С подъемом судов поможет Терещенко |
«Флот утопленников» в Кольском заливе насчитывает более 120 бывших боевых кораблей и гражданских судовОфицеры, уволенные из Вооруженных Сил, практически всегда встают перед выбором: жить на пенсию, или найти себе применение на гражданском поприще. Подавляющее большинство их них, начиная новый этап своей жизни, выбирают второй путь. Ведь и возраст еще трудоспособный, сил и энергии достаточно, знания, опыт и организаторские способности в наличии, да и на одну пенсию в нынешних условиях прожить непросто.Один из тех, кто сумел в сложных рыночных условиях начать новое дело, создать компанию и обеспечить работой десятки человек – наш земляк, Владимир Терещенко, капитан второго ранга запаса, в недавнем прошлом старший водолазный специалист Управления аварийно-спасательных работ Северного флота, руководивший водолазными работами при подъеме АПРК «Курск». Созданная им компания ООО «Гидротехсервис» в короткие сроки сумела завоевать высокую репутацию на рынке судоподъемных и гидротехнических работ. Один из примеров успешного выполнения этой компанией государственного заказа – завершение в ночь с 30 на 31 марта 2006 года судоподъемной операции на акватории поселка Белокаменка. Аналогов ей в Кольском заливе не было несколько десятилетий, да и в России за последние полтора десятка лет ничего подобного не производилось. На поверхность был поднят БПК «Удалой», корабль водоизмещением 6850 тонн, длиной 163,5 метра, шириной 19 и высотой по борту 12,2 метра. БПК «Удалой» был заложен для ВМФ СССР 23 июля 1977 года на Прибалтийском заводе “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 5 февраля 1980-го и 24 января 1981 года включен в состав Северного флота. Через семь лет боевой службы, на два года встал на капитальный ремонт и в январе 1990 года вновь вернулся в Североморск. Казалось бы, служить и служить России этому кораблю, но в 1997 году было принято решение о его выводе из состава Северного флота, после чего он долгое время находился в отстое. В конце концов некогда мощный боевой корабль был доставлен на акваторию судоразделочного предприятия, которое разместилось на берегу Кольского залива у поселка Белокаменка. В процессе разделки на плаву с него были срезаны надстройки из алюминиево-магниевого сплава, настил и борта бака до главной палубы, палубные механизмы и устройства, газовые турбины, гребные винты из бронзы. То есть, все ценное, что представляло интерес для предпринимателей-металлистов. От корабля осталось «блюдце», ограниченное частично разделанной верхней палубой и бортами, имеющими к тому же протяженные вырезы до второй палубы. После того, как все, что без особых трудностей и затрат было срезано и продано, то, что осталось от корабля в ноябре 2002 года вдруг «внезапно затонуло». Бывший БПК «Удалой» пополнил состав утопленного в Кольском заливе и ржавеющего на берегу в полузатопленном состоянии «флота». Этот «флот утопленников» сегодня по приблизительным оценкам насчитывает более 120 бывших боевых кораблей и гражданских судов. На первый взгляд корабли-«утопленники» никакого вреда не приносят. Конечно же, обывателю неприятно смотреть на то что из-под воды торчат ржавые, почерневшие от мазута корпуса судов. Но для тех, кто занимается хозяйственной деятельностью, связанной с судоходством, с перевалкой нефтепродуктов, с организацией портового хозяйства, со строительством морских сооружений – это серьезное препятствие, несущее не абстрактную, а вполне реальную угрозу.Трудно представить последствия столкновения, скажем, танкера с затопленным корпусом судна. Да и там, где предстоит выполнять работы по расширению Мурманского морского транспортного порта, в том числе, и на западном берегу Кольского залива, чтобы превратить Мурманск в мощный морской транспортный узел, на дне валяются тысячи тонн металла, которые вызовут серьезные трудности при проведении дноуглубительных и строительных работ. К примеру, затопление у причалов Североморского комбината железобетонных изделий нескольких плавказарм, судов и портальных кранов практически исключило возможность использования выгоднейшей территории, производственных корпусов и причальной стенки для хозяйственных и промышленных предприятий. Хотя желающих разместить здесь тот же нефтеперевалочный комплекс было немало. Подобных фактов можно привести достаточное количество. И это — не говоря о вреде, который наносят «суда-утопленники» экологии. Мониторинг донных осадков показывает, что в местах свалок судов уровень загрязнения тяжелыми металлами, хлорорганическими пестицидами на несколько порядков выше предельно допустимых норм. На этом фоне просто необходимо напомнить, что Кольский залив является рыбохозяйственным водоемом, и через него на нерест в реки идет рыба ценных пород. Понятное дело: Кольский залив необходимо освобождать от «судов-утопленников». В Мурманске имеются компании, имеющие лицензии на утилизацию судов. Но они режут на металлолом корабли или суда, которые передает им Северный флот или рыбаки на плаву. С тем же, что необходимо доставать из-под воды, никто связываться не желает. 31 октября 2005 года в Мурманске под председательством Николая Бережного состоялся Координационный Совет по промышленной и экологической безопасности, который принял решение №6. В нем в том числе поставлены задачи: разработать программу по сбору, переработке, утилизации судов и других плавучих средств, выведенных из эксплуатации в Мурманской области. Похоже, лед тронулся. Государство выделило энную сумму на подъем БПК «Удалой», а решить эту непростую и весьма затратную задачу взялась компания ООО «Гидротехсервис», которая заключила 23 июня 2004 года договор с ЗАО «Зевс». Правда, реальные затраты ООО «Гидротехсервис» на этот судоподъем в полтора раза превысили сумму выделенных бюджетных средств. На вопрос: «А зачем вам было нужно идти на такие затраты, себе в убыток?», генеральный директор компании Владимир Терещенко ответил: «Это было делом чести. Взявшись за гуж, не говори, что не дюж. Мы хотели доказать и себе, и свои партнерам, что нам по силам выполнение таких работ, что мы имеем и специалистов, и техническое оснащение для судоподъема такого масштаба». Что ж, они смогли это доказать.Процесс подъема корабля был непростым. Ситуацию осложняло и то, что корабль затонул с дифферентом на корму и креном на правый борт рядом с причалом, что исключало заведение понтонов с двух сторон. Была нарушена герметичность водонепроницаемых переборок. Водолазам пришлось нарастить борт судна, приварив к корпусу под водой листы стали длиной 200 метров и высотой почти три метра. Водолазам и специалистам «Гидротехсервиса» пришлось загерметизировать все забортные отверстия, иллюминаторы, вырезы в правом борту. С помощью гидромонитора под корпусом корабля были промыты 6 туннелей для протаскивания судоподъемных стропов повышенной прочности. Готовя корабль к подъему, Андрей Минин, Антон Самович, Евгений Бурков, Денис Устинов выполнили почти полторы тысячи спусков под воду. Первая, не совсем удачная попытка поднять судно была выполнена в декабре 2004 года. Оказалось, что предстоит еще немало повозиться с корпусом для его герметизации. Пришлось заняться и корректировкой всего проекта судоподъема. И только когда все было готово, началась завершающая фаза операции, которая окончилась благополучно. О ее масштабах говорит всего один пример: из корпуса судна было откачано почти тридцать тысяч кубометров морской воды. На счету ООО «Гидротехсервис» — дноуглубительные работы у причалов нефтебазы рыбного порта и 35-го СРЗ, очистка дна от тысяч тонн затопленных металлоконструкций, установка тяжелого рейдового оборудования для швартовки супертанкера. В числе значимых операций — выполнение работ по бетонированию плавдока «Паллада», который будет использоваться для транспортировки трехотсечных реакторных блоков утилизированных атомных подводных лодок, очистка дна в Сайда-губе, в результате чего на поверхность было поднято 11 судов. Уверен, что компания «Гидротехсервис» внесет весомый вклад в дело очистки Кольского залива от наследия бесхозяйственности и вседозволенности, когда суда затапливались их владельцами без малейшей ответственности за нанесенный экономике и экологии Мурманской области вред, а деятельность капитана 2 ранга запаса Владимира Терещенко послужит примером тем офицерам, которые вступают в новую для себя «гражданскую» жизнь. Журнал "СЕВЕР промышленный" № 11 2007 г. Еще статьи на тему "Судов":Экономия на топливе грузовых судов Регистрация и освидетельствование маломерных судов О проблемах, связанных с использованием маломерных судов при ведении прибрежного рыболовства Перерегистрация судов прибрежного лова
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5822 |