Работали самоотверженно |
В.П. Мышьяков, сборщик корпусов металлических судов в 1966 - 1985 гг.На атомном ледоколе «Ленин» бригаде судосборщиков цеха 7 А.Д. Куликова была поручена ответственная работа по сборке и монтажу двух баков железоводной защиты (ЖВЗ) атомных реакторов. Вес каждого бака ЖВЗ при окончательном монтаже превышал 250 т. Плавкран, при помощи которого должны были загружаться в реакторный отсек баки ЖВЗ, имел грузоподъемность в 200 т. Поэтому технологией сборки было предусмотрено изготовление конструкций баков в пределах грузоподъемности плавкрана с последующей достройкой на атомоходе. Выпуск конструкторско-технологической документации и сама подготовка к сборке баков ЖВЗ велись заблаговременно. Место сборки было определено в последнем пролете нынешнего цеха 8, напротив которого впоследствии и был пришвартован атомный ледокол «Ленин». На месте сборки прежде всего была заменена бетонная подушка в пролете на более прочную, под соответствующий вес конструкций баков и постели-кондуктора. Здесь предусматривалась сборка постелей для стыковки и сварки листов из стали АК для выгородок в центральном отсеке, а также установка кондуктора для сборки и сварки листов из нержавеющей стали конструкций баков ЖВЗ. Для сварки стыков деталей из толстолистового проката впервые была приобретена электросварочная установка. Листы из нержавеющей стали закреплялись на вертикальном кондукторе. С обратной стороны в районе стыка подводилась подкладка из меди, формирующая сварной шов, и электросварочный автомат за один проход производил качественную сварку стыка. С интересом и трепетом мы следили за сваркой первого стыка, и после завершения сварочного процесса радость и ликование отражались на лицах окружающих. 12 декабря 1967 года к причалу «Звездочки» был пришвартован атомный ледокол «Ленин». Нам, привыкшим видеть у причалов предприятия подводные лодки, ледокол казался сказочным исполином, тем более, что после сложного пути в штормовых зимних условиях его такелаж и снасти были покрыты толстым слоем льда и инея, и он был похож на посланника Деда Мороза. Невольно в сердце закрадывалась тревога: сможет ли коллектив предприятия в намеченные правительством сроки справиться с таким объемом работ. Но работа закипела, ежедневно набирая объемы и темп. Из-за несвоевременной поставки проката листов из нержавеющей стали, сроки сборки и сварки конструкций баков ЖВЗ еще более ужесточились. Работать приходилось в две-три смены. Но, благодаря высокому профессионализму, напряженному труду бригадира А.Д. Куликова и членов его бригады, конструкции баков приобретали свои очертания. Огромный объем заданий выпал на долю электросварщиков. При сборке защитных экранов из толстолистового нержавеющего металла приходилось накладывать сварочные швы соответствующих калибров, затем в аргоновой среде выправлять сопряжения основного металла со швом. Допуски на размеры в чертежах конструкций были очень жесткими. Поэтому приходилось быть всегда предельно собранным и внимательным, чтобы соблюсти все требования технологического процесса сборки и сварки конструкций. Ведь для коллектива цеха 7 работа с нержавеющими сталями в больших объемах и при больших толщинах производилась впервые. Большую работу в разработке технологии сборки баков ЖВЗ и отслеживании технологических приемов в процессе труда проводили технологи цеха 7 Ф.В. Гордеев и И.В. Чудинов. Это были специалисты высокого класса, думающие и инициативные. Любые производственные вопросы решались оперативно и квалифицированно. Когда пришло время монтажа первого бака ЖВЗ на борту атомохода, коллектив бригады А.Д. Куликова был усилен бригадой судосборщиков из цеха 10, возглавляемой И.А. Беляевым. Общее руководство осуществлял старший мастер В.Ф. Колтовой, впоследствии отмеченный заслуженной государственной наградой за большой вклад в ремонт атомного ледокола «Ленин». После погрузки второго бака ЖВЗ в реакторный отсек весь коллектив бригад А.Д. Куликова и И.А.Беляева, не считаясь со временем, с полной самоотдачей занимался достройкой конструкций баков и монтажом выгородок в центральном отсеке атомохода. Сроки ремонта поджимали, и работа кипела круглые сутки. И вот наступил момент, когда перед монтажом центральных кессонов под атомные реакторы пришлось устанавливать и закреплять графитовые стержни экранной защиты реакторов. Конструкции приобретали практически законченный вид. Правда, при монтаже и электросварке стыков центральных кессонов возникли технические сложности, но, благодаря слаженной работе бригады и специалистов высокой квалификации из КО и ОГТ, изготовление кессонов было завершено в срок. Затем наступила очередь монтажа плит биологической защиты, вес которых из-за свинцового наполнения составлял от 30 до 70 т. Эти плиты загружались в центральный отсек краном в район монтажа, затем при использовании механических талей в стесненных условиях они навешивались на стенки баков ЖВЗ и производилась окончательная приварка. В течение всего процесса изготовления баков высокий профессионализм, ответственность, инициативу проявили бригадиры А.Д. Куликов, И.А. Беляев, а также звеньевые Г.А. Попов, А.И. Опокин, И.Ф. Бондарев. С высокой самоотверженностью, не покладая рук, трудился и весь коллектив, чтобы с честью и в намеченные правительством сроки, а именно к навигации 1970 года, сдать атомный ледокол «Ленин». Вскоре бригада А.Д. Куликова в полном составе была направлена на другой срочный объект. Монтаж биологической защиты верхней части баков ЖВЗ заканчивала бригада А.В. Косенко. Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1382 |