Развитие франчайзинговых отношений в строительной отрасли России |
Система франчайзинга представляет собой систему взаимовыгодных партнерских отношений крупного и малого бизнесаСАВИН И.Ф., Мурманский Государственный технический университет, кафедра «Менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы» Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что в России есть реальные возможности для выбора новых технологий ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить нормальную деловую атмосферу и эффективную организацию коммерческой деятельности даже при отсутствии мощной финансовой базы и стабильных источников капитала. За последние годы в стране появилось большое количество предприятий, работающих под марками широко известных национальных и международных компаний. Этой новой для России формой деятельности субъектов рынка стала широко применяемая в мировой практике система франчайзинга, представляющего собой систему взаимовыгодных партнерских отношений крупного и малого бизнеса.С каждым годом на российском рынке возрастает доля фирменной торговли. Розничный рынок тяготеет к созданию сетевых структур. С другой стороны, в настоящее время строительный рынок испытывает давление конкуренции, нуждается в рекламе и надежных путях реализации. Средством конкурентной борьбы может послужить использование строительными предприятиями франчайзинга. Франчайзинг как форма управления маркетингомФранчайзинг — система контрактных отношений, при которых одна сторона — франчайзер на определенных условиях предоставляет право другой стороне — франчайзи — использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности. Субъектами франчайзинговых отношений являются: - продавцы франшизы (франчайзеры);покупатели франшизы (франчайзи); - финансовые организации: предоставление бюджетных средств, предоставление кредитных ресурсов; - консалтинговые компании: правовые и бухгалтерские консультации, информационные услуги, методические услуги, маркетинговые услуги, организационные услуги; - юридические компании: защита прав и интересов франчайзеров, защита прав и интересов финансовых организаций. Франчайзинг получил широкое признание во многих странах мира. По количеству франчайзеров и франчайзи Великобритания занимает передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. За последние несколько лет все больше предприятий, функционирующих на российском рынке, заявляют о желании использовать франчайзинг для развития своего бизнеса. В ближайшие годы франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных методов выхода предприятия на региональный рынок России. Российский франчайзинг достиг максимального развития в пяти отраслях хозяйствования: в сфере общественного питания («Ростикс», «Елки-Палки», «Баскин 31 Роббинс» и др.), в розничной торговле («Рамстор», «Метро» и т.д.), в сфере услуг («КОДАК-ЭКСПРЕСС», «1С», EF English First и др.), в организации автозаправочных станций (ТНК, «Сибнефть», ЮКОС) и в строительной отрасли («Velox» и др.). Применение франчайзинга на строительном рынке России
Рассмотрим подробнее применение франчайзинга на строительном рынке России. Широкое применение франчайзинга на строительном рынке связано с особенностями этой отрасли: - относительно массовый потребительский спрос на продукцию строительной отрасли; - на фирменных строительных предприятиях разработана система ведения коммерческой деятельности, в том числе применяются специфические логистические и маркетинговые методы, доказавшие свою эффективность на практике. При передаче права на франшизу заводу-производителю «Rosstro-Velox» франчайзи получает привилегии на все операционные системы, технические экспертные данные, систему маркетинга и реализации, рекламные разработки, систему обучения, методы управления и, по существу, всю актуальную продукцию; - прибыль, получаемая от взаимодействия будущего франчайзера и франчайзи должна быть выше той прибыли, которую они могли бы получить, работая автономно, и должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи, обеспечить приемлемые заработки франчайзи, компенсирующие его трудовой вклад, а также все виды платежей, поступающих от франчайзи франчайзеру. К примеру, австрийская фирма Velox очень тщательно проводит отбор своих будущих партнеров, и главным критерием при этом является возможность получения гарантированной прибыли как франчайзером, так и франчайзи; - предприятия обладают особенным имиджем, позволяющим потребителю безошибочно отличать их от других аналогов. К примеру, франчайзер гарантирует передачу пакета услуг для франчайзи, включающего разработку дизайн-проекта, поставку оборудования и фирменных элементов оформления фасадов и технологии строительства по системе Velox, основанной на монтаже монолитных коттеджей из щепоцементных плит Velox WS -35, с несъемной опалубкой австрийского производства. Главное отличие, которое делает специфическим имидж и работу по его оптимизации, — более жесткие стандарты, действующие в системе франчайзинга. Имидж франчайзинговой системы определяется ее типом, особенностями, их соответствием запросам времени и общества. Одной из важнейших задач, которую должен решить франчайзер, — является объединение всех предприятий в одну систему. Основные стандарты, которые влияют на формирование и оптимизацию имиджа франчайзинговой системы, соответственно на корпоративную культуру в условиях франчайзинга:- выработка единого рекламного стиля, проведение рекламных кампаний в едином ключе;- определение единых стандартов работы с клиентами;- одинаковый ассортимент продукции;- единый стиль возводимых зданий и сооружений, оформления интерьеров офисов и салонов, униформа персонала;- соблюдение единой ценовой политики (насколько это возможно в разных регионах);- организация мероприятий по укреплению корпоративной сети фирменной франчайзинговой сети.Таким образом, выбор альтернативных вариантов в качестве франчайзинга на рынке строительных технологий и материалов позволяет установить долгосрочные отношения с передачей ряда полномочий в виде маркетинговых функций и управления маркетингом в сфере строительного производства на корпоративном уровне. Из чего следует: Прямой франчайзинг — самый простой способ осуществления франчайзинга, так как он предусматривает непосредственные отношения между франчайзером и франчайзи, регулируемые франшизным соглашением. Прямой франчайзинг наиболее приемлем, когда географическое расстояние между франчайзером и франчайзи невелико. Он позволяет франчайзеру эффективно осуществлять свою деятельность без создания новых структур, например филиалов или совместных предприятий. Такая политика эффективна для крупных городов и регионов. Наиболее актуален этот вид франчайзинга для таких городов и регионов, как Москва и Санкт-Петербург. Франчайзинговая система действует не только организованно, но и на уровне общих целей, ценностей, традиций и представлений. Именно поэтому руководитель должен прилагать максимум усилий, чтобы транслировать свою корпоративную культуру франчайзинговой системы. Как правило, франчайзер строительного предприятия представляет франчайзи исключительные права на:- использование фирменной марки франчайзера; - использование бизнеса франчайзера; - бесплатное обучение технологии бизнеса франчайзера; - получение консультации. К примеру, франчайзи, приобретая франшизу, может получить следующий пакет услуг:1. Методика планирования прибыли и постоянного контроля рентабельности. 2. Предоставление оборудования в аренду с правом выкупа. 3. Участие в общих рекламных мероприятиях. Региональный франчайзинг — форма организации франчайзинга, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района, то есть создание франчайзинговой системы в виде филиалов или отделений франчайзи, и контроль над нею в соответствии с условиями договора. Такое направление перспективно для регионов России, где происходит открытие и организация первых филиалов и отсутствуют собственные корпоративные строительные объекты. Также это направление перспективно для выхода на рынок стран СНГ.Исходя из всего сказанного, можно с уверенностью сделать вывод, что франчайзинг — форма ведения маркетинговой деятельности, которая позволяет предприятию развиваться и завоевывать новые рынки. Литература: Журнал "СЕВЕР строительный" № 5 2008 Еще статьи на тему "франчайзинг":Использование франчайзинга для создания ресторанной франчайзинговой сети
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7463 |