим... Одна из читательниц от имени «жен калининградских рыбаков» даже пригрозила редакции развернуть кампанию против «Рыбного Мурмана», если мы не напечатаем ее письмо полностью. Естественно, это письмо не было опубликовано. Даже если бы в нем были изложены более свежие мысли, чем утверждения, что «советский моряк самый нищий моряк в мире», редакция просто из принципа не выполнила бы подобную просьбу-угрозу. Пришлось Болычеву, подводя итог несостоявшейся дискуссии, отвечать и на радиограмму с промысла, подписанную капитанами, помполитами и предсудкомами восьми тралфлотовских и мурманрыбпромовских судов, которые посчитали, что автор оскорбил морскую честь и достоинство рыбаков и не имеет никакого представления о море. Петр Адольфович сообщил, что морским офицером был его дед, 30 лет отходил в море отец, а сам он «проделал карьеру» в «Севрыбхолодфлоте» от матроса-уборщика до матроса второго класса. И лишь два письма в редакцию в целом поддержали журналиста. Экономист А.Васильев написал, что при всех трудностях рыбацкой жизни все равно работа моряка должна оплачиваться в рублях. Достойно или недостойно - это уже второй вопрос. И начальник коммерческого отдела «Севрыбхолодфлота» В.Сильк понял, что дело не в 33-х процентах валюты, получаемой моряками, а в необходимости скорейшей перестройки всех экономических отношений в нашей стране. «Посчитала целесообразным дать необходимые разъяснения» и «Севрыба», направив в редакцию письмо за подписью своего генерального директора. В нем В.Ф. Корельский уточнил, что соответствующим постановлением Совета Министров СССР предусмотрено увеличение размера валюты до 33 %, а не 33%, как пишет автор. При этом дополнительные средства на увеличение расходов инвалюты должны быть покрыты за счет средств отрасли, то есть как централизованных фондов, так и средств, зарабатываемых трудовыми коллективами. В результате в целом по Северному бассейну только за второе полугодие 1989 года получен перерасход инвалютных средств по статье «выплата валюты членам экипажей судов» в сумме более 2.2 миллиона инвалютных рублей. Этот перерасход приводит к сокращению прочих эксплуатационных расходов \проведение ремонтов в инпортах, сокращение закупок топлива, продуктов и т.п.\. Руководитель «Севрыбы» подчеркнул, что «открытая дискуссия на страницах «Рыбного Мурмана» может иметь определенное значение, но реализация любых предложений, разработкой конкретных условий заключения контрактов, определением направлений развития наших торговых отношений должны заниматься прежде всего профессионалы. Точно так же, как штурман обеспечивает безаварийную прокладку курса, а механик обеспечивает безотказную работу механизмов».* То есть, говоря простым языком, занимайтесь, господа журналисты, своим делом, пишите о ягодках-цветочках и художественной самодеятельности, а в экономику, тем более в вопросы распределения валюты, не лезте. Так и не получили мы публикацией этого материала ни славы, ни уважения. А как раз наоборот. Почему? Как я сейчас понимаю, эта тема должна была заинтересовать журналистов центральных изданий, московских газет. Там она зазвучала бы с большей силой, получила бы более мощный и разносторонний резонанс. Но так или иначе, для рыбацкой газеты, которой считался наш «Рыбный Мурман», эта публикация может быть записана в актив. Вспомним, как все мы крайне отрицательно относились к обкомовским и прочим спецмагазинам, спецраспределителям и спецстоловым. А ведь открытый лишь для моряков магазин «Альбатрос» и покупка машин за валюту - это точно такие же привилегии, как и «спецкормушки» для партаппаратчиков. Привилегий не должно быть ни у кого, а за тяжелый труд в тяжелых условиях надо предоставлять льготы: более продолжительный отпуск, ранняя и достойная пенсия и высокая \но в рублях\ зарплата. · «РМ» от 23 марта 1990 г. · Из редакционной почты, «РМ» от 30 марта 1990 г. · Подведем итоги дискуссии, «РМ» от 18 мая 1990 г. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3185 |