На подъеме (1957 - 1969 гг.) |
К своему 25-летию училище подошло уже полностью оправившимся от последствий войны.Новый начальник училища довольно быстро освоился, проявив себя требовательным руководителем, хорошо понимающим, что и как надо делать для развития мореходки. Шла напряженная работа по развитию лабораторной базы. Создавалось впечатление, что этот процесс никогда не будет завершен, поскольку увеличение и обновление промыслового флота требовало и новых специалистов. Флот по-прежнему испытывал острый дефицит дипломированных кадров. Вместе с тем воистину золотой фонд рыбодобывающих организаций составляли люди с большим опытом работы, прошедшие курсовую систему подготовки. Появляющаяся на судах новая техника и квалификационные требования к персоналу по ее обслуживанию и эксплуатации постоянно обгоняли образовательный уровень многих заслуженных моряков. Назревала необходимость создания в училище условий для заочного обучения флотских кадров. Приказом Минрыбхоза СССР в мае 1957 года в Мурманском мореходном училище было открыто заочное отделение для обучения по трем специальностям. Возглавил его А. Л. Кауфман. В том же году туда поступило 370 человек! Среди принятых были уже известные на бассейне капитаны и механики, начальники судовых радиостанций. С этого времени стартовало еще одно структурное образовательное подразделение училища. Конец 50-х - начало 60-х можно было бы охарактеризовать как медленное, но уверенное продвижение коллектива училища вперед. Жизнь шла без видимых потрясений. Спокойно и размеренно трудилась учебная часть во главе с К. В. Редьзко. Велась целенаправленная методическая работа в цикловых комиссиях. Преподаватели разрабатывали конспекты лекций. Особое внимание уделялось качественному проведению лабораторных работ и составлению методических пособий по их проведению. Сам К. В. Редьзко написал и издал учебное пособие - «Задачник по радиоприемным устройствам». Сложился дружный, творческий коллектив преподавателей и офицеров. Их усилия и самоотдача служили примером для курсантов. Согласованная воспитательная работа классных руководителей и командиров рот давала хорошие результаты. Учащиеся мореходки, следуя установившимся традициям, вносили свой вклад в развитие города. Они помогали в строительстве Мурманского телецентра на сопке Варничной, участвовали в сооружении стадиона и в возведении памятника Герою Советского Союза Анатолию Бредову. Силами курсантов, по инициативе и под руководством командира роты старшего лейтенанта Л. X. Фрейдинова, был заложен парк у кинотеатра «Северное сияние». Неоценима ежегодная сезонная помощь в заготовке на зиму овощей, особенно в разгрузке поступающего по железной дороге картофеля. Общественно-полезными работами не ограничивались интересы воспитанников мореходки. Летом 1958 года группа курсантов совершила еще один дальний шлюпочный переход по маршруту Мурманск - Москва. Командовал им капитан-лейтенант М. Ф. Палыга. Зимой следующего года 14 учащихся на лыжах прошли 600 километров по трассе Мурманск - Кемь. Традиционно проводились ежегодные спартакиады училища, смотры коллективов художественной самодеятельности рот и отделений. С завершением строительства здания механических мастерских появилась возможность перевести туда спортивный комплекс, а это позволило более эффективно использовать актовый зал. Увлеченно работали курсанты на любительской радиостанции. В радиорубке по сути «прописался» учащийся, а позднее преподаватель училища, фанатичный радиолюбитель Авинир Суханов. Его стараниями радиостанцию Мурманского мореходного училища, без преувеличения, услышали и узнали во всем мире.Не для красного словца, а истины ради надо сказать, что для большинства ребят училище было в то время действительно родным домом. В этом доме для них открывалась дорога в жизнь, формировались их жизненные принципы, гражданская позиция. Показательны в этом отношении воспоминания бывшего курсанта судоводительского отделения, а впоследствии известного мурманского писателя и поэта Виктора Тимофеева: «Когда я в 1956 году поступал в мореходку, в нашем наборе было много детдомовцев. Как раз подросли самые малые «дети войны», последние. Для них мореходка с учебой и кормлением была одним из настоящих выходов в жизнь. Но и для таких, как я, лишившихся отцов, учеба в мореходном училище была тоже одним из немногих путей в настоящее дело. Поэтому училище стало для нас истинным домом. Я его полюбил, я им горжусь. После окончания в 1960 году училища я работал в «Мурмансельди» и заодно учился заочно, а потом еще и очно. Но два добавившихся вузовских диплома я ставлю ниже одного - мореходного. С теплым эхом в крови, все так же, как сорок лет назад, я вглядываюсь в мой первый «корабль», в первое открывшееся для меня здание города. С сердечной благодарностью вспоминаю (молодых тогда!) наших учителей - Сукрухо, Россова, Логинова, Блинова и других. Становясь постепенно писателем, я все глубже и глубже осознавал, что в моей судьбе мореходка - великая удача, золотой ключик, она, именно она, вывела меня, степняка-подростка, в бескрайний фантастический мир, где я встретил и полюбил будущих героев моих стихотворений, песен, баллад, поэм! Она вывела меня на дорогу, где красота стихий огранивает красоту людей, а для литератора это одно из главных условий деятельности и самого существования. Спокойная, размеренная, на первый взгляд, жизнь училища не была тихой заводью. В 1959 году К. В. Редьзко перешел на преподавательскую работу, а должность заместителя по учебной части занял В. А. Ильин, бывший до этого начальником судоводительского отделения. В 1961 году В. А. Ильина, перешедшего в систему народного образования в качестве директора средней школы, сменил В. Г. Клюкин, педантичный, трудолюбивый человек, опытный судоводитель. Кадровые перестановки в училище происходили постоянно, но надо признать, что они не потрясали коллектив и шли, в конечном счете, на пользу делу. Подбор кандидатов на новые должности производился прежде всего по деловым качествам. Энергичный, быстрый на решения и поступки, беспокойный начальник училища В. П. Гусев и его заместитель В. Г. Клюкин - спокойный, рассудительный, неторопливый - органично дополняли друг друга. Расширялось заочное отделение. Открывались новые специальности, которых ранее не было в училище. С приходом на Север новых судов, насыщенных электрооборудованием, проявился острый дефицит в электромеханиках. Оперативное реагирование заочного отделения на запросы производства позволило решить эту проблему. По просьбе администрации Мурманской судоверфи начали готовить специалистов в области судоремонта. В Кандалакше открылось вечернее отделение. Число заочников превысило 1000 человек. Перешагнул тысячный рубеж и контингент очного отделения. Постоянно пополнялся и обновлялся педагогический коллектив. В начале 60-х пришли в училище А. Ф. Сенченко, А. Б. Шувалова, А. Я. Шустер, А. И. Гандзиошин, А. П. Федоров, Б. М. Вайсберг, Е. М. Чевтаев, А. И. Суханов и другие. Большинство из них надолго связали свою жизнь и судьбу с мореходным училищем. Это время совпало с началом разработки новой, первой для учебных заведений Минрыбхоза СССР учебно-методической документации. Готовились учебные планы и программы по всем специальностям. К этой работе была привлечена большая группа преподавателей училища, которые впоследствии стали ведущими специалистами в своей отрасли. Программы и методические задания для заочного обучения по радиотехнической специальности были полностью разработаны преподавателями училища и изданы отдельным сборником под редакцией А. Я. Шустера. Училище уверенно шло к своему 35-летию. В начале 1967 года его руководство при поддержке партийных и общественных организаций города и области, а также Минрыбхоза СССР, вышло с предложением присвоить училищу имя И. И. Месяцева. 23 июня 1968 года Совет Министров РСФСР, отмечая заслуги училища в деле подготовки специалистов для рыбопромыслового флота, принял это предложение и присвоил Мурманскому мореходному училищу имя профессора Ивана Илларионовича Месяцева. Иван Илларионович Месяцев родился в 1885 году, в 1912-м окончил Московский университет и специализировался как зоолог-океанолог. Он был одним из организаторов и первым директором созданного в 1921 году плавучего морского научного института, выросшего ныне во Всесоюзный институт рыбного хозяйства и океанографии. Под руководством И. И. Месяцева в 1922 году было построено первое советское морское экспедиционное судно «Персей», на котором он провел ряд комплексных научных экспедиций в северных морях. Иван Илларионович многое сделал для развития рыбного промысла на Севере. Так, на основе изучения биологии стайных рыб, в частности, их концентрации, Месяцев установил целесообразность развития крупного тралового флота, обосновал необходимость разработки и внедрения индустриальных методов освоения рыбных богатств Севера. Авторитет училища в регионе и отрасли возрос к тому времени настолько, что в 1968 году приказом Министерства образования СССР оно было признано базовым в Мурманской области, а начальник училища В. П. Гусев избран председателем Совета директоров средних специальных учебных заведений области. С тех пор Мурманское мореходное училище имени И. И. Месяцева по праву остается базовым в регионе, а его руководители, сменяя друг друга, успешно возглавляют Совет директоров средних учебных заведений области. Коллектив училища, состоявший из преподавателей, офицеров ВМЦ и ОРСО, представлял тогда сплоченную команду. Вопросы обучения и воспитания были предметом частых обсуждений на заседаниях педагогического совета, в кабинетах и в преподавательской. Чувствовались постоянная заинтересованность и ответственность за общее дело. Нередкими были в то время совместные вечера отдыха, особенно по случаю календарных праздников. Дни 8 марта и 23 февраля отмечались в коллективе на редкость занимательно и весело, в их подготовке участвовали все, независимо от ранга. Дружно и организованно выходили преподаватели и сотрудники на праздничные демонстрации, воодушевляя курсантов перед их торжественным маршем вдоль трибуны. Не отставал в организации досуга и курсантский коллектив. Под руководством заведующей клубом Галины Александровны Базановой работали кружки художественной самодеятельности. Прекрасный эстрадный ансамбль курсантов был весьма популярен в городе. Заведующая читальным залом Софья Петровна Баценюк организовала и возглавила клуб поэзии. Стихи курсантов - членов клуба звучали на училищных вечерах и нередко появлялись на страницах местных газет. Два раза в год, весной и зимой, проходили спартакиады училища. Душой спортивных мероприятий была руководитель физвоспитания Маргарита Александровна Чквианова. Прекрасная лыжница, энергичный и целеустремленный человек, она вела дело так, что физкультурой и спортом занимались не только все курсанты, но и преподаватели. Нередко в выходные и праздничные дни она выводила большие группы курсантов на лыжню. Вместе они ходили на лыжах в Печенгу, Кицу, Ловозеро, побывали в Хибинах. Спортивный клуб мореходного училища считался одним из лучших в Мурманске. Заканчивался 1969 год, Мурманское мореходное училище имени И. И. Месяцева находилось в ту пору на подъеме. Начальник училища В. П. Гусев переходит на руководящую работу в управление «Севрыба», а на его место назначается Владимир Анатольевич Ильин. С мореходкой он был связан и годами учебы, и последующей работой, пройдя путь от лаборанта до заместителя начальника училища по учебной работе. Владимир Анатольевич, можно смело сказать, был создан для этой работы и по праву возглавил родное ему учебное заведение. Можно было позавидовать его волевым качествам, убежденности и глубине понимания миссии педагога.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6523 |