Обязательства государства важнее темпов экономического роста |
ФРС США начала политику стимулирования, не дожидаясь окончания острой фазы кризиса. Страны Евросоюза, столкнувшись с проблемой госдолга, напротив, долгое время проводили бюджетную консолидацию - сокращали госрасходы. И к мягкой денежной политике, которая должна стимулировать экономический рост, переходят только сейчас. У России, как всегда, свой путь: темпы экономического роста падают, а Минфин предлагает сокращать госрасходы и повышать налоги.Потому что «у них» приоритет правительства - темпы экономического роста, а у нас - обязательства государства.Начало нового бюджетного цикла ознаменовалось массированной кампанией по увеличению налоговой нагрузки: НДС, НДФЛ, налог с продаж, взносы в ФОМС - всего семь налогов планируется повысить в период с 2014 по 2018 год. Мотивы Минфина очевидны. Более того, его позиция выглядит более ответственной, чем позиция Минэконоразвития, которое отвечает за темпы экономического роста и выступает за меры государственного стимулирования. Камень преткновения в споре двух министров и двух экономических школ - вопрос о бюджетном правиле. Пока в этом споре побеждает Минфин: он сумел убедить Владимир Путина в том, что прогнозам Минэкономразвития верить нельзя. Причем в последнее время Минфин начал играть на поле своих соперников: изучив сопоставимый опыт других стран, он утверждает, что особой разницы между увеличением налогов и увеличением дефицита бюджета в реальности нет - деньги изымаются из наших карманов либо напрямую, либо через рост инфляции. Минфин демонстрирует гораздо большую гибкость и изобретательность в поиске аргументов относительно бюджетного правила. Он понимает, что, рано или поздно, придется отступать и заранее готовит запасные позиции. Новая идея Минфина состоит в том, что бюджетное правило должно изменяться с учетом фаз экономического цикла - госрасходы необходимо увеличивать при замедлении экономики и наращивать их при ускорении. Нынешнее бюджетное правило, по версии Минфина, рассчитано как раз на тренд снижения экономики, то есть, является максимально мягким. И «потолок» госраходов уже достигнут - дальше их наращивать нельзя, если, конечно, не запускать руку в резервные фонды. А вот когда экономика начнет расти - бюджетное правило необходимо будет ужесточить. На самом деле, эта позиция Минфина расчетами не подкрепляется. Главный аргумент: нефть рано или поздно может упасть. Проблема в том, что Минфин не знает ни когда она упадет, ни насколько. И тут он повторяет родовую болезнь Минэкономразвития, не имея необходимых инструментов для прогнозирования. Получается гадание на кофейной гуще. Зато позиция Минфина по налогам становится понятнее: расходы постоянно растут, и ограничить их Минфин не может. При этом он отвечает за то, чтобы обязательства государства всегда были обеспечены деньгами. Для этого Минфин может сделать одно из двух: либо сейчас накапливать (но ему не разрешают ужесточать бюджетное правило), либо поднимать налоги в будущем. Именно к этому он и готовится. И на все возражения о том, что повышение налогов убьет экономический рост, отвечает, что это вопрос спорный, а вот если их не повысить, то тогда точно нечем будет наполнять бюджет. По поводу темпов экономического роста позиция Минфина остается неизменной: рост возможен только за счет улучшения внешней конъюнктуры. Все эксперименты Минэкономразвития с малым бизнесом, все инфраструктурные проекты на деньги ФНБ - это баловство. Реальный рост может обеспечить только экспорт сырья и высокие цены на него. Ну, и «вишенка на торте»: бюджетным правилом Минфин ограничиваться не собирается. Он уже работает над повышением пенсионного возраста и упразднением огромного количества налоговых льгот. Если даже ему и не удастся провести все планируемые реформы, по крайней мере, будет, чем торговаться с Минэкономики и правительством. Источник: компания "Неокон"
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2210 |