Главная Развитие малого предпринимательства в Мурманской области на 2005-2008 годы
Развитие малого предпринимательства в Мурманской области на 2005-2008 годы Печать E-mail

25 октября т.г. на расширенном заседании Координационного Совета по реализации региональной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Мурманской области на 2005-2008 годы» обсуждался проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Мурманской области на период до 2015 года.

Предлагаем Вам краткую информацию об этом документе и приглашаем к обсуждению. Все предложения будут рассмотрены рабочей группой при доработке проекта.

Проблемы развития малого предпринимательства в Мурманской области и пути их решения

Несколько слов о внешней среде бизнеса, на фоне которой будет происходить развитие предпринимательства. В настоящее время обсуждается проект нового федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором вводятся новые понятия: микро, малые и средние предприятия, будут закреплены новые инструменты поддержки, в том числе на муниципальном уровне (например, создание фондов недвижимого имущества для сдачи в аренду по льготной ставке и др.). Страна готовится к вступлению в ВТО, поэтому необходимо повышать качество производимой продукции и услуг, внедрять современные системы управления, стимулировать предпринимателей к выходу на международные рынки.

Административная реформа уже началась и необходимо использовать эту работу для совершенствования механизмов поддержки. Уже в следующем году мы планируем утвердить 2 регламента по предоставлению субсидий областного бюджета и по оказанию консультационных услуг.

В силу сырьевой ориентации базовых отраслей экономики Мурманской области развитие малого предпринимательства имеет ограниченный потенциал для развития производственных видов деятельности.

Необходимо обеспечить рост производства малых предприятий в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление (как населения, так и крупных предприятий), расширить ассортимент и увеличить выпуск качественных продуктов питания, развивать субконтрактинг и аутсорсинг. К нерешенным задачам, по-прежнему, относится проведение целенаправленной государственной поддержки мелких товаропроизводителей в пищевой, аграрно-промышленной, рыбной и лесной отраслях.

Постоянного внимания требуют вопросы обеспечения высокого уровня качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, соблюдения экологических, санитарно-эпидемических, противопожарных и других нормативных требований.

Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реформирование которого будет происходить в ближайшие годы. На деятельности малого бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и помещений, что требует гибкой тарифной политики в отношении предприятий монополистов всех форм собственности. Развитие инновационного и экологического предпринимательства сдерживается неразвитостью региональной инфраструктуры.

Остается слабо востребованным высокий научный потенциал региона, поэтому необходимо систематизировать работу по инновационным направлениям малого бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого бизнеса – вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей.

Сохраняется большая дифференциация по количеству малых предприятий на 1000 человек населения в различных городах и населённых пунктах области. Слабо развивается предпринимательство в поселениях Ковдорского и Оленегорского районов; в Ловозерском и Терском районах развитие предпринимательства является единственной возможностью обеспечить занятость населения и сохранить жизнеспособность отдаленных населенных пунктов. Для решения этих задач необходимо стимулировать создание на этих территориях предприятий туризма, прибрежного рыболовства и искусственного выращивания гидробионтов; по переработке дикорастущих ягод и грибов, производству продукции оленеводства; отдельным направлением может быть восстановление народных промыслов.

Учитывая, что из-за дополнительных издержек, связанных с условиями Крайнего Севера, уровень рентабельности производства малых предприятий области существенно ниже, чем в среднем по СЗФО (соответственно 3.7 процента и 10.4 процента), в Мурманской области необходимы дополнительные меры протекционизма и поддержки развития малого предпринимательства, в том числе за счет изменений в федеральном законодательстве о порядке предоставления трудовых, пенсионных и других социальных льгот гражданам.

Сдерживающим развитие предпринимательства фактором является необоснованное различие оплаты труда и слабая социальная защищенность, как предпринимателей, так и наемных работников. На многих малых предприятиях не обеспечивается выполнение медико-санитарных требований и норм безопасности труда. В результате малый бизнес испытывает постоянную нехватку кадров (как рабочих, так и специалистов, менеджеров). С созданием новых крупных предприятий проблема текучести кадров усилится, субъекты малого предпринимательства начнут формировать кадровую политику, заниматься вопросами подготовки и переподготовки кадров, безопасности труда и т.д. Поэтому важно особое внимание уделить развитию кадрового потенциала предпринимательства, содействовать созданию благоприятных условий для притока в бизнес трудовых ресурсов.

Серьезной проблемой для развития малого предпринимательства остается недостаток инвестиций для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Не представляется возможным снизить риски за счет предоставления таким предприятиям бюджетных гарантий и кредитов: требования Бюджетного Кодекса по залоговому обеспечению столь же высокие, как и в банковском секторе. Кроме того, процедура принятия бюджета и решения по финансовой поддержке конкретного предприятия длится около года, тогда как большинство проектов субъектов малого предпринимательства сохраняет свою актуальность не более 2-3 месяцев.

Для решения этой проблемы необходимо использовать механизм разделения рисков между предпринимателем, банком и органами власти через создание специального гарантийно-залогового фонда. Снижение стоимости заемных средств возможно через предоставление субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, а также через развитие небанковской региональной кредитно-заемной системы, сети микрокредитования, создание кредитных кооперативов и потребительских обществ предпринимателей.

Медленно сокращается число обращений предпринимателей по поводу «административных барьеров». При открытии нового производства или торговой точки требования «согласующих» органов нередко выходят за всякие разумные пределы, предпринимателям навязывается «долевое» участие в развитии инженерных сетей муниципальных образований, «спонсорстве мероприятий», другие формы обременения, от чего теряется экономический смысл создания нового производства.

Подводя итог, можно выделить ключевые проблемы, на решение которых необходимо направить усилия в первую очередь:
- излишнее администрирование и высокие затраты предпринимателей на оплату государственных услуг;
- отсутствие доступа и высокая стоимость кредитных ресурсов;
- отсутствие доступа к недвижимому имуществу, объектам коммунальной инфраструктуры и электросетям, высокая стоимость подключения;
-недостаточно развитая инфраструктура предпринимательства, низкий уровень предоставляемых услуг;
- отсутствие квалифицированных кадров, как для бизнеса, так и для объектов инфраструктуры;
- низкая социальная защищенность предпринимателей и их наемных работников.

Все эти проблемы требуют программного решения, объединяющего ресурсы и координирующего усилия предпринимателей и их объединений с действиями органов власти и местного самоуправления.

Цель, принципы и стратегические направления региональной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса Мурманской области

Основу любой стратегии составляют цели и приоритеты. Целью государственной политики Мурманской области по развитию и поддержке малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих:

· повышение социальной эффективности деятельности малых и средних предприятий - рост численности занятых в предпринимательском секторе, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности;

· повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития области, увеличение его доли в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги, инвестиции), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий, формирование сектора средних предприятий.

К основополагающим принципам государственной поддержки МП относятся:

o равный доступ субъектов предпринимательской деятельности ресурсам поддержки;
o целевой характер мер и эффективность использования средств поддержки;
o предоставление государственной поддержки субъектам МП на условиях конкурсного отбора и софинансирования проектов (с учетом значимости и/или необходимости проектов, продукции или услуг);
o дифференцированный подход при проведении государственной политики поддержки в отношении субъектов МП с учетом нормативно закрепленных приоритетов государственной политики (территориальных, отраслевых, социальных).

Основными направлениями реализации стратегии Мурманской области по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства являются:

1. Обеспечение мер, позволяющих существенным образом сократить временные и финансовые расходы субъектов малого предпринимательства на взаимодействие с разрешающими, фискальными и финансовыми органами сбор информации и исследования относительно размера и сфер присутствия административных барьеров, в том числе:
- сбор информации и исследования относительно размера и сфер присутствия административных барьеров;
- совершенствование и упрощение форм отчетности, разработка административных регламентов, методик и процедур;
- проведение экспертизы новых законов и нормативных актов на предмет возможных административных барьеров, разработка предложений по дерегулированию экономики. 

2. Обеспечение мер, стимулирующих приток новых трудовых ресурсов в сферу малого предпринимательства, в том числе:
- экономическая поддержка и опека начинающих;
- активная пропаганда малого предпринимательства, стимулирование населения, особенно молодежь, к занятию предпринимательством;
- обучение начинающих предпринимателей и подбор персонала;
- инкубирование;
- мотивация к повышению зарплаты и социальных выплат, сокращению зарплат «в конвертах».

3. Совершенствование финансово-кредитных механизмов поддержки с целью повышения доступности кредитно-инвестиционных ресурсов, в том числе:
- микрофинансирование и стартовые гранты
- субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства и кредитных кооперативов предпринимателей;
- создание регионального гарантийно-залогового фонда для малых предприятий;
- стимулирование муниципальных районов и городских округов к осуществлению мер финансовой поддержки на условиях софинанисрования

4. Создание разветвленной сети институциональной инфраструктуры для малого бизнеса, в том числе 
• бизнес-инкубаторы
• сервисные компании, кадровые агентства 
• информационно-консультационные центры
• маркетинговые, субконтрактинговые 
• технопарки, центры трансфера технологий

5. Содействие повышению конкурентоспособности местных товаропроизводителей, поддержка экспортно-ориентированного и инновационного бизнеса 
- стимулирование инвестиций в современное оборудование и подготовку кадров
- снижение затрат на сертификацию, лицензирование, разработку проектно-конструкторской документации, бизнес-планов через механизмы субсидирования;
- стимулирование к внедрению систем управления качеством
- развитие кооперационных связей.

6. Повышение роли предпринимательства в общественной жизни, их вклада в решение социальных проблем территорий

• стимулирование создания объединений предпринимателей;
• привлечение предпринимателей и их объединений к разработке нормативных правовых актов в сфере экономики и финансов, планов развития области, региональных целевых программ и пр.;
• привлечение предпринимателей и их объединений к организации мероприятий и реализации проектов, имеющих социальное значение, но не через «принудительное спонсорство».

Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Итогом реализации стратегии развития малого и среднего бизнеса должно стать обеспечение к 2015 году :

- доли малого и среднего бизнеса в ВРП – 40%

- доли малого и среднего бизнеса в занятости – 35%

- доли малого и среднего бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80% .

Малый бизнес - часть 2


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.14.249.104

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .