Созидатель |
Начальником Северного морского пароходства Сергей Иванович Кузнецов стал в марте 1962 года, сменив Д.В. Дудина, у которого он был заместителем. В дальнейшем целое поколение моряков, портовиков, судоремонтников, работников береговых подразделений пароходства были так или иначе связаны с этим замечательным человеком, талантливым руководителем, государственным мужем. Это сейчас ОАО «СМП» стало судоходной компанией, в составе которой флот и управление им. А в период с 1934 по 1991 год это было комплексное предприятие морского транспорта. В состав СМП входили: транспортный, пассажирский и технический флот, пять морских портов, два судоремонтных завода, БТО флота. Базовая электрорадионавигационная камера, своя база снабжения, огромная социальная сфера - жилой фонд, детские сады, пионерский лагерь, Дворец культуры моряков с Интерклубом и многое другое. Работали в пароходстве около 20 тысяч человек. Четверть века у руля огромного хозяйства стоял Сергей Иванович Кузнецов, успешно развивая и приумножая материальную базу, причём планомерно: флот, портовое хозяйство, кадры, социальные структуры. Это был, без преувеличения, «золотой период» в жизни коллектива пароходства. В 1962 году был принят первый теплоход серии «Волголес» («Андомалес»), построенный в Польше. Началась вторая «техническая революция» - замена паровых судов дизельными. До 1980 года в состав СМП принято 169 новых теплоходов (лесовозов), четыре пассажирских судна, новые землесосы. Так бурно развивался и пополнялся флот в СМП, да и в других пароходствах Советского Союза. За годы работы на судах и в управлении пароходства я видел Сергея Ивановича всегда нацеленным на решение конкретных и нужных задач. Слово «проблема» в то время не употребляли, верили, что всё решаемо, если умело работать. Приходил Сергей Иванович на работу раньше всех, шёл в диспетчерскую, просматривал радиограммы с судов и береговых подразделений. И, сообразуясь с текущими делами, выстраивал план на предстоящий рабочий день. Расстановка флота, обстановка на строящихся объектах, снабжение, люди - всё видел и всё знал начальник Кузнецов. Он был собиратель, строитель и созидатель по характеру, по стилю руководства. Сергей Иванович утверждал: «Первый руководитель должен лично заниматься капитальным строительством и развитием предприятия». И сам следовал этому принципу неукоснительно. Постоянно бывал на строящихся объектах, вёл диспетчерские совещания прямо на стройке, давал поручения руководителям, много забот брал на себя. В период его работы (1962-1986 гг.) пароходство много строило, ремонтировало, наращивало объёмы хозяйства. Были построены новое здание управления пароходства, Морской-речной вокзал, грузовой район Экономия с жилым комплексом, профилакторий «Меридиан», Дворец культуры моряков с Интерклубом, плавбассейн «Водник», здание вычислительного центра (теперь там сплошные магазины), поликлиника водников и комплекс больницы имени Н.А. Семашко (стационар), пионерский лагерь «Беломорец», огромная база снабжения (МТО) на левом берегу Двины и на Бакарице, целые улицы жилых домов для работников пароходства, а также детские сады для их детей. Шла реконструкция СРЗ «Красная Кузница» и Лайского СРЗ, благоустраивались дороги и жилой фонд, наращивали объёмы работ заводы и порты, флот и БТО. Ежегодно что-то прибавлялось в пароходстве. Вспомним, как в 1975 году при содействии Сергея Ивановича впервые наши суда начали доставлять грузы геологам, ведущим разведку нефти и газа на побережье северных морей. Появилась совершенно новая технология - «ледовый причал». Первым ушёл на Варандей «Валдайлес» под проводкой ледокола «Василий Прончищев». Ежегодно в марте-апреле начали ходить суда на Дресвянку, Вангурей, Харасавэй, на Ямал. К разведке нефти и газа на 28 месторождениях моряки имеют самое прямое отношение. В том же году, и снова впервые, началась круглогодичная навигация в Архангельском морском порту, причём регулярно действует до сих пор. Под руководством Сергея Ивановича была проделана серьёзная техническая и кадровая подготовка. И что это дало? Круглогодичную работу лесозаводам города, дополнительную валюту стране, развитие флота и новых технологий. При непосредственном участии Сергея Ивановича ещё ранее, в апреле 1971 года, ледоколы СМП «Василий Прончищев» и «Пётр Пахтусов» взломали лёд на Северной Двине, а ледокольные буксиры спустили его в море. До ледохода городской рейд, рукава Северной Двины были уже свободными ото льда. С той весны и по настоящее время Архангельск не знает наводнений, не «плавает» Соломбала и другие районы города. Во время этих ледовых операций на ходовом мостике ледокола часто видели солидную фигуру начальника пароходства. В поле зрения Сергея Ивановича всегда были кадры плавсостава и управления СМП. После рейса он лично встречался с капитанами, часто бывал на судах и беседовал с моряками. Это было его твёрдым правилом, этого же требовал от заместителей, руководителей отделов и служб: быть в курсе дел на судах, знать настроение в экипажах. Информационные службы не упускали случая побывать на судах, стоящих в Архангельске. Кадровый состав при Сергее Ивановиче был стабильным. Лучшие капитаны, старшие механики становились заместителями начальника, возглавляли отделы и службы. Так, капитаны В.П. Коковин, Г.А. Веретнов, В.Г. Забелин работали заместителями начальника пароходства до выхода на заслуженный отдых. Молодой тогда старший механик А.Н. Гагарин в 1986 году стал начальником пароходства, сменив Кузнецова. Примеров стабильной кадровой политики много. У Сергея Ивановича были хорошие деловые отношения с руководством города, области, министерства. Со всеми он мог найти общий язык, достичь взаимопонимания. А это редкий дар руководителя. По-деловому, спокойно вёл Сергей Иванович диспетчерские, совещания и заседания Совета пароходства в своём кабинете. Шесть лет я принимал в этом участие и видел, как всё было. Если у кого-то в напряжённые моменты сдавали тормоза и повышался голос, Сергей Иванович спокойно говорил: «Крик делу не помощник. Ищите приемлемое решение». Оставлять какие-либо вопросы открытыми он не позволял. Не в этом ли секрет всеобщего уважения к руководителю и стабильности кадров? Сорок семь лет рабочего стажа в СМП, из них двадцать пять - начальником! За этот период СИ. Кузнецов много сделал для пароходства, города, области. Об этом говорят и правительственные награды: ордена Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, много медалей. Орденская колодка всегда была на его кителе. По всем параметрам Сергей Иванович заслуживает звания «Почётный гражданин города Архангельска». Одно только спасение города от ежегодного весеннего подтопления стоит многого. Очень надеюсь, что долгожданное решение о присвоении ему этого звания будет принято в год 140-летия СМП. Этого события ждут все, кто знает и помнит заслуги Сергея Ивановича Кузнецова.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1356 |