Морской музей |
Важной летописью истории Северного морского пароходства, хранилищем боевых и трудовых подвигов, славных имён отважных мореходов-поморов является Морской музей.Официальное открытие комнаты-музея «История Северного морского пароходства» было приурочено к 100-летнему юбилею предприятия. Был утверждён состав Совета музея: - В.И. Прокофьев - председатель Совета, - Е.П. Бабкина - заместитель председателя. Члены Совета: СМ. Иванов, И.Т. Климовская, В.Ф. Брилин, К.М. Патракеева, B.C. Осипов, В.А. Беднов, В.В. Колт, И.Б. Орлов, Н.П. Марьичев. Заведующим музеем стал СМ. Иванов. У истоков создания музея стояли ветераны. Вся работа велась на общественных началах. Ветераны сами собирали фотографии, документы, экспонаты, сами монтировали стенды и выставки. Первоначально комната-музей располагалась на третьем этаже Клуба моряков. Скромная комната, скромные экспонаты положили начало огромной работе, которая продолжается до сих пор. Первую экспозицию музея истории пароходства открыл Владимир Илларионович Прокофьев. Он был энтузиастом создания истории мореплавания на Севере и патриотом нашего пароходства. На открытии выступили ветераны пароходства, известные капитаны В. Глотов, Ф. Рынцын, Э. Румке. Каждый из них рассказал о том или ином историческом событии, в котором принимал участие. Все присутствующие на открытии с удовлетворением отметили - фундамент Музея истории пароходства заложен. А вскоре появилась первая запись в Книге отзывов. Её сделали участники областного семинара руководителей музеев: «С интересом ознакомились с Музеем пароходства, созданным руками энтузиастов. Желаем создателям и совету Музея успехов в работе, общественной деятельности, в воспитании кадров северных мореходов-поморов. Пусть чаще поступают в Музей новые уникальные реликвии мореходов Севера». Пожелания исполнялись, Музей быстро пополнялся новыми экспонатами и материалами исторических событий. Вскоре были открыты стенды «Старый Архангельский порт и парусный флот», «Первые документы и декреты по морскому флоту, подписанные В.И. Лениным», «Карские (хлебные) экспедиции», «Великая Отечественная война», «Награды за труд», «Ветераны флота» и другие. Музей был открыт для посещения по понедельникам и пятницам с 14 до 18 часов - бесплатно. Экскурсоводами были добровольцы-ветераны В. Байков, Ф. Колтовой, Е. Губенко, П. Петров, А. Багаев, П. Миронов - всего 21 человек. К 1973 году Музей переехал в здание мореходной школы пароходства. Музей пополнялся различными интересными экспонатами, фотографиями, альбомами. Требовались новые площади для проведения всевозможных выставок, стендов и т. д. Так, благодаря стараниям и настойчивости тогдашнего директора Музея Петра Афанасьевича Юдина, в 1990 году построено отдельное новое здание на Набережной, 80 - Музей северного мореплавания. Последовательно Музей возглавляли С. Иванов, Л. Климовская, П. Юдин, Ю. Колмаков, С. Терентьев, Т. Матвеева, а с 2001 года по настоящее время - Татьяна Александровна Маслова. Каждый руководитель Музея внёс свою лепту в его развитие. Особенно следует отметить труд Юдина и Колмакова. Это были настоящие хозяйственники-энтузиасты, хранители и собиратели музейных ценностей. Большой вклад, содействие и помощь с самого первого дня образования Музея внёс начальник пароходства Сергей Иванович Кузнецов. Он понимал, какое значение имеет Музей. Это была эмблема предприятия, память о героической истории бесстрашных мореходов - поморов. Без прошлого нет будущего, поэтому Музей имеет огромное воспитательное значение для будущих моряков. Постоянно проводились экскурсии для школьников, которые затаив дыхание слушали экскурсоводов, участников героических событий. Многие среди фотографий и фамилий нашли своих дедов и даже прадедов. Музей в то время назывался «Страницы истории». Шелестят, бегут героические страницы музейной летописи. И вот, уже находясь в новом здании, имея значительно большие площади и возможности, к 300-летию Российского флота было открыто много новых тем и стендов: изучение культурных ценностей, связанных с мореплаванием на Севере, кораблестроение, морские промыслы, освоение новых территорий. Целью развития Музея стало показать престиж морских профессий, привлечь к ним молодёжь. Морской музей включил в себя редкие морские реликвии, музейные ценности, документы, макеты морских судов, приборы, предметы быта моряков. Не оставались в стороне от работы Музея, собирая экспонаты, и береговые службы - СМТО, БЭРНК, СРЗ, порты. Так к 300-летию флота Российского в Музее насчитывалось более восьми тысяч единиц основного фонда. Из них 50 макетов судов, 70 навигационных приборов, морское оружие, детали судов, участвовавших в героических конвоях, награды, фотографии и многие другие исторические ценности. В библиотеке Музея хранится около 3000 письменных исторических документов. Особым интересом и вниманием пользуются стенды «История северного мореплавания», «Северные конвои», «Родной причал», «Герои Арктики», учитывая, что экскурсоводами являются по-прежнему очевидцы и участники героических свершений, добровольцы-ветераны. В 1993 году Музей получил государственный статус и новое название «Государственный Северный морской музей». Многое изменилось в содержании Музея, в штатах, но то, что создали своим трудом ветераны, множественно собранных ценностей и реликвий - всё это сохранено. В настоящее время, после ремонта, готовится уникальная экспозиция «Тысячелетие северного мореплавания». Целью этой экспозиции является показать становление Поморского края, сыгравшего важную роль в морской истории России. А экспозиции «Эпоха парусного флота» и «Эпоха судов с металлическим корпусом» раскрывают роль Архангельска как первого порта России, колыбели кораблестроения, центра изучения Арктики. Тем более что экскурсоводами здесь выступают всё те же неутомимые ветераны флота. Славный путь становления и развития прошёл наш Музей, храня для многих поколений память о героических мореходах-поморах, о их ратных и трудовых подвигах. Долгой жизни тебе, наша гордость и слава, много любознательных посетителей! Когда Совет ветеранской организации ОАО «Северное морское пароходство» принял решение о создании книги о ветеранской организации СМП и её ветеранах и мне поручили сбор и подготовку материалов, я вспомнил о своём архиве. Собрал и просмотрел небольшие статьи-рассказы о моряках пароходства, с которыми мне посчастливилось работать и о которых писал в газете «Моряк Севера». А просмотрев, убедился - это же наши ветераны разных лет, если учесть, что ветеранская организация основана в 1958 году. Я сказал - «посчастливилось работать». Это не для красного словца, а искренне, от всего сердца утверждаю. Какие это замечательные люди - всё военное поколение. Они прошли войну, стали победителями, у них множество наград. Они восстанавливали флот из послевоенных остатков, создали мощное предприятие - Северное морское пароходство. И при этом скромные, трудолюбивые, бескорыстные, доброжелательные. Делами своими утверждали: «Прежде думай о Родине, а потом о себе», учили и воспитывали молодое поколение примером: «Делай, как я». Можно ли забыть капитана Юрия Дмитриевича Жукова, с которым я прошёл первые в жизни мили по Белому и Баренцеву морям на пароходе «Юшар». Или Павла Павловича Петракова, с которым работал, и тоже впервые - в отделе управления пароходства. Даже один рейс с капитаном Константином Константиновичем Варданашвили оставил неизгладимый след в памяти. Свои воспоминания о тружениках моря излагал как умел, желая только одного - сохранить память, имена, итоги их деятельности. Должны знать внуки, какие это были моряки, а затем и ветераны XX века. Глава «О друзьях-наставниках» именно о них, о моих наставниках, с кем работал, у кого учился морскому делу и человечности.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2106 |