Главная Конвои на север
Конвои на север Печать E-mail

30 июля 1941 года в Москве состоялась встреча И.В. Сталина с личным представителем президента США Г. Гопкинсом. В ходе переговоров было решено использовать для поставок в СССР Архангельский порт, который будет открыт круглый год. Зимой ледоколы будут проводить транспорт и военные корабли до причалов Архангельска и Молотовска (Северодвинска). И уже 31 августа 1941 года первый конвой под названием «Дервиш» прибыл в Архангельск, семь транспортов: шесть английских и один датский - пришли благополучно, доставив в Советский Союз эскадрилью истребителей «Харрикейн», грузовые автомашины, мины, бомбы и груз каучука. Так начались поставки по ленд-лизу в Архангельск и Мурманск.

Охрану транспорта от Исландии или Англии осуществляли военные корабли США и Англии. Они сопровождали суда до Мурманска, а дальше, до Архангельска, проводили корабли Северного флота. Организация проводки конвоев была отлажена очень чётко, в том числе и в зимнее время с участием ледоколов.

Были определены два основных маршрута Северных конвоев: зимний и летний. Зимний маршрут пролегал от Архангельска и Мурманска на север, затем на запад, примерно до о. Ян-Майен, и от него на юг к Шотландии (Лох-Юи).

Летний маршрут шёл также на север до кромки льдов, затем на запад, юго-запад к Исландии и Шотландии. Принцип был чисто практический - подальше от базирования немецкой авиации и подводных лодок на норвежской территории. Но бомбардировщики, торпедоносцы, подводные лодки достигали указанных маршрутов. Их цель была чётко обозначена - прерывать конвой, топить транспорты, не допускать доставки военных грузов в СССР. Насколько немцам удавалось это делать, говорят потери транспортов в Северных конвоях (см. таблицу за 1941-1945 годы).

Особенно тяжёлым был 1942 год, когда понесли самые большие потери. Особенно конвои PQ-17 (23 судна), PQ-18 (13 судов), PQ-16 (7 судов). Но даже в этот год потери транспортов были порядка 22% и, по признанию У. Черчилля, их нельзя было считать недопустимыми.

Немецкое командование ставило задачу полностью парализовать движение конвоев, для этого в Норвегию были направлены дополнительные подводные лодки и бомбардировщики, но цель не была достигнута: конвои шли, грузы доставлялись на Восточный фронт.
В ноябре 1941 года Государственный Комитет Обороны принимает решение об улучшении работы Архангельского порта, то есть увеличении его пропускной способности. Представителем ГКО в Архангельск назначается Дмитрий Иванович Папанин. Направляются люди и материальные ресурсы для быстрой разгрузки судов и отправки грузов. Днём и ночью работает порт, отправляя составы на фронт.

Проложена железная дорога от района Экономия до станции Исакогорка, в том числе по льду Северной Двины. За 1941 - 1944 годы в порту было разгружено 252 судна. Если судно имело большую осадку, его направляли в Молотовск, там частично разгружали до проходной осадки и заводили в порт Архангельск.

Поставки на Север России составляли менее четверти от всего объёма поставок по ленд-лизу в СССР, но это направление имело очень важное значение. Через порты Архангельск и Мурманск шёл кратчайший путь к линии фронта. А грузы были очень важные - самолёты, танки, артиллерия, боеприпасы, горючее, продовольствие, медикаменты, одежда.

Суда Северного государственного морского пароходства принимали участие в Северных конвоях. Судов было мало, все паровые, тихоходные, но шли через океан наравне с транспортами США, Англии и других стран антигитлеровской коалиции. Экипажи обучались

владению установленными на судах орудиями и мужественно защищались от нападений с воздуха и воды.

В военные годы в Архангельске, Мурманске, Владивостоке часто слышалось выражение «ленд-лиз».

Ленд-лиз - это особые принципы поставки грузов военного назначения из США. До войны в США существовал закон о нейтралитете, по которому Америка не имела права поставлять любые грузы воюющим державам. В предвоенные годы Англия постоянно вела войну в своих колониях, а США не могли ей помогать. В 1940 году президент США Франклин Рузвельт придумал закон о ленд-лизе, провёл его через Конгресс, где был принят 11 марта 1941 года. Так США получили юридическое право оказывать помощь воюющим странам, при этом резко поднять и развивать свою оборонную и другие промышленности. Закон о ленд-лизе существовал до конца июня 1946 года.

На заграничных линиях в конвоях в большинстве своём работали английские и американские суда, однако и наши принимали участие в перевозках по ленд-лизу, подвергаясь общей опасности, грозящей конвоям с воздуха, воды и из-под воды.

В порт назначения не вернулись суда Северного государственного морского пароходства

№ п/п

Судно

Дата гибели

Место гибели

Погибло человек

Примечания

1

«Поморье»

22.08.1941

Белое море

32

Подорвался на мине

2

«Родина»

05.07.1942

Около Исландии

36

Подорвался на мине

3

«Вишера»

10.07.1942

Баренцево море

4

От авиабомб

4

«Крестьянин»

01.08.1942

Баренцево море

5

Торпедирован

5

«Комсомолец»

17.08.1942

Баренцево море

 

Расстрелян

артогнем

п/л U-209

6

«Уфа»

20.01.1943

Баренцево море

39

Погиб в одиночном плавании

7

«Шквал»

02.08.1943

Баренцево море

46

Подорвался на мине

8

«Диксон»

28.08.1943

Карское море

0

Торпедирован

9

«Тбилиси»

06.09.1943

Енисейский залив

1

Подорвался на мине

10

«Архангельск»

30.09.1943

Карское море

14

Торпедирован

11

«Марина Раскова»

12.08.1944

Карское море

23

225

пассажиров погибло, торпедирован

12

«Муссон»

15.11.1944

Баренцево море

6

Подорвался на мине

13

«Революция»

03.12.1944

Баренцево море

22

Торпедирован

14

«Тбилиси»

30.12.1944

Баренцево море

11

Торпедирован

15

«Онега»

22.04.1945

Баренцево море

8

Торпедирован

 

О том, как погибли эти суда и моряки, вы можете прочесть в книге Александра Сомкина «Мы помним вас...», выпущенной в Архангельске издательством имени Ломоносова в 1995 году. Кроме того, имена всех моряков, погибших на этих судах, можно найти на стеле Памяти, установленной в вестибюле Управления пароходства.

Ветераны XX века


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.116.63.174

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .