Система профессионального образования требует изменений |
По статистике, в настоящее время в России начальное профобразование получают около 3,2 млн. человек, а среднеспециальное — 2,6 млн. учащихся.С каждым годом и количество обучающихся, и число учебных заведений растет, причем все больше с коммерческим уклоном. А, как известно, на рынке труда острый дефицит рабочих специальностей. Именно поэтому в рамках приоритетной национальной программы «Образование» на 2007 год предусмотрена поддержка 45 лучших профтехучилищ, техникумов и колледжей. Изменится и сама система начального и среднего профобразования. Многие работодатели сейчас говорят, что предпочтительнее всего, когда трудоустраиваться приходят уже готовые специалисты, потому что переучивать вчерашних студентов просто нет времени. Все понимают необходимость реформирования системы начального и среднего профобразования, причем изменения должны коснуться не только самого процесса обучения, но также и сроков, которые в учреждениях начального и среднего профобразования сильно затянуты. Предприятиям довольно сложно сопровождать своего будущего сотрудника три-четыре года. Для реформирования системы среднего образования чиновники предлагают несколько путей.Совет директоров ссузов и профтехучилищ, Федеральный институт развития образования вместе с рабочей группой Российского союза промышленников и предпринимателей разработали собственную концепцию. Необходимо уходить от старой схемы, когда есть начальное и среднее профобразование. Идеальная модель для современного производства согласно их разработкам — инженер с высшим образованием руководит бригадой высоквалифицированных рабочих, прошедших подготовку в системе среднего профобразования. То есть предполагается постепенное стирание границ между профтехучилищами и лицеями (начальное профобразование), техникумами и колледжами (среднее профобразование). Куда выгоднее для государства в материальном плане будут объединенные учреждения среднего образования. Разумеется, что все структурные изменения будут проводиться с учетом отрасли, к которой принадлежит учреждение, и его регионального положения. Возникает необходимость в создании новых образовательных стандартов, приближенных к мировым. Единственный способ приблизить образование к реальной прикладной действительности — четко прописать, что должен уметь, например, тот же токарь. И далее обучать его по программе, которая реально отражает потребности работодателя, которому на производстве необходим этот токарь. В настоящий момент уже готовы стандарты по IT-специальностям и авиастроению. На очереди — машиностроение и атомная энергетика. Нужна система социальных и образовательных беспроцентных, долгосрочных кредитов. Это основная задача государства. Параллельно с этим планируется разработать систему рейтинга учебных заведений, чтобы определить те из них, которые готовят высококлассных специалистов, способных за короткое время вернуть государству одолженные у него деньги. Согласно разработанной концепции в ссузах появятся преподаватели спецдисциплин в роли мастеров производственного обучения. Известно, что около 85% директоров ссузов — это пожилые люди с устоявшимися, но уже не столь современными методами работы. Им предложат места в попечительском совете, достойно оплачиваемые, но не столь ответственные. А на должность директоров учебных заведений предполагается назначать молодых энергичных менеджеров. Давно пора модернизировать и материальную базу ссузов. Для этого предусмотрен конкурс в рамках национального проекта «Образование». Участвовать в нем смогут все учреждения начального и среднего образования федерального подчинения. Единственное требование заключается в том, что ссуз должен работать совместно с предприятием, на котором развито высокотехнологичное производство. Деньги, доставшиеся победителям могут расходоваться только на проект развитии учреждения. Начало конкурса — 1 января 2007 года. Учебные заведения – победители ( а их будет 40-45) получать выигрыш в размере 40-50 миллионов рублей. Подготовила Татьяна Королёва
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 9938 |