Конвои на север |
30 июля 1941 года в Москве состоялась встреча И.В. Сталина с личным представителем президента США Г. Гопкинсом. В ходе переговоров было решено использовать для поставок в СССР Архангельский порт, который будет открыт круглый год. Зимой ледоколы будут проводить транспорт и военные корабли до причалов Архангельска и Молотовска (Северодвинска). И уже 31 августа 1941 года первый конвой под названием «Дервиш» прибыл в Архангельск, семь транспортов: шесть английских и один датский - пришли благополучно, доставив в Советский Союз эскадрилью истребителей «Харрикейн», грузовые автомашины, мины, бомбы и груз каучука. Так начались поставки по ленд-лизу в Архангельск и Мурманск. Охрану транспорта от Исландии или Англии осуществляли военные корабли США и Англии. Они сопровождали суда до Мурманска, а дальше, до Архангельска, проводили корабли Северного флота. Организация проводки конвоев была отлажена очень чётко, в том числе и в зимнее время с участием ледоколов. Были определены два основных маршрута Северных конвоев: зимний и летний. Зимний маршрут пролегал от Архангельска и Мурманска на север, затем на запад, примерно до о. Ян-Майен, и от него на юг к Шотландии (Лох-Юи). Летний маршрут шёл также на север до кромки льдов, затем на запад, юго-запад к Исландии и Шотландии. Принцип был чисто практический - подальше от базирования немецкой авиации и подводных лодок на норвежской территории. Но бомбардировщики, торпедоносцы, подводные лодки достигали указанных маршрутов. Их цель была чётко обозначена - прерывать конвой, топить транспорты, не допускать доставки военных грузов в СССР. Насколько немцам удавалось это делать, говорят потери транспортов в Северных конвоях (см. таблицу за 1941-1945 годы). Особенно тяжёлым был 1942 год, когда понесли самые большие потери. Особенно конвои PQ-17 (23 судна), PQ-18 (13 судов), PQ-16 (7 судов). Но даже в этот год потери транспортов были порядка 22% и, по признанию У. Черчилля, их нельзя было считать недопустимыми. Немецкое командование ставило задачу полностью парализовать движение конвоев, для этого в Норвегию были направлены дополнительные подводные лодки и бомбардировщики, но цель не была достигнута: конвои шли, грузы доставлялись на Восточный фронт. Проложена железная дорога от района Экономия до станции Исакогорка, в том числе по льду Северной Двины. За 1941 - 1944 годы в порту было разгружено 252 судна. Если судно имело большую осадку, его направляли в Молотовск, там частично разгружали до проходной осадки и заводили в порт Архангельск. Поставки на Север России составляли менее четверти от всего объёма поставок по ленд-лизу в СССР, но это направление имело очень важное значение. Через порты Архангельск и Мурманск шёл кратчайший путь к линии фронта. А грузы были очень важные - самолёты, танки, артиллерия, боеприпасы, горючее, продовольствие, медикаменты, одежда. Суда Северного государственного морского пароходства принимали участие в Северных конвоях. Судов было мало, все паровые, тихоходные, но шли через океан наравне с транспортами США, Англии и других стран антигитлеровской коалиции. Экипажи обучались владению установленными на судах орудиями и мужественно защищались от нападений с воздуха и воды. В военные годы в Архангельске, Мурманске, Владивостоке часто слышалось выражение «ленд-лиз». Ленд-лиз - это особые принципы поставки грузов военного назначения из США. До войны в США существовал закон о нейтралитете, по которому Америка не имела права поставлять любые грузы воюющим державам. В предвоенные годы Англия постоянно вела войну в своих колониях, а США не могли ей помогать. В 1940 году президент США Франклин Рузвельт придумал закон о ленд-лизе, провёл его через Конгресс, где был принят 11 марта 1941 года. Так США получили юридическое право оказывать помощь воюющим странам, при этом резко поднять и развивать свою оборонную и другие промышленности. Закон о ленд-лизе существовал до конца июня 1946 года. На заграничных линиях в конвоях в большинстве своём работали английские и американские суда, однако и наши принимали участие в перевозках по ленд-лизу, подвергаясь общей опасности, грозящей конвоям с воздуха, воды и из-под воды. В порт назначения не вернулись суда Северного государственного морского пароходства
О том, как погибли эти суда и моряки, вы можете прочесть в книге Александра Сомкина «Мы помним вас...», выпущенной в Архангельске издательством имени Ломоносова в 1995 году. Кроме того, имена всех моряков, погибших на этих судах, можно найти на стеле Памяти, установленной в вестибюле Управления пароходства.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1901 |