Главная Остальное – дело техники?
Остальное – дело техники? Печать E-mail

Первое эмоционально-имиджевое интервью с Юрием Васильевичем Задворным54 было коротким.

- С какими мыслями приступил к работе новый генеральный? - спрашивает Нина Антонян.

- С одной мыслью - помочь флоту выбраться из того положения, в котором он оказался. У меня отношение к этому предприятию особое. Я пришел сюда работать после мореходки вполне осознанно. Побывав на практике до этого в тралфлоте, в «Севрыбхолодфлоте», я понял, что «Мурмансельдь» мне нравится больше всех. По душе ее люди, по душе славные традиции. Ведь было время, когда наш флот просто гремел своими победами, он стабильно шел впереди, и моряки шутили, что знамена за победу в соцсоревновании в «Мурмансельди» привинчены болтами, поскольку снимать их просто нет надобности. Я - воспитанник этого флота и считаю так: всем, чего достиг в жизни, я обязан «Мурманрыбпрому». И мне очень больно, что флот попал в такой прорыв, людям долго не выплачивают зарплату, а само состояние его не самое лучшее.

- Вы надеетесь, что можно что-то сделать?

- Если бы не был в этом уверен, я не согласился бы на эту должность.

- Но Вы пришли в очень тяжелое время.

- Ну что поделаешь? Кому-то надо. Кому-то все равно надо все это поднимать.·

Признаться, мы в «Рыбном Мурмане» уже не верили подобному оптимизму судоводителей, фиксировали их слова и речи без редакционных комментариев. Если не считать комментарием анекдот, подверстанный к очередному репортажу с промыслового совета Северного бассейна. Анекдот такой. Одного руководителя спрашивают: «Как живешь?». «Да как? - отвечает. - Как желудь на дубе: никогда не знаешь, каким ветром тебя сдует или какая свинья тебя съест»...

Так вот, на том промсовете выступил и Ю.В.Задворный. Речь шла о том, что основной прирост вылова по «Мурманрыбпрому» в 1997 году произошел за счет работы судов в африканских зонах промысла. А там снежным комом росли проблемы: вдвое подорожали услуги авиаперевозчиков, которые доставляли экипажи в Мавританию или Намибию и обратно; цены на рыбу на африканском рынке постоянно падали, поэтому экономика флота просто «не тянула». Та же картина наблюдалась и у берегов Канады.

- Если не изменится отношение государства к крупнотоннажному флоту, России придется забыть о добыче рыбы в открытой части океана, забыть, что она была когда-то морской державой, - заявил на промысловом совете Задворный. - Мы готовы промышлять и в канадской, и в африканской зонах, но давайте соотносить затраты, налоги и прочие расходы с целесообразностью промысла. Иначе никакая экономика не выдержит...*

Без малого год журналисты «Рыбного Мурмана» не донимали руководителя «Мурманрыбпрома» своим общением, дали Юрию Васильевичу поработать, войти в роль главного директора. И вот первое уже деловое интервью.

- Вам досталось незавидное наследство - задолженность по зарплате, включая налоги, составляла 44 миллиарда рублей. Сейчас - 33 миллиарда. Откуда такие чудовищные суммы?

- Я не собираюсь винить в этом своих предшественников. Тем более, что долги по зарплате стали, к сожалению, закономерностью в России. Можно бы допустить, что плох руководитель, например, «Мурманрыбпрома», раз у него единственного в стране долги. Но не могут быть плохими десятки тысяч руководителей. То есть это не наша вина. Лев Семенович Брейхман в свое время не последовал примеру тралового флота, где передали часть судов в «Атлас» и «Дельфин» и тем самым частично решили проблему выплаты зарплаты. Брейхман полагал, что правительство Гайдара заблуждается, и эта ошибка будет исправлена. Поэтому и стремился сохранить флот как единое целое. К великому сожалению, надежды Брейхмана на победу разума в правительстве не оправдались. И мы были вынуждены идти по пути тралфлота.

Главная проблема - крупнотоннажный флот. Часть судов находится в совместной эксплуатации с иностранным партнером в зоне Африки.

Подчеркну: право собственности на все суда осталось у «Мурманрыбпрома». Я согласен с обидами моряков, что зарплата оставляет желать лучшего. Но все ведь зависит от них самих: сколько рыбы выловили, за то и получили. Плохо то, что траулеры, которые работают на добыче трески, с октября по март практически не дают прибыли, и такое - последние годы. Как говорят моряки, они работают на винт, то есть едва покрываются их эксплуатационные расходы. А больше деньги взять неоткуда.

Крупнотоннажные суда-траулеры типа «Иван Бочков» старые. И поддерживать их в приемлемом техническом состоянии очень сложно. Ремонт такого траулера для сдачи под класс Регистра обходится примерно в миллион долларов. Даже МРТО уносит 150-200 тысяч долларов, поскольку все комплектующие там - импортные. Что касается новостроя, то у нас уже подписано соглашение с одной из западных верфей на строительство трех однотипных судов. Причем по своим техническим параметрам они превосходят «Севрыбу-1», хотя значительно дешевле ее. В ближайшее время надеемся подписать договоры о строительстве на заводе «Нерпа» корпусов нескольких судов с последующей их достройкой и установкой оборудования на норвежских верфях.

Самая большая головная боль - содержание жилья. В прошлом году пришлось выделить 10 миллиардов рублей, чтобы жилье было мало-мальски пригодным. Мы не можем передать городу жилищный фонд, износ которого превышает 70 процентов - кому такое жилье нужно?

Очень жалко было продавать пансионат «Рыбак Заполярья», но это помогло нам частично погасить долги в бюджет и по зарплате...

- Как в это наитруднейшее время флот строит свою стратегию и тактику?

- Создали три управляющие компании, дабы была возможность уйти от глобального мышления, а думать о конкретном траулере и его проблемах. Сейчас много говорят о том, чтобы «развернуть» рыбу в Мурманск. У меня несколько иная точка зрения: сегодня «развернутую» рыбу не выдержит ни флот, ни потребительский рынок. Пример. Привезли в Мурманск больше зубатки - и цена на нее упала... За годы реформ цены на топливо выросли на 400 процентов, а на рыбу - только на 200. Вот такая экономика. Но флот живет, работает, есть основания для оптимизма.·

Через полгода «Рыбный Мурман» помещает на своих страницах еще одно довольно-таки объемное интервью с Ю.В.Задворным. Юрий Васильевич в беседе с журналистом разговорчив, приветлив, но, как мне кажется, по большей части его оптимизм наигран - генеральный старается обходить острые углы, уводит разговор в сторону, на общебассейновые темы. С трудом наш корреспондент добивается от него конкретных ответов на конкретные вопросы.

- Для меня как руководителя важно определить приоритеты, а затем начинать решать самые запущенные вопросы. Прежде всего - вопрос оплаты труда... Мне бы не хотелось приписывать некоторые подвижки себе, все зависит от коллектива. Моей задачей было нацелить людей на преодоление трудной обстановки. Остальное, как я обычно говорю, - дело техники.

- Вы имеете в виду то, что увели часть флота под «удобный флаг»? - спрашивает наш корреспондент Людмила Зацарная.

- На определенный период мы пошли на то, что в найме людей работали через оффшорные компании. Но выделяли средства на зарплату и на своем предприятии. Выплата зарплаты через менеджментские иностранные фирмы дала флоту необходимую передышку. Для нормализации обстановки также создали две управляющие компании. МРП-1 и МРП-2 фактически наши предприятия, суда им переданы в доверительное управление, экипажи не работают через иностранную фирму. Эти подразделения флота прибыльные, регулярно платят зарплату и все налоги. Реализация продукции идет под нашим контролем...

- Малый и средний бизнес, не имеющий балласта в виде социальной сферы, работает довольно устойчиво. До прихода в «Мурманрыбпром» Вы работали в небольших компаниях и можете сравнить...

- Независимо от того, большое предприятие или малое, деньги везде работают одинаково. Но у всех разное к ним отношение, вот в чем вопрос. Казалось бы, все просто: заработал - потрать. Однако фокус в том, что, имея один и тот же оборот, можно постоянно сидеть в долгах, а можно их не иметь. Я глубоко убежден, что малый и средний бизнес может выжить только при том условии, если он работает абсолютно честно, своевременно расплачивается с бюджетами и фондами. У крупного предприятия та же задача: не допускать образования пени. Лучше вовремя отдать часть дохода, получить не 10 рублей с килограмма рыбы, а 7 рублей, но зато иметь устойчивое экономическое положение.

- Насколько реализация продукции ориентирована на Запад?

- Все массовые виды рыб мы привозим в Мурманск. Треску экономически целесообразно отправлять на экспорт. Мурманчане вспоминают, что когда-то она стоила 47 копеек за килограмм. Но немногие знают, что флота получали по 2 рубля, разницу возмещало государство. Если бы оно по-прежнему дотировало рыбаков, треска привозилась бы домой. По опыту Норвегии можно было бы направлять государственную помощь прежде всего рыбоперерабатывающим фабрикам, а для добывающих предприятий помощью номер один могли бы стать льготные кредиты для обновления флота.

...Обуза для нас - 15 судов типа В-408. Да, они могут работать с небольшой рентабельностью, но по этим судам я ставил задачу скромнее: не допускать убыточности. Самое страшное для крупнотоннажного флота - аварии и ремонт. А ведь случаются и дополнительные неприятности...

Необходима разумная протекционная политика в отношении рыбодобычи. Вот пример. Весной мы начинаем промысел сельди на несколько недель позже, чем норвежцы, когда рыба выходит из их прибрежной зоны. К этому моменту вся Россия вплоть до Урала завалена норвежской сельдью. Почему бы на месяц не ввести многократно повышенные пошлины? Во всем мире применяют этот прием, и нам надо пользоваться. Было бы желание, а остальное - дело техники.*

54 - ЗАДВОРНЫЙ Юрий Васильевич, генеральный директор АО «Мурманрыбпром» с 1997 года, депутат Мурманской областной Думы. Родился в 1952 году в Куйбышеве (ныне Самара). Окончил Мурманское высшее инженерное морское училище по специальности инженер-судоводитель в 1975 году, поступил на работу в «Мурмансельдь» третьим помощником капитана. С ноября 1989 года - капитан-директор БМРТ «Кировск». Заочно окончил Ленинградский финансово-экономический институт (1985). Генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2».

· Смогут ли два новых генерала кучу мужиков прокормить? «РМ» от 26 сентября 1997 года.

· Перекуем суда на иголки? «РМ» от 23 января 1998 года.

· Генеральный зарплату не получает. Принципиально. «РМ» от 22 мая 1998 года.

· «Не представляю себя в роли последнего директора». «РМ» от 27 ноября 1998 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.21.244.34

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .