Главная Гвозди бы делать из этих людей
Гвозди бы делать из этих людей Печать E-mail

Кончилась Великая Отечественная война. Страна поднималась из руин. Для восстановления народного хозяйства нужен металл. А для металла - сырье, в том числе и железо Заполярья.

Строительство железорудной базы в Заполярье взято под особый контроль руководством страны.

В январе 1949 года на Мурмане образовано Ено-Заимандровское рудоуправление "Колжелруда". В его задачу входило строительство Оленегорского и Енского рудников - основной базы Череповецкого металлургического завода.

Поначалу рудоуправление находилось в г. Мончегорске, т. е. более чем за 30 км от Оленегорского месторождения, но в мае 1949 его переводят непосредственно в район строительства. И штаб новостройки размещается в бараке на станции Оленья.

В 3-х километрах от станции начинается строительство промышленных объектов и рабочего поселка для прибывающих новоселов.

Что за люди это были? Кто ехал в холодный неосвоенный край?

Помимо заключенных, чьего согласия не спрашивали, на новостройку прибывало много добровольцев, вольнонаемных.

Два раза за послевоенный период, в 1948 и 1952 гг., повышался сельскохозяйственный налог, создавший немало проблем для жителей деревни. Положение там было просто катастрофическим. Несмотря на паспортный режим в городах, многие бежали из деревень.

Страна с усилием вставала на ноги, и люди делали свой жизненный выбор, отправляясь туда, где все начиналось с нуля. За плечами у большинства мужчин была война, в сравнении с которой никакие тяготы мирного труда не пугали. Конечно, большую роль сыграла и идеологическая пропаганда, и партийная агитация. "Мы верили, у нас была цель", - вспомнят ветераны. Все это действительно так: преодолеть то, что преодолели они, без веры было бы просто невозможно.

Организационный период строительства оказался тяжелым: не хватало рабочих рук, жилья (барак считался роскошью, жили в оставленных геологами землянках), снабжение поначалу тоже не было сытным. Не хватало, наконец, стройматериалов и техники.

В начале 1949 сложился костяк небольшого коллектива Ено-Заимандровского рудоуправления с Дмитрием Романовым во главе.

Кто таков был самый первый управляющий "Колжелрудой" Романов Дмитрий Александрович? Сохранились лаконичные строчки его автобиографии: "Родился 5 апреля 1903 года в семье крестьянина. С 14-ти летнего возраста жил и работал самостоятельно рабочим и служащим на сплаве и водном транспорте. В 1919 году вступил в комсомол, а в 1925 г. в члены КПСС.

После демобилизации из военно-морского флота в 1928 году работал сварщиком, мастером на заводе им. Котлякова и конструктором в институте "Гипроникель" в Ленинграде. Одновременно учился на рабфаке, а потом в Ленинградском политехническом институте, который и окончил в 1936 году по специальности инженер металлург-технолог. Работая в "Гипроникеле" с 1932 по 1937 гг., участвовал в проектировании комбината "Североникель", Южуралникель и других объектах. В марте 1937 года был направлен на строительство комбината "Североникель", где и работал начальником УКСа комбината до февраля 1940 года. В феврале 1940 года назначен управляющим треста "Мурманрыбстрой". В апреле 1941 года избран секретарем Кандалакшского горкома КПСС по промышленности и работал до августа 1945 года.

Далее направлен на восстановление г. Мурманска, где и работал управляющим треста "Мурманскстрой". С июня 1948 года по 1957 год работал управляющим рудоуправления "Колжелруда" и заместителем директора Череповецкого металлургического завода. На строительство Оленегорского рудника, который входил в состав рудоуправления "Колжелруда", прибыл в июле 1948 года и с этого времени началась организация Оленегорского рудника и строительного управления "Рудстрой". Проработал здесь до марта 1952 года, потом был переведен в Череповец - заместителем директора металлургического завода".

...Рабочая сетка "Колжелруды" еще не была утверждена - в сущности было только рудоуправление - и рабочего № 1, Петра Кукушкина, оформили водителем уазика. Хотя делать ему приходилось все.

Укомплектовывался специалистами и Оленегорский рудник, первым маркшейдером стал Николай Вьюшинский.

В числе первых были водители автомобилей А. В. Жуков, Г. И. Синягин, лесоруб Т. Т. Веселов, взрывники И. И. Орехов, И. М. Матвеев, слесарь и электрик В. Т. Костусев и В. Н. Брювелейт, рабочие А. Г. Шестаков, П. М. Тельминов, П.В. Максимов, В. И. Сысоев и другие.
Это они возьмут и первый кубометр вскрышных пород, и первую тонну железной руды. Заложат первый каменный жилой дом и фундамент первой очереди обогатительной фабрики.

А пока... 30 душ рабочих, один трактор С-80, бортовая машина, 10 лошадей, тачки, лопаты, ломы - вот все "мощности" нового рудоуправления. Вновь прибывшие подхватывали трудовую эстафету, становясь лесорубами, плотниками, разнорабочими.

И вот настал день, которому было суждено войти в историю: 7 августа 1949 года начаты горные работы на Оленегорском руднике. Южная Сопка - Питченварь - отныне перестанет быть бесполезной возвышенностью, установленная здесь стальная четырехугольная пирамида памятного знака провозгласила: "7 августа 1949 г. на этом месте произведена закладка Оленегорского рудника". Событие отметили митингом, погода выдалась просто замечательная - теплынь, солнце. Люди улыбались и шутили, а управляющий рудоуправлением Дмитрий

Александрович Романов, взобравшись на "карьерную трибуну", огромный валун, произнес:

- Через несколько лет здесь будет построен современный мощный рудник открытых разработок железной руды, из которой на обогатительной фабрике впервые в стране мы получим путем глубокого обогащения высококачественный железорудный концентрат для строящегося Череповецкого металлургического завода. Дело нашей чести - построить в срок все объекты горно-обогатительного комплекса и дать готовую продукцию.

Так было положено начало железорудной промышленности на Кольском полуострове.

7 августа 1949 года (по некоторым источникам - днем позже, 8-го августа) был заложен первый каменный 12-ти квартирный дом на улице Строительной, 5. Это был праздник со слезами радости на глазах. Вокруг экскаватора собрались строители, играл оркестр. Состоялся митинг. В котлован бросали монеты, кто-то бросил бутылку шампанского. Первые кубометры грунта для фундамента будущего дома вынул Никита Демкин. В фундамент была замурована капсула для потомков с именами первых строителей. Слесарь А. Янит, каменщик А. Никитенко, кузнец Е. Стеценко, плотники М. Горощенков и М. Удальцов, землекоп-бетонщик М. Краснослободцев замуровали следующий документ: "Волей Коммунистической партии и советского народа здесь заложен Оленегорск. 7 августа 1949 г."

8 конце августа произошло следующее знаменательное событие - с Уралмашзавода на станцию Оленья прибыл первый трехкубовый экскаватор СЭ-3. Монтаж произвели там же, на станции, и когда была готова линия электропередачи, стали перегонять машину в рудник.

- Он полз, как гигантская черепаха, со скоростью 700 метров в час, - вспоминали потом шоферы Георгий Игнатьевич Синягин, Владимир Александрович Меловиков и механик Георгий Иосифович Зюзин. Едва вышли со станции, ветер будто с цепи сорвался. Через несколько сотен метров приходилось подключать электрический кабель прямо к воздушной линии. Дальше пошло еще хуже. Плохая рыхлая дорога не выдерживала 160-тонной тяжести машины и оседала, пытаясь засосать экскаватор. Рабочие таскали шпалы с идущего сзади грузовика, бросали их под гусеницы.

Экскаватор вдавливал в дорогу целые клети шпал и шел дальше, чтобы остановиться через сотню-другую метров. Считанные километры от станции до рудника преодолевали... полторы недели. Наконец 18 февраля 1950 г. экскаватор занял свое рабочее место на горизонте 206 м Южной Сопки Оленегорского месторождения.

Перегонка была очень рискованной, но обошлось без аварий. После 3-х дневного испытания на месте экскаватор сдали в эксплуатацию. А первыми машинистами на нем работали Г. И. Синягин, В. А. Меловиков, их помощниками - А. Г. Шестаков, П. М. Тельминов, электриками - В. Т. Костусев и В. Н. Брювелейт. Специалистов было мало, людей приходилось учить обращению с техникой на ходу. Ныне покойный механик Георгий Иосифович Зюзин рассказывал, как ходил на станцию "за кадрами": высматривал подходящих людей и вербовал на стройку прямо с поезда.

Люди перенимали друг у друга ремесло, щедро делились тем, что умели сами. На лету ловили все новое. Так электрик Костусев одним из первых переучился на экскаваторщика. Позже обучил этой профессии многих молодых рабочих. А Петр Кукушкин уже прибыл механизатором широкого профиля: шофер ГАЗ-67, машинист автокрана, экскаватора, бригадир монтажной группы экскаватора № 4. Николай Маклаков начал с разнорабочего, затем работал на буровом станке и экскаваторах. Иван Архипенко в 50-м был молотобойцем на руднике. Дальний трудовой путь фронтовика Архипенко поражает достижениями: машинист станка канатного-ударного бурения БС-1, помощник машиниста, а затем и машинист экскаватора. И всем, за что ни брался, овладевал Архипенко в совершенстве. Люди росли вместе со строящимся комбинатом.

Пересели из-за баранки автомобиля в кабины экскаваторов В. А. Клочихин и А. Г. Гаркуша, машинистами буровых станков стали разнорабочие В. К. Проворов, П. С. Матвейчук, возчики рудника Н. А. Мингазов, П. А. Патраков. Такое было время. Такими были люди.

ПОЛВЕКА У ГОРЫ ОЛЕНЬЕЙ


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.189.184.42

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .