Теория |
Приватизация - это возвращение собственности народу«Рыбный Мурман» был деловой газетой и теоретические статьи на экономические, а тем более политические темы на его страницах появлялись крайне редко. Но метко, добавим мы сейчас. Первая публикация об этапах перехода на рыночную экономику вышла в свет еще в конце 1990 года за подписью тогдашнего генерального директора ассоциации «Севрыба» В.Ф.Корельского. Владимир Федорович к тому времени уже с отличием окончил Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР, был доктором экономических наук, профессором. Наряду с управленческой работой серьезно занимался научной деятельностью. Что, в свою очередь, вне сомнений, находило отклик в его хозяйственной политике как будучи на высоком посту в Мурманске, так и в дальнейшем, когда он возглавил Госкомитет рыбного хозяйства в правительстве России. В своей статье* Корельский назвал четыре этапа перехода к рынку, перехода, который имеет общие закономерности, с которыми нужно считаться всем. Первое - это нормализация и восстановление потребительского рынка, насыщение его товарами и услугами для населения. Для этого предлагается «осуществить специальную систему мер по активной поддержке и сильному стимулированию производства и реализации потребительских товаров и сферы платных услуг, расширению сферы платности, использованию валютных средств для приобретения потребительских товаров за рубежом». Думаю, вряд ли автор под этой «специальной системой мер» подразумевал либерализацию цен в том виде, в каком она была введена в России. Второе. Разгосударствление экономики, приватизация, развитие свободного предпринимательства.- Разгосударствление понимается как снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными, - пишет Корельский. - Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые будут в дальнейшем использовать ее в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты... Разгосударствление, приватизация закрепляют режим коммерческого расчета и самофинансирования и являются в этом смысле важным фактором финансового оздоровления. Они также создают гарантии для развития предпринимательства, которое позволит в кратчайшие сроки пустить в дело наши огромные резервы и на этой основе облегчить экономическое положение страны. Трудно поверить в то, что приватизацию удастся осуществить спокойно, не вызывая накала страстей, протестов, сопротивление аппарата. Приватизация - это возвращение собственности народу. Психологическая неподготовленность к предпринимательству, имущественной дифференциации, опасения возврата к раскулачиванию и национализации, податные интересы казны, которая пуста и согласна только продавать государственную собственность, а не раздавать ее, демагогические обвинения в возврате к капитализму - все это сплетено в клубок, который не известно, как распутать.· Практически мы сейчас находимся в переходном периоде, с окончанием которого прекратится и нынешняя двусмысленность законотворчества. Лишь с конституированием частной собственности начнется действенное законодательное оформление того правового государства, которое будет предлагать социальные гарантии уже не как цель общественного развития, а в качестве компенсации за рыночную вседозволенность... - Приватизация сегодня - центральная экономическая задача, но единого рецепта ее осуществления быть не может, - продолжает развивать свои взгляды будущий руководитель рыбной отрасли страны. - Имущественные интересы, как бы их порой ни пытались спрятать или замаскировать, стоят за многими общественными процессами. Не надо обольщаться: они играют решающую роль и в нашей рыночной реформе. Поскольку государственная собственность воспринимается как ничейная, ее начавшийся дележ вроде бы не делает нас беднее. Большинство из нас отучено владеть чем-либо, кроме своей одежды и домашней утвари, иногда еще машины, может быть, дачи и квартиры.В общем богатстве страны - все это крохи. Представляется целесообразным передать в собственность граждан страны 50-70 процентов имущества государственных предприятий. Для этого предлагается выпустить и безвозмездно распределить среди населения народные акции на всю стоимость подлежащей разгосударствлению собственности. Их обладателями станут все работающие, пенсионеры, военнослужащие, студенты. Сумма получаемых акций зависит от вклада человека в создание имущества страны. Видимо, главным критерием, позволяющим обеспечить социальную справедливость, станет трудовой стаж.* Хотя возможны и другие подходы. Имея народные акции, человек может получить от государства небольшие ежегодные дивиденды. Однако ему выгоднее вложить эти акции в любое предприятие, которое обеспечит ему большие доходы. Можно, объединив все акции всех членов трудового коллектива, а также акции других граждан, выкупить предприятие. Каждый гражданин получает какую-то долю общенародной собственности и имеет право дальше ею распоряжаться как частной собственностью - может продать, обменять, передать по наследству. Распродать мелкие, средние предприятия торговли, сферы обслуживания, строительства, транспорта и ряда других отраслей можно только на ту сумму, которую население в силах выложить. По различным оценкам, так называемых «лишних» денег у него сегодня от 100 до 150 миллиардов рублей. Если стоимость основных фондов в стране порядка 1,8 триллиона рублей, то с помощью приватизации торговли, сферы услуг и других подобных объектов объем государственной собственности сократится меньше чем на 10 процентов. Балансовая стоимость основных фондов страны (без стоимости земли, недр, лесов и личного имущества граждан) составляет около 3 триллиона рублей. Оборотные средства предприятий и организаций достигают 800 млрд. рублей, в том числе в запасах товарно-материальных ценностей - более 500 млрд. рублей. - Выявились три основных подхода к решению проблемы разгосударствления собственности, - пишет далее В.Ф.Корельский. - Первый исходит из безвозмездной передачи имущества государственных предприятий и организаций в собственность занятым на них работникам. Второй базируется на разделе и безвозмездной передаче основной части государственного имущества всем членам общества или совершеннолетним гражданам. Третий предусматривает в основном продажу государственной собственности юридическим лицам и гражданам по полной рыночной стоимости или с некоторыми льготами. Реабилитируется и открыто признается право частной собственности... В промышленности, где объем основных фондов составляет почти 950 млрд. рублей, переход к разнообразным формам собственности может осуществляться по всем направлениям. Небольшие предприятия с численностью работающих до 200 человек могут быть взяты в аренду, выкуплены коллективом, на их базе возможно создание кооперативов или паевых товариществ. Средние и крупные предприятия предусматривается преобразовать в акционерные общества. Для чего нужны акции-облигации? Для того, чтобы госимущество не было скуплено людьми, у которых по тем или иным причинам скопились «большие деньги». Ведь в создании богатств, составляющих государственную собственность, принимали участие несколько поколений советских людей, и логично исходить из того, что все ныне живущие имеют на него равное право. Естественно, что в дальнейшем, когда первоначальный рынок капиталов будет таким образом сформирован, никто не запретит вам продать свои акции уже за рубли. Эти акции-облигации выполняют роль как бы промежуточных, «инвестиционных» денег со своей собственной, очень узкой сферой обращения. Поскольку «купюры» именные, их принципиальное отличие от обычных денег еще и в отсутствии такой функции, как средство накопления, что исключает возможность каких бы то ни было спекуляций...* Третий этап перехода к рынку предусматривает, как считает автор, формирование рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей и развития свободного предпринимательства. В переходный период для поддержания материальной сбалансированности в важнейших секторах экономики потребуется применение госзаказов и лимитированного распределения изготовленной по ним продукции в гибких формах, которые не препятствовали бы развитию рыночных отношений. Это предполагает демонополизацию экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рыночных отношений, что является важнейшей предпосылкой для предпринимательства и конкуренции, перехода к рыночному ценообразованию. Ключевое значение приобретает создание сильной системы социальной поддержки и гарантий для населения, которая облегчила бы людям приспособление к условиям рыночной экономики, защитила бы социально уязвимые слои от трудностей переходного периода... Да-а, такими устами да мед бы пить! Думаю, что в своей статье В.Ф.Корельский обозначил передовые на тот момент тезисы научной мысли, официально поддержанные властями. На деле все оказалось иначе. Когда в конце 1991 года с распадом СССР радикально настроенные демократы в основном решили вопрос политической власти, то на повестку дня стал второй вопрос всех революций - собственности, который еще предстояло решить. Решить любыми путями, наплевав на доводы экономистов-теоретиков. Лишь бы удержать власть. Что из этого получилось, мы уже знаем. Остается лишь вспомнить, как это получалось, для чего в очередной раз перелистаем подшивку «Рыбного Мурмана» за 1992 год. · Кризис системы, «РМ» от 23 ноября 1990 года. · Согласись, читатель, что сказано блестяще, особенно про клубок, который «не известно, как распутать»! Не будем забывать, что статья написана в конце 1990-го, за год до распада СССР. · Не могу не прокомментировать эту мысль. Забегая вперед, скажу: на деле все получилось с точностью наоборот. Сначала обесценились сберегательные вклады населения, сделав нищими наших пенсионеров с большим трудовым стажем. Затем, уже в самом начале ХХI века, пенсионная реформа практически перечеркнула и трудовой стаж, и личный вклад в создание имущества страны новых пенсионеров. · Ваучеры были обезличены и как раз спекуляция ими характеризовала чековый этап приватизации. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3677 |