Главная Сразу после войны (1945 -1952 гг.)
Сразу после войны (1945 -1952 гг.) Печать E-mail

Первый послевоенный 1945-46 учебный год начался организованно. Хорошо прошел новый набор. На первый курс было принято 106 курсантов, второй курс пополнили 15 возвратившихся из армии, а также пришедших из других техникумов ребят.

Жизнь в стране постепенно перестраивалась на мирный лад, но еще повсеместно чувствовалось дыхание прошедшей войны. Продолжала действовать карточная система снабжения населения, в районах, подвергшихся оккупации, царила разруха. Промышленные предприятия, эвакуированные в глубь страны, частично готовились к возвращению.

Народ, переживший страшную войну, проявлял истинно трудовой героизм, с великим мужеством и терпением возрождая разрушенную страну.

Еще накануне войны, в 1939-1940 годах, началось реформирование системы профессионального образования. Появились ремесленные училища, ФЗУ, находившиеся полностью на попечении государства. Ряд средних и высших учебных заведений морского и речного флота, а также гражданской авиации перешли на полувоенное положение и стали училищами, а курсанты этих учебных заведений были переведены на полное государственное обеспечение. Опыт минувшей войны показал, что практически весь рыбопромысловый флот был военизирован и наряду с промысловыми задачами решал и чисто боевые. Поэтому послевоенный рыбопромысловый флот как никто другой нуждался в командных кадрах, воспитанных в духе высокой дисциплины и уставного порядка. Такие кадры, по замыслу руководителей отраслевого образования, призваны были готовить закрытые учебные заведения - училища.

С ноября 1945 года начинается новая страница в истории Мурманского морского учебного заведения. Приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР № 729 от 14.11.1945 г. Мурманский морской рыбопромышленный техникум реорганизуется в Мурманское мореходное училище Наркомрыбпрома СССР. На посту начальника училища утверждается Михаил Порфирьевич Мишагин, заведующий учебной частью И. А. Хабалов. Были введены, но еще не укомплектованы должности начальников отделений.

1-го января 1946 года, после ликвидации военного госпиталя, весь состав мореходного училища вернулся в свое здание. Всю весну и лето коллектив обживал прежнее место. Предстояли серьезный ремонт и подготовка к новому учебному году. Часть курсантов вместо практики была оставлена в училище для оказания помощи в ремонтных работах и в подготовке кабинетов и лабораторий.

В мореходке в то время обучалось всего 160 курсантов. Послевоенные трудности отразились на их успеваемости. По итогам летней сессии на следующие курсы были переведены только 93 человека, остальным назначена переэкзаменовка на осень. Старший курс - третий, потому выпуска в 1946 году еще не было.

Наступило время набора на 1946-1947 учебный год. План приема, установленный в 90 человек, был перевыполнен. Нескольких курсантов, вернувшихся с военной службы, восстановили на второй и третий курсы. Учиться пришло много бывших фронтовиков, людей хоть и молодых, но познавших уже цену жизни.

Развертывание работ по изменению структуры училища, введению военизированной организации внутреннего порядка с одновременным налаживанием учебного процесса оказалось М. П. Мишагину не по плечу, и он перешел на преподавательскую работу.

7 июня 1947 года к исполнению обязанностей начальника училища вновь приступил несколько отдохнувший Иван Алексеевич Хабалов. Он с присущей ему энергией развернул кипучую деятельность. Уже к концу года в училище создается отдел военно-морской и физической подготовки, первым начальником которого был назначен майор Александр Андреевич Акимов. Должности командиров учебных рот заняли кадровые офицеры - майор А. А. Яскожук, лейтенант В. И. Кузьмичев и младший лейтенант С. С. Сорокопуд. Параллельно с морским образованием началась военно-морская подготовка. Для ее проведения прибыли первые преподаватели - лейтенант Михаил Федорович Палыга и лейтенант Сергей Исаакович Никитин.

Все это благотворно сказалось на итогах 1946-1947 учебного года. Заметно уменьшилось количество отчисляемых курсантов. На следующие курсы было переведено 199 человек.

Постепенно налаживалась жизнь в стране. Конец 1947 года ознаменовался отменой карточной системы и денежной реформой. Вставал из руин Мурманск. Верные установившейся традиции, курсанты активно помогали в восстановлении зданий города, расчистке дорог и тротуаров.

В этот период заметно пополнился и сформировался коллектив преподавателей высокой квалификации, насчитывающий к тому времени 36 человек. В 1947 году в училище пришел преподавать радиотехнические дисциплины демобилизовавшийся из армии Константин Владимирович Редзько, ставший вскоре завучем. Пришли новые офицеры-преподаватели ВМП и командиры учебных рот.

С 1-го января 1948 года была введена должность заместителя начальника училища по военно-морской подготовке (ВМП), на которую приказом Главкома ВМФ был назначен капитан 1 ранга Михаил Данилович Полегаев. В июле М. Д. Полегаева сменил капитан 2 ранга Константин Анатольевич Куленков. Отдел военно-морской и физической подготовки был реорганизован в организационно-строевой отдел (ОРСО), начальником которого был назначен подполковник Иван Лукич Обертас. Пополнялись ряды командиров рот и преподавателей ВМП.

Изменялась организационная структура училища. Учебные группы, получившие название учебных взводов, были объединены в роты. В училище постепенно начал устанавливаться строгий режим, сходный с военным. Прибывают новые офицеры. В их числе был капитан 2 ранга Евгений Иванович Портнов, сменивший в 1949 году К. А. Куленкова на посту заместителя начальника училища по ВМП. Пришли новые преподаватели: старший лейтенант Ю. И. Бреде, инженер-подполковник И. С. Поляков, капитан 2 ранга Р. А. Лажинский, командиры рот лейтенанты Н. М Мосягин, К. И. Копыл, В. Н Кондратьев, капитаны Ф. А. Кукушкин, И.И. Епишин, П. А. Васильев, А. П. Дубро, майор С. Я. Ермоленко. С 1-го июля 1948 года вступил в силу Устав училища, утвержденный министром высшего образования СССР, включавший в себя и дисциплинарные нормы. В училище появилась даже гауптвахта для наиболее нерадивых курсантов. Всем гражданским сотрудникам и преподавателям, а также старшинскому составу учебных рот были присвоены звания, установлена форма одежды и знаки различия, утвержденные для флота рыбной промышленности. Начальнику по табели о рангах присваивалось звание инженер-капитан флота рыбной промышленности 1 ранга. Училищу было вручено Знамя, подобно тому, как это делалось при создании воинской части.

Несмотря на то, что жизнь курсантов - учеба, служба и быт - все регламентировалось Уставом и Положением о мореходных училищах, на первом плане все-таки оставалась подготовка специалистов для флота рыбной промышленности.

1947-1948 учебный год оказался напряженным. Правда, первый курс был укомплектован успешно, однако предстояли немалые трудности с организацией практики курсантов и подготовкой первого послевоенного выпуска. Нелегко было и с проведением будущей военной стажировки выпускников, необходимой для получения ими первого офицерского звания. Давали о себе знать послевоенная бедность, отсутствие необходимой материально-технической и учебно-лабораторной базы, создавать которую заново приходилось силами преподавателей и курсантов. Не обошли училище стороной бытовые проблемы. К примеру, баня и прачечная училища отапливались дровами, и потому приходилось направлять курсантов и сотрудников на их заготовку.

Трудности лишь сплачивали коллектив и мобилизовывали его на решение насущных задач. Напряженно работали учебная часть во главе с завучем Леонидом Михайловичем Фокеевым и методические объединения преподавателей. Учебные заведения рыбного хозяйства не имели еще своей образовательно-методической базы. Преподавали по учебным планам и программам Минмортранса, которые далеко не во всем удовлетворяли рыбаков. Приходилось дорабатывать программы и приспосабливать их к требованиям рыбопромыслового флота.

Первый послевоенный выпуск 1948 года был небольшим, всего 56 человек по трем специальностям. Но какие в этом выпуске были люди! О большинстве из них вскоре уже знал весь флот. Вот лишь несколько фамилий тех выпускников:

О. Боянус, окончил училище с отличием, заслуженный главный капитан Тралового флота;

Д. Калюгин - капитан, начальник Тралового флота, главный капитан рыбного порта, депутат Верховного Совета СССР;

B. Беликов - капитан, начальник отдела мореплавания ВРПО «Севрыба»;

C. Крутов - старший механик, генеральный директор научно-производственного объединения «Севтехрыбцентр»;

Ю. Рассолов - директор крупнейшего в Европе Мурманского рыбокомбината;

A. Фогт - прошел всю войну, с отличием закончил радиотехническое отделение, был начальником радиостанции, начальником исследовательского отдела Центрального проектно-конструкторского технологического бюро ВРПО «Севрыба»;

С. Нивин - начальник отдела связи объединения «Мурманрыбпром»;

B. Кольцов - начальник отдела связи ВРПО «Севрыба».

Постепенно жизнь училища налаживалась, улучшались материальная база, условия работы и учебы курсантов. Были построены механические учебные мастерские. Летом 1949 года к мехмастерским было подведено паровое отопление. Кабинеты пополнились значительным количеством новых наглядных пособий.

Чертежный кабинет получил 150 готовален и новые чертежные доски. Особой гордостью училища была и остается по сей день его библиотека. Усилиями заведующей Марии Алексеевны Шапошниковой и сотрудницы Елизаветы Михайловны Курносовой библиотечный фонд к тому времени составлял 22 500 томов и постоянно пополнялся книгами. Кабинет ВМЦ приобрел модели крейсера «Киров», авианосца, эсминца и сторожевика.

В том же 1949 году на улице Красноармейской (ныне улица капитана Егорова) было начато строительство двух четырехэтажных кирпичных зданий для размещения в них курсантских общежитий. Вместе со строителями, которых в ту пору не хватало, дома возводили и учащиеся.

Ежедневно после занятий 30 - 50 курсантов работали на стройке, и дело двигалось достаточно быстро. Быстро отстраивался и Мурманск.

Заметно увеличилось население города. Количество жителей приближалось к тремстам тысячам человек. Мурманское мореходное училище обрело известность не только в родном городе и области, о нем узнала вся страна. Недостатка в абитуриентах училище не испытывало. На учебу в Мурманск ехали юноши со всех концов СССР: с Украины, центральной России, Узбекистана, Казахстана и даже из Москвы.

Набор на 1949 - 1950 учебный год прошел при конкурсе три человека на одно место. Приняли 90 человек, таким было плановое задание.
Новый учебный год начался торжественно с общего построения всего курсантского и преподавательского состава. Училище уже имело свой духовой оркестр, которым руководил бывший военный музыкант М. В. Плешаков. Приобрести инструменты помогли Мурманский рыбный порт и Траловый флот. С тех пор все торжественные мероприятия в училище проводятся с непременным участием духового оркестра. Последние 35 лет им успешно руководит Николай Анатольевич Троценко.

А тогда, в 1949 году, на торжественном построении под звуки оркестра вдоль строя было пронесено Знамя училища. После добрых напутственных слов начальника училища и представителя Тралового флота курсанты, прошедшие торжественным маршем перед импровизированной трибуной, отправились на занятия.

Ознаменовывать начало каждого учебного года торжественными построениями стало в училище доброй традицией.

В июле 1950 года произошла очередная смена руководства. Начальником Мурманского мореходного училища был вновь назначен инженер-капитан 1 ранга флота рыбной промышленности Николай Павлович Раевский, а И. А. Хабалов опять стал его заместителем по учебной работе.

Оба хорошо и давно знали друг друга, и потому смена произошла без каких-либо потрясений и сбоев в работе училища. Вскоре закончилось строительство одного из зданий общежития, и в конце августа оно вступило в строй. Строительство второго здания затягивалось.

Так прошли первые пять послевоенных лет. Училище твердо становилось на ноги. Шла к концу разработка проектно-сметной документации на возведение второй очереди учебного корпуса по улице Кольской (ныне улица Книповича). Там предполагалось разместить столовую и механические мастерские. Под капитальное строительство планировалось заказать новое учебное оборудование и современную аппаратуру, в том числе радиолокационные станции, гидроакустические приборы, а также оптическую систему планетария. Строительные работы, включавшие в себя поставку заказанного оборудования, были вписаны в титул генплана, а это значит, что средства на строительство будут непременно выделены. Так оно позднее и случилось.

70 ЛЕТ КУРСОМ НА СЕВЕР  


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.221.145.174

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2019 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .