Оценка спроса на добывающие платформы для российского арктического шельфа |
С учетом особенностей российского шельфа для оффшорных добычных проектов возможно использование 4-х типов стационарных платформОГОРОДНИКОВ И.Е. RPI, Россия Большинство имеющихся сегодня проектов на шельфе относятся к категории перспективных. Из более, чем 40 нефтегазовых проектов на шельфе: - добыча ведется только в рамках 3 проектов это проекты Одопту-море (Северный купол), Сахалин-2 (Охотское море) и Кравцовское (Балтийское море); - еще по 2 проектам добычу планируется начать к концу 2005 года это проекты Сахалин-1 (Охотское море) и Приразломное (юго-восточная часть Баренцева моря); - по остальным начало добычи углеводородов можно ожидать в период с 2006 по 2020 года. По большинству из этих проектов определены границы лицензионных блоков, по части — уже выданы лицензии на право поиска и разведки углеводородов и ведутся поисково-разведочные работы. В случае реализации имеющихся перспективных проектов основными центрами добычи на российском шельфе на период до 2020 года будут: - Охотское море; - Карское море; - Баренцево море; - Каспийское море. На данные моря настоящее время суммарно приходится 99% разведанных запасов и 84% ресурсов углеводородов российского шельфа и по имеющимся прогнозам, к 2015-2020 году они будут обеспечивать 97% добычи нефти и газа на шельфе. Это, в свою очередь, приведет существенному увеличению спроса на морские буровые установки и добычные платформы, отвечающие специфике данных регионов. Увеличение спроса можно ожидать уже в ближайшие 5-7 лет, когда по умеренно-оптимистичному сценарию большинство перспективных проектов войдут в стадии разведочного бурения, строительства добывающих комплексов, отвечающих выбранным техническим решениям. В этой связи, дня производителей оффшорного оборудования и оказания услуг в данной сфере, российские шельфовые проекты будут представлять один из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка. Потребность в конкретном типе буровой установки или добывающей платформы для проведения работ на шельфе будет определяться в зависимости от:- внешних условий (среди которых важнейшими критериями для российского шельфа являются ледовая обстановка и глубина моря);- специфики проекта (где важнейшим параметрами являются глубина бурения, предполагаемые объемы добычи).Охотское, Карское, Баренцево и Каспийское моря (за исключением южной части российского сектора) являются замерзающими, что делает необходимым наличие высоких ледостойких характеристик для добывающих платформ и буровых установок используемых здесь. В восточной части Баренцева и Карского морях климат особенно суров — период, когда акватории свободны ото льда могут ,составлять всего 2-3 месяца.Распределение начальных суммарных ресурсов углеводородов по глубинам основных нефтегазоностных регионов шельфа свидетельствует, что: В этой связи наиболее востребованными буровыми установками для операций на шельфе будут самоподъемные плавучие буровые установки (СПБУ), а для осуществления добычи потребуются в основном стационарные ледостойкие платформы. Хотя уже сегодня проекты в Баренцевом море (Штокмановское месторождение) и Каспийском море (Ялама-Самурский блок) требуют использования плавучих добывающих установок. К середине 2004 года количество добычных платформ в России насчитывает 6 единиц - с помощью двух платформ уже осуществляется добыча, остальные 4 находятся на этапе строительства. Все платформы ведущие добычу были построены уже во второй половине 90-х при участии иностранных компаний поставщиков оборудования и услуг. Российские производители имеют ограниченный опыт строительства платформ. В Советском Союзе было построено всего:• 3 стационарные платформы:• 13 верхних строений для стационарных платформ.Добывающие платформы и верхние строения к ним строились для работы на Каспии (азербайджанский шельф) и на шельфе Вьетнама (в рамках СП Вьетсовпетро, Южно-Китайское море). С учетом особенностей российского шельфа для оффшорных добычных проектов возможно использование 4-х типов стационарных платформ (jackets platform. Small и Large Gravity Base Platform. Compliant Tower). Однако, учитывая, что акватории основных нефтегазоносных регионов российского шельфа являются замерзающими, основной спрос будет приходиться на ледостойкие платформы гравитационного типа с железобетонным основанием или с усиленным стальным опорным блоком. Для наиболее мощных гравитационных платформ, которые намечается использовать в районах с очень тяжелым ледовым режимом, предел, по оценке российских специалистов, составляет 70-100 метров. В более благоприятных условиях он расширяется до 150-250 метров. В свободных ото льда районах (южная часть Каспийского моря, а также в Азовском и Черном морях), на глубинах моря до 300 метров, могут использоваться обычные и наиболее распространенные в мире стальные платформы типа jackets. К настоящему времени, география использования плавучих добывающих платформ в мировой практике ограничена в основном незамерзающими морями. Тем не менее, для разработки Штокмановского месторождения (Баренцево море) рассматриваются варианты использования плавучих платформ, поскольку глубина моря на месторождении составляет 280-360 м, что делает строительство стационарных платформ слишком дорогим. В настоящее время для разработки предлагается оригинальный тип мобильной платформы, сочетающей в технологии TLP и Spar, и наиболее полно отвечающей условиям разработки (волновые и ветровые нагрузки, ледовое воздействие и др). Анализ темпов реализации проектов, показывает, что при умеренно оптимистичном сценарии потребность в добывающих платформах в рамках перспективных проектов на российском шельфе в период с 2005 по 2020 года должна увеличится с 4 до 70 единиц. Наибольший рост спроса следует ожидать в 2010 -2015 годах, когда количество платформ должно возрасти в 4-5 раз по сравнению с 2005 годом. Основными центрами спроса будут:• Баренцево море, где к 2020 году ожидается установка 17-19 платформ;• Карское море (включая Обско-Тазовскую губу) (12-13 платформ):• Охотское море (22-23 платформы);• Каспийское море (10-11 платформ).Материалы международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа - 2004" Еще статьи на тему "платформа:Компании консорциума будут разрабатывать Штокман с плавучих платформ Ледостойкая буровая платформа для Тазовской губы
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5875 |