Организационно-экономический механизм снижения химического загрязнения в районах интенсивного недропользования |
Харитонова Г.Н. Институт экономических проблем КНЦ РАН, Апатиты, Россия In report are analyzed the problems of the state mechanism of the reduction of chemical pollution on the example of the area of placing of the enterprises of Kola mining complex and are suggested the ways of it improving from position of orientation on eventual result Хозяйственный механизм государственного регулирования качества окружающей среды был создан в середине 70-х годов XX века и постоянно совершенствуется. В постсоциалистический период он был дополнен экономическим механизмом охраны окружающей среды. В последние годы все большее значение приобретают административные методы охраны природы, что обусловлено ростом доходов федерального бюджета. Механизм снижения химического загрязнения является составной частью хозяйственного механизма управления качеством окружающей среды. В настоящее время он включает следующие основные элементы: - нормативно-правовое и методическое обеспечение; - экономические методы управления; - мониторинг химического загрязнения окружающей среды и оценку риска его воздействия; - контроль и экспертизу за соблюдением законодательства, стандартов качества окружающей среды, технических регламентов и проектов; - международное сотрудничество; - экологическое образование и воспитание населения. По степени разработанности нормативно-правовой и методической базы и объему финансирования мероприятий действующий государственный механизм снижения химического загрязнения уступает только механизму защиты населения и территорий от радиоактивного загрязнения. Это обусловлено масштабами воздействия химического загрязнения, его интенсивностью и величиной ущерба, причиняемого им всем видам биоты, и, прежде всего, человеку, как биологическому существу. Химическое загрязнение окружающей среды имеет место, когда в естественных экосистемах нарушено динамическое равновесие между химическими элементами и их соединениями, и оно не может быть восстановлено в результате природного круговорота веществ. В связи с быстрым развитием блока химико-физических наук и химической промышленности сегодня уже различают несколько видов химического загрязнения окружающей среды, например, загрязнение тяжелыми металлами и их соединениями, пестицидами и другими химическими средствами защиты почв и растений, искусственными органическими веществами. В последнее столетие XX века широкое распространение получили искусственно созданные вещества чужеродные природным экосистемам, которые не включены в естественный биохимический круговорот веществ. Данные, например, экологической биохимии, свидетельствуют о токсификации, как негативном проявлении действия ксенобиотиков на живые организмы [1]. В настоящее время проблема загрязнения химическими веществами входит в перечень глобальных экологических проблем, однако, в каждом регионе она имеет свою специфику, что обусловлено его климатическими, экологическими и социально-экономическими особенностями . Кроме того, разнообразие химических загрязнителей окружающей среды так велико, что фактически в каждой сфере и отрасли хозяйства существуют свойственные только им виды химического загрязнения. Для района интенсивного недропользования, к которым относится Мурманская область, на территории которой расположен Кольский горнопромышленный комплекс (ГПК) - второй в стране по масштабам после Уральского, для целей мониторинга и управления охраной окружающей среды определены приоритетные виды химического загрязнения и загрязнителей. Например, мониторинг качества атмосферного воздуха проводится по 17 химическим веществам. Климатические (штили, инверсии, туманы) и географические (близость морей Мирового океана и отсутствие гор, как естественной преграды для аэротехногенных переносов загрязняющих веществ) особенности Мурманской области оказывают значительное негативное влияние на уровень химического загрязнения. Напротив, активная циклональная деятельность с умеренными и сильными ветрами способствует рассеиванию загрязняющих веществ. Основной особенностью экосистем региона является низкий порог устойчивости к антропогенному воздействию, т.е. здесь при сравнительно меньших масштабах химического загрязнения, чем в южнее расположенных районах, происходит нарушение их главной функции - производить круговорот химических элементов. Основной экономической особенностью Мурманской области является природоразрушающий тип природопользования, что обусловлено народнохозяйственной специализацией ее экономики, как поставщика различных видов природных ресурсов на рынки страны и мира. Основными источниками химического загрязнения в регионе на протяжении длительного срока (от 50 до 80 лет) являются горно-металлургические, горно-химические, металлургические и горные предприятия Кольского ГПК, а также сопряженные с ними энергетические и транспортные предприятия. Масштабы производства на комбинатах Кольского ГПК так велики, что они представляют собой промышленно-транспортные узлы, для которых характерно наличие мощной теплоэлектростанции или нескольких котельных и развитой внутрипроизводственной транспортной сети, протяженность которой иногда превышает сотню километров. Поэтому одной из особенностей химического загрязнения в районах расположения горнопромышленных предприятий является распространение его на всю территорию промышленного узла, в т.ч. и на селитебную территорию. Химические загрязняющие вещества на предприятиях Кольского ГПК образуются в результате ведения технологических процессов в добывающем и обогатительном секторах, а также в процессах очистки и размещения промышленных отходов. Некоторые предприятия Кольского ГПК имеют высокие трубы (90 и 120 м), что обусловливает аэротехногенное химическое загрязнение по направлениям розы ветров данного района. Этим объясняется загрязнение соединениями меди, железа и марганца рек восточной части Кольского полуострова, где в радиусе 200 км отсутствует промышленность, и трансграничные переносы загрязняющих веществ. Нестационарными источниками поступления химических веществ в атмосферу являются взрывные работы в карьерах, в результате которых в нее попадает не только пыль, но и компоненты взрывчатых веществ, а также автотранспорт, вклад которого в общий объем загрязнения воздуха, воды и почв постоянно растет. Складируемые твердые отходы горного и обогатительного производств за время функционирования предприятий Кольского ГПК превратились в «техногенные месторождения» и занимают тысячи и десятки тысяч гектаров земли. По законам природы они подвергаются процессам выветривания и выщелачивания, т.е. являются источником химического загрязнения атмосферы, почв и водных источников. Также ежегодно вместе со сбросами предприятий горнопромышленного комплекса десятки и десятки тысяч тонн химических веществ попадают в водоемы. Одна часть этих веществ растворяется и превращает питьевую воду в непитьевую, другая - остается в донных осадках, т.е. медленно отравляет водоем, еще одна - переносится по течению и попадает в бассейн моря, к которому принадлежит водоем. Таким образом, к приоритетным загрязняющим химическим веществам в районах размещения предприятий Кольского ГПК можно отнести следующие: - оксиды тяжелых металлов, которые попадают в окружающую среду в результате потерь продукции и неполного извлечения полезных компонентов, выбросов автотранспорта или некомплексного использования руд; - сернистый газ, окислы азота и их соединения, как результат применения технологий получения концентратов металлов и руд, взрывных работ, а также сжигания топлива ; - пыли, различные по химическому составу в зависимости от состава руды; - нефтепродукты; - твердые промышленные отходы из искусственных химических материалов (тара, упаковка). Особенностью экономики предприятий-недропользователей является ограничение их жизненного цикла запасами руды, поэтому в стратегических планах компаний, в состав которых входят предприятия Кольского ГПК, отсутствуют намерения замены технологий обогащения полезных ископаемых на экологически чистые. Все известные инвестиционные стратегии предприятий Кольского ГПК направлены на развитие добывающего сектора, их реализация требует значительных инвестиций. Финансовые риски в этом случае оправданы только для предприятий - экспортеров продукции на мировые рынки.. Проекты технологического обновления и реконструкции, например, на предприятиях Кольской горно-металлургической компании, затрагивают только отдельные части технологической цепочки, и их реализация во многом стала возможна благодаря международным соглашениям на государственном уровне, или как результат поиска путей диверсификации производства и продукции в условиях кризисного перехода на рыночную систему хозяйства. Таблица Динамика выбросов и сбросов химических загрязняющих веществ в атмосферу и в водные источники от стационарных источников и автотранспорта в Мурманской области, тонн в год
По нашему мнению, перспективным направлением процесса реструктуризации горнодобывающих производств в условиях стабилизации и улучшения их финансового положения будет являться комплексная переработка многокомпонентных руд Кольского полуострова. На этом направлении возможно применить прогрессивные технологии обогащения и очистки промышленных отходов и добиться экономической эффективности за счет получения новых продуктов или ресурсосбережения [2,3]. Однако при этом угроза роста химического загрязнения региона увеличивается, т.к. следует ожидать роста массы как основных загрязнителей, так и специфических загрязнителей. По этой причине в перспективе возрастает актуальность совершенствования механизма защиты окружающей среды от химического загрязнения. Основным показателем конечной эффективности государственного механизма защиты окружающей среды от химического загрязнения должно стать снижение количества химических веществ, размещаемых в окружающей среде, а не нынешние показатели величины штрафов на рубль оплаты труда работников природоохранных служб или величина снижения загрязнения в расчете на одного работника этой службы. По данным «Докладов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов Мурманской области в 1997 - 2005 годах» и статистики по охране окружающей среды[4] Данные о динамике поступления химических веществ в экосистемы региона за последние 15 лет свидетельствуют о низкой эффективности действующего государственного механизма сохранения качества окружающей среды. Значительное снижение наблюдается только по сернистому газу (в 2,55 раза по сравнению с 1990 г.), что объясняется кризисным сокращением объемов производства на предприятиях Кольского ГПК и реконструкцией плавильных цехов комбинатов «Североникель» и «Печенганикель». Основными недостатками существующего защиты окружающей среды от химического загрязнения, кроме отсутствия ориентирования на конечный результат и неполного учета особенностей региона, являются следующие: - недостаточная научно-методическая обоснованность экономических и административных инструментов, - недостоверность методов оценки рисков химического загрязнения, - отсутствие взаимодействия органов мониторинга, контроля и экспертизы, - недостаточная интеграция систем социально-гигиенического и экологического мониторингов; - закрытость информации о величине и опасности химического загрязнения для населения, органов местного самоуправления и общественных организаций. Все эти недостатки тесно коррелируют друг с другом и взаимно усугубляют проблему эффективности управления качеством окружающей среды. Национальными стандартами качества окружающей среды являются предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих химических веществ, которые носят характер искусственно созданного инструмента и применяются по причине отсутствия другого критерия для определения экологической чистоты территории. Кроме того, разработаны они только для человека и рыб, тесно связанных с ним по пищевой цепи, безопасность этих концентраций для других живых организмов не учитывается. Величина стандартов ненадежна и должна постоянно пересматриваться в связи с новыми данными науки. Однако с 80-х годов прошлого столетия, когда ПДК были зарегистрированы во Всемирной Организации Здравоохранения, этого не происходит. Не осуществляется разработка ПДК для новых химических соединений, которые уже реально присутствуют в окружающей среде. В связи с этим оценка уровня химического загрязнения сегодня является неполной, также в ней не учитывается синергетический эффект от совместного существования различных видов химических веществ. Между тем именно на коэффициентах агрессивности химических загрязнителей, рассчитываемых на основе ПДК, базируются ставки платы за их размещение в окружающей среде. Стоимостная оценка ставок платы за тот или иной загрязнитель была получена на основе данных об объемах и структуре загрязнения и природоохранных затратах в 80-х годах прошлого века в СССР. Ежегодная корректировка с 1994 года ставок платы на темпы инфляции и замена экологических платежей на экологические налоги не устранила проблему их пересмотра, в первую очередь, по причине структурных изменений в природоохранной деятельности страны, затрат на нее и соотношения рубля к доллару. Анализ экологического налогообложения предприятий Кольского ГПК показывает, что его ежегодная величина незначительна по сравнению с чистой прибылью предприятия и гораздо меньше, чем потребный годовой объем инвестиций на внедрение экологически чистых технологий или современных технологий очистки выбросов (сбросов), основным источником которого и является прибыль. Поэтому крупнейшие предприятия Кольского ГПК в последние годы старательно платят экологические налоги и даже приобретают новое аналитическое оборудование для ведомственного мониторинга. В связи с этим результаты проверок территориально уполномоченных органов Росприроднадзора и Ростехнадзора чаще всего имеют положительное заключение. Таким образом, экологическая стратегия крупнейших и прибыльных предприятий Кольского ГПК нацелена на то, чтобы платить экологические налоги за химическое загрязнение среды в существующем размере и даже в большем, но не вкладывать средства в экологизацию производства, т.е. продолжать легитимно загрязнять окружающую среду. Действующий государственный механизм охраны качества окружающей среды в целом не препятствует реализации этой стратегии. Претензии к загрязнителям окружающей среды можно предъявить на основе данных мониторинга качества среды. На наш взгляд, именно для этого направления природоохранной деятельности сегодня характерен ряд существенных недостатков. Прежде всего, следует отметить, что в соответствии с федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 г. функции по его проведению разделены между территориально уполномоченными федеральными органами и органами субъекта федерации таким образом: на крупнейшие предприятия Кольского ГПК доступ региональным и муниципальным природоохранным органам закрыт. При разделе полномочий региональные органы также потеряли материальную базу для мониторинга и контроля и вынуждены ее восстанавливать. Мониторинг качества различных природных сред на территории субъекта федерации осуществляют более 12 органов различного подчинения без учета привлекаемых научных организаций. Проблема качества мониторинга окружающей среды является сложнейшей междисциплинарной научной проблемой во всем мире. По нашему мнению, в регионе ее усугубляют недостаточное финансирование развития сети наблюдений и лабораторной аналитической и инструментальной базы. Например, наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2005 г. проводились только в 10 промышленных центрах Мурманской области на 19 постах. С 1997 г. не восстановлен пост наблюдений в г. Ковдор. Проведение мониторинга качества поверхностных, подземных и морских вод требует значительных экспедиционных затрат и дорогостоящего оборудования, а также развития сети лабораторного аналитического контроля. По показателю суммарного загрязнения химическими веществами атмосферного воздуха (ИЗА), который «позволяет учитывать концентрацию 5 приоритетных для территории загрязняющих веществ и предоставлять уровень загрязнения одним числом» в 2005 г. повышенное загрязнение воздуха отмечалось только в г. Заполярном и г. Мончегорске[4]. Во всех остальных городах области оно было «ниже среднего по стране». Этот результирующий вывод, вероятно, нужен для межрегиональных сравнений по Российской Федерации. Однако, для формирования управленческих решений в области охраны окружающей среды и охраны здоровья населения региона он даже вреден, т.к. может использоваться для оправдания бездействия природоохранных органов всех уровней управления. По данным тех же мониторинговых служб, в городах Мурманск, Заполярный, Кандалакша, Апатиты, Оленегорск на протяжении десятков лет наблюдается превышение среднегодовых концентраций загрязняющих веществ и максимальные разовые концентрации отдельных химических веществ в атмосферном воздухе кратно выше национальных стандартов качества. По критерию многолетнего нарушения ПДК в соответствии с российским законодательством эти города можно включать в список городов с неблагоприятной экологической обстановкой, как же, как Мончегорск и Заполярный. Литература 1.Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. - М.-2002. -408с. Научные основы химии и технологии переработки комплексного сырья том 2
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 853 |