casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Первой земную ось проутюжила "Россия"
Первой земную ось проутюжила "Россия" Печать E-mail

Так уж сложилась судьба, что первыми в мире в свободном плавании достигли макушки нашей планеты участники советской экспедиции на атомном ледоколе "Арктика". Им и досталась вся слава покорителей полюса.

Так было всегда. Первый есть первый не только в спорте, а и в других делах. А вот с первым в истории международным туристическим походом на тот же Северный полюс на борту другого атомохода - "России" - этого не произошло. Возможно, оттого, что в нем вместе с туристами участвовали и ученые из США, ФРГ, Канады, Франции, ряда других стран. Они заранее позаботились о том, чтобы атомоход оснастили самыми современными приборами, входящими в систему спутниковой связи. Кстати, по данным советского и американского полярных спутников, сверенных с показаниями приборов наземных систем, и стало возможным определить место судна в арктических льдах с небывалой точностью - до десяти метров. Лишь убедившись, что такой огромный корабль, как наш атомный ледокол, практически невозможно двинуть ближе к земной оси, дотошно следившие за приборами иностранные ученые, подошли к капитану "России" Анатолию Ламехову, чтобы поздравить с успехом и отсалютовать приготовленной ради этого случая бутылкой шампанского...

Мне, тогда спецкору ТАСС, довелось быть свидетелем этого события.

Забегая вперед, скажу, что в ходе рейса мы еще раз побывали на полюсе. Дело в том, что пока участники круиза отмечали столь радостное событие, льдину с ошвартовавшимся к ней атомоходом отнесло на четыре мили от полюса. Чтобы не тратить зря силы, капитан распорядился сперва дать задний ход по оставленному нами во льдах каналу, затем развернуться и еще раз проутюжить земную ось.

Уставшие от торжественной церемонии пассажиры и не заметили этого, а узнали о втором заходе на полюс из утреннего радио бюллетеня, выпускаемого весь рейс командой "России".

Таких деталей, не попавших в репортажи с борта атомохода, в моем блокноте немало. Хотелось дать серию материалов по итогам похода, но первые же беседы по телефону со столичными коллегами начисто отмели это желание. Лишь через несколько лет узнал я причину этого. Как выяснилось, высшее руководство СССР боялось принизить значение подвига моряков "Арктики". Были ссылки и на то, что на полюс "Россия" шла по маршруту, проложенному этим героическим экипажем. А первый всегда первый, и вся слава достается ему.

Попасть в такую экспедицию было не просто. Я узнал о готовящемся круизе еще в январе. Дал соответствующую заявку в ТАСС. Потом, заручившись поддержкой начальника Мурманского морского пароходства Всеволода Белецкого, в ведении которого находился тогда весь советский атомный ледокольный флот, стал пробивать местечко и для тассовского фотокора Семена Майстермана. Места не было: ведь чтобы разместить туристов, пришлось потеснить экипаж. Для прессы было оставлено всего два места: мне и представителю программы "Время". Все же договорились выделить для журналистов еще одну каюту. В нее и вселились мы с Майстерманом. А тележурналист поселился со своим оператором.

Пожалуй, только в ходе круиза я окончательно убедился, насколько все же наша страна отставала в ту пору от Запада в развитии средств связи. Скажем, надо было немедленно сообщить в ТАСС о приходе "России" на полюс. Заготовку заметки об этом событии написал за несколько часов до истинного времени прихода на самую макушку нашей планеты. Ждал связи с Москвой. Но ни на столицу, ни на Архангельск, ни на другие приемные радиостанции страны выйти не удалось: нас там просто не слышали. А вот норвежская спутниковая станция сигналы с атомохода принимала отлично. Через нее предприимчивый коммерсант из ФРГ Гюнтер Шульц немедленно связался с германскими газетами и сходу дал интервью...

Лишь через семь часов ожидания у судового аппарата связи удалось мне передать телетайпограмму в ТАСС. Был уже поздний вечер. Мое сообщение, переданное на архангельскую приемную станцию, где-то бродило по линиям связи. Было ясно, что мы с этой важнейшей информацией безнадежно отстаем от западных СМИ. И от сознания этого так противно сделалось на душе, что и праздник на полюсе для меня не был праздником. Я пожаловался на судьбу капитану, а тот в ответ мне сказал:

- Не грусти, бывает и хуже. Я вот тоже никак не могу связаться с Москвой, чтобы доложить о приходе на полюс министру... Видимо, и вам, журналистам, и нам, морякам-полярникам, надо ставить вопрос перед правительством или о запуске специального гражданского спутника для высокоширотной связи, или же "потеснить" военных, для которых подобный полярный спутник запущен давно. Само собой, прямо на Север должны быть повернуты и антенны береговых приемных радиостанций страны.

Кстати, вскоре это и было сделано. А тогда, несмотря на все трудности, из тассовских репортажей о первом международном туристическом круизе на полюс узнавали миллионы читателей. Особенно приятно было услышать из уст путешественников из США, Австралии, Франции и других государств, что и о самом готовящемся походе они узнали из сообщений ТАСС, опубликованных в газетах их стран.

Безусловно, первый проход на полюс в свободном плавании, осуществленный советским атомоходом в августе 1977 года, - важнейшее событие в героической летописи освоения Арктики. Это был настоящий подвиг. Ведь столь близко к земной оси до них никому подойти не удавалось. Вот почему мы вправе гордиться этим достижением. Как вправе гордиться и тем, что первым в истинную точку полюса, "проутюжив" земную ось, смогли привести свой корабль тоже мурманские моряки на отечественном атомном ледоколе с гордым именем "Россия".

50 лет на службе Заполярью


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

52.15.143.223

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������