Главная Капитальное строительство. Строительство и реконструкция промышленных объектов
Капитальное строительство. Строительство и реконструкция промышленных объектов Печать E-mail

Капитальное строительство. Строительство и реконструкция промышленных объектов.

В июне 1965 года неожиданно вышел на пенсию заместитель начальника главка «Севрыба» Андрей Дмитриевич Некрасов. Признаться, я был огорчён таким решением. У нас с Андреем Дмитриевичем сложились самые лучшие, без преувеличения, деловые и доверительные отношения. Это был человек большой культуры, терпимости, добродушия и порядочности по отношению к людям. Не говоря уже о высоких профессиональных и деловых качествах! Когда мне с ним (довольно часто) приходилось встречаться, я всегда им любовался, по-доброму завидовал этому человеку: уже не молодой, высокий, немного грузноватый, седой, спокойный (внешне) и внимательный. На меня смотрел через свои старомодные пенсне воспитанный русский интеллигент. Меня удивляло, как этот человек, проработав много лет на разных должностях в такой нервозной и сложной по накалу страстей среде строителей, смог сохранить во всём сдержанность, интеллигентность, высокую культуру общения, уважение к людям.

За без малого трёхлетний срок работы в Главке «Севрыба» я ни разу не слышал от него громко сказанного слова, не чувствовал (наверное, не только я) унизительного отношения к подчинённому, тем более к работникам снабжения, которые, как известно, были всегда повинны во всех производственных грехах «белых людей». Ему, как человеку, а не как вышестоящему начальнику, хотелось во всём помогать, выполнить все его просьбы и поручения. И очень хотелось многому научиться у него.

Мне было жаль расставаться с этим человеком. Краткосрочное общение с ним для меня было временем большой учёбы.

В тёплый июньский вечер мне позвонил А.И. Филиппов и предложил пойти к поезду проводить Андрея Дмитриевича. Вместе с нами пошёл и заместитель начальника Главка по флоту Всеволод Алексеевич Киреев. Идём, перебрасываемся малозначимыми фразами. По пути В.А. Киреев меня несколько придержал, отпустив вперёд Некрасова с Филиповым, и так, с ухмылкой, меня спрашивает:

«Тебе Некрасов не забыл отдать ключи от ящиков стола и двери кабинета?» Я не понял: что это, шутка? и беспечно спрашиваю:

«А что там для меня оставлено?»

«А ты ничего не знаешь? С тобой не говорили?»

«Абсолютно ничего. Что за розыгрыш? Там что, остался коньяк и лимоны?»

«Тогда я тебе ничего не говорил, понял!»

Но это был явный намёк.

Действительно, никаких разговоров со мной, о возможном новом служебном назначении никто ни в какой форме не вёл. У меня никогда не возникала мысль о возможном назначении меня заместителем начальника Главка по строительству вместо Некрасова А.Д. Эту должность, традиционно, многие годы в «Севрыбе» (Мурманрыбе), равно как в большинстве структурах-заказчиках, занимали опытные специалисты-строители. И в Мурманске в «Мурманрыбе» в разные периоды «во главе» стояли такие известные строители как Костыгов М.А., Шалашов, Воробьёв (присланный из Москвы), Ошерович Б.О., Ребров А.И. и др. Однако, намёк Киреева В.А. был небезосновательным. Очевидно, среди других кандидатов на должность заместителя по капитальному строительству обсуждалась и моя кандидатура. Могу только предположить, в том что выбор пал на меня, это было предложение А.И. Филиппова, безусловно согласованное, при возможных многочисленных возражениях, с Обкомом КПСС (первым секретарём в то время был Денисов А.Я.). В дальнейшем ход моего утверждения на эту должность многое высветил.

Итак, через несколько дней после отъезда В.А. Некрасова, меня пригласил начальник Главка А.И. Филиппов и предложил занять пост заместителя начальника Главка по капитальному строительству и снабжению. Несколько дней я взвешивал, колебался, продумывал...и согласился. Согласился и попросил у А.И. Филиппова: «Я буду работать так, чтобы никто не пожалел о моём назначении, но и поддержку я ожидаю не декларативную, а деловую и справедливую». И при этом заверил, что за меня работать никому не придётся. В июне 1965 года А.И. Филипповым был подписан приказ о назначении меня и.о. заместителя начальника Главка «Севрыба» по капитальному строительству и снабжению.

Стройка - дело великое потому, что строители оставляют в результате своей деятельности на века своё детище: цех, причал, дом, посёлок, город, дорогу и др. Конечно, это возможно только при условии отсутствия войны или... «перестройки» с мнимыми реформами. Как сказал один умный человек: «Землю создал Господь Бог. Все остальное на ней возвели строители».

И вот я включился в этот процесс. Вступил, сознавая, что беру на себя большую ответственность, что от меня ждут не просто участия, не механическое продолжение дела. От меня ожидали улучшение, ускорение, увеличение объёмов капитального строительства в Главке «Севрыба», активное участие в создании крайне необходимой береговой базы мощнейшего добывающего и транспортного флота, обрабатывающей базы для наращивания выпуска рыбной продукции в разных видах, базы для ремонта и модернизации флота, улучшения социально-бытовых условий жизни многотысячного отряда рабочих, служащих и инженерно-технических работников и их семей. Главным условием, определившим моё «смелое» вступление в эту должность, было то, что я всецело мог рассчитывать на всестороннюю поддержку и помощь начальника Главка Филиппова А.И.

Это был человек и руководитель, который держал вопрос капитального строительства на первом плане в своей многогранной работе, знал и умело подчинял, развивал, увязывал все строительство с основной деятельностью и развитием рыбопромышленного бассейна. Чем во многом выгодно отличался от своих предшественников и других начальников Главков.

Да, тяжелейшая работа. Ибо было очень много «дыр»: катастрофически не хватало производственных мощностей. Некоторые производства, в особенности в рыбоперерабатывающей отрасли, размещались в нетерпимых для человека условиях. То же в судоремонте, где многие операции, сложные технологические процессы проводились вручную, без надлежащего оборудования, на открытом воздухе, в условиях материального дефицита. Самое тяжёлое - условия жизни, отдыха, лечения, размещения детей в дошкольных учреждениях и пр. При этом никто ничего не предлагал, даже наоборот, старались недодать.

Много неприятностей возникало с обеспечением строительных объектов подрядными и субподрядными организациями, автотранспортом, грузоподъёмными механизмами (автокраны, автопогрузчики). Постоянные их нехватки приводило к тому, что на объекты не вовремя доставлялись конструкции и изделия, материалы, бетон и раствор, оборудование и пр. Бригады строителей иногда просиживали часами, занимались второстепенными работами в ущерб главному. Руководители СМУ, участков, трестов тратили на решение вопросов получения автотранспорта массу времени и нервного напряжения. К сожалению, такое же положение было и в нашем собственном СМУ «Севрыба». И это при значительном парке автотранспорта, автоперегрузчиков и не совсем уж плохом положении с грузоподъёмными механизмами. Надо признать, что строители были не очень «удобными» клиентами автотранспортных хозяйств, в том числе и собственных строительных.

Жёсткие условия сметы затрат на строительство, где транспортные расходы составляли довольно весомую долю, заставляли строителей придирчиво (и почти всегда справедливо) относиться к работе транспортников, учитывая каждую тонну перевозимого груза, тщательно замерять расстояния перевозки грузов (в км), полноту загрузки, время прибытия и прочее. Не допускали досрочного убытия машины или крана. Но чтобы иметь возможность поддержать строителей, и в особенности собственное строительно-монтажное управление, мне пришлось просить начальника Главка подчинить мне автобазу «Севрыба», где был сосредоточен почти весь автотранспорт в Мурманске.

Начальник Главка А.И. Филиппов, собрав короткое совещание с заместителями, выслушав всех, все за и против, принял положительное решение. И у меня появились не только права, но и соответствующие заботы и переживания.

Посещая стройки ещё до назначения меня заместителем начальника Главка, я был свидетелем того, как строители часто предъявляют претензии заказчику по недоработкам, неувязкам, реже, по ошибкам в действующей технической документации. Иногда именно из-за ошибок или качества технической или сметной документации это приводило к «крупным» разборкам, использованию «создавшейся обстановки» для попытки остановки строительства или, ещё хуже, объяснению отставания в выполнении графика работ и освоении выделенных капиталовложений. Большие или совершенно мизерные, иногда и надуманные - но «крючок» был! Заказчику не позволено было вносить какие-либо поправки в документацию - это было прерогативой только проектировщиков.

Иногда «крючки» доводились до сведения вышестоящих руководителей, и совсем неприятно было, когда это становилось достоянием партийных органов или Министерств.

Но когда очень надо и хочется - задачи решаются. И мурманская проектно-изыскательская экспедиция ленинградского отделения «Гипрорыбпрома» была создана. Главк «Севрыба» взял на себя хозяйственное обеспечение: помещение, оборудование, коммунальные расходы и др. Немного, но кое в чём помогло Министерство. Возглавил экспедицию опытный проектант, изыскатель, квалифицированный геолог Любетко Фридрих Зиновьевич.

Численность сотрудников (переменная) составляла от 6-ти до 12-ти сотрудников.

Первыми сотрудниками экспедиции были Любетко Ф.З., а также Корский Борис Николаевич, Ткач Светлана Петровна, Батура Тамара Ивановна, Василевская Нина Григорьевна, Дербина Лариса Изотовна. Позже по мере роста программы в экспедицию пришли Гринько Анна Андреевна, Трошина Екатерина Алексеевна, Медведева Нина и другие. Экспедиция выполнила свою задачу «быстрого реагирования» на замечания и неувязки в рабочей проектной документации и сметах, чем в значительной степени лишила строителей их «козырей», а строительству была оказана большая помощь. Это не значит, что всё уже стало хорошо -всё равно попытки опротестовать проектные решения были.

Коллектив экспедиции, «возмужав» и пополнившись новыми специалистами, стал выполнять отдельные части проектов, как строительную, так и полные комплексные проекты отдельных и довольно сложных объектов. Например, «Водопровод р. Лавна - пос. Абрам-мьс», включающий в себя плотину на реке Лавна, насосную, электроподстанцию, электролинию и водовод до напорных баков в посёлке, или «Коптильный цех в колхозе «Энергия», пос. Ура-Губа» и многие другие.

В 1980 г., в связи с полным завершением строительства СРЗ-2, Объединённой нефтебазы и заметным снижением объёмов проектных работ по основным стройкам в Мурманске, руководство Л.О. «Гипрорыбпрома» поставило вопрос о ликвидации проектно-изыскательской экспедиции в Мурманске. У нас не было аргументов для серьёзных возражений, и мы согласились.

С ликвидацией Мурманской экспедиции Л.О. «Гипрорыбпрома» потребность в проектно-изыскательских работах не снизилась. Изменения в ассортименте вылавливаемой рыбы и морепродуктов, внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, возникающие беспрерывно потребности в улучшении санитарно- технических условий в цехах, на участках, расширении складских площадей и многое, многое другое, как в промышленности, так и в рыболовецких колхозах, вынудило нас решать проблему разработки проектно-сметной документации своими силами. Своими, потому что проводились эти работы за счёт собственной хозяйственной деятельности, за счёт лимитов проектно-конструкторских работ,выделяемых Министерством рыбного хозяйства Главку «Севрыба» для подведомственных проектно-конструкторских подразделений. И этот источник должен был дополнить те плановые лимиты проектно- изыскательских работ, которые выделялись Министерством для выполнения силами других институтов: Л.О. «Гипрорыбпром», «Гипропрос», «Гидрорыбпроект», «Гипросвязь». Мы приняли решение, постепенно создать свою проектную группу.

В сентябре 1977 года для успешного решения задач технического прогресса на предприятиях рыбной промышленного Северного бассейна на базе некоторых конструкторских и технологических подразделений, а также экспериментально-технологического производства ЦПКТБ и ПИНРО было образовано производственно-техническое объединение Северного бассейна («Севтехрыбпром»). В составе «Севтехрыбпром» был предусмотрен и организован отдел строительного проектирования и экспертизы проектов. Возглавил вновь созданный отдел бывший начальник СМУ «Севрыба» - Линкевич Владимир Александрович.

В отдел пришли работать специалисты из экспедиции Л.О. «Гипрорыбпром», а так же из других проектных институтов города: Гринько Анна Андреевна, Трошина Екатерина Алексеевна, Медведева Нина, Воробьёва Ольга Павловна, Прапро Светлана Васильевна, Маслова Людмила Дмитриевна, Нечаева Алла Степановна, Капица Виктор Прокофьевич, Щетинская Лариса Васильевна, Ким Людмила Александровна, Образцова Надежда Александровна, Смирнова Валентина Георгиевна, Гусева Наталья Николаевна, Панчина Тамара Николаевна и другие.

Сектором экспертизы проектов руководила известный в Мурманске специалист-строитель Гринько Елизавета Семёновна, сектором контроля качества строительства - Амосков Юрий Николаевич. Главным конструктором (главным инженером) проекта многие годы трудился опытный конструктор - начальник КБ Мурманского рыбокомбината Петровский Борис Михайлович, прекрасно знавший рыбоперерабатывающие предприятия «Севрыбы» и накопивший громадный опыт в проектировании производства и отлично осведомлённый в технических данных рыбоперерабатывающего оборудования. Отдел строительного проектирования, который решал вопросы планировки цехов, подбора и расстановки технологического оборудования, внутрицехового транспорта и другие возглавлял Южаков Виталий Иванович. В отделе трудились главным образом специалисты, прошедшие большую школу и приобретшие опыт работы в цехах и КБ рыбоперерабатывающих, судоремонтных и портовых предприятий.

Силами проектировщиков «Севтехрыбпрома» (после моего выхода на пенсию из «Севрыбы» я был приглашён на должность главного инженера проекта и проработал около 10 лет в этой должности), по заказам наших предприятий было разработано большое количество больших и малых проектов. Проектировались новые цеха, предприятия, участки капитального ремонта и реконструкции, усиление зданий и монтаж разного технологического оборудования. Большинство проектов было исполнено в натуре, некоторые проекты, ввиду отсутствия финансирования, «легли на полку».

Поставив себе цель наращивания капиталовложений в береговую строительную базу всего бассейна и, в особенности, в главную базу в Мурманске, мы неустанно следовали этому. Поверьте, что это были большие, тяжкие, нервные труды.

Мы брали на себя большую ответственность и понимали, что добившись положительного решения выделения капиталовложений, нужно было и осваивать их, обеспечивать ввод запланированных мощностей и промышленных объектов, создавать определённую поточность в строительстве, своевременно обеспечивая задел (начало строительства) очередных объектов, и адекватность, возводя заводы, цеха, портовые сооружения, которые нужны были больше всего именно в текущее время и обеспеченные перспективой на годы. Нужно было помнить, что, приходя за капиталовложениями на будущие годы, пятилетку, «дающие» их могут сказать: «Деньги просите, а вот осваиваете их плохо, медленно, замораживаете средства. Зачем давать Вам деньги?» Естественно, таких вопросов и подобных им следовало избегать! Обсуждая текущие и перспективные строительные дела, мы постепенно разработали и жёстко внедрили несложную на первый взгляд, но результативную, как теперь называют, концепцию организации капитального строительства в Главном управлении «Севрыба».

Вот основные практические выводы, которые я вынес, приобщившись к этой профессиональной деятельности.

Главное в ней:

1. Строит не подрядчик, а заказчик, т.е. мы, очень желающие построить тот или другой более или менее важный объект, предприятие, комплекс, жилой или социальный объект. И на своих объектах заказчик за всё и вся в ответе.

2. Уравнивается ответственность руководства территориального объединения, предприятия, организации за выполнение показателей плана по капитальному строительству с показателями плана производства, финансового плана и другими основными показателями.

На заседании коллегии Главка, где рассматривались результаты работы за прошедший месяц, квартал, руководитель территориального объединения, предприятия, организации обязан был доложить результаты работы в области капитального строительства (освоение капиталовложений, в т.ч. строймонтаж, приобретение оборудования, ввод мощностей, жилплощади, мест в детских дошкольных учреждениях и т.д.) и намечаемые им меры по выполнению, если имелось отставание. Первое время происходили казусы: кто-то пытался уйти от этого требования, путались в терминах, понятиях, измерениях. Но председатель коллегии А. И. Филиппов был неумолим, требователен, иногда заставлял краснеть нерадивых и народ постепенно втянулся в эту необходимость, стал вникать во все вопросы строительства и требовательно относиться к своему аппарату. Не хотелось выглядеть профаном, незнайкой в этом вопросе.

Некоторые руководители, ранее твёрдо стоящие на позиции «строители не выполняют, плохо работают, и пр.», поняли, что ссылки некорректные и спрос всё же с них. И стали заниматься вопросами строительства по-деловому, по-хозяйски. Поняли, что решать проблемы строительства следует в первоочередном порядке, так они тесно связаны с выполнением текущих планов производства и социального развития предприятия и главное - в долгосрочной перспективе.

3. Чтобы придать весомость, оперативность в действиях, ответственность за решение вопросов строительства, было принято решение о введении в штатное расписание территориальных управлений и крупных предприятий-инвесторов должности заместителей начальников и директоров по капитальному строительству. На должность зам.начальника Архангельского теруправления был приглашён опытный и авторитетный строитель с большим стажем руководящей работы Залан Феликс Евсеевич. В Карельском теруправлении должность зам.начальника занял опытный строитель с большим стажем руководящей работы Иванов Владимир Григорьевич. Замдиректора по капитальному строительству на Мурманской Судоверфи был назначен Леонид Осипович Посецельский, известный в Мурманской области бывший директор крупнейшего машиностроительного завода в Кандалакше. Заместителем начальника по капстроительству в Рыбном порту была назначена опытный и авторитетный руководящий работник рыбокомбината Макшеева Мария Фёдоровна. В последствии, через три года, Макшееву М.Ф. сменил на этом посту начальник ОКСа Рыбного порта Старовойтов И.М., который проработал на этом посту до выхода на пенсию 13 лет. Заместителем генерального директора Мурманской Судоверфи вскоре, после ухода Л.О. Посецельского на пенсию, был назначен Горюнов Иван Гордеевич, бывший главный инженер СМУ «Севрыба», многие годы работавший на стройках Мурманска и области.

4. «Коньком» у подрядчиков-строителей, которым они умело пользовались и «топтали» любых начальников, было своевременное представление качественной проектно-сметной документации. Это приводило к перекосам в планировании и принятии в план объектов попроще, поденежнее и исключению из плана сложных и очень нужных заказчику. Больше того - к снижению объёмов строительно-монтажных работ в текущем году, потерям в создании заделов и т.д.

Нужно отдать дань справедливости строителям: они очень грамотно и умело, правдами и неправдами пользовались этим «коньком».

Жаловаться куда-либо было бесполезно. Признаваться, что мы не выполняем прямых своих обязанностей, было стыдно. Стоять перед ними на коленях, прося всяких отсрочек и поблажек, было унизительно. Поэтому вопросу своевременной подготовки и качества проектно-сметной документации было придано особое внимание.

Мы добивались достаточных лимитов на проектные работы, старались вовлечь больше проектных институтов, принимали самое активное участие в планировании разработки документации по срокам, держали эти и другие вопросы под постоянным контролем. Добились своевременного представления и качества исходных данных для проектирования. Наши специалисты постоянно участвовали в решении вопросов набора и технического совершенства в размещении заводского оборудования, применения самых производительных и новых технологий планировки цехов и участков, активно и своевременно контролировали ход выполнения проектов. Эти и другие мероприятия позволили добиться заметного перелома в подготовке проектной документации, как по срокам, так и по комплектности и качеству. И претензии к нам резко снизились.

5. Для решения на месте оперативных вопросов, возникающих на стройках по обнаруженным неувязкам в проектах и сметах, согласования необходимости замены материалов, конструкций и пр. мы добились организации в Мурманске небольшой проектной группы - экспедиции проектного института «Ленгипрорыбпром», а также выделения плановых лимитов на выполнение проектных работ по отдельным объектам силами местных проектных институтов в Мурманске, Архангельске, Петрозаводске, чтобы разгрузить основной проектный институт «Ленгипрорыбпром» и сконцентрировать его внимание и силы на проектные работы по основным нашим стройкам.

Выполнение части проектов, в частности реконструкции действующих цехов, объектов возводимых за счёт ссуд Госбанка, крупного капитального ремонта и разработку не стандартизированного оборудования мы возложили на вновь организованные специализированные подразделения Центрального проектно-конструкторского технологического бюро (ЦПКТБ) Главка «Севрыба».

6. Особое внимание было уделено вопросам комплектования строек материалами: оборудование, кабельная продукция и другие материалы.

Этому вопросу уделялось внимания даже больше, чем снабжению основного производства. Получаемое оборудование содержалось на отдельных складских площадках, было под особым контролем и под строгой ответственностью. Запрещалось что-либо использовать на любые другие цели.

7. Еженедельно на строящихся объектах проводились т.н. «планёрки», что позволяло держать под постоянным контролем ход строительно-монтажных работ, оперативно решать многие вопросы, возникающие на стройках.

8. Строителям оказывалась постоянная помощь (иногда в ущерб своим предприятиям) автотранспортом, подъёмными и землеройными механизмами. Выполняли своими силами работы по асфальтированию, прокладке подъездных железнодорожных путей, благоустройству, вспомогательные работы, не требующих строительных профессий (погрузо-разгрузочные, уборка территорий и объектов и т.д.), а в острых случаях - строителей профессионалов; отделочников, сантехников, электромонтажников, связистов и прочих.

Эти и другие меры безусловно, способствовали успешной работе в области капитального строительства в период 1962 - 1982 г.г.
Таким образом, был решен и внедрялся, отличный от ранее действовавшего, стиль в нашей работе, что потребовало от всех звеньев, участвующих в этом процессе, смену отношения к выполняемой работе, потребовало ясности и рационализма во всех делах.

Внедрение новой концепции не означало, что должен быть снижен спрос и требования к подрядным и субподрядным организациям. Даже наоборот, принимая меры к безукоризненному выполнению обязанностей Заказчика, оказывая всемерную, реальную помощь строителям, мы тем самым создавали все условия к повышению требовательности к подрядным организациям. Но и не забывали -первая ответственность только за нами.

В принципе «Севрыба» располагала необходимыми проектными и технологическими обоснованиями по строительству (продолжение) и реконструкции предприятий Мурманска, Архангельска и в Карелии. В ходе строительства вносились соответствующие изменения в техническую документацию, главным образом при рабочем проектировании, вызванные новинками технического прогресса, новыми технологиями, решением вопросов переработки новых видов рыб, поступающих из расширяющихся районов лова, полного использования сырья и защиты окружающей среды.

Тем не менее темпы строительства были низкими. Предусмотренные планирующими органами капиталовложения на строительство и реконструкцию ведущих предприятий при существующих темпах могли быть растянуты на многие годы, при этом их экономическая отдача была бы мизерной, а может и нулевой.

Оставшийся в Мурманске после многих реорганизаций и ликвидации единственный подрядчик для рыбаков трест «Мурманскпромстрой» выделил целиком одно строительно-монтажное управление - СМУ № 1, которое вместе с субподрядчиками по своей мощности могло выполнять в год объём строительно-монтажных работ. Но совершенно не могло решить проблему развёртывания и ускорения строительства. Удалось подключить второго генерального подрядчика - СМП-253 треста «Кандалакштрансстрой», - Строительно-монтажный поезд специализированное строительное управление, строящее только железнодорожные пути. Руководитель СМП-253 Якуничев согласился только на условиях генподряда строить и реконструировать шоссейные дороги, площадки, подъезды.

Госплан СССР и Минрыбхоз СССР планировали основные стройки Мурманска. В то время ими являлась: реконструкция рыбного порта и Мурманской судоверфи, СРЗ № 2, строительство объединённой нефтебазы, Главными из показателей были: мощности по судоремонту (в млн руб.), портовые причалы (в пог. метрах), холодильники (в тоннах хранения), производство консервов.

Мощнейшее, устоявшееся и давно работающее на объектах рыбного хозяйства Главное управление по строительству в Мурманской области «Главмурманскстрой» и его трест «Мурманскпромстрой» не соглашались на увеличение плана строймонтажных работ, с трудом сохраняя устоявшиеся объёмы. Связано это было с перегрузкой программы работ, особенно в связи с ростом заданий по наращиванию мощностей по добыче и переработке минерального сырья в районе г. Кировск, Аппатиты и Ковдор, а также с ростом программы по развитию сельского хозяйства в области, основные работы по которым легли именно на плечи нашего основного генподрядчика - трест «Мурманскпромстрой»!

В то же время А.И. Филиппов не переставал искать возможности по увеличению выделяемых капиталовложений. Мне приходилось присутствовать и наблюдать, как умело, настойчиво, обоснованно, а иногда эмоционально «выбивал» (ведь никто ничего не предлагал, а даже наоборот!) необходимые средства на промышленные и социальные объекты в высоких планирующих и директивных органах. Однако всё упиралось в подрядчика. Строители требовали согласования строителями включения в их планы наших заявок. Получить их согласие было архисложно. Нажать на строителей не было модным, ибо они умели доказывать свою перегруженность или тут же требовали себе капиталовложения на развитие стройбазы и жильё, и кроме того, если директивно и впишут им в план наши объёмы, они найдут причины, чтобы их исключить. Например, будут доказывать, что отсутствует или имеет «серьёзные» ошибки проектно-сметная документация и ещё многое другое.

И тут нам открылась маленькая надежда. Это было СУ-462 «Главморречстроя», находящегося в стадии преобразования в строительно-монтажный трест «Мурманскморстрой». Мы их пригласили к себе на переговоры, изложили им свои планы и предложения. Начальником СУ-462 в то время был известный в Мурманске опытный строитель Чёлбин Константин Васильевич, в последствии - управляющий трестом «Мурманскморстрой». Главным инженером был недавний выпускник Одесского института инженеров морского флота Бакланов Анатолий Семёнович. В деловой и доверительной беседе Чёлбин К.В. и Бакланов А.С. признали в нас солидных и перспективных заказчиков. Интересы оказались взаимными. Мы им предложили всю гидротехнику (причалы) в Рыбном порту и на Судоверфи, полностью реконструкцию
СРЗ № 2 на Абрам-мысе, некогда начатую трестом «Мурманскпромстрой», часть промышленных объектов порта и судоверфи, строительство с «нуля» Объединённой нефтебазы. Очень солидный и перспективный объём работ, рассчитанный на довольно длительный срок.

Договорились. И не ошиблись. Наши объекты были включены в планы треста. Объёмы постепенно возрастали, что позволило несколько снизить число объектов, возводимых трестом «Мурманскпромстрой», сконцентрировав его внимание и усилия на важнейших и сложных промышленных объектах Рыбного порта и Судоверфи. Наши договоренности с трестом «Мурманскморстрой» нашли полнейшую поддержку в отделе строительства Обкома КПСС (Момот Н.Е., Горячкин В.И.). Больше того, не просто поддержка, а всяческое стимулирование и помощь.

Руководство треста «Мурманскморстрой» приняло энергичные меры по дальнейшему развитию своей собственной строительной базы, благодаря чему с каждым годом становился не только мощнее, но и маневреннее, независимым от внешних предприятий стройиндустрии.

Но, к сожалению, трест «Мурманспромстрой» в своей деятельности был зависимым от многих смежников. Он не располагал ни собственными карьерами, заводами железобетонных изделий, транспортом, землеройными и грузоподъёмными механизмами, материальными запасами. И это положение (результат чрезмерной специализации и централизации) часто связывало, тормозило разворот строительных работ на объектах, отнимало массу времени у руководящих работников треста на согласование, «доставание» и т.д., а рабочие строители иногда вынуждены были останавливать работы в ожидании то бетона, то раствора, то железобетонных изделий, то крана или транспорта и прочее. Но сложная, и важная задача по привлечению дополнительных сил строителей на объекты рыбного хозяйства Мурманска была успешно решена.

Вполне заслуженно рыбаки севера были искренне благодарны за нелёгкий труд и многолетнее деловое сотрудничество руководителям строительных подрядных организаций и их субподрядным и подведомственным подразделениям, в частности, бывшим начальникам «Главмурманскстроя»: Колпакову А.С., Чернову А.Д., Гавриченкову В.Д., Молчанову К.В., Момоту Н.Е., главным инженерам Юдину Б.О., Калошину И.Я.; «Главморречстроя» - Демишеву, Наджаряну; управляющим «Мурманскпромстроя» - Васильеву А.В., Ипполитову Б.С., Калошину И.Я.; начальнику СМУ-1 -Веллеру Б.О.; управляющим «Мурмансморстроя» - Чёлбину К.В., Бакланову А.С., Куликову В.И., Афанасьеву Н.Т., главным инженерам Малинину А.А.; СМУ «Продмонтаж» - Тельпнеру Л.Х., Силину; СМУ «Севрыба» Иванову В.М., «Кандалакштранстроя» - Шелепину Н.А.; начальнику стройпоезда СМП-253 Якуничеву, и многим, многим прорабам, мастерам, начальникам строительных участков и стройпотоков, бригадирам и строительным рабочим.

Причалы мои путевые


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.149.23.123

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .