Главная Развитие франчайзинговых отношений в строительной отрасли России
Развитие франчайзинговых отношений в строительной отрасли России Печать E-mail

Система франчайзинга представляет собой систему взаимовыгодных партнерских отношений крупного и малого бизнеса

САВИН И.Ф., Мурманский Государственный технический университет, кафедра «Менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы»

Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что в России есть реальные возможности для выбора новых технологий ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить нормальную деловую атмосферу и эффективную организацию коммерческой деятельности даже при отсутствии мощной финансовой базы и стабильных источников капитала.

За последние годы в стране появилось большое количество предприятий, работающих под марками широко известных национальных и международных компаний. Этой новой для России формой деятельности субъектов рынка стала широко применяемая в мировой практике система франчайзинга, представляющего собой систему взаимовыгодных партнерских отношений крупного и малого бизнеса.

С каждым годом на российском рынке возрастает доля фирменной торговли. Розничный рынок тяготеет к созданию сетевых структур. С другой стороны, в настоящее время строительный рынок испытывает давление конкуренции, нуждается в рекламе и надежных путях реализации. Средством конкурентной борьбы может послужить использование строительными предприятиями франчайзинга.

Франчайзинг как форма управления маркетингом

Франчайзинг — система контрактных отношений, при которых одна сторона — франчайзер на определенных условиях предоставляет право другой стороне — франчайзи — использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности.

Субъектами франчайзинговых отношений являются:

- продавцы франшизы (франчайзеры);покупатели франшизы (франчайзи);

- финансовые организации: предоставление бюджетных средств, предоставление кредитных ресурсов;

- консалтинговые компании: правовые и бухгалтерские консультации, информационные услуги, методические услуги, маркетинговые услуги, организационные услуги;

- юридические компании: защита прав и интересов франчайзеров, защита прав и интересов финансовых организаций.

Франчайзинг получил широкое признание во многих странах мира. По количеству франчайзеров и франчайзи Великобритания занимает передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран.

За последние несколько лет все больше предприятий, функционирующих на российском рынке, заявляют о желании использовать франчайзинг для развития своего бизнеса. В ближайшие годы франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных методов выхода предприятия на региональный рынок России.

Российский франчайзинг достиг максимального развития в пяти отраслях хозяйствования: в сфере общественного питания («Ростикс», «Елки-Палки», «Баскин 31 Роббинс» и др.), в розничной торговле («Рамстор», «Метро» и т.д.), в сфере услуг («КОДАК-ЭКСПРЕСС», «1С», EF English First и др.), в организации автозаправочных станций (ТНК, «Сибнефть», ЮКОС) и в строительной отрасли («Velox» и др.).

Применение франчайзинга на строительном рынке России

Рассмотрим подробнее применение франчайзинга на строительном рынке России.

Широкое применение франчайзинга на строительном рынке связано с особенностями этой отрасли:

- относительно массовый потребительский спрос на продукцию строительной отрасли;

- на фирменных строительных предприятиях разработана система ведения коммерческой деятельности, в том числе применяются специфические логистические и маркетинговые методы, доказавшие свою эффективность на практике. При передаче права на франшизу заводу-производителю «Rosstro-Velox» франчайзи получает привилегии на все операционные системы, технические экспертные данные, систему маркетинга и реализации, рекламные разработки, систему обучения, методы управления и, по существу, всю актуальную продукцию;

- прибыль, получаемая от взаимодействия будущего франчайзера и франчайзи должна быть выше той прибыли, которую они могли бы получить, работая автономно, и должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи, обеспечить приемлемые заработки франчайзи, компенсирующие его трудовой вклад, а также все виды платежей, поступающих от франчайзи франчайзеру.

К примеру, австрийская фирма Velox очень тщательно проводит отбор своих будущих партнеров, и главным критерием при этом является возможность получения гарантированной прибыли как франчайзером, так и франчайзи;

- предприятия обладают особенным имиджем, позволяющим потребителю безошибочно отличать их от других аналогов. К примеру, франчайзер гарантирует передачу пакета услуг для франчайзи, включающего разработку дизайн-проекта, поставку оборудования и фирменных элементов оформления фасадов и технологии строительства по системе Velox, основанной на монтаже монолитных коттеджей из щепоцементных плит Velox WS -35, с несъемной опалубкой австрийского производства. Главное отличие, которое делает специфическим имидж и работу по его оптимизации, — более жесткие стандарты, действующие в системе франчайзинга. Имидж франчайзинговой системы определяется ее типом, особенностями, их соответствием запросам времени и общества.

Одной из важнейших задач, которую должен решить франчайзер, — является объединение всех предприятий в одну систему.

Основные стандарты, которые влияют на формирование и оптимизацию имиджа франчайзинговой системы, соответственно на корпоративную культуру в условиях франчайзинга:

- выработка единого рекламного стиля, проведение рекламных кампаний в едином ключе;

- определение единых стандартов работы с клиентами;

- одинаковый ассортимент продукции;

- единый стиль возводимых зданий и сооружений, оформления интерьеров офисов и салонов, униформа персонала;

- соблюдение единой ценовой политики (насколько это возможно в разных регионах);

- организация мероприятий по укреплению корпоративной сети фирменной франчайзинговой сети.

Таким образом, выбор альтернативных вариантов в качестве франчайзинга на рынке строительных технологий и материалов позволяет установить долгосрочные отношения с передачей ряда полномочий в виде маркетинговых функций и управления маркетингом в сфере строительного производства на корпоративном уровне. Из чего следует:

Прямой франчайзинг — самый простой способ осуществления франчайзинга, так как он предусматривает непосредственные отношения между франчайзером и франчайзи, регулируемые франшизным соглашением. Прямой франчайзинг наиболее приемлем, когда географическое расстояние между франчайзером и франчайзи невелико. Он позволяет франчайзеру эффективно осуществлять свою деятельность без создания новых структур, например филиалов или совместных предприятий. Такая политика эффективна для крупных городов и регионов. Наиболее актуален этот вид франчайзинга для таких городов и регионов, как Москва и Санкт-Петербург.

Франчайзинговая система действует не только организованно, но и на уровне общих целей, ценностей, традиций и представлений. Именно поэтому руководитель должен прилагать максимум усилий, чтобы транслировать свою корпоративную культуру франчайзинговой системы.
Несмотря на функционирование на одном рынке, предприятия-франчайзеры закладывают во франчайзинговые договоры различные условия и действуют совершенно по разным сценариям ведения коммерческой деятельности.

Как правило, франчайзер строительного предприятия представляет франчайзи исключительные права на:

- использование фирменной марки франчайзера;

- использование бизнеса франчайзера;

- бесплатное обучение технологии бизнеса франчайзера;

- получение консультации.

К примеру, франчайзи, приобретая франшизу, может получить следующий пакет услуг:

1. Методика планирования прибыли и постоянного контроля рентабельности.

2. Предоставление оборудования в аренду с правом выкупа.

3. Участие в общих рекламных мероприятиях.

Региональный франчайзинг — форма организации франчайзинга, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района, то есть создание франчайзинговой системы в виде филиалов или отделений франчайзи, и контроль над нею в соответствии с условиями договора. Такое направление перспективно для регионов России, где происходит открытие и организация первых филиалов и отсутствуют собственные корпоративные строительные объекты. Также это направление перспективно для выхода на рынок стран СНГ.

Исходя из всего сказанного, можно с уверенностью сделать вывод, что франчайзинг — форма ведения маркетинговой деятельности, которая позволяет предприятию развиваться и завоевывать новые рынки.

Литература:
1. Жидков Я. Франшиза — начало успешного бизнеса // Управление компанией. — 2004. — №1. — С. 10-11.

Журнал "СЕВЕР строительный" № 5 2008

Еще статьи на тему "франчайзинг":

Использование франчайзинга для создания ресторанной франчайзинговой сети


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.223.213.76

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .