Развитие малого предпринимательства в Мурманской области на 2005-2008 годы |
25 октября т.г. на расширенном заседании Координационного Совета по реализации региональной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Мурманской области на 2005-2008 годы» обсуждался проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Мурманской области на период до 2015 года. Предлагаем Вам краткую информацию об этом документе и приглашаем к обсуждению. Все предложения будут рассмотрены рабочей группой при доработке проекта. Проблемы развития малого предпринимательства в Мурманской области и пути их решенияНесколько слов о внешней среде бизнеса, на фоне которой будет происходить развитие предпринимательства. В настоящее время обсуждается проект нового федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором вводятся новые понятия: микро, малые и средние предприятия, будут закреплены новые инструменты поддержки, в том числе на муниципальном уровне (например, создание фондов недвижимого имущества для сдачи в аренду по льготной ставке и др.). Страна готовится к вступлению в ВТО, поэтому необходимо повышать качество производимой продукции и услуг, внедрять современные системы управления, стимулировать предпринимателей к выходу на международные рынки. Административная реформа уже началась и необходимо использовать эту работу для совершенствования механизмов поддержки. Уже в следующем году мы планируем утвердить 2 регламента по предоставлению субсидий областного бюджета и по оказанию консультационных услуг. В силу сырьевой ориентации базовых отраслей экономики Мурманской области развитие малого предпринимательства имеет ограниченный потенциал для развития производственных видов деятельности.Необходимо обеспечить рост производства малых предприятий в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление (как населения, так и крупных предприятий), расширить ассортимент и увеличить выпуск качественных продуктов питания, развивать субконтрактинг и аутсорсинг. К нерешенным задачам, по-прежнему, относится проведение целенаправленной государственной поддержки мелких товаропроизводителей в пищевой, аграрно-промышленной, рыбной и лесной отраслях. Постоянного внимания требуют вопросы обеспечения высокого уровня качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, соблюдения экологических, санитарно-эпидемических, противопожарных и других нормативных требований. Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реформирование которого будет происходить в ближайшие годы. На деятельности малого бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и помещений, что требует гибкой тарифной политики в отношении предприятий монополистов всех форм собственности. Развитие инновационного и экологического предпринимательства сдерживается неразвитостью региональной инфраструктуры. Остается слабо востребованным высокий научный потенциал региона, поэтому необходимо систематизировать работу по инновационным направлениям малого бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого бизнеса – вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей. Сохраняется большая дифференциация по количеству малых предприятий на 1000 человек населения в различных городах и населённых пунктах области. Слабо развивается предпринимательство в поселениях Ковдорского и Оленегорского районов; в Ловозерском и Терском районах развитие предпринимательства является единственной возможностью обеспечить занятость населения и сохранить жизнеспособность отдаленных населенных пунктов. Для решения этих задач необходимо стимулировать создание на этих территориях предприятий туризма, прибрежного рыболовства и искусственного выращивания гидробионтов; по переработке дикорастущих ягод и грибов, производству продукции оленеводства; отдельным направлением может быть восстановление народных промыслов. Учитывая, что из-за дополнительных издержек, связанных с условиями Крайнего Севера, уровень рентабельности производства малых предприятий области существенно ниже, чем в среднем по СЗФО (соответственно 3.7 процента и 10.4 процента), в Мурманской области необходимы дополнительные меры протекционизма и поддержки развития малого предпринимательства, в том числе за счет изменений в федеральном законодательстве о порядке предоставления трудовых, пенсионных и других социальных льгот гражданам. Сдерживающим развитие предпринимательства фактором является необоснованное различие оплаты труда и слабая социальная защищенность, как предпринимателей, так и наемных работников. На многих малых предприятиях не обеспечивается выполнение медико-санитарных требований и норм безопасности труда. В результате малый бизнес испытывает постоянную нехватку кадров (как рабочих, так и специалистов, менеджеров). С созданием новых крупных предприятий проблема текучести кадров усилится, субъекты малого предпринимательства начнут формировать кадровую политику, заниматься вопросами подготовки и переподготовки кадров, безопасности труда и т.д. Поэтому важно особое внимание уделить развитию кадрового потенциала предпринимательства, содействовать созданию благоприятных условий для притока в бизнес трудовых ресурсов. Серьезной проблемой для развития малого предпринимательства остается недостаток инвестиций для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Не представляется возможным снизить риски за счет предоставления таким предприятиям бюджетных гарантий и кредитов: требования Бюджетного Кодекса по залоговому обеспечению столь же высокие, как и в банковском секторе. Кроме того, процедура принятия бюджета и решения по финансовой поддержке конкретного предприятия длится около года, тогда как большинство проектов субъектов малого предпринимательства сохраняет свою актуальность не более 2-3 месяцев. Для решения этой проблемы необходимо использовать механизм разделения рисков между предпринимателем, банком и органами власти через создание специального гарантийно-залогового фонда. Снижение стоимости заемных средств возможно через предоставление субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, а также через развитие небанковской региональной кредитно-заемной системы, сети микрокредитования, создание кредитных кооперативов и потребительских обществ предпринимателей. Медленно сокращается число обращений предпринимателей по поводу «административных барьеров». При открытии нового производства или торговой точки требования «согласующих» органов нередко выходят за всякие разумные пределы, предпринимателям навязывается «долевое» участие в развитии инженерных сетей муниципальных образований, «спонсорстве мероприятий», другие формы обременения, от чего теряется экономический смысл создания нового производства. Подводя итог, можно выделить ключевые проблемы, на решение которых необходимо направить усилия в первую очередь: Все эти проблемы требуют программного решения, объединяющего ресурсы и координирующего усилия предпринимателей и их объединений с действиями органов власти и местного самоуправления. Цель, принципы и стратегические направления региональной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса Мурманской областиОснову любой стратегии составляют цели и приоритеты. Целью государственной политики Мурманской области по развитию и поддержке малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих: · повышение социальной эффективности деятельности малых и средних предприятий - рост численности занятых в предпринимательском секторе, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности; · повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития области, увеличение его доли в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги, инвестиции), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий, формирование сектора средних предприятий. К основополагающим принципам государственной поддержки МП относятся: o равный доступ субъектов предпринимательской деятельности ресурсам поддержки; Основными направлениями реализации стратегии Мурманской области по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства являются:1. Обеспечение мер, позволяющих существенным образом сократить временные и финансовые расходы субъектов малого предпринимательства на взаимодействие с разрешающими, фискальными и финансовыми органами сбор информации и исследования относительно размера и сфер присутствия административных барьеров, в том числе: 3. Совершенствование финансово-кредитных механизмов поддержки с целью повышения доступности кредитно-инвестиционных ресурсов, в том числе: 4. Создание разветвленной сети институциональной инфраструктуры для малого бизнеса, в том числе 5. Содействие повышению конкурентоспособности местных товаропроизводителей, поддержка экспортно-ориентированного и инновационного бизнеса 6. Повышение роли предпринимательства в общественной жизни, их вклада в решение социальных проблем территорий • стимулирование создания объединений предпринимателей; Ожидаемые результаты реализации Стратегии Итогом реализации стратегии развития малого и среднего бизнеса должно стать обеспечение к 2015 году :- доли малого и среднего бизнеса в ВРП – 40%- доли малого и среднего бизнеса в занятости – 35%- доли малого и среднего бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80% .
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 17139 |