Так становились капитанами, часть 2 |
Все лучшее, принятое от своих наставников он использовал в своей работе. Одно дело быть в подчинении и быть хорошим специалистом, другое дело быть хорошим руководителем. Все кажется новым по сравнению с тем, что было до этого. Новая роль в экипаже, где были некоторые моряки, знавшие его еще как третьего помощника, заставила посмотреть на себя заново, другими глазами. Более строже стал относиться к себе, с подчиненными обращался корректно, без нажима и старался держаться ровно, не терять самообладания. Он никогда не повышал голоса, не применял в обиходе грубых выражений. Требовательность к себе передается и подчиненным. Мое правило, говорил Екимов Ю. И., чтобы все было исправно именно тогда, когда это требуется. Он не допускает выход корабля на промысел не вполне готовым. Средний рыболовный траулер уже сделал несколько рейсов подряд без ремонта и вышел в новый рейс после небольшой стоянки в порту. Он проверил все сам лично, потребовал от всех специалистов письменного доклада о готовности всех механизмов и аппаратуры. Тогда за хорошую подготовку к промыслу Екимову Ю.И. была объявлена благодарность по флоту. В то время заметная помощь молодому капитану была от старшего помощника, впоследствии ставшего одним из опытных и известных капитанов в объединении, Иодиса Анатолия Ивановича. Два молодых судоводителя нашли общий язык, сумели сплотить команду и успешно закончили рейс. План был выполнен на 125 процентов. Напряжение не прошло даром для Екимова Ю. И. В конце рейса стало покалывать в груди. Моментами свои обязанности доверял старпому. Беспокоило здоровье. Длительное стояние на ветру при выборке сетей при любой погоде сказалось. Конечно в любых условиях можно предохраняться и на таких судах, как СPT, тоже. Можно где то не торопиться, закрывать двери на мостике, окна, спасаясь от ветра, но это только теоретически, а практически при выборке сетей всего этого не замечаешь. Все подчинено одной цели - закончить выборку и не потерять ни килограмма рыбы. Все должно идти в трюм и при выборке штурман как волчок бегает от борта к борту от окна к окну, чтобы следить за обстановкой. Надо кроме того следить за безопасностью людей, держать судно только носом на волну. Чуть упусти, жди беды или смоет бочку зашедшей волной или выплеснет за борт рыбы, а то и смоет моряка с палубы. Видимость должна быть наилучшей, и приходилось забывать про двери и окна, что их надо закрывать, просто на это не хватало времени. В результате воспаление легких. С трудом привел судно в порт, а затем больничная койка и запрет на выход в море. Нужно было остаться на берегу, поправить свое здоровье. Самым тяжелым был для Юрия Ивановича 1967 год, когда медики записали в санитарной книжке - использовать на береговых работах. Надо было лечиться, оставаясь на берегу. И каково было человеку, рожденному для промыслового дела, смотреть, слышать, встречать друзей, корабли, возвращающиеся с моря. Он всегда интересовался промысловыми делами и был в курсе всех дел. Кому-то помогал советом, а кого-то критиковал за разные упущения. Особенно доставалось тем, кто вел себя не достойно. Были случаи, что какой-нибудь капитан подойдет к чужим сетям с другого конца и выберет 10-30 сетей с рыбой и уйдет не замеченным. Ему ведь не помешаешь, если даже и видишь это варварское безнаказанное браконьерство. Свои сети не бросишь, это опасно, и его опознавательные знаки под покровом ночи не увидишь и получается, что сделать ничего не сможешь. На промысловых советах никто не признавался, кто мог это сделать, оставалось только догадываться. И уж с приходом в порт судов на совещаниях приходилось Екимову Ю.И. предупреждать всех капитанов не поступать подобным образом.Было время, когда Екимову готовили корабли в порту для промысловой работы, теперь надо самому заниматься этой работой. Моряку все надо знать и тогда и сейчас. Очень важно знать судоводителю в деталях, что требуется от промысловиков при постановке корабля в любой ремонт. Знания, приобретенные Юрием Ивановичем, пригодились. Занимаясь ремонтом судов, он пришел к выводу, что ремонтом заниматься может далеко не каждый. Здесь еще мало теоретических знаний, нужна любовь к делу, любознательность до всего доходить самому. Отдельные работы Юрий Иванов просто не доверяет никому. Особенно то, что связано с безопасностью мореплавания. Само собой пришел опыт. Сначала он понял, что все удержать в памяти трудно. Он завел специальный журнал проводимых работ на судне. Каждый день собирал всех ведущих специалистов, прорабатывал варианты выполнения работ, контролировал их выполнение. Если что не получается, идет к судоремонтникам, выясняет, советуется, просит, убеждает. Но никогда не допускал послабления или некачественной работы в ремонте. Хорошо отремонтируешь корабль, успех обеспечен. Так считает Екимов Ю. И. - если все работает безотказно, остальное дело техники. Рыба будет. Здоровье улучшалось. Флот стал пополняться судами новой серии. Екимов идет на две недели на СРТР-703 к капитану Кубасову Рафаилу Анатольевичу, осваивать новый вид промысла для себя. Тогда суда этой серии работали кошельковыми неводами. Да и суда новой серии типа «Союз» строились тоже для этого вида промысла. Екимов готовился стать кошельковистом. Он едет в город известных корабелов - Ярославль принимать новое судно. Ошибочно будет думать, что приемка корабля это значит пришел, оформил документы и перегоняй его куда надо. Далеко не так. Как всегда в судоремонте и в судостроении идет наладка доводка, регулировка, порой и достройка отдельных узлов, механизмов. Юрий Иванович собрал судовой состав, объяснил, нацелил всех принимать только исправное оборудование и проверять в работе. Все начальники служб судна вместе с капитаном ежедневно собирались на производственное совещание у генерального директора завода. Не всем нравилось капитанская затея. Не раз Юрий Иванович слышал в свой адрес от судостроителей: «Что вы ходите, без Вас все отладим, сдадим и вы уйдете спокойно. Мы все работы сами знаем». Но капитан знал, что море не прощает ошибок. Опять завел журнал, где делал для себя записи. Делая обход корабля, замеченные недоделки записывал, а потом на совещаниях о них докладывал или ставил нужных специалистов в известность. Потом снова проверял выполненную работу. Его было невозможно отличить от судостроителей, всегда форма одежды была рабочая и он ее не снимал, пока не отошли от причалов завода. Много хлопот доставил Екимов на верфи на приемке питьевых танков. Он их сам проверял, буквально каждый квадратный метр. Специалисты покрасят, краска высохнет, опять проступает ржавчина, это уже непорядок, так не пойдет. Оставить и принять, значит весь период плавания будет у моряков судна питьевая вода с ржавчиной. Он требует переделать. Сам советовал, сделайте зачистку, а потом красьте. Недобросовестные есть везде, были они и на судоверфи. Его не слушали поначалу, дескать, ничего капитану надоест и примет. Но не тут то было. Девять раз перекрашивали питьевые танки и только на десятый он сказал - все теперь то, что надо. Нет нигде ржавчины. Это только один пример, а их было предостаточно. Корабль был принят с отличным качество и всего за два месяца. Год 1973 стал для Екимова Ю.И. памятным. Был подписан двухсторонний акт приема сдачи и СТР-305 «Сосногорск» начал свое самостоятельное плавание. Он ожил и стал рабочим местом капитана, неразлучным с ним на долгое время. С помощью двух буксиров прошел «Сосногорск» Волго-Балтийский канал, Онежское озеро и вышел в Рижское водохранилище, а затем до Беломорска с двумя буксирами в сопровождении, сияя белизной надстроек, корпуса ошвартовался у причала. Дальше предстояло пройти около Соловецких островов в Белом море, пересечь Баренцево море и вот он - Мурманск. Курс специально проложили вблизи известных исторических мест в Белом море, чтобы хотя бы с моря увидеть Соловецкий монастырь. Погода помогла им обойтись без биноклей, увидеть красоту острова. Надолго в памяти у моряков остался тот интересный переход. До него никто еще не ходил с новостроя внутренним путем в Мурманск. Ему выпала честь здесь быть первооткрывателем. Не все капитаны соглашались на такой путь, он связан со многими сложностями прохода через шлюзы, речные узкости. Были, конечно, лоцманы, можно не беспокоиться, но хотя лоцманов давали всегда, не все капитаны соглашались на такой переход. Все закончилось благополучно, корабль пришел в Мурманск за 10 суток, да и то пять суток прождали при шлюзовании. СТР типа «Союз»Начался новый этап у капитана Екимова Ю. И. Опять отходные хлопоты. Теперь уже надо было готовиться в промысловый рейс. Ему предстояло работать в Баренцевом море. В первый рейс «Сосногорск» выловил 14 тысяч центнеров рыбы вместо 10 тысяч по плану. План всей десятой пятилетки выполнил досрочно в ноябре на 1,5 месяца раньше срока. Всю пятилетку из года в год значительно перекрывал плановые задания. Механизмы работали безотказно. «Ничего особенного в своей работе не нахожу», всегда говорил капитан, «живу и работаю по закону совести. Требую от подчиненных вдумчивого выполнения своих обязанностей. Прислушиваюсь к дельным советам и своих помощников, матросов». С благодарностью вспоминает Екимов помощь старшего мастера Загвоздина Геннадия Александровича, гидроакустика Литвиненко Алексея, которые были с ним в первом рейсе. Учился у них сложностям кошелькового промысла и не считал зазорным спросить у любого, чтобы только почерпнуть полезное для себя. Он взял за правило: люди и механизмы требуют к себе уважения. Бывали моменты, что идет рыба, а механики просят остановить машину. Кажется, можно ведь и попозже сделать профилактику, но нет, если просят, значит это надо именно сейчас, а не потом. Сделаем вовремя, механизм будет служить надежней и дольше. Как то в рейсе попал на судно молодой повар. Не получался у него хлеб. Что не испечет, моряки недовольны. Что делать? Ведь от хорошей, вкусной пищи и отношение к работе совсем другое. Стали разбираться, что и как с поваром. Попросили по радио консультации у более опытных, попробовали их рекомендации у себя. Дело пошло на лад. Можно было попросить замену из порта, но обидишь человека, пропадет уверенность, отпадет желание работать. Повар заметная фигура на корабле, с ним тоже надо считаться. Поэтому команда держалась у Екимова, работали от отпуска до отпуска. Отдохнут и опять ждут «Сосногорск» с очередного рейса. И так всю десятую пятилетку отработали почти одним составом. Некоторые получили хорошую школу у Екимова, потом сами стали капитанами. Капитанами ходили его бывшие ученики: Черкания В.А., Крюков А,П.,Дудка В.Д., Иодис А. И., Бойко A.M. и многие другие, кто приобрел много полезного у известного промысловика. За неполные 10 лет работы до постановки в ремонт «Сосногорск» выловил полмиллиона центнеров рыбы. Четырежды удостаивался права нанести Красную Звезду на рубку среди однотипных судов. Результаты «Сосногорска» стали лучшими не только в «Мурманрыбпроме», но и во всем Северном бассейне. За успехи в десятой пятилетке Екимов награжден орденом "Знак почета», ему присвоено звание лауреата премии капитана Маклакова. За все десять с лишним лет корабль не имел крупных ремонтов, если не считать переоборудования от одного вида лова, к другому. И только когда закончились документы Регистра, судно встало в ремонт. За время ремонта судно получает как бы второе рождение. И за все это время у Екимова не было и в мыслях оставить свое судно. Были предложения сходить в море на других таких же кораблях, как «Сосногорск», но он не понимает, как можно, чтобы без него оставался корабль. Были и приказы начальства идти в море, когда не хватало капитанов, но Екимов не расставался с «Сосногорском». Долгое время простоял у причалов плавмастерской «Резец» корабль. И не легко, каждый день в любую погоду приезжать на работу, на ту сторону залива, некоторые капитаны считали, что можно и не ездить каждый день, но Екимов свой рабочий день начинал вместе с судоремонтниками, а заканчивал уже после них. Нельзя сказать, что его требовательность была по нутру ремонтникам. Было в практике судоремонта и такое, когда детали снимали с одного судна и ставили на другое, но только не с «Сосногорска». Юрий Иванович завел у себя книгу, всем специалистам дал задание без его разрешения никому ничего не отдавать, а уж если кому-то отдали, записать в журнал, кому отдано, что отдано и по какому распоряжению. Как то после ремонта туннеля гребного винта он решил все проверить сам. Место не очень доступное и не всегда судовые специалисты осматривают его тщательно. Проверил и обнаружил, что на трех горловинах танков нет 26 шпилек. Вызвал старшего механика, показал ему: «Как такое могло случиться?» Допущенная халатность была устранена. Многие специалисты менялись в ремонте, только капитан оставался постоянно, Поставил себе он цель отремонтировать корабль, чтобы ходить без ремонта несколько лет. Когда встал вопрос, как поступить с главным двигателем, к сожалению даже после ремонта он долго не отработает. Закралась у Юрия Ивановича мысль, а что если поставить новый. Но где его взять? Это же не какая-то деталь, а сердце корабля. На складе не лежит. Специалисты объединения были не против, надо только выхлопотать в министерстве. Екимов Ю.И. едет в Москву, встречается с заместителем министра рыбного хозяйства Н. И. Лысенко, в отделе главного управления по судоремонту с Г.В.Мещеряковым, попросил встречи с заместителем начальника по снабжению Мытаревым Н.П. В Москве он пробыл два дня и все вопросы уладил. Екимову Ю. И, сказали, поезжайте в Мурманск и ждите, будет вашему «Сосногорску» новый главный двигатель. Ремонт продолжался, старый двигатель готовили уже к снятию, но решили повременить с выгрузкой его на причал. Ведь всякое может быть. Сомневались зря, двигатель пришел, как и обещали в Москве. Не все верили в успех задуманного Екимовым, но он добился своего. Ремонт продолжался. Как в любом ремонте особенное напряжение выпадает на последние недели и дни. Безвылазно работали судоремонтники, не отдыхали и специалисты судна. Механики, электромеханик за рабочий день успевали только следить за качеством работы, а для своей работы приходилось находить другое время. Тут уже Екимов просто по-отечески подходил к людям. Подойдет к кому-нибудь из них и скажет: «Я конечно не заставляю вас оставаться после работы. Вас всех семьи дома ждут, но поймите меня правильно если мы в порту хорошо работу не сделаем, то на промысле нам будет хуже. Здесь завод, рабочие с большим опытом могут в чем то, нам помочь, что-то переделать, а в море кто нам поможет и где мы, что нужное возьмем?». А старшему механику Виноградову Александру Павловичу он просто напоминал, ты «дедушка» иди отдыхать, а то завтра не сможешь и ноги передвигать. Наступили время тревог и волнений. Как поведут себя механизмы после такого длительного периода без движения? Волнуются все и те, кто ремонтировал и те, кто следил за ремонтом. Корабль ждут на промысле, обстановка сложилась таким образом, что судьба плана объединения зависит и от «Сосногорска». В него верят, на него надеются. Перед отходом выбрал время и сходил к врачу наркологу, попросил снять с учета матроса Чернова Михаила Васильевича. «Он снова пойдет на моем судне, и я беру его под свою ответственность. Человек отошел от выпивки уже два с лишним года в рот не берет спиртного, он у меня все время под присмотром. Могу поручиться за него, он не подведет». Врач, конечно, пошла навстречу капитану и моряк не подвел его. Но не одной рыбалкой жив человек. Как то Юрий Иванович посетовал: «Все ничего и в море хочется, соскучился по рыбалке, но как без меня останется моя крошка - Юлечка. Ведь ей всего девятый месяц, зубки режутся, она плачет, болеет, а меня не будет». Приходит с работы первым делом спрашивает: «Как внученька моя». Сразу идет к ней. «Со своими детьми так не было как с ней. Приду с рейса она уже будет ходить, разговаривать я этого не буду видеть, слышать ее первые слова. Хочется первым услышать от нее - дедушка». Такая судьба у моряка. Своих детей мало видел, теперь все повторяется для внучат. Все будет хорошо, как и прежде хочется пожелать всем капитанам: Счастливого плавания, больших уловов. Из воспоминаний капитана СТР-305 «Сосногорск» Екимова Юрия ИвановичаУправление «Мурмансельдь» - в воспоминаниях ветеранов
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2142 |