Южная Корея вступает в борьбу за ресурсы Арктики |
Испытывающая острую нехватку источников энергии и находящаяся на стадии восстановления Южная Корея пристально следит за ресурсами, морскими путями и постоянным статусом в Арктическом Совете.Сеул: Южная Корея вступает в гонку, так как таяние ледникового покрова позволяет найти сокровища - неиспользованные ресурсы, новые морские маршруты для научных экспедиций. «Несмотря на позднее вступление в гонку и отсутствие крупных энергетических корпораций, Южная Корея может использовать свое преимущество в области кораблестроения и машиностроения на одной из неизведанных границ мира», - говорят эксперты. Южная Корея надеется упрочить свое присутствие далеко на Крайнем Севере, получив статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете - межправительственном форуме, предназначенном для решения вопросов, касающихся Арктики. Норвегия и Финляндия уже сплотились вокруг Южной Кореи, согласно правительственным и дипломатическим источникам.«Существует два важных вопроса: о природных ресурсах и использовании морских путей», - говорит Ким Янгуо (Kim Youn-gyoo), эксперт в области энергетики и геополитики университета Ханьянг (Hanyang University) в Сеуле. «Вы можете увидеть в этом субъект геополитического конфликта, однако на самом деле все переплетается с вооруженными силами, системой управления энергией, и т.д. Расклад игры совершенно изменится, когда станет ясно, какие ресурсы окажутся под контролем того или иного государства», - говорит Янгуо. Усиливается соперничество между традиционными арктическими державами и регионами, испытывающими нехватку минеральных ресурсов, суверенитет которых еще не упрочился. Новые морские маршруты увеличивают вероятность возникновения территориальных споров; США, Россия, Канада и Норвегия наращивают военную мощь и проводят военно-морские учения. Тем временем, Южная Корея, Китай, Япония и некоторые Европейские страны организовали научные экспедиции, сопровождаемые ледоколами, пока выстраивали партнерские отношения со странами Арктики. Южная Корея расширяет свои исследования в регионе после того, как основала исследовательскую базу «Арктическая станция Дасан» (Arctic Dasan Station) на одном из норвежских островов в 2002 году. В 2004 году был основан Корейский институт полярных исследований (the Korea Polar Research Institute) в городе Инчхон (Incheon) посредством создания исследовательского отдела Корейского морского НИИ (Korea Ocean Research and Development Institute). С 2010 года Корея эксплуатирует ледокол «Аарон» (Aaron). На самом деле страна делает ставки на развитие новых морских путей, чтобы обеспечить себе стабильные поставки энергии и оживить судостроение, логистику и торговлю. Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата (the UN's Intergovernmental Panel on Climate Change) дает следующий прогноз: арктический морской лед полностью растает к 2030 году. Другие результаты исследований, проведенных на основе анализа толщины ледяного покрова, показывают, что первое лето без морского льда может наступить уже в 2015 году. «Когда морской путь открыт, происходит всплеск спроса на суда ледового класса, ледоколы, морские прибрежные станции и суда специального назначения», - говорит Ли Сунву (Lee Sung-woo), начальник международного отдела логистики корейского морского института в Сеуле (the Korea Maritime Institute in Seoul). Кроме того, новые коммерческие трансарктические маршруты позволят сократить дистанцию между Европой и северо-восточной Азией приблизительно на треть. «Это может привести к резкому сокращению спроса на ближневосточную нефть со стороны Южной Кореи и ее соседей, так как Россия планирует увеличить объемы нефте- и газодобычи», - говорит Ким Хакки (Kim Hak-ki), научный сотрудник Корейского государственного института индустриальной экономики и торговли (Korea Institute for Industrial Economics & Trade) в Сеуле. По оценкам специалистов Геологической службы США, в Арктике находится около 30% неразведанных мировых природных запасов нефти и 13% мировых запасов природного газа. Южная Корея занимает пятое место в мире по импорту сырой нефти и второе место по импорту сжиженного природного газа. Также страна импортирует практически все виды нефтепродуктов. «Несмотря на то, что удельные издержки не были до конца подсчитаны, Южной Корее, скорее всего, придется пользоваться маршрутом, пролегающим вдоль российского побережья, используя не только контейнеровозы, но и всю систему разработки месторождений, особенно если Южная Корея хочет принимать участие в ресурсных проектах в России», - сообщил он. Однако присутствие Южной Кореи было едва заметно, прежде всего, из-за недостатка ресурсов для усиления собственного влияния и более позднего вступления в гонку (по сравнению с другими азиатскими странами) - говорят эксперты. Китай и Япония, которые также планируют стать постоянными наблюдателями в Арктическом совете, уже давно занимаются исследованиями и ищут расположения у членов Совета в качестве стратегических партнеров. ExxonMobil, BP, Роснефть и другие нефтяные гиганты заключили сделки о начале разработки месторождений сырой нефти и природного газа в регионе. В прошлом году Государственная корейская газовая корпорация (Korea Gas Corp) приобрела у MGM Energy, базирующейся в Канаде, 20% месторождения природного газа. Это первая и единственная сделка по добыче полезных ископаемых в регионе со стороны корейской компании. «Ресурсная дипломатия строится на переходе от агрессивного освоения к решению проблем энергетической безопасности», - говорит Ким Янгуо. «Корея нуждается в реформировании экономики, горнодобывающих компаний и системы в целом согласно новому порядку, в то время как государственные нефтяные и газовые компании постепенно станут более конкурентоспособными», - добавил он. Чтобы догнать своих соперников, Южной Корее необходимо стремиться к сотрудничеству с государственными агентствами, специалистами исследовательских институтов и представителями бизнеса в странах Арктики. Во вторник правительство заявило о проекте проведения исследований в области охраны окружающей среды и энергетики совместно с США и Канадой в море Бофорта в пределах канадской исключительной экономической зоны. Сопровождать экспедицию будет ледокол «Аарон», построенный компанией Hanjin Heavy Industries. В феврале руководители российских общественных организаций, судовых компаний, сталепроизводителей, и научно-исследовательских институтов встретились со своими норвежскими коллегами, чтобы обсудить проблемы грузовых судов и использования ледоколов. Министерство земли, транспорта и морских дел Кореи (The Ministry of Land, Transport and Maritime Affairs) и Корейский государственный институт морских и рыболовных технологий (State-run Korea Institute of Maritime and Fisheries Technology) заключили соглашение с двумя российскими институтами: Государственной морской академией имени адмирала С. О. Макарова и Центральным научно-исследовательским институтом морского флота, о развитии морских и воздушных маршрутов в Арктике. Южная Корея также сотрудничает с Норвегией, Финляндией и Данией, в области судостроения, инженерии и морского сектора. Недавно Шин Маенхо (Shin Maeng-ho), руководитель международного юридического департамента министерства иностранных дел Южной Кореи, встретился с Карстеном Клепсвиком (Karsten Klepsvik), послом Осло в Арктическом совете, чтобы обсудить членство Южной Кореи в Совете, общие научно-исследовательские проекты и политику в области развития региона.Южная Корея - одна из 40 стран и международных организаций, ожидающих получения статуса наблюдателя в Совете, членами которого являются 8 стран, включая Швецию и Исландию. В 2008 году Южная Корея получила статус специального наблюдателя наряду с Китаем, ЕС, Италией и Японией. Ранее заявки этих стран на получение статуса постоянных наблюдателей были отклонены. Совет вновь примет решение (касательно новых заявок) на заседании совета министров в Канаде, которая станет председателем Арктического совета, в мае 2013 года. На данный момент статус постоянных наблюдателей имеют Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания и Великобритания. Им позволено присутствовать на собраниях, но они не имеют права голоса и не могут выступать с докладами без разрешения председателя Совета. «Нет большой разницы между специальным и постоянным статусом, - сказал Шин - но правительство «пытается занять более безопасную позицию, чтобы наблюдать за ходом собрания и после обсудить вопросы о сотрудничестве с коллегами». Перевод статьи Seeking-a-bigger-role
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4231 |