Источники привлечения инвестиций |
Одним из источников привлечения инвестиций стало участие Республики Карелия в реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программе.В 2002 году на территории республики из 46 федеральных программ реализовались 25 с общим объемом более 2 млрд. рублей за счет всех источников финансирования. Доля федеральных средств составила более 50%. На душу населения по указанному источнику Республика Карелия занимала 4 место по Северо-Западному федеральному округу, уступая только С.-Петербургу, Ленинградской и Калининградской областям. На реализацию Республиканской Адресной инвестиционной программы в 2002 году из республиканского бюджета было направлено 182,6 млн. руб. Значительная часть средств - 41,3 млн. руб. была направлена на финансирование объектов в рамках подготовки к 300-летию г. Петрозаводска. Более 30 млн. рублей - на развитие коммунального хозяйства; 18,5 млн. руб. на жилищное строительство для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также на строительство объектов здравоохранения и образования. Рост реальных доходов населения способствовал улучшению ситуации на потребительском рынке. Однако, сокращение спроса на внешних рынках по ряду товаров карельского экспорта, существенное снижение цен на газетную бумагу, железорудные окатыши и целлюлозу привели к проблемам реализации продукции и ухудшению финансовых результатов деятельности предприятий-экспортеров. На невыполнение прогнозных показателей по прибыли повлиял ряд факторов. Существенные изменения на формирование этого показателя оказали изменения Налогового Кодекса. По оценкам Минэкономразвития России за счет расширения затрат предусматривалось снижение прибыли на 23%, тогда как этот фактор оказал более значительное влияние. Отмена так называемой «инвестиционной льготы», когда до 50-ти процентов прибыли освобождалось от налогообложения, даже при снижении ставки налога на прибыль с 35% и 24%, привела к Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, сложившаяся в 2002 году, по ряду товаров карельского экспорта привела к ухудшению их финансового состояния и негативно отразилась на показателях в целом по республике. Кроме того, на снижение прибыли повлияли рост цен на услуги естественных монополий, который превысил прогнозируемый уровень. Перераспределение налогов и платежей в пользу федерального бюджета привело к потере значительной части доходов консолидированного бюджета республики (более 200 млн.руб). В связи с этим, при разработке изменений в закон о налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия на 2002 год, было предусмотрено сокращение необоснованных и неэффективных налоговых льгот. Важным направлением оставалась деятельность по развитию межрегионального сотрудничества. В 2002 году продолжалась работа по подготовке и реализации Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве Правительства Республики Карелия с Администрациями регионов России. Всего заключено 19 соглашений: с Москвой, С.-Петербургом, Ленинградской областью, Мурманской, Архангельской областями, Республикой Адыгея, другими субъектами РФ, а также с Республикой Беларусь. Основными направлениями международного сотрудничества в 2002 году оставались двусторонние связи с партнерами в Финляндии, Швеции, Норвегии, работа в рамках международных межрегиональных организаций - Совет Баренцева Евро-Арктического региона, Совет государств Балтийского моря, Северный Совет, инициирование и сопровождение проектов по линии Европейского Союза. В 2003 году с целью обеспечения конструктивного диалога бизнеса и власти, направленного на повышение эффективности производства и роста налоговых поступлений, проводилась работа по заключению Генеральных соглашений с крупнейшими предприятиями республики. Министр экономического развития РК Александр Владимирович Грищенков в докладе по итогам года отмечал, что по объективным причинам экономическая ситуация в республике ухудшилась. Тем не менее, оказывалась поддержка развитию предприятий и реконструкции производства. Поддержку получили «Надвоицкий алюминиевый завод» в виде льготного тарифа, позволившего предприятию удерживать производство на уровне рентабельности, ЗАО «Петрозаводскмаш» - по участию в тендере на поставку оборудования для строительства шахт для предприятий Республики Беларусь, в установлении связей с крупным заказчиком бумагоделательной продукции фирмой «Стора Энсо». Заключение и реализация соглашения между Правительством РК, ОАО «Мечел», ОАО «Южный Кузбасс» и ЗАО «Вяртсильский метизный завод» обеспечило положительную динамику результатов финансово-экономической деятельности предприятия. Одна из главных проблем легкой промышленности - износ основных фондов, морально устаревшее оборудование, поэтому уделялось внимание разработке инвестиционных проектов и бизнес-планов дальнейшего развития крупнейших предприятий этой отрасли. В результате, в 2003 году значительно увеличили объемы производства и укрепили свои позиции на рынке ООО «Вега Плюс», ЗАО фирма «АНА», которые прошли отбор в конкурсе инвестиционных проектов на право получения льготного кредита на финансирование инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета. В результате принятых мер в 2003 году удалось стабилизировать ситуацию в промышленности и по итогам года обеспечить рост основных показателей. Объем промышленной продукции составил 38 млрд. рублей и увеличился в действующих ценах по сравнению с прошлым годом на 15%. Индекс физического объема промышленной продукции составил 100,8% к уровню прошлого года, по кругу крупных и средних предприятий - 103,3 %. Рост физических объемов производства произошел в большинстве отраслей промышленности: деревообрабатывающей (111,4%), производстве строительных материалов (107,8%), черной металлургии (105,2%), машиностроении и металлообработке (106,7%), лесозаготовительной (102,5%), целлюлозно-бумажной (107,3%), легкой (102%), полиграфической (104,3%). В 2003 году были подготовлены и подписаны соглашения о взаимодействии между ФГУП «Октябрьская железная дорога МПС России» и Правительством Республики Карелия по улучшению транспортного обслуживания республики и обеспечению устойчивой работы дороги, и между Министерством путей сообщения Российской Федерации и Правительством Республики Карелия об инвестициях в строительство объектов железнодорожного транспорта, расположенных на территории Республики Карелия, и улучшении обслуживания пассажиров в Осуществлялся постоянный контроль за выполнением Соглашений, удалось по итогам года обеспечить реализацию практически всех направлений. Проводимая работа позволила завершить в 2003 году электрификацию участка железной дороги Сумпосад-Маленга и сдать его в эксплуатацию. В декабре 2003 года было подготовлено и подписано новое Соглашение с ОАО «Российские железные дороги» на 2004-2005 годы, предусматривающее дальнейшую электрификацию и ввод в эксплуатацию участка Идель-Свирь, организацию и выполнение пассажирских и грузовых перевозок, приобретение электропоездов для перевозки пассажиров. За 2003 год объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) составил 9,6 млрд. руб., или 92,9% к 2002 года в сопоставимых ценах. При снижении общего объема инвестиций в основной капитал, как положительный фактор отмечался рост инвестиций в отрасли, производящие товары, в том числе: в промышленность в целом (на 2%), электроэнергетику (на 18%), лесозаготовительную (на 35%). Возросли инвестиции в строительство (в 1,4 раза), лесное хозяйство (в 2,2 раза), ЖКХ (в 1,8 раза), связь (в 1,4 раза), образование, здравоохранение, науку и культуру. В стадии реализации находились проекты по техническому перевооружению крупнейших промышленных предприятий республики: ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Кондопога», ОАО «ЦЗ Питкяранта», лесопильного завода ООО «Медвежьегорский леспромхоз», модернизации камнеобрабатывающего производства (ЗАО «Интеркамень»), строительству газопровода Петрозаводск-Кондопога и др. Объем иностранных инвестиций в 2003 году составил 34 млн. долл. США с ростом к 2002 году в 1,6 раза. На рост иностранных инвестиций повлиял приход ряда иностранных инвесторов на карельский рынок, в первую очередь в лесной сектор. Этому в немалой степени способствовала проводимая в республике политика формирования благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения внешних инвестиций. В республике реализовывался ряд крупных инвестиционных проектов. Концерн АО «Стура Энсо» (Финляндия - Швеция) в августе 2003 года закончил первый этап проекта по созданию лесозавода в Приладожье, 8 октября 2003 года подписано Генеральное соглашение между Карелией и «Сведвудом» (ИКЕА, Швеция) о строительстве на территории республики лесоперерабатывающих мощностей по производству мебельных компонентов; продолжалась реализация проекта расширения производства по изготовлению электропроводки и организации сборки электронных устройств в ООО «Кархакос» Костомукша (совместно с концерном PKC Group, Финляндия). На основании Закона РК «Об инвестиционной деятельности в РК» с шестью предприятиями, реализующим инвестиционные проекты, были заключены Соглашения о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования, в соответствии с которыми предприятиям предоставлены льготы по налогам, зачисляемым в бюджет Республики Карелия. Взамен на территории республики данными предприятиями реализовано более 1,1 млрд. рублей инвестиций и создано 950 рабочих мест. Финансирование из федерального бюджета в 2003 году осуществлялось по 30 федеральным целевым программам (ФЦП) и 13 объектам федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). На их реализацию за 2003 год из федерального бюджета выделено 1060,8 млн. рублей. За счет всех источников финансирования в 2003 году на реализацию ФЦП направлено 1, 5 млрд. рублей, что на 28 % больше, чем в 2002 году в сопоставимых ценах. По итогам 2003 года были обеспечены самые высокие показатели объемов экспортно-импортных операций за последние 10 лет. Основными направлениями международного сотрудничества являлись двухсторонние связи с партнерами Финляндии, Швеции и Норвегии. В 2003 году велась работа по подготовке проектов соглашений и рабочих протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве Правительства Республики Карелия с администрациями Архангельской, Мурманской, Ярославской, Калининградской областей и Одесской областной государственной администрацией Украины. По состоянию на 1 января 2004 года Правительством Республики Карелия были подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно- техническом и культурном сотрудничестве с 20 регионами России, Автономной Республикой Крым и Одесской областью Украины, Республикой Беларусь. В 2004 году экономика Карелии развивалась в условиях проведения на уровне Российской Федерации экономических и политических реформ. Продолжилось реформирование налогового законодательства, серьезные изменения произошли в связи с проведением административной реформы, реформы местного самоуправления,разграничением полномочий между уровнями власти. Был достигнут рост по большинству отраслей экономики республики. Увеличился экспорт товаров, возросли объемы оказываемых платных услуг населению, оборот розничной торговли, объем услуг связи, прибыль предприятий, а также заработная плата и пенсии. В промышленности был достигнут самый высокий за последние пять лет темп роста объема производства - 109,3%, превысив прогнозный (104%) и среднероссийский уровень (106,1. Рост промышленного производства достигнут за счет увеличения производства в электроэнергетике, черной металлургии, машиностроении и металлообработке, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, Вместе с тем, не удалось ликвидировать снижение промышленного производства в отрасли строительных материалов, пищевой, в том числе рыбной, мукомольно-крупяной и легкой отраслях промышленности, хотя показатели работы этих отраслей к концу года существенно возросли. Была продолжена реализация Программы «Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 гг.». Выполнен целый ряд крупных мероприятий. В рамках совершенствования инвестиционного законодательства в 2004 году была разработана и принята новая редакция Закона РК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия». В целом сформирована система сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории республики. Функционировала рабочая группа по привлечению инвестиций в экономику Карелии, возглавляемая Премьер-министром Правительства РК. В рамках лимита средств, предусмотренных в бюджете РК на 2004 год, осуществлялось финансирование инвестиционных проектов на сумму 150 млн.рублей. В 2004 году объем инвестиций в основной капитал составил около 11,9 млрд.рублей (109%) с опережающим ростом инвестиций в промышленность. Введено 16 крупных инвестиционных проектов. Проводилась работа по привлечению средств федерального бюджета на финансирование 33 федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы, за счет которой финансировались 16 объектов республики. В 2004 году была утверждена Республиканская целевая программа «Информатизация Республики Карелия на 2004-2006 годы».Объём внешнеторгового оборота товаров и услуг составил более 1 млрд. долл. США, превысив уровень 2003 года на 18%. Началась подготовка предприятий и организаций республики, органов власти к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Основной упор был сделан на повышение информированности органов власти и бизнеса об условиях и последствиях вступления, подготовке кадров, владеющей проблематикой ВТО, повышение конкурентоспособности карельской продукции. В 2004 году в результате активизации работы с участниками международных проектов, федеральными структурами (МИД РФ, ФТС РФ) общий объем финансирования международных некоммерческих проектов вырос на 400 тыс. евро и составил более 3 млн.евро. Была продолжена начатая ранее работа по реализации республиканской целевой программы «Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 годы». По итогам 2004 года практически все запланированные мероприятия были выполнены, в том числе - за счёт активного привлечения внебюджетных средств. Одним из основных направлений государственной поддержки туристской отрасли стала работа по привлечению инвестиций в строительство новых и реконструкцию существующих объектов инфраструктуры туризма. Инвесторам оказывалась организационно-методическая поддержка в вопросах бизнес-планирования, землепользования, получения кредитов (в том числе бюджетных), налоговых льгот и т. п. В итоге в 2004 году в туристскую отрасль Карелии привлечено свыше 400 млн. руб. частных инвестиций, что более чем вдвое превышает уровень всех инвестиций в сферу туризма в 2003 году. Введен в действие ряд гостиниц и гостиничных комплексов в городах и районах республики. Реализовывались важнейшие международные проекты с общим бюджетом 2,5 млн.евро. Удалось достигнуть самого значительного за последние 15 лет роста показателей развития туризма в Республике Карелия. Общее число посетителей Республики Карелия оценивалось на уровне 1,55 млн. чел., что на 5,4% превышает уровень 2003 года. Прирост совокупного валового дохода от всех видов въездного туризма в Республику Карелия составил 20%.Союз промышленников и предпринимателей(работодателей) Республики Карелия
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7722 |