Выборы Президента России

На выборах Президента РФ вы проголосуете
 

Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Туристская индустрия
Туристская индустрия Печать E-mail

5.6. Туристская индустрия

Туристская индустрия представляет собой комплекс организаций и предприятий по обслуживанию туристов на территории региона.

В его состав входят: организации и фирмы, предоставляющие преимущественно платные услуги (по организации туристских туров, транспортному обслуживанию, размещению, питанию, культурному и спортивному досугу, предоставлению средств связи, рекламе, прокату туристского снаряжения и инвентаря, ремонту личных транспортных средств туристов, страхованию, регистрации в стране пребывания, по обеспечению безопасности туристских объектов); предприятия сувенирной промышленности. Туристические фирмы являются ядром индустрии туризма, потребителем услуг и поставщиком клиентов. От уровня развития туристических фирм зависит процесс формирования туристской индустрии в регионе. В связи с тем, что подотрасли туристской индустрии могут самостоятельно развиваться, уровень предоставляемых ими услуг может не удовлетворять потребности туристов, быть как ниже, так и выше их. Поэтому интеграция различных подотраслей туристской индустрии и повышение качества предоставляемых ими услуг являются основными тенденциями развития сектора туризма в Мурманской области в период реформ и наиболее желаемой и экономически эффективной стратегической перспективой.

Для туризма как сектора рыночной экономики Мурманской области характерно поступательное развитие на протяжении всего периода трансформации системы хозяйства. В настоящее время на территории Мурманской области зарегистрированы 53 туристические фирмы, большинство из которых функционируют на рынке уже более 10 лет. Все они относятся к предприятиям малого бизнеса, общее число занятых в секторе туризма составляет менее 400 человек (табл. 26).

Т а б л и ц а 26

Деятельность туристской индустрии в Мурманской области в период с 2002 по 2007 г.

Основные показатели 2002 г. 2007 г. Темп
роста, %
Число обслуженных туристов, человек 11 959 18 918 158,1
В том числе:      
граждан России 9021 16 972 188,1
иностранных граждан 2938 1946 66,0
Число туристических фирм, ед. 51 53 103,0
Число гостиниц, ед. 52 57 109,0
Число специализированных
средств размещения, ед.
43 47 109,0
Число проданных путевок, ед. 8036 9503 118,2
В том числе:      
внутренний туризм 6083 1751 28,0
выездной туризм (туры за рубеж
для граждан РФ)
1953 7752 3,96 раза
Стоимость реализованных туристских
путевок, тыс. руб.
81 318,1 302 402,6 3,71 раза
В том числе:      
по территории России 48 127,6 59 079,3 122,0
по зарубежным странам 33 190,5 243 323,3 7,33 раза
Численность занятых в туристических
фирмах, человек
282 313 111,0
Обязательные платежи туристических
организаций в бюджет, тыс. руб. 
5464,2 7959,1 146,0

 
















Источник: Туризм и рекреация в Мурманской области // Мурманск: территориальный орган ФС государственной статистики, 2008.

Стоимость услуг (товаров), предоставленных фирмами в расчете на 1 работника в 2007 г., составила 966 тыс. руб., что превышает аналогичный показатель во многих отраслях промышленности.

Налоговые платежи туристических фирм в 2007 г. равнялись 7,96 млн руб. и выросли по сравнению с 2002 г. в 1,46 раза. Прибыль региональных фирм невелика, поскольку более 80% стоимости реализованных в области путевок приходится на туры за рубеж, принадлежащие крупным туристическим фирмам Москвы и Санкт-Петербурга, в сеть которых входит большинство фирм области.

Наиболее доходными являются рыболовные лагеря и охотничьи базы, которые эксплуатируют ценные рекреационные ресурсы Мурманской области. Деятельность этих фирм характеризуется непрозрачностью: достоверный учет туристов отсутствует, некоторые из лагерей незаконно расположены на землях природоохранного значения, с целью уклонения от уплаты налогов некоторые фирмы не зарегистрированы на территории области. Нецивилизованность бизнеса снижает имидж наиболее привлекательного для иностранных и российских VIP-туристов сегмента регионального туристического рынка.

В структуре туристской индустрии важнейшим компонентом являются коллективные и специализированные места размещения туристов, поэтому именно здесь наблюдается наиболее динамичный рост. Только за период с 2002 г. до середины 2008 г. число гостиниц увеличилось на 10 ед., а число мест в них до 4,25 тыс., завершается капитальный ремонт крупнейшей гостиницы региона «Арктика».

Сегодня в области насчитывается 62 гостиницы и 44 санаторно-курортных организаций, баз отдыха и туристских баз.

Пятая часть всех гостиниц, или 34% общего количества гостиничных мест, находится в областном центре - городе Мурманск (несмотря на это Мурманск испытывает острую нехватку гостиниц).

В других городах области гостиничный фонд используется частично, поэтому многие гостиницы убыточны. Во многом это объясняется сезонным характером туризма, пик которого приходится на горнолыжный сезон в марте-мае, а также конкуренцией со стороны населения, которое широко практикует предоставление жилья туристам за сравнительно небольшую плату.

К положительным тенденциям в индустрии туризма относится решение проблемы транспортного обслуживания туристического бизнеса. В последние годы преодолен дефицит предложения со стороны транспортных фирм, занимающихся автомобильными, железнодорожными и авиаперевозками; отремонтированы автомобильные дороги федерального значения, создаются объекты придорожной инфрастуктуры. Это позволяет разрабатывать проекты новых туристских маршрутов, в том числе международных, в страны Баренцева региона, например: проект международного автобусного маршрута «Баренц-путь», который пройдет по территории четырех стран - России, Финляндии, Швеции и Норвегии.

Реализация плана развития Мурманского порта, а именно создание причала для туристских лайнеров, позволит решить проблему развития морского туризма в регионе, в том числе каботажного - из Баренцева моря в Белое. В настоящее время туры по Арктике на российских ледоколах, которые принадлежат Мурманскому морскому пароходству, являются единственным видом морского круизного туризма и относятся к элитному сегменту рынка туристических услуг. В последние годы организованы туристские прогулки по Кольскому заливу на судах, которые, к сожалению, не отвечают потребностям туристов, так как морально и материально устарели.

Значительное развитие получило информационное и рекламное обеспечение деятельности туристского бизнеса. На средства регионального бюджета и международных спонсоров созданы информационные туристические центры в городах Мурманск, Кировск и Кандалакша. В 2007 г. Мурманская область стала одним из 18 российских регионов, чьи туристические возможности были представлены в рамках Международной туристской выставки World Travel Market-2007 в Лондоне (Великобритания), в XV международной выставке «Inwetex - 2007» в Санкт-Петербурге (Россия), в Международной туристской выставке INWETEX - CIS TRAVEL MARKET и в ряде других. Участие в выставках играет важную роль в формировании имиджа Мурманской области как региона, привлекательного для иностранных туристов, продвижении регионального туристского продукта на международном туристском рынке и повышении престижа области как потенциально перспективного региона для развития въездного туризма.

В последние годы наметился прогресс в обеспечении туристической деятельности рекламными материалами, которыми располагают более 10 туристических фирм Мурманской области. По заказу областного Министерства экономического развития изданы буклеты «Туризм в Мурманской области» и «Рыбалка на Кольском», а также диски о Мурманской области и туристические путеводители по основным рекреационным районам.

Положительной тенденцией в государственном управлении развитием туристской индустрии Мурманской области является долгосрочное территориальное планирование и проектирование использования туристско-рекреационного потенциала региона.

На территории области выделено 4 зоны опережающего туристско-рекреационного развития, имеющие наиболее высокий бонитет по показателям природного и культурно-исторического потенциала и уровня развития транспортной и социальной инфраструктуры.

В региональной целевой программе по развитию туризма до 2011 г. предусмотрены бюджетные средства для организации на конкурсной основе работ по ленд-девелопменту туристско-рекреационных зон: Терской, Хибинской, Печенгской и Ловозерской.

В результате потенциальные инвесторы проектов по развитию туристской индустрии получат подготовленный для строительства земельный участок с необходимыми коммуникациями в рекреационно-привлекательных районах области, что значительно ускорит процесс реализации проектов.

Индустрия туризма в Мурманской области с самого начала развивается в жестких условиях международной и внутренней конкуренции. Рынок туристских услуг региона привлекателен для крупнейших туроператоров страны и международных конкурентов, особенно из стран Евро-Арктического Баренцева региона. В кризисный период в процессе диверсификации производства крупнейшие предприятия горнопромышленного комплекса создали новые сферы бизнеса - туристско-рекреационные и спортивно-развлекательные комплексы, в основном горнолыжные. Серьезную конкуренцию для гостиничного бизнеса в малых и средних городах составляет, как уже говорилось выше, население, предлагая жилье в наем по низким ценам. Однако стоит отметить, что организации и предприятия индустрии туризма быстро сокращают разрыв в уровне сервиса и качестве обслуживания, а по ряду показателей уже приближаются к международным стандартам.

Основной проблемой государственного управления является отсутствие достоверного статистического учета показателей количества туристов и финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристской индустрии. Разрешение этой проблемы включено в число приоритетных мероприятий «Стратегии развития туризма РФ на период до 2015 года». Для планирования развития туризма в регионе особое значение имеет разработка методики и механизмов учета туристов на муниципальном уровне.

Сдерживающим фактором для развития туристской индустрии остается регламентация посещений иностранцами приграничных и иных территорий области. В результате эти территории приходится исключать из туристических маршрутов, хотя на них расположены привлекательные объекты для показа. В настоящее время без специального разрешения недоступно посещение заповедника «Пасвик», заказника «Кутса», полуострова Рыбачьего и Терского берега, который имеет общенациональную и международную известность, не уступая по привлекательности Соловецким островам и острову Валаам. Трудности с организацией въездного туризма для иностранных граждан туристические фирмы области пытаются компенсировать, прилагая усилия для развития экологического туризма. Для этого в регионе имеются все необходимые условия, и, прежде всего, ненарушенные антропогенной деятельностью территории. Развитие экологического туризма может эффективно решать задачи устойчивого развития побережья Терского и Кандалакшского районов, экологического просвещения и местного населения, и туристов, создания условий для регулируемого и экологически ответственного туризма и отдыха.

Экологический и сопряженный с ним этнографический виды туризма являются наиболее перспективными его видами наряду с рыбалкой на атлантического лосося, горнолыжным туризмом, снегоходным сафари, дайвингом, морскими круизами.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "Туризм": 

Правильно организованный туризм должен пополнять казну

Туризм на Мурмане: есть потенциал для развития

Деловой туризм как средство просвещения

Сельский туризм как подспорье фермерскому хозяйству

III Международная конференция «Морской туризм»

Туризм на Кольском полуострове: есть потенциал для развития


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.163.39.19

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD