Главная Упрощенная система налогообложения, надо ли вести бухгалтерский учёт?
Упрощенная система налогообложения, надо ли вести бухгалтерский учёт? Печать E-mail

Плательщики единого налога освобождены от ведения бухгалтерского учёта и предоставления бухгалтерской отчётности

Ольга ВАНИНА, генеральный директор ООО "Мурманский Финансовый Олимп" аттестованный аудитор с 1996 года, член СРО НП ААС, свидетельство № 88 ОРНЗ 29606000793 от 30.12.2009 г.

Упрощённая система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ, Помимо того, что единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, заменяет собой уплату нескольких налогов и освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость, преимущество УСН заключается и в том, что в соответствии с законодательством о бухгалтерском учёте плательщики единого налога освобождены от ведения бухгалтерского учёта и предоставления бухгалтерской отчётности. Однако это лишь общее право, которое далеко не всегда распространяется на хозяйствующие субъекты, применяющие УСН.

Право необходимо отстаивать во всех контролирующих ведомствах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» плательщики единого налога в соответствии с главой 26.2 НК РФ освобождены от ведения бухгалтерского учёта и представления финансовой отчётности.

Однако данное право не распространяется на учёт основных средств и нематериальных активов. Учёт указанного имущества организации или индивидуального предпринимателя ведётся в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01», Приказом Минфина Российской Федерации от 27.12.2007 г. № 153н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)», а также в соответствии с методическими рекомендациями. Учёт доходов и расходов налогоплательщиков, находящихся на упрощённой системе налогообложения, ведётся в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ.

Согласно статье 346.24 НК РФ учёт доходов и расходов в целях исчисления единого налога ведётся организациями и индивидуальными предпринимателями в специальной книге учёта доходов и расходов, форма, которой и порядок заполнения утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 167н «Об утверждении формы книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, и порядка её заполнения». Книга учёта доходов и расходов должна вестись налогоплательщиками последовательно в хронологическом порядке. При этом отражение информации должно происходить на основании первичных документов. Обратите внимание, что в случае спора с налоговыми органами, книга учёта доходов и расходов, а также первичные документы, на основании которых были произведены записи в ней, являются необходимыми и достаточными документами для подтверждения фактов получения доходов и произведения расходов. Иные документы налоговые органы потребовать не в праве. Об этом свидетельствует и недавняя судебная практика, в частности Постановление ФАС Уральского округа от 24.04.2008 г. № Ф09-2662/08-СЗ по делу № А47-7064/07.

В соответствии с требованиями налогового законодательства отсутствие обязанности плательщиков единого налога в связи с применением УСН не освобождает указанных субъектов от предоставления статистической отчётности и соблюдения порядка кассовой дисциплины. На данный факт указывают требования статьи 346.11 НК РФ. Напомним, что формы статистической отчётности и порядок их заполнения утверждены Приказом Росстата от 12.11.2008 г. № 278 «Об утверждении порядка заполнения и предоставления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», П-2 «Сведения об инвестициях», П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации». Правила ведения кассовой дисциплины установлены Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждённым Центральным Банком Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 40. Данное требование означает, что помимо книги учёта доходов и расходов, речь о которой шла выше, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, обязаны вести кассовую книгу в соответствии с унифицированной формой КО-4, утверждённой постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации».

Нарушение порядка кассовой дисциплины хозяйствующим субъектом, применяющим УСН, является основанием для привлечения такого налогоплательщика к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по статье 15.1. И позиция судов в отношении данного вопроса однозначна. Об этом может свидетельствовать Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.12.2007 г. по делу № А79-3287/2007.

Внимание. Право плательщика УСН, закреплённое в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», касается только ведения двойной записи на счетах бухгалтерского учёта, а также представления финансовой бухгалтерской отчётности. От соответствующего оформления первичных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственной операции, указанных субъектов закон не освобождал. Так, например, при выдаче наличных денежных средств из кассы организации в подотчёт физическому лицу необходимо оформлять авансовый отчёт по форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы города Москвы, в частности, в своем Письме УФНС Российской Федерации от 18.01.2007 г. № 18-11/3/03895®. Следовательно, хозяйствующие субъекты, применяющие УСН, должны надлежащим образом оформлять первичные учётные документы, в противном случае налоговый орган вправе не подтвердить расходы, произведённые налогоплательщиком. Законодательные требования к первичным документам установлены статьей 9 Федерального закона 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

Помимо общего права не вести бухгалтерский учёт плательщикам единого налога в связи с применением УСН существует ряд категорий плательщиков, ведение бухгалтерского учёта для которых является их законодательной обязанностью.

Во-первых, это акционерные общества, распределяющие дивиденды в пользу своих владельцев акций, а также хозяйственные общества, которые в силу законодательных требований обязаны периодически публиковать бухгалтерскую финансовую отчётность. Порядок расчёта чистой прибыли организациями, применяющими УСН, изложен в Письме Минфина Российской Федерации от 11.03.2004 г. № 04-02-05/3/19 «О порядке расчёта чистой прибыли организациями, применяющими упрощённую систему налогообложения».

Требования об обязательном раскрытии информации содержится в Федеральном законе от 26.12.1995 г. № 208 ФЗ «Об акционерных обществах», а также в Федеральном законе от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Об обязанности акционерных обществ вести бухгалтерский учёт и представлять в налоговый орган бухгалтерскую финансовую отчетность свидетельствуют и недавние письма финансового ведомства - Письмо Минфина Российской Федерации от 19.09.2008 г. № 03-11-04/2/142, а также Письмо Минфина Российской Федерации от 02.09.2008 г. № 03-11-04/2/131. При этом Минфин Российской Федерации высказался и по поводу обязанности составления и предоставления промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса плательщиками УСН. В отношении данного вопроса финансовое ведомство указало, что нормы Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не содержат требования их составлять.

Во-вторых, это хозяйствующие субъекты, одновременно применяющие два специальных налоговых режима, - систему в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ и УСН. Такая позиция изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 19.03.2007 г. № 03-11-04/3/70, а также в Письме Минфина Российской Федерации от 28.05.2008 г. № 03-11-04/3/251.

Касается это не только совмещения ЕНВД и УСН. Обязанность ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчётности в налоговый орган распространяется на всех хозяйствующих субъектов, одновременно находящихся на двух специальных налоговых режимах, один из которых не освобождён от ведения бухгалтерского учёта и представления отчетности. Более того, отчётность в данном случае в налоговый орган должна предоставляться в целом по организации, а не только в отношении тех видов предпринимательской деятельности, которые переведены на специальный налоговый режим с обязательным ведением бухгалтерского учёта и представлением отчётности.

Помимо перечисленных категорий плательщиков единого налога в связи с применением УСН, которые обязаны вести бухгалтерский учёт и представлять бухгалтерскую отчётность в налоговый орган, товарищество как объединение нескольких лиц, также обязано вести бухгалтерский учёт несмотря на то, что каждый из его участников в связи с применением УСН освобождён от такой обязанности. Такая позиция содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 26.05.2005 г. N 03-03-01-04/1/301. При этом обратите внимание, что участниками простого товарищества могут быть и индивидуальные предприниматели, причём требование о ведении бухгалтерского учёта данными субъектами не содержится в законодательстве. Согласно законодательству, при ведении бухгалтерского учёта в случае договора товарищества, товарищ, на которого возложены обязанности по ведению учёта доходов и расходов, связанных с осуществлением совместной деятельности, вправе применять Положение по бухгалтерскому учёту «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утверждённое Приказом Минфина Российской Федерации от 24.11.2003 г. № 105н. В соответствии с требованиями ведения бухгалтерского учёта, товарищ, на которого согласно договору товарищества возложена обязанность по ведению дел, обеспечивает обособленный учёт операции, то есть отдельно от операций, связанных со своей обычной деятельностью.

Помимо прямых требований законодательства о ведении бухгалтерского учёта и представлении бухгалтерской отчетности, распространяющихся на плательщиков единого налога в связи с применением УСН, в самом налоговом законодательстве существуют риски утраты права применения указанного специального режима.

Поскольку потеря права применения УСН предполагает автоматическое применение общего режима налогообложения с начала того квартала, в котором произошла утрата права, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 346.13 НК РФ, то неведение бухгалтерского учёта может стать серьёзной проблемой для организации в данной ситуации. При этом необходимо отметить, что при совмещении нескольких специальных налоговых режимов, например, УСН и ЕНВД, в качестве критерия, допускающего применение УСН, следует учитывать только доходы, полученные в рамках деятельности, переведённой на упрощённый режим налогообложения. Доходы, полученные в связи с осуществлением видов предпринимательской деятельности, переведённой на ЕНВД, в данном случае учитывать не следует.

Должны вести бухгалтерский учёт и составлять бухгалтерскую финансовую отчётность все хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, по следующим основаниям:

- для целей внутреннего контроля;

- для предоставления полной и достоверной информации о стоимости капитала участникам общества;

- во избежание проблем при реорганизации предприятия;

- для определения действительной стоимости доли капитала при выходе участника из общества;

- во избежание проблем с контролирующими органами, которые имеют право инициировать банкротство предприятия, которое, не секрет от всех, осуществляется по просьбе партнёров по бизнесу, т. е. конкурентов;

- в связи с утратой права на применение УСН и соответственно при переходе на общую систему налогообложения;

- для предоставления контрагентам перед заключением контракта последней финансовой отчётности организации, чтобы по ней судить об уровне платежеспособности и финансовой устойчивости партнера.

Базой для построения производственного учёта является управленческий учёт, осуществлять который невозможно без бухгалтерского учёта.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 3 2010 Г.

Еще статьи на тему "Учет":

Учет поголовья восприимчивых животных

Учет времени воздействия взвеси при гидротехнических работах для расчета ущерба водным биоресурсам

Расчет и учет - основа качества общественного питания

Учет энергетических ресурсов, потребляемых государственными сооружениями

Кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами

Семинар «Энергосбережение и учет тепловой энергии»

Упрощенная система налогообложения, надо ли вести бухгалтерский учёт? 1250 из 1500 на основе 5000 оценок. 350 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.201.97.0

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .