Кто оградит население от некачественной продукции? |
Повышение качества пищевой продукции - сложная и многогранная проблема, охватывающая различные аспекты: технические, экономические и социальныеWho will protect the population from poor-quality products? Improvement of quality of food production is the difficult and many-sided problem covering various aspects: technical, economic and social. Повышение качества пищевой продукции - сложная и многогранная проблема, охватывающая различные аспекты: технические, экономические и социальные.
В условиях перевода отрасли на рыночные отношения она приобретает особую важность. Качество продукции формируется на стадии разработки продукции и закладывается в нормативную документацию (НД), обеспечивается на стадии производства и поддерживается на стадии хранения, транспортирования и реализации. Отличить высококачественный товар на вкус, цвет, запах, практически невозможно. Так что же такое качество? Красивая упаковка? Тогда Вы заплатите, в основном, за нее, а не за то, что внутри. Натуральность? Попробуйте без лаборатории отличить натуральный от искусственного, а на этикетке указана не вся информация о реальном составе, это не противоречит закону. Говорит ли о качестве цена продукта? Поставьте себя на место того, кто производит и продает товар. Если спрос выше на более дорогую продукцию - Вы повысите цену на любой продукт. Так даже выгоднее, себестоимость не растет, а доходы выше, значит, прибыль больше. При чем здесь качество? Обеспечение запланированного уровня качества продукции зависит от многих факторов и, в первую очередь, от четкости сформулированных в НД требований к качеству продукции, качеству исходного сырья или полуфабрикатов, совершенствования рецептуры и технологии, уровня технической оснащенности производства, уровня квалификации кадров и эффективности контроля качества на разных стадиях ее производства.Если рецептура составлена неудачно, а технология тщательно не отработана, то, даже при хорошем качестве исходного сырья и высокой квалификации работников, выработать качественную продукцию при ее массовом производстве практически невозможно. Процесс обеспечения качества продукции складывается из взаимоувязанных стадий: от приемки сырья до хранения и реализации готовой продукции. Так, даже одна некачественно выполненная операция в технологическом процессе производства продукции может испортить ранее выполненную высококачественную работу и, в итоге, не позволит получить продукцию хорошего качества. Поэтому необходимо строго соблюдать технологическую дисциплину, четко предписанную НД, тщательно контролировать качество выполнения всего технологического процесса. Для обеспечения выпуска продукции высокого качества необходимо также повышать техническую оснащенность предприятий и совершенствовать механизм управления качеством продукции. Проблема с низким качеством и безопасностью продукции реально существует. Более того, она обостряется. Данные общественных организаций потребителей в 2011 году говорят о выходе из-под контроля ситуации с качеством и безопасностью товаров - до 70 % мясной продукции не соответствует требованиям нормативных документов, среди молочных продуктов таких - больше половины. Можно привести много фактов нарушения прав потребителей на безопасную и отвечающую заявленным характеристикам продукцию, как со стороны производителей, так и торговли. В частности, согласно новых санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.2867-11 для предприятий общественного питания, реализация полуфабрикатов, готовых блюд и других изделий вне организации общественного питания должна осуществляться при наличии декларации или сертификата соответствия. К сожалению, предприятия розничной торговли принимают на реализацию продукцию без вышеперечисленных документов. Ослаблен надзор за производством и реализацией продукции, недооценена роль сертификации, как важнейшей формы дорыночного контроля продукции. Переход на повсеместное декларирование, в условиях отсутствия реальной ответственности бизнеса за выпуск недоброкачественной продукции, только усложнит ситуацию на рынке.В обязательной сфере сертификация и декларирование, в совокупности с государственным надзором, должны обеспечить защиту потребительского рынка от опасных товаров. Однако в этом случае не подтвердиться уровень качества по показателям, характеризующим полезные свойства продукции. Этому призвана способствовать добровольная сертификация, которая путем проведения соответствующих исследований обеспечивает подтверждение показателей качества продукции. Добровольная сертификация необходима самим добросовестным производителям для продвижения продукции. Какой документ производитель может предъявить предприятиям розничной торговли, чтобы подтвердить качество продукции? Только сертификат соответствия, выданный органом по добровольной сертификации. Успешное прохождение сертификации может повысить доверие потребителей к продукции и к выпускающей ее организации, а использование знака соответствия служит хорошим имиджевым шагом. В конце концов, получение сертификата- это своего рода демонстрация уважения к потребителю. В «тепличные условия» поставлено сегодня предпринимательство. Первую надзорную плановую проверку Роспотребнадзор имеет право проводить не ранее, чем через три года с момента открытия предприятия. Этот срок вполне достаточен для того, чтобы отхватить приличный куш и предприятие закрыть или перерегистрировать. Так поступать можно до бесконечности, и это ни для кого не секрет. Не могут не расслаблять периодичность (один раз в три года) и условия проверок. Существующие законодательные рамки проведения проверок превращают процедуру проверки в фарс. Недобросовестный производитель должен нести такие материальные издержки по линии надзора, которые сделали бы невозможной его дальнейшую деятельность. Необходимо создать механизм опубликования в средствах массовой информации реестра недобросовестных производителей. Сегодня на многих предприятиях малого и среднего бизнеса культура производства вообще отсутствует. Нет контроля за качеством продукции, не соблюдаются требования нормативно-технической и технологической документации, отсутствует производственный контроль, отсутствует потребность в квалифицированных работниках.Почему же, бизнес у нас в стране, идет по такому пути? Во главу угла в процессе подготовки и принятия решений по регулированию бизнеса, сегодня стоит задача снятия административных барьеров. Решается она непродуманно. Безусловно, необоснованные барьеры надо снимать. Те же из них, которые регулируют бизнес, обеспечивая интересы потребителей, делая его цивилизованным, должны остаться. Опасность здесь заключается в том, что в принятии решений по вопросам надзора, сертификации и другим регулирующим мерам, практически не учитывается мнение потребителей. Специалистов в области надзорной деятельности, сертификации просто не слышат. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» должна быть создана в РФ система учета и анализа случаев несоблюдения требований технических регламентов. До сих пор она не создана. Информация о качестве и безопасности продукции на потребительском рынке фрагментарна, не систематизирована и не дает возможности оценивать ее фактическое состояние.Пока в России не станет для всех обязательным правило: «утром ты производитель, вечером - потребитель», ситуацию с места не сдвинуть. Зам. руководителя Органа по сертификации продукции и услуг СТПП Бортко Н.Б. Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 5 2011 Еще статьи на тему "продукции":О состоянии потребительского рынка пищевой продукции Мурманской области Минимальная цена реализации алкогольной продукции Изготовление полиграфической продукции Хранение плодоовощной продукции и ее требования к таре и упаковке Декларация о розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции Безопасность продукции - забота государственная
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4763 |