Гвозди бы делать из этих людей |
Кончилась Великая Отечественная война. Страна поднималась из руин. Для восстановления народного хозяйства нужен металл. А для металла - сырье, в том числе и железо Заполярья. Строительство железорудной базы в Заполярье взято под особый контроль руководством страны. В январе 1949 года на Мурмане образовано Ено-Заимандровское рудоуправление "Колжелруда". В его задачу входило строительство Оленегорского и Енского рудников - основной базы Череповецкого металлургического завода.Поначалу рудоуправление находилось в г. Мончегорске, т. е. более чем за 30 км от Оленегорского месторождения, но в мае 1949 его переводят непосредственно в район строительства. И штаб новостройки размещается в бараке на станции Оленья. В 3-х километрах от станции начинается строительство промышленных объектов и рабочего поселка для прибывающих новоселов. Что за люди это были? Кто ехал в холодный неосвоенный край? Помимо заключенных, чьего согласия не спрашивали, на новостройку прибывало много добровольцев, вольнонаемных. Два раза за послевоенный период, в 1948 и 1952 гг., повышался сельскохозяйственный налог, создавший немало проблем для жителей деревни. Положение там было просто катастрофическим. Несмотря на паспортный режим в городах, многие бежали из деревень. Страна с усилием вставала на ноги, и люди делали свой жизненный выбор, отправляясь туда, где все начиналось с нуля. За плечами у большинства мужчин была война, в сравнении с которой никакие тяготы мирного труда не пугали. Конечно, большую роль сыграла и идеологическая пропаганда, и партийная агитация. "Мы верили, у нас была цель", - вспомнят ветераны. Все это действительно так: преодолеть то, что преодолели они, без веры было бы просто невозможно. Организационный период строительства оказался тяжелым: не хватало рабочих рук, жилья (барак считался роскошью, жили в оставленных геологами землянках), снабжение поначалу тоже не было сытным. Не хватало, наконец, стройматериалов и техники. В начале 1949 сложился костяк небольшого коллектива Ено-Заимандровского рудоуправления с Дмитрием Романовым во главе. Кто таков был самый первый управляющий "Колжелрудой" Романов Дмитрий Александрович? Сохранились лаконичные строчки его автобиографии: "Родился 5 апреля 1903 года в семье крестьянина. С 14-ти летнего возраста жил и работал самостоятельно рабочим и служащим на сплаве и водном транспорте. В 1919 году вступил в комсомол, а в 1925 г. в члены КПСС. После демобилизации из военно-морского флота в 1928 году работал сварщиком, мастером на заводе им. Котлякова и конструктором в институте "Гипроникель" в Ленинграде. Одновременно учился на рабфаке, а потом в Ленинградском политехническом институте, который и окончил в 1936 году по специальности инженер металлург-технолог. Работая в "Гипроникеле" с 1932 по 1937 гг., участвовал в проектировании комбината "Североникель", Южуралникель и других объектах. В марте 1937 года был направлен на строительство комбината "Североникель", где и работал начальником УКСа комбината до февраля 1940 года. В феврале 1940 года назначен управляющим треста "Мурманрыбстрой". В апреле 1941 года избран секретарем Кандалакшского горкома КПСС по промышленности и работал до августа 1945 года. Далее направлен на восстановление г. Мурманска, где и работал управляющим треста "Мурманскстрой". С июня 1948 года по 1957 год работал управляющим рудоуправления "Колжелруда" и заместителем директора Череповецкого металлургического завода. На строительство Оленегорского рудника, который входил в состав рудоуправления "Колжелруда", прибыл в июле 1948 года и с этого времени началась организация Оленегорского рудника и строительного управления "Рудстрой". Проработал здесь до марта 1952 года, потом был переведен в Череповец - заместителем директора металлургического завода"....Рабочая сетка "Колжелруды" еще не была утверждена - в сущности было только рудоуправление - и рабочего № 1, Петра Кукушкина, оформили водителем уазика. Хотя делать ему приходилось все. Укомплектовывался специалистами и Оленегорский рудник, первым маркшейдером стал Николай Вьюшинский. В числе первых были водители автомобилей А. В. Жуков, Г. И. Синягин, лесоруб Т. Т. Веселов, взрывники И. И. Орехов, И. М. Матвеев, слесарь и электрик В. Т. Костусев и В. Н. Брювелейт, рабочие А. Г. Шестаков, П. М. Тельминов, П.В. Максимов, В. И. Сысоев и другие. А пока... 30 душ рабочих, один трактор С-80, бортовая машина, 10 лошадей, тачки, лопаты, ломы - вот все "мощности" нового рудоуправления. Вновь прибывшие подхватывали трудовую эстафету, становясь лесорубами, плотниками, разнорабочими. И вот настал день, которому было суждено войти в историю: 7 августа 1949 года начаты горные работы на Оленегорском руднике. Южная Сопка - Питченварь - отныне перестанет быть бесполезной возвышенностью, установленная здесь стальная четырехугольная пирамида памятного знака провозгласила: "7 августа 1949 г. на этом месте произведена закладка Оленегорского рудника". Событие отметили митингом, погода выдалась просто замечательная - теплынь, солнце. Люди улыбались и шутили, а управляющий рудоуправлением Дмитрий Александрович Романов, взобравшись на "карьерную трибуну", огромный валун, произнес: - Через несколько лет здесь будет построен современный мощный рудник открытых разработок железной руды, из которой на обогатительной фабрике впервые в стране мы получим путем глубокого обогащения высококачественный железорудный концентрат для строящегося Череповецкого металлургического завода. Дело нашей чести - построить в срок все объекты горно-обогатительного комплекса и дать готовую продукцию. Так было положено начало железорудной промышленности на Кольском полуострове. 7 августа 1949 года (по некоторым источникам - днем позже, 8-го августа) был заложен первый каменный 12-ти квартирный дом на улице Строительной, 5. Это был праздник со слезами радости на глазах. Вокруг экскаватора собрались строители, играл оркестр. Состоялся митинг. В котлован бросали монеты, кто-то бросил бутылку шампанского. Первые кубометры грунта для фундамента будущего дома вынул Никита Демкин. В фундамент была замурована капсула для потомков с именами первых строителей. Слесарь А. Янит, каменщик А. Никитенко, кузнец Е. Стеценко, плотники М. Горощенков и М. Удальцов, землекоп-бетонщик М. Краснослободцев замуровали следующий документ: "Волей Коммунистической партии и советского народа здесь заложен Оленегорск. 7 августа 1949 г." 8 конце августа произошло следующее знаменательное событие - с Уралмашзавода на станцию Оленья прибыл первый трехкубовый экскаватор СЭ-3. Монтаж произвели там же, на станции, и когда была готова линия электропередачи, стали перегонять машину в рудник. - Он полз, как гигантская черепаха, со скоростью 700 метров в час, - вспоминали потом шоферы Георгий Игнатьевич Синягин, Владимир Александрович Меловиков и механик Георгий Иосифович Зюзин. Едва вышли со станции, ветер будто с цепи сорвался. Через несколько сотен метров приходилось подключать электрический кабель прямо к воздушной линии. Дальше пошло еще хуже. Плохая рыхлая дорога не выдерживала 160-тонной тяжести машины и оседала, пытаясь засосать экскаватор. Рабочие таскали шпалы с идущего сзади грузовика, бросали их под гусеницы. Экскаватор вдавливал в дорогу целые клети шпал и шел дальше, чтобы остановиться через сотню-другую метров. Считанные километры от станции до рудника преодолевали... полторы недели. Наконец 18 февраля 1950 г. экскаватор занял свое рабочее место на горизонте 206 м Южной Сопки Оленегорского месторождения. Перегонка была очень рискованной, но обошлось без аварий. После 3-х дневного испытания на месте экскаватор сдали в эксплуатацию. А первыми машинистами на нем работали Г. И. Синягин, В. А. Меловиков, их помощниками - А. Г. Шестаков, П. М. Тельминов, электриками - В. Т. Костусев и В. Н. Брювелейт. Специалистов было мало, людей приходилось учить обращению с техникой на ходу. Ныне покойный механик Георгий Иосифович Зюзин рассказывал, как ходил на станцию "за кадрами": высматривал подходящих людей и вербовал на стройку прямо с поезда. Люди перенимали друг у друга ремесло, щедро делились тем, что умели сами. На лету ловили все новое. Так электрик Костусев одним из первых переучился на экскаваторщика. Позже обучил этой профессии многих молодых рабочих. А Петр Кукушкин уже прибыл механизатором широкого профиля: шофер ГАЗ-67, машинист автокрана, экскаватора, бригадир монтажной группы экскаватора № 4. Николай Маклаков начал с разнорабочего, затем работал на буровом станке и экскаваторах. Иван Архипенко в 50-м был молотобойцем на руднике. Дальний трудовой путь фронтовика Архипенко поражает достижениями: машинист станка канатного-ударного бурения БС-1, помощник машиниста, а затем и машинист экскаватора. И всем, за что ни брался, овладевал Архипенко в совершенстве. Люди росли вместе со строящимся комбинатом. Пересели из-за баранки автомобиля в кабины экскаваторов В. А. Клочихин и А. Г. Гаркуша, машинистами буровых станков стали разнорабочие В. К. Проворов, П. С. Матвейчук, возчики рудника Н. А. Мингазов, П. А. Патраков. Такое было время. Такими были люди.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4351 |