casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная О трагедии "Комсомольца" — из первых рук
О трагедии "Комсомольца" — из первых рук Печать E-mail

За полвека работы в печати мне довелось освещать немало событий, оставивших глубокий след в истории нашего государства.

Одно из них - гибель в Норвежском море уникальной, не имеющей тогда равных в мире по своим боевым и техническим возможностям атомной подводной лодки Северного флота "Комсомолец".

Трагедия случилась 7 апреля 1979 года, но и до сих пор у военных, конструкторов и ученых нет единого мнения о причине гибели корабля. Да и сама эта история за минувшие годы обросла такими "подробностями", которые не только далеки от действительности, но и зачастую искажают истину. Говорю так потому, что имею на это моральное право: я был единственным журналистом, который в те трудные дни имел доступ не только к оставшимся в живых членам экипажа, но и к спасенным ими судовым документам.

Таким доверием я обязан заместителю председателя Государственной комиссии по расследованию ЧП, заместителю председателя Совета Министров СССР Игорю Сергеевичу Белоусову, дружба с которым завязалась еще в шестидесятые годы, когда он был директором судостроительного предприятия в Ленинграде. Встретились же мы на курсах по повышению квалификации руководящих партийных, советских и хозяйственных кадров при Ленинградской высшей партийной школе. Естественно, сразу же поинтересовались, есть ли у нас общие родственные корни. Увы, их не оказалось. Но несмотря на разницу в возрасте и служебном положении (я тогда возглавлял экономический отдел газеты "Полярная правда"), мы стали поддерживать связь.

Игорь Сергеевич шутя, называл меня братом. Так и представил председателю госкомиссии по расследованию трагедии "Комсомольца" секретарю ЦК КПСС Олегу Дмитриевичу Бакланову и входившему в состав комиссии заместителю председателя КГБ СССР. Надо ли говорить, что после этого запретных тем для меня, уже спецкора ТАСС, в этой истории не стало? Но я твердо держал обещание не писать о том, что сообщалось мне доверительно. Для заметок хватало материалов и официального характера.

Конечно, прежде всего хотелось встретиться с оставшимися в живых подводниками, к которым, оберегая их, медики Североморского госпиталя не допускали даже близких родственников. Но в виде исключения с некоторыми мне разрешили встретиться. Узнав об этом, спецкор "Комсомольской правды" попросил меня похлопотать и за него. Парень показался мне серьезным, и я помог. Вместе мы брали интервью, записывая рассказы подводников на диктофон, вместе ушли из госпиталя.

Я сразу же после встречи передал в ТАСС серию информации, а он "выдал" большой материал в газете через несколько дней...

Читал я его "труд" и поражался: коллега не просто исказил факты, но и выдал за откровения моряков свое странное восприятие случившегося на лодке. Короче, переврал все, что можно было переврать. Естественно, подводники оскорбились. Написали в газету опровержение, которое вскоре было опубликовано.

Я думал, Игорь Сергеевич пожурит меня за прокол с коллегой по перу, но он дипломатично обходил эту тему всякий раз, когда на наших встречах речь заходила о "Комсомольце". О работе ТАСС по освещению истории с этим кораблем и он, и Олег Бакланов отзывались положительно. Как и сами моряки атомохода.

Но вернемся к общению с подводниками.

- Это был из ряда вон выходящий случай, - рассказал капитан первого ранга Борис Григорьевич Коляда, старший из оставшихся в живых офицеров экипажа. - Столь сложная аварийная обстановка не дала возможности морякам спасти лодку, хотя они и мужественно боролись до последней минуты за корабль и покинули его в самый последний момент нахождения на плаву. До этого были приняты все меры, которые необходимы для обеспечения радиационной безопасности. Реактор был заглушён и приведен в безопасное состояние. То же проделано и с ядерным оружием, которое находилось на борту.

Сам Коляда остался жив лишь потому, что его, обессилевшего в студеной морской воде, буквально втащил на спасательный плотик политработник Талант Буркулаков. Втащил - и почти тут же упал сам: сердце не выдержало нагрузки, остановилось. До Коляды, оказывается, Буркулаков помог забраться на спасательный плот еще четверым членам экипажа.

Я хорошо знал Таланта Амиджановича еще по прежней его службе в дивизии подводников. Он не раз бывал у меня в гостях, тепло принимал у себя. Это был настоящий моряк и надежный друг. Таким он и остался в памяти сослуживцев.

Лейтенанту Андрею Зайцеву не хватило места на спасательном плоту. Он держался за него в течение почти полутора часов. Когда руки окоченели и ослабели, кто-то из моряков вцепился в его бушлат зубами. Так и спасли товарища.

Удивительные рассказы о мужестве и стойкости подводников услышали мы на встрече в госпитале. Причем люди говорили не о себе: каждый старался поведать о тех, кто был рядом. Порой рассказы не совпадали в деталях, но это и объяснимо: в трагические минуты каждый воспринимал события по-своему. Один говорил, например, что видел, как командир вернулся на тонущий корабль, другой утверждал, что вместе с ним выходил из спасательного отсека, третий - что погиб, прыгнув в студеную воду, а перед этим помог спастись кому-то из моряков.

Правительственная комиссия, тщательно проанализировав все рассказы, установила точно: командир, капитан первого ранга Евгений Александрович Ванин, вернулся на лодку в последний момент, чтобы помочь выбраться задержавшимся там товарищам. Помогая другим, он и погиб там, на лодке, до конца выполнив свой командирский долг.

В госпитале мне удалось обстоятельно поговорить с человеком, который сделал, пожалуй, главное - лично остановил реактор, - с капитан-лейтенантом Сергеем Семеновичем Орловым. Воспроизвожу беседу с ним так, как зафиксировал диктофон.

"Когда стало ясно, что надобность в работе реактора отпала, я принял решение остановить его, как и положено это по инструкции на случай нештатной ситуации. Удивляться тут нечего: по должности я отвечаю за работу энергетической установки, и мне дано право останавливать ее в случае создания даже малейшей опасности для реактора. После того как сработала аварийная защита, я опустил компенсирующие решетки на нижний концевик. То есть реактор был заглушён стопроцентно.

Собственно, реактор остановился и после срабатывания аварийной защиты. Но тут нужна была гарантированная заглушка его. А это достигается путем опускания компенсирующей решетки на нижние концевики, что я и сделал. Были включены и работали безостановочно все насосы, обеспечивающие расхолаживание активной зоны реактора. Когда мы покидали корабль, минут за пять до того, как он погрузился на глубину, я в последний раз побывал в центральном посту. Запомнилось показание прибора: температура в первом контуре в этот момент была 35 градусов. Это свидетельствует о том, что реактор уже остыл.

Хочу еще вот что сказать: даже при полной потере энергопитания на нашей лодке предусмотрена автономная система расхолаживания реактора. Мы ее испытывали не раз и убедились в высокой ее надежности, так что гарантия от радиационного заражения полная.

Исключается и разрушение системы первого контура. Говорю это вам как специалист. Ведь все построено с расчетом на запас. Для корпуса реактора не страшны те 150 атмосфер давления, которые он испытывает сейчас на глубине. Он ведь тоже сделан с запасом. Так что надежность защиты от радиационного загрязнения моря на все 120 процентов. Так и запишите: это мое, специалиста-атомщика, твердое убеждение ".

После трагедии на месте гибели лодки побывали десятки экологических и природоохранных экспедиций, отечественных и зарубежных.

Несколько раз ее обследовали с помощью наших уникальных подводных аппаратов "Мир". Уровень радиации вокруг АПЛ остается неизменным и не представляет опасности для окружающей среды. Один из самых активных участников этих экспедиций, всемирно известный океанолог, доктор технических наук Анатолий Сагалевич сказал в беседе со мной: "Люди, спите спокойно: "Комсомолец" опасности не представляет".

Такого же мнения и норвежские ученые, до сих пор отслеживающие обстановку на месте гибели российского атомохода.

- "Комсомолец" был опытным подводным кораблем. За время своего существования эта лодка не только несла боевую службу, но и давала ответы на многие научно-технические вопросы, интересующие ученых и конструкторов, - говорил мне Игорь Белоусов, курировавший в ту пору отечественное судостроение. - Дело в том, что именно на этой лодке отрабатывались совершенно новые направления различных отраслей науки и техники, связанные с глубоководными испытаниями и применением совершенно необычных и пока еще не использовавшихся материалов. По крайней мере, двенадцать научно-технических проблем связаны были с этой подводной лодкой. И в отношении многих из них получены обнадеживающие результаты, которые будут учтены при создании новых подводных атомоходов.

Что касается технического состояния этой АПЛ перед выходом в ставший последним для нее поход, то, как отметил заместитель председателя правительственной комиссии, она была технически исправна и готова к дальнему плаванию. Высоко оценила комиссия и степень готовности экипажа, действовавшего на всех этапах трагедии со знанием дела. Подтверждение этого дали не только опросы оставшихся в живых моряков, но и стенограммы радиопереговоров, которые штаб флота непрестанно вел с кораблем с момента возникновения пожара и до трагической развязки.

Трагедия "Комсомольца" широко освещалась в советских и зарубежных СМИ, вызывая живой отклик читателей. Немало откликов пришло и на мои тассовские материалы, опубликованные в центральных газетах. Читатели, восхищаясь мужеством моряков, выражали сочувствие семьям погибших подводников и возмущались слабой, по их мнению, организацией спасательных работ. Участник Великой Отечественной войны москвич Валерий Квятковский, например, хотел знать, почему для спасения подводников не были задействованы имеющиеся в ВМФ самолеты-амфибии. Ведь погода в районе гибели "Комсомольца" была довольно спокойная и позволяла посадить на воду летающие лодки.

Владимир Нарженков из Свердловской области возмущался неэффективными,на его взгляд, действиями штаба Северного флота, руководившего спасательной операцией.

Бывший военный моряк-черноморец Семен Стаценко в своем письме возмущался тем, что в отечественных военно-морских силах мало внимания уделяется аварийно-спасательным службам, из-за чего, по его мнению, могут быть как новые трагедии, так и человеческие жертвы.

Бывший военный моряк-черноморец Семен Стаценко в своем письме возмущался тем, что в отечественных военно-морских силах мало внимания уделяется аварийно-спасательным службам, из-за чего, по его мнению, могут быть как новые трагедии, так и человеческие жертвы.

Таких высказываний было немало. В справедливости их все мы смогли убедиться, когда в августе 2000 года на том же Северном флоте затонула другая современнейшая атомная подводная лодка "Курск", все 118 членов экипажа которой погибли.

И эту трагедию мне довелось освещать с первых дней до момента утилизации поднятой с морского дна атомарины. Как же хочется, чтобы она была последней...

50 лет на службе Заполярью


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.220.180.19

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������