СРЗ-2 |
Судоремонтные мастерские на Абрам-мысе были построены в 30-х годах. Когда-то они были призваны ремонтировать мелкий моторный флот, принадлежащий строительству Беломорско-Балтийского канала. Ловили рыбу для нужд ББК их суда, базируясь на Порт-Владимир, где была промысловая база. На Абрам-мысе был лагерь, бараки которого существовали ещё до 70-х годов. С окончанием строительства Беломорско-Балтийского канала судоремонтные мастерские были переданы рыбакам, В предвоенные и военные годы мастерские были заняты ремонтом судов «Морзверрыбпрома», Запорного хозяйства, рыболовецких колхозов. В 1943 - 44 годах строились здесь мелкие промысловые суда - моторно-парусные ёлы для рыболовецких колхозов. Старое деревянное здание, под которым во время прилива плескалась вода, держалось на подпорках. О минимальных бытовых помещениях не было и речи. Небольшой, около 40 метров, причал. Судоремонтный слип для подъёма мотоботов, построенный заводчанами благодаря энтузиазму директора мастерских Дзятко Георгия Фёдоровича и гл. инженера Воронина В. Своя электростанция, мощности которой едва хватало на нужды посёлка и производства. Водоснабжение осуществлялось из озерка, в центре посёлка. Пить из него воду, при обильном хлорировании, санитарная служба позволяла с большим трудом. Жильё - деревянное, в основном частные дома и каркасно-засыпные бараки. Дороги нет, только через залив катерами. Стараниями коллектива, руководства мастерских с помощью строителей РСУ «Мурманрыба» в послевоенные годы были построены добротные деревянные брусчатые дома квартирного типа. Появилось центральное отопление. Позже было построено несколько 2-х, 3-х этажных, частично благоустроенных кирпичных домов, баня, встроенные магазины. В конце пятидесятых годов начал остро вставать вопрос: закрывать или реконструировать и расширять мастерские. Возросший флот, в особенности суда «Мурмансельди», остро нуждались в специализированном судоремонтном предприятии, но капиталовложений не хватало. Не без помощи партийных и советских органов области удалось добиться включения в планы работ строительство Абрам-мысских мастерских. В 1963 году вступил в строй новый цех, в котором размещались слесарно-сборочный, станочный и другие вспомогательные участки. Мастерские были подключены к линиям электроснабжения Колэнерго. Был оборудован деревообрабатывающий цех. Начал действовать в старом здании цех по производству пенопласта, который использовался для оснащения наплавов и дрифтерных сетей. С организацией Главка «Севрыба» Абрам-мысские судоремонтные мастерские были преобразованы в судоремонтный завод № 2 Главка «Севрыба». В 1963 году был утвержден новый проект реконструкции СРЗ № 2. В ходе строительства он подвергался переработке и в 1969 году окончательно утверждён. Был построен практически новый вполне современный завод. При проектировании и строительстве завода был применён крупноблочный метод промышленного строительства, когда под одной крышей объединились технологически связанные меха и участки, склады запасных частей и заготовок, моечные и другие вспомогательные участки. В ходе строительства возведено 400 пог. метров причалов из стального шпунта и железобетона, на которых смонтировано необходимые грузоподъёмные средства, подведены все виды энергоснабжения, водоснабжения. Причалы, являясь дорогостоящими сооружениями, в то же время в большой мере определяют мощность судоремонтного предприятия, ибо, как известно, значительный объём судоремонтных работ проводится на судне у причала. В комплекс строительства вошли: - блок механо-монтажных (слесарных) работ общей площадью 6480 м2 и строительным объёмом в 86990 м3, примыкающее к зданию цех - 4-х этажное здание, - где разместились бытовые помещения, раздевалки, душевые, медпункт, буфет и другие санбытовые помещения, а также заводоуправление и инженерные службы. Блок ММЦ введён в эксплуатацию в 1970 г. - блок корпусных цехов (трубопроводный, кузнечный, корпусно-сварочный, а также электроремонтный цех) введён в эксплуатацию в 1968 году. Работающие были обеспечены полным набором бытовых помещений в соответствии с нормами. Площадь блока корпусных и электромонтажных цехов составляет 3782 м2, включая благоустроенные бытовые помещения, буфет. Ранее построенный цех был перестроен и переоснащён в блок вспомогательных цехов и участков. Одновременно, в разное время, построены: водопровод от реки Лавна (около 60 км) обеспечивающий нужды не только завода, но и судов у причала, и возросшего посёлка (на реке построены плотина, хлораторная, подстанция); котельная, обеспечивающая нужды завода и посёлка. Сверх ранее утверждённого проекта построены: пирс длиной 100 пм (причальный фронт 210 пм) с глубинами, обеспечивающими стоянку судов с большей, чем расчётная для заводских причалов осадкой; вторая «нитка» водовода с насосной, повысившие надёжность и регулярность подачи воды не только посёлку Абрам-мыс и заводу, а также колхозу «Ударник» и жителям села Минькино. Построен вполне современный перспективный судоремонтный завод и благоустроенный жилой посёлок. Были разработаны предложения по дальнейшему развитию завода, ибо образованная территория позволяла построить ещё большой блок цехов. Но... пришли другие времена. При проектной мощности в 11,0 миллионов рублей валовой продукции в 80-х годах заводской коллектив достиг показателей по выпуску продукции до 10,5 млн руб., в т.ч. 9,3 - 9,5 млн. рублей судоремонта. На заводе работало около 1,0 тысячи человек, в т.ч. 160 ИТР. В 1999 г. на заводе работало около 250 человек, в т.ч. 54 человека ИТР. В строительстве завода принимали участие строители треста «Мурманскморстрой» (управляющий Бакланов А.С., гл. инженер Куликов В.О. Введены в эксплуатацию кузнечно-сварочный цех междурейсовых судоремонтных мастерских (СРЗ № 1), что дало прирост мощности в 2,7 млн. рублей в год, столовая на 500 посадочных мест, здание портоуправления площадью 2,9 тыс. м2 служебных помещений, произведена реконструкция коптильного № 1, позволившая увеличить выпуск отличной копчёной продукции с 8,7 т до 14,0 т в сутки. Проектировали и вели авторский надзор за строительством коллектив проектного института ЛО «Гипрорыбпром» (директор Щеряев ММ, гл. инженер проекта Гушанский М.С.), объекты жилищного и социального строительства - проектный институт «Мурманскгражданпроект» (директор Зильберштейн). Самое активное участие в строительстве принимали рабочие и ИТР завода (директора Дзятко Г.Ф., Ледер А.А., Моисеев Е.И.), комплектовали стройку материалами и оборудованием сотрудники УМТС «Севрыба».
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2123 |