Главная Так становились капитанами, часть 1
Так становились капитанами, часть 1 Печать E-mail

Недалеко от Саранска - столицы Мордовии, раскинулся поселок Чамзинка, где прошло детство Юрия Ивановича Екимова. Перед началом войны вся семья по настоянию отца выехала на север, где в Африканде проходил срочную службу отец Юрия Ивановича. К тому времени отец уже успел принять участие в боевых действиях в финской войне и служба его заканчивалась. Но тут грянула Великая Отечественная война, и как многие, Иван Семенович остался в действующей армии продолжать службу. Мать Елизавета Николаевна работала на железной дороге стрелочницей.

Весь день мать занята работой. По железной дороге шли грузы на север с боевой техникой. Встречались всей семьей очень редко. Юра потом вспоминал, как они с братом Виктором, как и все дети, внимательно следили за воздушными боями. Неподалеку стоял авиационный полк, и дети с риском для себя, совершали походы к сбитым фашистским самолетам, за что не раз попадало от матери. На их глазах догорали или взрывались сбитые самолета, а многие уходили на дно озера.

Интересно были смотреть, как завязывались воздушные бои. Дети научились отличать наши самолеты от фашистских, и очень радовались, когда падал самолет с крестами на обшивке.

С каждым днем налеты на Африканду становились все чаще и чаще. Все гражданское население подлежало эвакуации. Вот и семья Екимовых решила пробиваться к бабушке - в Мордовию. Многие железные дороги уже были разрушены или забиты фронтовыми грузами.

Путешествие длилось почти месяц. Состав исколесил северную часть страны, побывал за Уралом, ели порой не каждый день, но не ворчали. Вся страна сражалась и переживала трудности войны. Война шла на западе, а восточные районы работали, снабжали фронт всем необходимым.

Дети ходили в школу учились писать, читать, а в свободное время помогали старшим. Для детских шалостей времени не было, но в кино бегали и с удовольствием смотрели все, что привозили. Мысленно гнали время. Строили планы кем быть. Кто мечтал стать летчиком, кто танкистом, кто шофером, а неразлучные друзья: Видякин Виктор, Исмаилов Максим, Бычков Александр и Юрий Екимов, твердо решили стать моряками. Все четверо успешно окончили четыре класса и уже можно было не продолжать учебу, а т.к. тогда еще не было обязательного семилетнего образования, то некоторые и не пошли больше в школу, решили, что уже можно стать моряками. Однако в поселковой библиотеке объяснили, что моряком стать не просто, надо иметь семилетнее образование и поступить в мореходное училище. Выбрали Мурманск. На севере Юра уже жил и все решили, что надо ехать только в Мурманск учиться.

Вернулся с фронта отец. Пошел работать в сапожную мастерскую. Работал от темна до темна. В магазинах не было обуви, все приходилось делать кустарно. После войны мужчин не хватало, вот и отец встретил другую женщину, семья стала разваливаться. Мать уехала с младшим сыном в Ташкент, а Юрий, продолжал учебу и жил вместе с отцом. Можно было ехать в Ташкент, но близких родственников у матери там не было. Бывшая подруга матери приняла мать и младшего брата Виктора, а Юрий продолжал учебу, не хотелось бросать друзей с кем собрались ехать в Мурманск. Отец не возражал, и его новая жена была не против. Но у отца сказались фронтовые раны, и в конце 1949 ему стало хуже, открылась язва и он умер. Юрий остался с мачехой. После семилетки, которую он закончил с одной четверкой, он решил вместе с друзьями ехать в Мурманск. Мачеха сказала, поезжай, как хочешь, на дорогу для тебя денег нет. Друзья уехали, а он остался.

Тогда после семи классов пошел в 8 класс. Учеба не клеилась. Мать узнала от бабушки, что он остался у чужих людей, и они с братом решили уехать из Ташкента опять в Мордовию в Чамзинку к бабушке и забрать Юрия. Надо было помогать семье, и Юра пошел работать на завод по производству шпал для железной дороги.

Работа не из легких. Все делали вручную, катали бревна на пилораму, отвозили готовые шпалы, сушили, а затем оправляли на стройки.

Тогда не смотрели, что ростом мал, но сила была, и справлялся с работой одинаково со старшими. Помогало и то, что он уже считался грамотным, помогал мастеру составлять бумаги, вел учет, иногда оставался за мастера. Не мудреную технику быстро изучил, и работать с механизмами понравилось. Целыми днями мог возиться с ними. Чинил двигатели, менял сам пилы на пилораме, научился затачивать пилы, запускать машины. Освоил дело быстро и уже сам мог определить, из какого дерева получится хорошая продукция, а из которого не выйдет ничего. Спрос был жесткий в послевоенное время за брак, ответственность велика.

Работал честно и добросовестно, но матери сказал все равно поеду в Мурманск. Как только соберу денег и поеду. Поставили помощником мастера, и когда весной 1951 года сказал на заводе, что уезжает в Мурманск, не хотели давать расчета. Отговаривали, обещали повышение.

Да и деньги нужны были для семьи, ведь был еще и младший брат. Но друзья уже писали из Мурманска, звали к себе. Они уже учились, прислали фотографии в морской форме. Завидно было. Подал документы в мореходное училище на судомеханическое отделение.

Пришел вызов сдал документы. Принимали без экзаменов, и хотелось стать механиком. Объяснение простое: Окончу училище, буду ходить в море, а не понравится или по каким другим причинам, выйду на берег, специальность механика везде нужна. Но на судомеханическое отделение уже опоздал, предложили стать судоводителем. Ехать назад не хотелось, да и мечтал жить, как и мои друзья, на полном государственном обеспечении. Отличная характеристика, хорошая учеба и само собой его определили на должность старшины роты. Были в группе и постарше ребята, но привычка работать в коллективе помогла, и все распоряжения молодого старшины выполнялись беспрекословно. Дополнительной работы прибавилось. Но спрос за учебу одинаковый, что со старшины, что с любого курсанта. Вся внутренняя жизнь курсантов роты лежит на старшине. Он назначает курсантов в наряд, руководит увольнением, дисциплина на его плечах.

Подведение итогов соревнования, культпоходы спортивные мероприятия все касается старшинских обязанностей. Всего не перечислить, чем наполнена в целом курсантская жизнь и старшины тоже.

С годами пришла любовь и к будущей специальности, можно было сказать, что нашел себя в жизни и уже не сомневался в своем выборе. Наверное, это главное, потому и ладилось все и получалось.

Август 1956 года стал самым запоминающимся, тогда ему вручали диплом техника - судоводителя. Получил распределение в управление "Мурмансельдь". Специалистов со средним техническим образованием тогда еще было немного, и каждый пришедший сразу же направлялся в море. Получил Екимов Ю. И. направление на CPT-16 «Ижма».

Капитан Куланов Виктор Степанович сказал ему готовить свое заведование для работы в Атлантике:

«Отходим через два дня, времени немного, надо все успеть». Хорошо сказать, успеть, а когда еще не знаешь, где что находится, а ведь для третьего помощника нужно было разобраться с картами, планшетами сделать нужную корректировку, получить кое-что на складах. Новичку было непросто справиться.

Приходил на судно, ног не чувствовал, рабочий день заканчивался почти тогда, когда оставалось немного времени до начала нового рабочего дня. Отходная суета, казалось, не кончится, но конец всему приходит. Отдали швартовые, взяли курс к берегам Исландии. В то время уже был круглогодичный промысел сельди. Предстояло работать в зимних условиях. Екимов почти не сходил с мостика. Вникал, как моряки готовили дрифтерные сети, вязали поводы, крепили кухтыли, готовили бочки для рыбы, столы для засолки сельди и многое другое.

Время на переходе проводил с пользой. Научился быстро определяться по солнцу, брать пеленг на радиомаяки, пеленговаться, ведь без этого не обойтись на промысле. Пойдет рыба, говорил капитан, тогда некогда учиться, нужно ловить её, чтобы сразу, без раскачки.
Ему в какой-то мере повезло.

Капитан Куланов на упущения реагировал без злобы, спокойно, делал замечания, учил без нравоучений, спрашивал по делу. Повезло и с тем, что была благоприятная погода.

На промысле

На промысле

Рыба шла по 200-300 килограмм на сетку, только успевай обрабатывать. Временами было так, что на мостике кроме вахтенного, никого не оставалось, все шли на уборку сельди. Обработка была простой, выбирай сети, освобождай их от рыбы и сачком клади рыбмастеру на рыбодел. Посыпали сельдь солью и в бочки. Бывали и такие заметы, что с одного порядка сетей загружали весь трюм и нужно было сдавать на базу готовую продукцию. По 12 часов приходилось стоять на мостике при выборке сетей, обедали на ходу, а то и обходились крепким чаем, пока не выберешь все сети. Выборка сетей в опытных руках проходит быстро и безопасно. Эту работу Екимову доверяли всегда, другое дело- выметка сетей. Обычно рыба поднималась от грунта к вечеру, тогда же и выметывались сети. Этот процесс связан с большими трудностями. На полном ходу нужно выбросить подготовленные сети за борт и так чтобы не произошло зацепления, а самое главное не выбросить кого-нибудь из моряков за борт. При выметке легко может захлестнуть поводцом или сетью моряка, который следит за ее ходом, привязывает поводцы, с кухтылями. Были случаи, что человек вылетал за борт вместе с сетями. Здесь предел внимания и осторожности требовался от судоводителя. Вся работа проходит на полном ходу судна, чтобы сети не попали под днище и не намотались на винт. К концу рейса Екимов освоил и эту работу.

После первого рейса капитан Куланов рекомендует Екимова на должность второго штурмана. Рейс был закончен с перевыполнением плана. Не хотелось было расставаться Екимову с «Ижмой», но после рейса нужно было уходить, т.к. второй штурман оставался на месте, а Екимова направили на другой корабль - СРТ-4290 «Верхоянск». В то время сельдь лучше ловилась в летнее время и осенью.

Круглогодичный лов был, но посылали только отдельными группами,  экспедициями. Суда подбирались лучшие в техническом отношении и, конечно, брали самых опытных специалистов. В такую экспедицию был включен и Екимов Ю.И. вторым помощником капитана. Промысел начался в марте в самый сложный период. Часть рейса выпадала на период, когда рыба шла хуже, а порой ее и вообще было трудно найти.

Как моряки говорят, сельдь рассыпалась по акватории океана, нет промысловых скоплений. Более того, сельдь в летнее время кормится и жирность, а значит и качество, не то. Иногда корабли не справлялись с планами. Опытный капитан Притыка Федор Петрович объяснил экипажу, обстановка держится хорошая нужно приложить все силы, пока идет рыба нужно её брать и не оставлять выполнение плана на летнее время. Увеличили количество сетей в порядке. Более 100 сетей метали каждый раз. Иногда порядок вытягивался на два с лишним километра, последнего кухтыля и не видно было. Отдыхали не раздеваясь и матросы и штурманы. Выходили на подвахту механики, радиоспециалисты, все кто мог, помогал в уборке улова. Всем находилась работа на палубе. Капитан выбирает сети, а штурманы вместе со всеми убирали рыбу. Были случаи, притапливались от рыбы сети, не выдерживали большого веса рыбы кухтыли, лопались и терялись все сети.

Но все-таки «Верхоянск» за полтора месяца выполнил почти рейсовое задание. Потом был рейс на «Верхоянске» у Екимова в качестве старшего помощника капитана. В целом экспедиция сработала успешно и доказала, что корабли могут работать в любое врем года.
Волею судьбы Екимов Ю. И. делал свой первый рейс капитаном на том судне, на котором начинал свою работу. Ему доверили руководить самому экипажем на СРТ «Ижма».

СРТ и плавбаза «Мурмансельди» на промысле

СРТ и плавбаза «Мурмансельди» на промысле

Управление «Мурмансельдь» - в воспоминаниях ветеранов


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.147.54.100

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .